Зарубежный опыт территориальных общин и соседских сообществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 08:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследовать особенности организации территориальных общин и соседских сообществ в зарубежных странах и рассмотреть возможность использования зарубежного опыта в реформировании местного самоуправления в РФ. Задачи исследования: рассмотреть основные принципы местного самоуправления зарубежных стран, изучить модели местного самоуправления в мировой муниципальной практике; раскрыть особенности организации территориальных общин и соседских сообществ в зарубежных странах; провести сравнительный анализ территориального общественного самоуправления в РФ и в Германии; провести сравнительный анализ организации местных сообществ в США и территориального общественного самоуправления в РФ;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБЩИН И СОСЕДСКИХ СООБЩЕСТВ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
1.1. Основные принципы местного самоуправления зарубежных стран
1.2. Модели местного самоуправления в мировой муниципальной практике
1.3. Особенности организации территориальных общин и соседских сообществ в зарубежных странах
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ И РФ
2.1. Сравнительный анализ территориального общественного самоуправления в РФ и в Германии
2.2 Сравнительный анализ организации местных сообществ в США и территориального общественного самоуправления в РФ
2.3. Опыт реформ местного самоуправления за рубежом и его использование в РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Зарубежный опыт территориальных общин и соседских сообществ.doc

— 179.50 Кб (Скачать файл)

Зарубежный опыт территориальных  общин и соседских сообществ

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБЩИН И СОСЕДСКИХ СООБЩЕСТВ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

    1.   Основные принципы местного самоуправления зарубежных стран

1.2.  Модели местного самоуправления в мировой муниципальной практике

1.3.   Особенности организации территориальных общин и соседских сообществ в зарубежных странах

ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ  АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В  ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ И РФ

2.1. Сравнительный анализ  территориального общественного  самоуправления в РФ и  в  Германии

2.2 Сравнительный анализ  организации местных сообществ  в США и территориального общественного  самоуправления в РФ

2.3. Опыт  реформ местного самоуправления за рубежом и его использование в РФ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В современных условиях актуализации процессов развития гражданского общества возрастает социальная роль территориального общественного самоуправления как одного из действенных инструментов самоорганизации населения.

В системе местных  самоуправляемых сообществ органы ТОС территориально приближенны  к населению, поэтому они лучше  других осведомлены о конкретных повседневных проблемах, возникающих на соответствующих территориях. С помощью территориального общественного самоуправления жители приобщаются к демократическим принципам гражданского общества, участвуют в политической жизни, идентифицируют себя со своей «малой Родиной», становятся ответственными за жизнедеятельность своего микрорайона, города и государства в целом.

Институт территориального общественного самоуправления формировался в контексте общественно-исторического  развития. Общественное самоуправление, непосредственно предшествовало возникновению государственности. С появлением государства роль территориальных органов в социальной системе существенно уменьшилась, например, некоторые их функции  были либо добровольно переданы, либо насильно изъяты государственными органами власти.

Все страны имеют тот  или иной вид местного управления с определенной степенью самоуправления. Но территориальное общественное самоуправление, как свидетельствуют зарубежные источники, не может рассматриваться  отдельно, а только как часть всей системы государства.

Территориальное общественное самоуправление трактуется как деятельность самого населения местной территориальной  единицы, т.е. территориального коллектива и его выборных органов по решению  местных вопросов.

Цель работы: исследовать  особенности организации территориальных общин и соседских сообществ в зарубежных странах и рассмотреть возможность использования зарубежного опыта в реформировании местного самоуправления в РФ.

Задачи исследования:

    1. рассмотреть основные принципы местного самоуправления зарубежных стран, изучить модели местного самоуправления в мировой муниципальной практике;
    2. раскрыть особенности организации территориальных общин и соседских сообществ в зарубежных странах;
    3. провести сравнительный анализ территориального общественного самоуправления в РФ и в Германии;
    4. провести сравнительный анализ организации местных сообществ в США и территориального общественного самоуправления в РФ;
    5. рассмотреть опыт реформ местного самоуправления за рубежом и  возможность его использования в РФ.

Предметом  исследования выступает практика организации территориальных общин и соседских сообществ в зарубежных странах.

