Зарубежный опыт территориальных общин и соседских сообществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 08:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследовать особенности организации территориальных общин и соседских сообществ в зарубежных странах и рассмотреть возможность использования зарубежного опыта в реформировании местного самоуправления в РФ. Задачи исследования: рассмотреть основные принципы местного самоуправления зарубежных стран, изучить модели местного самоуправления в мировой муниципальной практике; раскрыть особенности организации территориальных общин и соседских сообществ в зарубежных странах; провести сравнительный анализ территориального общественного самоуправления в РФ и в Германии; провести сравнительный анализ организации местных сообществ в США и территориального общественного самоуправления в РФ;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБЩИН И СОСЕДСКИХ СООБЩЕСТВ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
1.1. Основные принципы местного самоуправления зарубежных стран
1.2. Модели местного самоуправления в мировой муниципальной практике
1.3. Особенности организации территориальных общин и соседских сообществ в зарубежных странах
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ И РФ
2.1. Сравнительный анализ территориального общественного самоуправления в РФ и в Германии
2.2 Сравнительный анализ организации местных сообществ в США и территориального общественного самоуправления в РФ
2.3. Опыт реформ местного самоуправления за рубежом и его использование в РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Зарубежный опыт территориальных общин и соседских сообществ.doc

— 179.50 Кб (Скачать файл)

Показателен опыт проведения реформ местного самоуправления в странах  бывшего социалистического лагеря – Польше и бывшей ГДР [18, c.98].

Польские законодатели еще в 1990 году закрепили основные положения Европейской хартии о местном самоуправления в национальных актах. С января 1990 года в Польше вступил в силу закон о местном самоуправлении, в соответствии с которым местное самоуправление должно осуществляться на основе принципов субсидиарности и приоритета прав граждан. В качестве базовой основы осуществления местного самоуправления была выбрана гмина (община). Управленческая деятельность местного сообщества осуществляется через органы гминного (местного) самоуправления, основная задача которых, равно как и органов государственной власти в Польше, - оказывать услуги жителям.

С начала 1999 года местное  самоуправление реализуется также  на повятовом уровне (районный уровень, являющийся в Польше вторым уровнем местного самоуправления). По мнению Анджея Любятовски - координатора Союза (Унии) польских метрополий, совершенствование системы субсидиарного самоуправления в Польше займет еще 20-30 лет.

Анализируя уроки объединения  Германии, немецкие специалисты выявили  ряд ошибок, которые могут послужить уроком для России:

-  во-первых, система местного самоуправления, как правило, затрагивает широкие слои общества, поэтому ее реформирование не должно быть таким резким и кардинальным, как это имело место при переходе «новых» федеральных земель к западногерманской системе;

- во-вторых, именно при реформировании системы организации местных властей следует большее внимание уделять имеющемуся положительному опыту, который должен быть положен в основу новой системы. Например, в бывшей ГДР успехи в социальной сфере были достигнуты во многом благодаря деятельности местных властей, но это не было учтено при объединении;

- в-третьих, для осуществления на практике реформы местного самоуправления необходима достаточно многочисленная прослойка квалифицированных специалистов в области коммунального права, управления и финансов. Их нехватка наряду с отсутствием отработанного механизма коммунального управления не может быть компенсирована даже за счет таких огромных финансовых вливаний, какие были сделаны в «новые» земли после объединения.

Таким образом, эффективность использования международного опыта в России зависит от того, насколько этот опыт удастся правильно понять. При интерпретации зарубежных моделей местного самоуправления важно избежать привычных российских стереотипов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Самоуправление связано  с активным участием граждан в  решении вопросов своего жизнеобеспечения. Поэтому российское законодательство признает основным субъектом местного самоуправления именно граждан, проживающих на территории муниципального образования.

Одной из форм непосредственного  осуществления населением местного самоуправления является территориальное  общественное самоуправление. Развитие территориального общественного самоуправления, представляющего собой субъективное право граждан на участие в осуществлении публичной власти на местном уровне, объективно отвечает интересам местного самоуправления и должно способствовать его укреплению и совершенствованию.

