Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:16, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение законов, функций, механизмов и эффектов микроэкономических рынков.
Для реализации поставленной цели мы ставим перед собой следующие задачи:
- изучение и анализ литературы по теме курсовой работы;
- рассмотрение понятия рынок, его функций и видов;
- изучение законов и механизмов рынков;
- рассмотрение эффектов рынков.
ВВЕДЕНИЕ
1. МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЫНКИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
1.1. Понятие рынка и его функции
1.2. Виды микроэкономических рынков
1.3. Рынок как система конкуренции
2. МЕХАНИЗМЫ, ЗАКОНЫ И ЭФФЕКТЫ МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ РЫНКОВ
2.1. Механизм микроэкономического рынка
2.2. Законы микроэкономического рынка
2.3. Эффекты микроэкономического рынка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Организованный рынок
требует, чтобы предлагаемые для
продажи акции и облигации
проходили специальную
Свободный рынок в этом
смысле не предъявляет жестких требований
к продавцам и покупателям. Здесь
действуют законодательные
Остановимся более подробно на основах функционирования организованного и свободного рынка ценных бумаг.
Организованный рынок ценных бумаг - система фондовых бирж - обладает четырьмя неотъемлемыми чертами:
· сделки совершаются часто;
· между ценой спроса и
ценой предложения почти
· сделки проводятся за короткое время, как правило, не бывает значительного колебания цен.
Все это обеспечивается комплексом целенаправленных организационных действий.
Прежде всего необходимо, чтобы круг держателей ценных бумаг каждой компании был как можно более широк. Кроме того, следует всемерно способствовать совершению краткосрочных операций по купле-продаже. Другим важным фактором является наличие большого числа крупных компаний, однако на организованном рынке обязательно должны быть представлены средние и небольшие компании.
Также следует отметить тот факт, что организованный рынок обладает способностью к самоускорению и самозамедлению. Активный рынок создает впечатление легкой ликвидности ценных бумаг, чем стимулирует их покупку. Кроме того, он привлекает многообразием возможностей, что увеличивает число операций на кредитной основе.
Свободный рынок ценных бумаг
можно охарактеризовать как рынок,
не имеющий определенного
Свободный рынок представляет
собой вторую не менее важную сферу
распространения и оборота
· выпуски, ориентированные на ограниченный круг потенциальных покупателей, требующие особых методов распространения;
· малые выпуски;
· бумаги с очень высокой ценой;
· бумаги, в которых предложение соответствует спросу, т. е. покупатель широко известен и распространить бумаги легко;
· бумаги, выпущенные под залог недвижимости;
· бумаги, тесно связанные
с региональными хозяйственными
комплексами или социально-
· безбумажная форма выпуска, когда эмитент не хочет себя афишировать.
Также на свободном рынке совершаются сделки с акциями крупных компаний, циркулирующими в биржевой системе.Основными участниками свободного рынка являются брокерско-дилерские конторы, для которых характерна сравнительно узкая специализация по видам бумаг и сделок, а также банки и инвестиционные компании. В свою очередь банки подразделяются на инвестиционные, главным предметом деятельности которых является подписка на распространение акций и облигаций различных корпораций, и коммерческие, занимающиеся на свободном рынке главным образом распродажей федеральных и местных облигаций. Значительное число сделок на свободном рынке осуществляется не на комиссионной, а на чистой (или дилерской) основе. Это означает, что услуги клиентам оказываются ради дохода от разницы цен - от последующей перепродажи дилером бумаг по более высокой цене либо от их покупки для клиентов по более низкой цене.
Свободный рынок всегда находится
не только под государственным контролем,
но и под контролем со стороны
ассоциации, объединяющей данных рыночных
субъектов. Во всех развитых капиталистических
странах участники свободного рынка,
как и участники фондовых бирж,
подлежат не только юридическому, но и
профессионально-
Труда. Это саморегулирующаяся система распределения рабочей силы со специфическими факторами конкуренции между ее владельцами за наиболее выгодные условия и оплату труда, а также между работодателями - за привлечение наиболее квалифицированной рабочей силы. Субъектами отношений на рынке труда выступают владельцы предприятий (работодатели) - "покупатели" и отдельные личности - "продавцы". Рынок труда выполняет такие функции:
1) оценивает полезность (потребительскую стоимость) и ценность (стоимость) рабочей силы, то есть того или другого вида труда;
2) регулирует спрос и
предложение труда,
Функционально организационная структура рынка труда включает у себя принципы государственной политики в отрасли занятости, правовую регуляцию трудовых отношений, систему подготовки кадров, систему найма, систему переподготовки и переквалификации рабочих, которую осуществляют биржи труда.