Теоретической и методологической основой исследования являются труды  отечественных и зарубежных экономистов  по проблемам организации работы с населением на муниципальном уровне: С.Н. Алехина, Б.Х.Алиева, М.Ю.Березина, Т.М. Ковалевой, А.Л.Кудрина, Г.Б. Поляка, Д.Г. Черника, С.Д. Шаталова и других. В работе использованы нормативные правовые акты зарубежных стран и РФ. Информационной базой исследования послужили данные Федеральной службы государственной статистики, материалы, опубликованные в периодической печати, и размещенные в сети Интернет.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

В первой главе раскрыты теоретические основы организации территориальных общин и соседских сообществ в зарубежных странах, в частности рассмотрены основные принципы местного самоуправления зарубежных стран, модели местного самоуправления в мировой муниципальной практике, и особенности организации территориальных общин и соседских сообществ в зарубежных странах

Во второй главе проведен сравнительный анализ организации  территориального общественного самоуправления в зарубежных странах и РФ, в частности рассмотрены территориальные общины Германии и местные сообщества США.

В заключении подведены  итоги по проделанной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ  ОБЩИН И СОСЕДСКИХ СООБЩЕСТВ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

1.1 Основные принципы  местного самоуправления зарубежных  стран

 

В большинстве современных  государств управление всеми делами на местах осуществляется специальными органами местного самоуправления, формируемыми на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а также специально назначенными из центра органами местного управления. Местное или муниципальное самоуправление - это такая система управления местными делами, которая осуществляется специальными выборными органами, непосредственно представляющими население той или иной административно-территориальной единицы данной страны. Европейская хартия о местном самоуправлении, принятая Советом Европы 15 октября 1985 года, дает общее определение местного самоуправления, фактически ставшее универсальным и принятое всеми демократическими государствами. Под местным самоуправлением Хартия понимает «право, действительную способность местных сообществ контролировать значительную часть общественных дел, управлять ею в рамках закона под свою ответственность и на благо населения» [7, c.54].

Концепция местного самоуправления исходит, прежде всего, из того, что  местные сообщества населения представляют собой один из основных элементов  любого демократического режима, а право граждан на участие в управлении общественными делами является составной частью демократических принципов построения большинства современных государств.

Кроме того, принцип местного самоуправления исходит из того, что  участие граждан  в управлении общественными делами  самым непосредственным образом может быть реализовано именно на местном уровне. При этом совершенно очевидно, что существование местных сообществ, облеченных реальными полномочиями, делает возможным обеспечить такое управление, которое было бы наиболее эффективным и максимально приближенным к нуждам населения.

Сила и влияние органов  местного самоуправления в различных  странах отражает степень демократизма существующего политического режима. Эти органы возникли и развивались  как прямой противовес абсолютной власти центра. В силу этого они очень часто оказывались в оппозиции центральному правительству, и их взаимоотношения  часто характеризовались откровенным противостоянием по вопросам разделения компетенции, финансово-экономическим вопросам и т.д. Первоначально эти органы формировались на основе ограниченного избирательного права состоятельными гражданами общества при наличии цензовых барьеров (грамотности, образования, оседлости, имущественного ценза). Впоследствии система формирования органов местного самоуправления была демократизирована, эти органы превратились в наиболее массовые и наиболее приближенные к населению [18, c.53].

Значение органов местного самоуправления определяется еще и  тем, что в повседневной жизни  граждане сталкиваются именно с деятельностью этих органов, поскольку они оказывают решающее влияние на создание в соответствующей территориальной единице условий для жизнеобеспечения населения, хотя общее направление социально-экономической и политической деятельности определяется центральными органами государственной власти и управления. Большое значение имеет и то обстоятельство, что  органы местного самоуправления связаны организационным единством, имеют полномочия обладать и распоряжаться определенной собственностью, заключать сделки, распоряжаться местным бюджетом и т.д. Поэтому в условиях рыночной экономики необходимость широкого самоуправления на местах, как правило, поддерживается и защищается большинством населения любой страны.

В настоящее время  наиболее существенными признаками системы местного самоуправления в зарубежных странах является их универсальная выборность и значительная самостоятельность в решении местных вопросов. Эта самостоятельность опирается на муниципальную собственность, право взимания и распоряжения местными налогами, возможность принятия широкого круга нормативных актов по вопросам местного управления, распоряжение местной полицией и т.д.[21, c.162].

