Западный менеджмент в российских условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 05:12, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время кадровое планирование стало во многих отечественных и зарубежных организациях интегрирующей составной частью предпринимательского планирования. Все больший приоритет имеет умственный труд. В результате процесса
«информатизации» общества сформировалась особая социальная группа, деятельность которой основана на использовании «знания о знании».

Содержание работы

Введение. 3 1. Деятельность организации: понятие и цели. Стр.4
2. Анализ элементов западного опыта управления. Стр.5 2.1. Модели управления. Стр.5 3.Мировой опыт в управлении. Стр.9 4. Особенности управления фирмой в рамках транснациональной корпорации. Стр15 5. Рекомендации по применению элементов западного менеджмента в российских условиях. Стр.19 5.1. Проблема выбора модели управления. Стр.19 5.3. Рекомендации по выбору организационной структуры. Стр.20
6.Заключение. Стр.22
7.Список литературы. Стр.23

Файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 148.35 Кб (Скачать файл)

Содержание. 
Введение. 3                                                                                                                                                                     1. Деятельность организации: понятие и цели. Стр.4 
2. Анализ элементов западного опыта управления.   Стр.5                                                                2.1. Модели управления.     Стр.5                                                                                          3.Мировой опыт в управлении.     Стр.9                                                                             4. Особенности управления фирмой в рамках транснациональной корпорации. Стр15                                                                                                                                                                       5. Рекомендации по применению элементов западного менеджмента в российских условиях. Стр.19                                                                                                                                                                                                     5.1. Проблема выбора модели управления.  Стр.19                                                           5.3. Рекомендации по выбору организационной структуры. Стр.20 
6.Заключение. Стр.22 
7.Список литературы. Стр.23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время кадровое планирование стало во многих отечественных и зарубежных организациях интегрирующей составной частью предпринимательского планирования.                                                                                                                         Все больший приоритет имеет умственный труд. В результате процесса 
«информатизации» общества сформировалась особая социальная группа, деятельность которой основана на использовании «знания о знании».                   Одной из важных проблем, стоящих перед российской экономикой, является недостаточный уровень подготовки управленческих кадров. Одним из путей решения этой проблемы может быть разумное использование западного опыта менеджмента.                                                                                                                                                                                                                 До 60-х годов в развитых странах в вопросах управления персоналом ориентировались лишь на текущие потребности организации. При таком подходе работодатель рассчитывал получить в любой момент необходимое ему количество работников, для использования которых не требуется длительной специальной подготовки. Избыточный рынок рабочей силы давал работодателям такую возможность, а увольнение избыточного персонала практически ничего не стоило. Изменения в условиях деятельности организаций выдвинули в качестве общего для всех требования ориентироваться при формировании ресурсов не только на текущие потребности, но и на длительную перспективу. Это требование касается всех видов ресурсов, в том числе и человеческих.                                                       В 70-80-е годы в практике управления стал применяться систематический анализ перспективных потребностей организаций и фирм в отдельных категориях персонала. Сегодня все большее число компаний выделяют как самостоятельный вид деятельности кадровых служб кадровое управление и планирование человеческих ресурсов. Происходящие изменения, связанные с необратимостью экономических реформ и движением к здоровой конкуренции, заставляют организации уделять значительное внимание аспектам управления кадровой политикой, базирующейся на научно обоснованном планировании. Уже не является секретом, что в основе всех несовершенств наших преобразований, перечень которых весьма велик, лежит соответствующая деятельность людей (использование человеческих ресурсов или “человеческого капитала”).                                                  Понятие «менеджер» в настоящее время стало вполне привычным и даже более употребительным синонимом слова «руководитель». Изменение терминологии связано с общеэкономическими изменениями, происходящими в стране.                                                                                                       Расширение контактов с капиталистическими фирмами, заметное увеличение числа переводных изданий видных специалистов в области управления западных стран позволяют более конкретно представить конструктивные элементы их практики управления, обеспечивающие более высокую эффективность производства. Вместе с тем, практика передовых российских компаний показала, что чужой (в том числе, зарубежный) опыт нельзя копировать механически. Организация должна сама ощутить потребность в изменениях, необходимости формирования своей собственной системы управления. Ведущие российские фирмы не просто переняли опыт западных конкурентов, но осмыслили логику их действий, проанализировали свои неудачи, разработали собственный оригинальный путь.                                                                                                                                В мировой практике управления наблюдается сосуществование различных проявляется процесс интернационализации современного менеджмента. Часто истоки тех или иных новшеств лежат не в национально-культурных особенностях той или иной фирмы, но предопределяются объективной логикой научно- технического прогресса.                                                     Задача российских руководителей заключается не в механическом перенесении опыта западного менеджмента, а в творческом поиске новых решений, практическом применении менеджмента в российских организациях. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Деятельность организации: понятие и цели