По видам и способам торговли выделяют рынки оптовой и розничной торговли; по формам оплаты за товары – продажа: по безналичному расчету, в кредит, под залог. По отдельным товарам существует деление рынков на рынок денег, капитала, земли, жилья, труда и пр. По отношению к нормам законодательства можно выделить легальный и нелегальный (теневой) рынок. По территориальному признаку рынки делятся на: местный, региональный.
1.3. Рынок как система конкуренции
Одним из важнейших признаков рынка является конкуренция как форма взаимного соперничества субъектов рынка и механизм регулирования общественного производства. Конкуренция - общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов.
Конкуренция в экономике
выполняет ряд функций: выявляет
и устанавливает рыночную стоимость
товара; сводит конкретный труд к общественно
необходимому; содействует выравниванию
индивидуальных стоимостей и прибыли
в зависимости от производительности
труда и эффективности
Посредством конкуренции происходит распределение не только факторов производства, но и доходов в соответствии с вкладом и эффективностью деятельности хозяйствующих субъектов. Эффективное использование ресурсов позволяет производителям получать высокие доходы, при неэффективном использовании ресурсов они несут убытки и могут быть вытеснены с рынка.
Высококонкурентный (совершенной конкуренции) . Характеризуется следующими признаками: продукция фирм однородна, так что потребителям безразлично, у какого производителя ее покупать. Все товары отрасли являются совершенными заменителями, а перекрестная эластичность спроса по цене для любой пары фирм стремится к бесконечности: Это означает, что любое сколь угодно малое повышение цены одним производителем сверх рыночного уровня ведет к сокращению спроса на его продукцию до нуля. Таким образом, разница в ценах может быть единственной причиной предпочтения той или иной фирмы. Неценовая конкуренция отсутствует. Количество экономических субъектов на рынке неограниченно велико, а их удельный вес столь мал, что решения отдельной фирмы (отдельного потребителя) об изменении объема ее продаж (покупок) не влияют на рыночную цену продукта. При этом, естественно, предполагается отсутствие сговора между продавцами или покупателями для получения монопольной власти на рынке. Рыночная цена является результатом совместных действий всех покупателей и продавцов. Свобода входа и выхода на рынке. Отсутствуют какие-либо ограничения и барьеры — нет патентов или лицензий, ограничивающих деятельность в данной отрасли, не требуются значительные первоначальные капиталовложения, положительный эффект масштаба производства крайне незначителен и не препятствует входу в отрасль новых фирм, отсутствует государственное вмешательство в механизм спроса и предложения (субсидии, налоговые льготы, квотирование, социальные программы и т.п.). Свобода входа и выхода предполагает абсолютную мобильность всех ресурсов, свободу их перемещения территориально и из одного вида деятельности в другой. Совершенное знание всех субъектов рынка. Все решения принимаются в определенности. Это означает, что все фирмы знают свои функции доходов и издержек, цены всех ресурсов и все возможные технологии, а все потребители имеют полную информацию о ценах всех фирм. При этом предполагается, что информация распространяется мгновенно и бесплатно.
Данные характеристики являются настолько строгими, что практически нет реальных рынков, которые полностью бы им удовлетворяли.
Тем не менее, модель совершенной конкуренции: позволяет исследовать рынки, на которых большое количество малых фирм продают однородную продукцию, т.е. рынки, близкие по условиям с данной моделью;проясняет условия максимизации прибыли; является стандартом для оценки эффективности реальной экономики.
и несовершенной конкуренции (чистой монополии, олигополии и монополистической конкуренции). На таком рынке подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм, которые, занимая господствующее положение на рынке, могут влиять на условия реализации продукции и, прежде всего, на цены.
Существует три основные структуры (модели) рынка несовершенной конкуренции: чистая монополия; олигополия; монополистическая конкуренция.
Чистая монополия - это рынок, на котором функционирует один продавец. В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т.е. понятие фирма и отрасль совпадают. Вхождение в отрасль для других фирм блокировано. Препятствием для вхождения в отрасль могут быть: низкие издержки производства крупной фирмы, монополизировавшей рынок (эффект масштаба); наличие государственных патентов и лицензий; исключительные права на важнейшие источники сырья; предоставление правительством одной фирме статуса единственного продавца (транспортные услуги, связь, газоснабжение). Условием существования чистой монополии является уникальность предлагаемой продукции, отсутствие близких заменителей. Чистая монополия в масштабах национального хозяйства - явление редкое, однако она достаточно широко представлена на местных рынках. Практически в любом городе один продавец продает электроэнергию, обеспечивает водоснабжение, оказывает телеграфные услуги, обеспечивает транспортные перевозки и т.д. В связи с тем, что чистая монополия не просто ограничивает, а фактически ликвидирует конкуренцию, государство в отношении чистых монополий проводит антимонопольную политику.