Территориальное общественное самоуправление – это именно тот институт общественных отношений, который позволяет формировать эффективные отношения между властью и жителями, преодолеть тенденцию отчуждения между органами местного самоуправления и населением, в первую очередь потому, что функции органов ТОС достаточно широки и распространяются на все общественные сферы. Реализация потенциала территориального общественного самоуправления предоставляет реальные возможности для активизации местных сообществ.

Постепенная эволюция юридического обоснования территориального общественного самоуправления свидетельствует об объективных предпосылках институционализации данной формы, ее востребованности обществом.

Результативность территориального общественного самоуправления складывается из таких показателей, как  информированность и активность населения, количество и качество  решенных вопросов за определенный период, наличие необходимой материальной базы, отсутствие бюрократии на местах, удовлетворенность самих работников ТОС условиями труда.

Их формирование происходит с учетом особенностей соответствующих микрорайонов, количественного состава населения, социально-экономической инфраструктуры, географического положения территории и др. ТОСы принимают собственный устав, и считаются учрежденными с момента его регистрации уполномоченным органом местного самоуправления.

На сегодняшний день, говорить о высокой повсеместной активности ТОСов в решении социальных задач рано. Однако уже сейчас видны  тенденции, которые могут в будущем  превратить некоторые из них в  реальные институты гражданского общества, действительно защищающие права человека. Если бы повсеместно действовали институты ТОС, это позволило бы решить значительную часть муниципальных проблем, или снять их остроту. Право граждан на реализацию своих интересов посредством форм муниципальной демократии должно гарантироваться и защищаться. Только тогда, когда люди почувствуют реальную заинтересованность в местном самоуправлении, а последнее приобретет необходимую стабильность, в том числе финансовую и компетенционную, может достаточно быстро вырасти активность населения, появится позитивный опыт его участия в осуществлении местного самоуправления.

В функционировании данного  института имеется ряд проблем, для устранения которых были разработаны  некоторые рекомендации: устранить неясности и неточности в действующем законодательстве; разработать федеральных и продолжать реализацию региональных программ по развитию института ТОС; привести уставы органов территориального общественного самоуправления в соответствие с федеральным и региональным законодательством; уточнить и расширить формы взаимодействия ТОСов с органами местного самоуправления; комитетам необходимо налаживать отношения с представителями бизнес-структур, со средствами массовой информации; производить обмен опытом, использовать зарубежный опыт; пополнить дефицит квалифицированных кадров в органах ТОС; комитетам самоуправления необходимо грамотно задействовать гражданский потенциал населения.

Как известно, люди оценивают  государственную политику, прежде всего  через призму удовлетворения своих жизненных нужд, через состояние продовольственного рынка, жилищных условий, тепла, электроэнергии в домах, общественного порядка на улицах, благоустройства и др. Ведь гражданин – это житель конкретного села, поселка, села, где на практике идет процесс формирования правового государства, институтов гражданского общества.