Организации окружают человека на протяжении всей его жизни. В них (детских садах, учебных заведениях, предприятиях, учреждениях) большинство населения проводит львиную долю своего времени. Организации производят продукцию и услуги, потребляя которые человечество живет и развивается; определяют условия жизни и контролируют их соблюдение; дают возможность выражать и реализовывать собственные взгляды и интересы. Если рассматривать организацию как абстрактное понятие, то она представляет собой объединение людей, совместно работающих для достижения определенных целей. Организация может создаваться для выполнения более или менее ясно очерченной функции и выступать как социальный институт с известным статусом и как автономный объект. Организация может выступать как процесс целенаправленного воздействия на объект, в таком случае понятие организации совпадает с понятием управления. Организация может означать упорядоченность какого-либо объекта в плане структуры, строения, типа связей.,                                                                                                                                                                                            Организация создается как инструмент решения общественных задач и средство достижения цели. Она складывается как человеческая общность, специфическая социальная среда. С этих позиций организация представляет собой совокупность социальных групп, статусов, норм, а также отношений лидерства, отношений сплоченности-конфликтности.                                                                                      С точки зрения существующих теорий, организации бывают бюрократические и диалектические (кооперативные). Господствующей организационной структурой является бюрократическая организация. Она отличается от других тем, что индивидуума наделяют правом осуществлять полномочия. В процессе своей эволюции бюрократическая организация прошла путь от состояния, когда она формировала индивидуума, до обратной зависимости, то есть состояния, когда индивидуум принимает участие в формировании организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ западного опыта менеджмента.

2.1. Модели управления.

Процессы, происходящие в управлении в последние годы, называют «тихой управленческой революцией». Ее начало совпало со вступлением развитого общества в информационную стадию. На смену старому, традиционному направлению в менеджменте, нашедшему свое отражение в так называемой американской модели менеджмента, и относительно новому, поведенческому (бихевиоральному), нашедшему отражение в японской модели, приходит новое (неформальное) направление, которое называют еще маркетинговым, индивидуалистическим, информационным.                Суть американской модели менеджмента заключается в изначальном убеждении, что успех фирмы зависит, прежде всего, от факторов, лежащих в его границах (рациональной организации производства продукции, снижения издержек за счет выявления внутрипроизводственных резервов, роста производительности труда и эффективности использования всех ресурсов). 
Фирма рассматривается как закрытая система. При таком подходе цели и задачи считаются заданными и стабильными в течение длительного времени; основой стратегии является непрерывный рост и углубление специализации производства; организационная структура строится по функциональному принципу (с четким разделением аппарата управления по службам); решающее значение имеет контроль всех видов деятельности, четкое выполнение кадрами управления указаний сверху.                           Суть японской модели менеджмента и организации деятельности сводится к тому, что идеальная организация не должна иметь ни официальной организационной структуры, ни какой-либо формальной структуры вообще. 
Японский тип организации управления, являющийся результатом специфической культуры и экономической системы, оценивается специалистами как обеспечивающий наибольшую гармоничность и мобильность организации, необходимую в современном динамичном мире. Особенности японской системы проявляются в управлении персоналом, производством, сбытом, финансами. 
Система пожизненного найма и продвижения в зависимости от выслуги лет и возраста, организация групповой работы, оплата труда с учетом возраста, вклада в рационализацию и качество процесса, системы непрерывного обучения преимущественно на производстве – основные характеристики этой модели управления. Принцип оптимизации работы всей производственной системы как целостности является определяющим в организации управления производством.                                                         Если сторонники современной японской системы управления доказывают, что в японских фирмах организацию приспосабливают под человека, то в системе управления американской фирмы, напротив, представления о функциях, задачах и должностных обязанностях, правах и взаимодействиях предшествуют найму работников. По сформулированным требованиям производится поиск наиболее подходящих кандидатов на конкретную должность, иными словами, людей приспосабливают к системе.