Коммунальное самоуправление, например, в Германии, характеризуется следующими принципами, характерными и для многих других развитых демократических государств: самостоятельным независимым от других органов осуществлением местных коммунальных функций, собственной ответственностью в решении местных общественных задач, при этом субъекты самоуправления являются субъектами публичного права; деятельность служащих в коммунальном представительстве осуществляется на непрофессиональной основе. Органы местного самоуправления наделены правом выборов органов самоуправления; правом принимать собственные нормативные акты; финансовой автономией; независимостью в проведении кадровой политики; независимостью в области коммунального планирования; осуществлением государственного надзора и контроля за деятельностью коммуны. Такие принципы отражают наиболее характерные особенности системы местного самоуправления и в других европейских странах. Вместе с тем, европейская система местного самоуправления оказала серьезное влияние и на общие принципы формирования и функционирования местного самоуправления в других регионах.

Сложившееся, например, в Латинской Америке законодательство о местном управлении было обусловлено рядом факторов, в том числе влиянием испанского колониального законодательства. История возникновения здесь органов местного самоуправления берет начало именно в этот период. Органам власти на местах предоставлялись, с одной стороны, довольно широкие полномочия, а с другой -  они находились под жестким контролем со стороны центральных властей. Первые подобные учреждения возникли в Мексике еще в 1519 году, и их деятельность регулировалась специальными ордонансами, принятыми испанским парламентом - Кортесами. Городским  муниципалитетам предоставлялось имущество в собственность, право решения местных вопросов, сборов налогов и издания нормативных актов. Однако руководители муниципальных органов - главные алькальды (мэры) или коррехидоры (советники) - считались служащими центральных властей. Так, впервые в Латинской Америке была введена система административной автономии, т.е. значительной самостоятельности местных учреждений в рамках закона, но под жестким контролем со стороны центральных властей через их представителей на местах. Этот принцип, ставший основополагающим в законодательстве о местном самоуправлении, до настоящего времени применяется в Латинской Америке [21, c.163],

Так, статья 29 Конституции  Венесуэлы 1961 г. прямо закрепляет автономию  муниципалитетов как право выбирать органы своей власти, осуществлять свободную деятельность в пределах своей компетенции, создавать собственные  источники доходов и собирать денежные поступления.

Бразилия, например, включает в себя свыше 4300 муниципалитетов, которые  имеют право самостоятельного управления во всем, что относится к их интересам. Муниципалитеты имеют политическую, административную и финансовую автономию. Вместе с тем, поскольку Федеративная Республика Бразилия построена на принципах значительной централизации, включающей право центральных властей на самое широкое вмешательство в дела субъектов федерации, конституции штатов предусматривают аналогичный институт вмешательства в дела муниципалитетов. Основаниями могут служить нарушения муниципальной автономии, задолженность по федеральным платежам, невыполнение федеральных законов или судебных решений, нарушение прав человека и т.д. Принцип федерального вмешательства имеет конституционную основу, он закреплен статьями федеральной Конституции и конституциями штатов, в состав которых входят муниципалитеты. Принцип федерального вмешательства рассматривается бразильскими исследователями как одна из гарантий сохранения целостности государства и обеспечения нормального функционирования конституционных органов власти, демократического режима и системы местного самоуправления [21, c.165].

Органы местного самоуправления опираются обычно на разветвленный  чиновничий аппарат, от которого прямо зависит эффективность работы этих органов. Органы местного самоуправления непосредственно осуществляют управленческие функции на местах, одновременно выступая в качестве юридически самостоятельного элемента механизма власти. В настоящее время органы местного самоуправления и их исполнительный аппарат представляют собой один из крупнейших по численности элементов управленческой системы.

 

1.2. Модели местного самоуправления в мировой муниципальной практике

 

Опыт зарубежных государств характеризуется огромным многообразием форм организации и деятельности местного самоуправления и местной власти. Еще более разнообразны практические проявления этих форм в реальной жизни. Тем не менее, принято считать, что существует определенный набор моделей местного самоуправления, которые сформировались в Европе и распространились в определенных вариациях по всему миру. При этом очевидно, что появление тех или иных моделей было обусловлено спецификой социальной организации соответствующих обществ (в том числе, их политической и правовой культурой) [18, c.54].

Информация о работе Зарубежный опыт территориальных общин и соседских сообществ