Законы функции механизмы и эффекты микроэкономических рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:16, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение законов, функций, механизмов и эффектов микроэкономических рынков.
Для реализации поставленной цели мы ставим перед собой следующие задачи:
- изучение и анализ литературы по теме курсовой работы;
- рассмотрение понятия рынок, его функций и видов;
- изучение законов и механизмов рынков;
- рассмотрение эффектов рынков.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

1. МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЫНКИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
1.1. Понятие рынка и его функции
1.2. Виды микроэкономических рынков
1.3. Рынок как система конкуренции

2. МЕХАНИЗМЫ, ЗАКОНЫ И ЭФФЕКТЫ МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ РЫНКОВ
2.1. Механизм микроэкономического рынка
2.2. Законы микроэкономического рынка
2.3. Эффекты микроэкономического рынка

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

1_курсовая (законы функции механизмы и эффекты микроэкономических рынков).docx

— 71.85 Кб (Скачать файл)

Представим себе отрасль, в которой действует совершенная  конкуренция. Все фирмы отрасли  несут затраты на производство дополнительной единицы продукции, равные предельным частным затратам, MPC (рис. 1, а). При  этом все фирмы загрязняют окружающую среду, и это обходится им бесплатно. С увеличением производства растет совокупный ущерб от загрязнения, который  называется общими внешними затратами. Следовательно, существуют предельные внешние затраты (MEC), связанные с  выпуском каждой дополнительной единицы  продукции и не оплачиваемые производителями. Поэтому, чтобы определить предельные общественные затраты (MSC), показывающие, во что реально обходится хозяйству  производство блага, мы должны сложить MPC и MEC.

Аналогично этому нетрудно убедиться, что при положительном  внешнем эффекте благо будет  недопроизводиться. Представим, что  продажа цветов на улицах приносит полезность всем прохожим вне зависимости  от того, являются они покупателями этих цветов или нет. Следовательно, существует положительный внешний эффект. Чтобы рассчитать предельные общественные выгоды (MSB), которые показывают всю полезность производства для общества, нам нужно сложить предельные внешние выгоды (MEB), достающиеся бесплатно, и предельную полезность потребителей, полученную от купленных цветов. Поскольку фирмы не получают вознаграждения за внешние выгоды, равновесие устанавливается в точке А, и это означает недопроизводство цветов. Если бы потребители платили за удовольствие созерцания цветов на улицах, эти цветы выставлялись бы в большем объеме и равновесие установилось бы в точке B (рис. 1,б).

Что нужно сделать, чтобы  устранить этот провал рынка? Необходимо сделать так, чтобы лицо, порождающее  внешний эффект, считалось с внешними затратами или получало вознаграждение за внешние выгоды. Существуют три  подхода к решению этой проблемы: интернализация внешних эффектов, введение корректирующих налогов и субсидий и закрепление прав на все ресурсы в соответствии с теоремой Коуза.

Интернализация внешних эффектов

Один из способов заставить  лицо считаться с теми внешними эффектами, которые оно порождает своей  деятельностью, заключается в интернализации внешних эффектов (от лат. internus - внутренний). Под интернализацией мы здесь понимаем превращение внешнего эффекта во внутренний. Возможным путем интернализации является объединение субъектов, связанных внешним эффектом, в одно лицо.

Представим, что химический и пивоваренный заводы из приведенного выше примера объединяются в одно предприятие. При этом внешний эффект, который раньше создавал химзавод, исчезает, так как теперь одна фирма  вынуждена иметь дело с обоими производствами и ни на кого извне  она влияния не оказывает. Теперь затраты в виде уменьшения выпуска  пива она воспринимает как свои собственные  и будет стремиться их минимизировать.

Точно так же, если вы "достаете" свою соседку веселой музыкой, а  потом женитесь на ней, то в дальнейшем снижение ее полезности будет восприниматься вашей ячейкой общества как общее  снижение полезности, и, следовательно, вы будете принимать в расчет это  воздействие.

Однако интернализация далеко не всегда возможна или желательна. В использованном выше примере нет смысла объединяться химическому и пивоваренному заводам (если, конечно, не считать саму интернализацию, которая никогда не была бы главной причиной объединения). В некоторых случаях объединение двух производств может грозить потерей эффективности за счет отрицательной экономии от масштаба. Что касается примера с соседкой, невозможно создать семью со всеми людьми, с которыми вас связывают внешние эффекты...

Корректирующие налоги и  субсидии. Существует другой способ побудить лицо, являющееся источником внешних эффектов, считаться с затратами, которые эти эффекты порождают, - заставить его оплатить эти затраты. Если производитель внешних затрат будет вынужден с ними считаться, он будет пытаться оптимизировать соотношение затрат и выгод, а это путь к парето-эффективности.

Но кто может это  сделать? Только тот, кто обладает властью  в хозяйстве и может назначить  плату за ограниченный ресурс, который  не имеет собственника. Эта плата  может быть назначена в виде налога, который называют корректирующим налогом, или налогом Пигу (по имени английского экономиста, предложившего такой налог).

Корректирующий налог - это  налог на выпуск товара, позволяющий  уравнять предельные частные и предельные общественные затраты. Этот налог заставляет фирму воспринимать внешние затраты, как свои собственные, увеличивая предельные частные затраты производства на сумму, равную МЕС.

Без корректирующего налога рыночное равновесие было в точке А. Введение налога привело (в условиях совершенной конкуренции) к росту цены и подняло МРС до уровня MSC. Это привело к уменьшению выпуска продукции. Величина налогового сбора равна площади прямоугольника CBFD. Новое равновесие, достигнутое в точке В, является эффективным, так как выполняется условие:

МРС + МЕС = MSC = MSB.