Суть новой «философии» управления определяется следующими моментами:

- ставка делается на  человека самореализующегося;

- фирма рассматривается  как живой организм, состоящий  из людей, объединенных совместным  ценностями, как «клан»;

- фирме должно быть  присуще постоянное обновление, питающееся внутренним стремлением  и нацеленное на приспособление  к внешним факторам, главным из  которых является потребитель.

Признаки, характеризующие различные модели управления организацией, приведены в таблице.                                                                                                                                            Новая философия управления основана на системном, ситуационном подходе. Фирма – открытая система. Главные предпосылки ее успеха лежат не внутри, а вне нее. Успех связывается с тем, насколько удачно фирма вписывается во внешнюю среду (экономическую, научно-техническую, социально- политическую) и приспосабливается к ней. Все внутреннее построение системы является ответом на воздействия внешней среды.                             Организационные механизмы приспосабливаются к выявлению новых проблем и выработке новых решений.                                                    Воплощением нового подхода стало стратегическое управление, которое предполагает дополнение планирования потенциала фирмы планированием ее стратегии на основе прогнозов будущего состояния среды. Изменение ситуации вызывает изменение стратегии. Новая концепция управления требует новых установок персоналу, новой управленческой культуры – готовности к риску, ориентации на освоение новых возможностей и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица.

 

Американская модель

Японская модель

Индивидуалистическая (информационная) модель

1. Найм работников на относительно  короткое время

1. Пожизненный найм работников

1. Долгосрочный найм

2. Индивидуальное принятие  решений

2. Коллективное принятие  решений

2. Коллективное принятие решений

3. Индивидуальная ответственность

3. Коллективная ответственность

3. Индивидуальная ответственность

4. Быстрое развитие и  продвижение

4. Медленное развитие и продвижение

4. Медленное развитие и продвижение

5. Механизмы явного, точного  контроля

5. Механизмы косвенного контроля

5. Косвенный, неформальный контроль  с точными, формализованными критериями

6. Создание условий для  специализированной карьеры работников (по вертикали)

6. Создание условий для неспециализированной  карьеры работников (диверсифицированный  подход)

6. Умеренно специализированная  карьера работников

7. Избирательное (дифференцированное) отношение к работнику как  таковому

7. Холистический (целостный) подход  к работнику как личности

7. Холистический подход, включая семью


Специалисты считают, что не существует идеальной модели управления, поскольку каждая фирма уникальна. Фирма должна искать свою собственную модель. К факторам, определяющим выбор управленческой модели, относятся:

- размер фирмы;

- характер продукции;

- характер внешней среды.

С точки зрения последнего фактора выделяют следующие модели управления:

- модель рационального  внутрифирменного управления в  спокойной внешней среде;

- модель управления в  условиях достаточно динамичного  и разнообразного рынка;

- модель в условиях  динамичного научно-технического  прогресса;

- модель приспособления  к спонтанно, неожиданно возникающим  под воздействием внешней среды, проблемам.