Олигополия (от греческого олиго — немногие и полео - продаю) - это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм. (Так, например, в США имеется 9 фирм-продавцов жевательной резинки, на долю которых приходится 95% годовых продаж.) Четкого количественного критерия олигополии в виде числа фирм нет, но обычно оно колеблется от трех до десяти. Олигополия, состоящая из 3-4 фирм, называется "жесткой"; состоящая из 4—9 фирм, на долю которых приходится 70-80% рынка, называется "аморфной". Олигополия может существовать на рынке стандарти-зированной продукции (нефть, цемент) или на рынке дифференцированной продукции (автомобили, бытовая техника). Различают олигополию сбалансированную (несколько фирм одинакового размера) и асимметричную (один продавец-лидер и ряд небольших продавцов). Фирмы, функционирующие на олигополистическом рынке, получают высокие прибыли потому что, как и в случае чистой монополии, вхождение в отрасль для фирм-аутсайдеров затруднено. Характерной особенностью олигополистического рынка является взаимозависимость фирм - любой из олигополистов находится под существенным воздействием поведения остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость. Результаты функционирования фирмы-олигополиста зависят не только от ее собствен¬ной политики, но и от решений ее конкурентов. Если одна фирма ("Кока-кола") снизит цену на свою продукцию, то другая фирма, функционирующая в этой отрасли ("Пепси-кола"), будет вынуждена также снизить цену своей продукции. Ценовая конкуренция среди олигополистов носит разорительный характер, поэтому фирмы стремятся к соглашению о ценах, смещая конкуренцию в направлении качества, рекламы, индивидуализации продукции.
Монополистическая конкуренция. На рынке такого типа имеется множество продавцов, продающих однотипную, но дифференцированную продукцию (например, джинсы, зубная паста), в отношении которой продавец ведет себя как монополист. Продавцы самостоятельно определяют цену на свои товары, объемы продаж. Но поскольку продавцов аналогичной продукции много и объем продаж отдельной фирмой относительно невелик, постольку контроль фирмы над ценами ограничен. Основные методы конкуренции - товарные знаки, реклама, выделяющие различия товаров. Вход на рынок монополистической конкуренции относительно свободен. Внешне монополистическая конкуренция схожа с совершенной конкуренцией, но наличие хотя ограниченной, но монопольной власти ведет к тому, что производство, осуществляется с издержками более высокими, чем в условиях совершенной конкуренции. Однако широкий выбор марок, видов, стилей, качества продукции позволяет лучше удовлетворять разнообразные потребности покупателей, компенсируя тем самым потери общества от более высоких издержек производства.
Помимо этих трех основных
типов (моделей) существуют и другие
модели рынка несовершенной
2. МЕХАНИЗМЫ,
ЗАКОНЫ И ЭФФЕКТЫ
2.1. Механизм микроэкономического рынка.
Рынок в маркетинге - это совокупность имеющихся и потенциальных покупателей товара или услуги. У этих покупателей общие нужды или запросы, которые можно удовлетворить за счет обмена. Размер рынка зависит от количества покупателей, испытывающих потребность в товаре, имеющих средства для совершения обмена и желание обменять эти средства на нужный товар. В процессе исторического развития рыночного (товарного) хозяйства изменялось понимание рынка и рыночного механизма, их сущности, изменялся и сам рынок, его механизм, вырастала их роль в экономике. Изначально термин "рынок" означал место, где продавцы и покупатели могли совершать обмен своими товарами. Например, центральная площадь города. В экономической теории рынок — одна из самых распространенных категорий, одно из основных понятий хозяйственной практики экономики. Рынок в экономической теории — это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции. Основателем теории рынка принято считать представителя классической школы Адама Смита, который первый указал на причины развития товарного обмена, а следовательно и рынка. Такой причиной Адам Смит считал ограниченность производственных возможностей человека, которые можно увеличить за счет общественного разделения труда, что в конечном счете и приводит к возникновению обмена и формирования рынка.
Информация о работе Законы функции механизмы и эффекты микроэкономических рынков