Уменьшение общественных затрат, а следовательно и выигрыш  в эффективности, равно площади  треугольника BAF.

Теперь рассмотрим случай положительных внешних эффектов. Как уже отмечалось, при их наличии

стороны государства для  установления эффективного уровня производства. Для этого используются корректирующие субсидии - платежи создателям положительных  внешних эффектов. На рис. 2, б показаны последствия введения корректирующей субсидии.

Целью корректирующей субсидии является выравнивание предельной частной  и предельной общественной полезности. До введения субсидии рыночное равновесие было в точке A. Пусть предельные внешние выгоды постоянны и введена  корректирующая субсидия s = MEB. Это приведет к увеличению спроса на благо, что  в свою очередь вызовет рост объема производства и цены. Новое равновесие соответствует точке B, и количество производимого блага будет эффективным, поскольку выполнено условие:

MEB + MPB = MSB = MSC , 

где MPB - предельные частные  выгоды. Общая величина субсидии равна  площади прямоугольника CDFB.

Однако использование  корректирующих налогов и субсидий наталкивается на некоторые препятствия. Сопоставим действие налогов и штрафов.

1. Введение потоварного налога приводит к желаемому результату лишь в предположении, что существует единственно возможная технология производства продукта, так что объем выпуска и размер внешнего эффекта однозначно связаны друг с другом. Если же при одном и том же объеме выпуска величина внешнего эффекта может варьировать (скажем, фирма может строить или не строить очистные сооружения), то налог на продукт не побуждает фирму выбирать технологию, эффективную с общественной точки зрения. Эту задачу могут решить налоги (штрафы), величина которых непосредственно связана с величиной внешнего эффекта. Применение штрафа в размере MEC на единицу внешнего эффекта приведет к тому, что предельные затраты для фирмы будут равны

MPC + MEC = MSC , 

что побудит фирму осуществлять выпуск в общественно оптимальном  объеме и к тому же использовать общественно эффективную технологию.

2. При установлении размера  корректирующего налога на продукцию  или штрафа необходимо определить  предельные общественные затраты,  что представляет собой непростую  задачу. Введение штрафов за производство  внешних эффектов сопряжено также  с дополнительными техническими  трудностями: внешние эффекты требуется измерять специально, что может потребовать значительных затрат.

Если в качестве затрат или выгод выступает изменение  уровня полезности людей, то в этом случае ничего измерить просто невозможно. Полезность, получаемая соседями от созерцания вашего цветника, не имеет ценностного  выражения. Однако вы не можете ни запретить  соседям пользоваться этим благом, ни принудить их платить за пользование. Государственные меры (корректирующие субсидии и т. д.) в отношении этих внешних эффектов не могут быть применены  хотя бы в силу невозможности определения  предельной внешней полезности.

3. Одна и та же фирма  может производить одновременно  несколько различных внешних  эффектов, каждый из них необходимо  измерить, и для каждого требуется  определить размер штрафа на  уровне предельных внешних затрат. Штраф должен играть роль цены  ресурса, но в отличие от последней его величина не формируется рынком, а должна быть определена расчетным путем.

По этим причинам для уменьшения отрицательных внешних эффектов часто используются не корректирующие налоги и не штрафы, а государственная  регламентация. Государство может  устанавливать предельно допустимые нормы загрязнения или непосредственно  контролировать производственный процесс, требуя от фирм, например, строительства  определенных очистных сооружений. Но это уже сопряжено с возможными провалами государства.

 

                                           Заключение

Целью данной курсовой работы являлось углубленное знакомство с  микроэкономическими рынками через  механизм микроэкономического рынка, а также с помощью его законов, функций и эффектов, которые оказывают  микроэкономические рынки. Для достижения поставленной  цели были реализованы  следующие задачи: изучение и анализ литературы по теме курсовой работы; рассмотрение понятия рынок, его функций и видов; изучение законов и механизмов рынков; рассмотрение эффектов рынков.

Таким образом можно сделать вывод. Микроэкономический рынок – это сложная экономическая система, способная к саморегулированию. Микроэкономический рынок как система имеет множество функций: регулирующую, информационную, ценообразующую, посредническую, санирующую, стимулирующую, созидательно-разрушительную, дифференцирующую. Также он сам делится на такие рынки как: рынок средств производства, предметов потребления и услуг, информационный, ценных бумаг, труда, оптовых и розничных продаж, рынок легальный и нелегальный.

 

 

 

 

 

                        СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Камаев В. Д. и др. Экономическая теория: учебник. М.: ВЛАДОС, 2001

2. Хейне П. Экономический образ мышления. - М.: Из-во Дело, 2000

3. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс : принципы, проблемы и политика: Пер. с 13-го англ. изд. М.: ИНФРА М, 2002

4. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер с англ. со 2-го изд. М.: Дело, 2002

5. Введение в рыночную  экономику /Под. ред. А.Л.Лившица, И.Н.Никулиной.-М.: Высшая школа, 1994

6. Курс экономической  теории /Под. ред. М.Н.Чепурина.- Киров: АСА, 1999.

7. Нуриев Р.М. Основы  экономической теории.-М.: Высшая школа, 2002

8. Хайман Д. Современная микроэкономика: анализ и применение. М.: Высшая школа, 209. Фишер С., Дорибуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. М.: Дело ЛТД, 1993.

10. Ховард К., Журавлева Г.П. Принципы экономики свободной рыночной системы (экономике): Учебник. М.: Златоуст, 2005. - 322 с.

11. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. СПб.: Питер, 2004. - 540 с.

12. Львов Д.С. Экономика  развития. М.:, 2000. 264 с.01

 


Информация о работе Законы функции механизмы и эффекты микроэкономических рынков