Фирмы находятся в процессе постоянного поиска своей модели управления. Это непрерывный процесс, так как постоянно изменяются и сама фирма, и внешняя среда. Большинство американских компаний осуществляют организационные изменения не реже раза в год, а крупные реорганизации проводят каждые 4-5 лет.

Современная система управления должна быть простой и гибкой. Ее главным критерием является обеспечение эффективности и конкурентоспособности. По мнению специалистов, она должна иметь следующие характеристики:

- небольшие подразделения, укомплектованные квалифицированными  специалистами;

- небольшое число уровней  управления;

- ориентация всей деятельности  фирмы на потребителя.

 

 

 

 

                                                                                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Мировой опыт в управлении

Путь к эффективному управлению за последние менее чем три десятилетия состоял из нескольких этапов развития стратегий внедрения новых технологий.                                                                                                                     В 80-е годы прошлого века ценность компании возрастала благодаря автоматизации производственного процесса, в 90-е годы - благодаря повышению эффективности и взвешенному регулированию, сегодня - за счет создания стратегической ценности компании.                                                          На сегодняшний день можно сформулировать принципиально новые условия конкурентоспособности в инновационной экономике:

- движущей силой являются потребности  заказчиков;

- заказчику предоставляются комплексные  интегрированные решения;

- заказчик принимает творческое  участие в создании продукта  для собственных нужд.

Таким образом, назрела необходимость отказаться от традиционной схемы организации бизнеса: существующие возможности - неизменная инфраструктура и процессы - продукция/услуги - каналы сбыта - заказчики. Схема организации современного бизнеса на первое место ставит потребности заказчиков, исходя из которых строится гибкая инфраструктура, затем разрабатываются концепция продукции/услуги и интегрированные каналы поставок, после чего изыскиваются и адаптируются к выстроенной схеме возможности компании.                                                               Необходимость проведения реформ открывает новые возможности, в том числе и перед государственным сектором. Жесткие рамки бюджета требуют сокращения затрат, своевременного сбора налогов и повышения эффективности использования средств налогоплательщиков. Дорогостоящие и распределенные по огромной территории ресурсы требуют повышенного внимания к планированию, контролю и управлению ресурсами и затратами. Благодаря реформам усиливается ориентация на нужды граждан и улучшение работы государственных учреждений с населением. Однако необходима оптимизация и повышение эффективности управления многочисленным персоналом. Усложнение процессов управления происходит по мере усиления горизонтальной и вертикальной интеграции государственных структур. Таким образом, возможно управление государственным учреждением как коммерческим предприятием с использованием передового бизнес-опыта.                                                                                           Рассмотрим прежде всего мотивацию к информационным преобразованиям. Реорганизация и модернизация позволят:

- полностью трансформировать систему  оказания услуг государством;

- использовать сложившиеся и  признанные мировые тенденции;

- создать новые экономически  более эффективные бизнес-модели;

- разработать единое решение  для эффективного межведомственного  взаимодействия;

- обеспечить интеграционные процессы  на всех уровнях государственной  власти;

- создать единое информационное  и операционное пространство  для всего сообщества.

Качественное предоставление услуг обеспечит:

- смену имиджа учреждений и  руководителей в государственном  секторе;

- демонстрацию готовности к  изменениям;

- применение опыта деятельности  на базе интернет-технологий, накопленного  в других отраслях;

- расширение спектра предоставляемых  услуг.

Благодаря снижению затрат появятся максимально дешевые и доступные услуги государства, произойдут рационализация внутренних хозяйственных процессов и оптимизация использования ресурсов.                                                             Необходимо также учитывать ожидания и требования избирателей (налогоплательщиков), такие, как оперативный доступ к информации, многоканальное предоставление услуг, единая точка доступа для получения всех услуг и т.д.

Информация о работе Западный менеджмент в российских условиях