Право граждан на реализацию своих интересов посредством  форм муниципальной демократии должно гарантироваться и защищаться. Только тогда, когда люди почувствуют реальную заинтересованность в местном самоуправлении, а последнее приобретет необходимую стабильность, в том числе финансовую и компетенционную, может достаточно быстро вырасти активность населения, появится позитивный опыт его участия в осуществлении местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Европейская хартия местного самоуправления от 11 апреля 1998г. № 155-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1998. - № 36. – Ст. 4466.
  2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (ред. от 30.12.2009) // Российская газета. – 1993. – 25 дек.
  3. О референдуме Российской Федерации: федер. конст. закон от 28 июня 2005 г. № 5-ФКЗ (ред. от 24.04.2009) // Российская газета. – 2005. – 30 июня.
  4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 25.12.2009) // Российская газета. – 2003. – 8 окт.
  5. Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления: федер. закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ (ред. от 12.07.2007) // Российская газета. – 1996. – 4 дек.
  6. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ: федер. закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (ред. от 30.12.2009) // Российская газета. – 2002. – 15 июня.
  7. Авакьян С.А. Особенности Российской модели местного самоуправления и пути ее совершенствования // Вестник Московского университета. – 2009. – № 2. – С. 61-75.
  8. Андреева О.А. Политико-правовое обеспечение представительства на уровне местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. – 2008. – № 5. – С. 19-22.
  9. Антонова Н.А. Развитие форм непосредственной демократии в системе местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. – 2011. – № 4. – С. 37-40.
  10. Аппатов Ю.М. Правовые аспекты организации местного самоуправления в Российской Федерации и в зарубежных странах // «Черные дыры» в Российском законодательстве. – 2010. – № 1. – С. 38-40.
  11. Баранчиков В.А. Правовые проблемы становления и развития местного самоуправления в Российской Федерации: монография / В.А. Баранчиков. – М.: Изд-во Проспект, 2010. – 190 с.
  12. Белоусова Е.В. Территориальное общественное самоуправление как одна из форм реализации непосредственной демократии // «Черные дыры» в Российском законодательстве. – 2009. – № 4. – С. 20-21.
  13. Берестова И.А. Проблемы реализации полномочий органов территориального общественного самоуправления // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. – 2009. – № 7. – С. 20-24.
  14. Бондарь Н.С. Местное самоуправление и конституционное правосудие / Н.С. Бондарь. – М: Норма, 2011. – 592 с.
  15. Вильямский В.С. Основы организации муниципального управления в зарубежных странах / В.С. Вильямский. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 384 с.
  16. Дементьев А.Н. Местное самоуправление в Российской Федерации / А.Н. Дементьев. – М.: Норма, 2008. – 320 с.
  17. Захаров В.М. Историко-правовой анализ развития непосредственного осуществления населением местного самоуправления // История государства и права. – 2010. – № 2. – С. 12-14.
  18. Захаров В.М. Местное самоуправление. О процедурах непосредственного народовластия // Закон и право. – 2009. – № 6. – С. 80-84.
  19. Князев С.Д. Местное самоуправление в Российской Федерации: конституционная природа и значение для муниципального права // Журнал Российского права. – 2009. – № 6. – С. 11-20.
  20. Маслова Н.Е. Власть первичного уровня. Исторические предпосылки формирования местного самоуправления в России // Российское предпринимательство. – 2009. – № 3. – С. 145-148.
  21. Мищенко В.В., Капустян Л.А. Территориальная организация населения региона: состояние и направления рационализации // Экономика и управление. – 2009. – № 6 (38). – С.153-157.
  22. Морозова Л.Д. Территориальное общественное самоуправление как реальная демократия населения // «Черные дыры» в Российском законодательстве. – 2011. – № 2. – С. 29-31.
  23. Мокрый В.С. Государственное и местное самоуправление: реализация реформ: учеб. пособие / В.С. Мокрый. – М.: КноРус, 2009. – 210 с.
  24. Муниципальное право России / под ред. А.Н. Кокотова. – М: Высшее образование, 2012. – 504 с.
  25. Муниципальное право России: учебник / под ред. А.С. Прудникова, И.А. Алексеева. – 4-е изд., М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 319 с.
  26. Муниципальное право РФ: учеб. пособие / под ред. Ю.А. Дмитриева. – М.: Омега-Л, 2011. – 605 с.
  27. Мухаев Р.Т Система государственного и муниципального управления: уч-к для студентов ВУЗов / Р.Т. Мухаев. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 575 с.
  28. Петрова Т.К. Население как субъект местного самоуправления // Законодательство. – 2008. – № 4. – С. 59-64.
  29. Поминов Д.Ю. Комитеты территориального общественного самоуправления как звено двухуровневой системы муниципальной власти / Д.Ю. Поминов // Актуальные проблемы высшего гуманитарного образования и воспитания в Сибири: сб. науч. ст. / А.Э. Еремеев. – Омск: Изд-во НОУ ВПО «Омский гуманитарный институт», 2008. – С. 97-100.
  30. Салов О.А. Местное самоуправление: историческая практика и современность / О.А. Салов. – М.: Экономика, 2003. – 117 с.
  31. Территориальное общественное самоуправление // http://www.omskportal.r
  32. Территориальное общественное самоуправление // Бюллетень о деятельности органов территориального общественного самоуправления / Голев А.В., Кишкина Т.Н., Мухамедшин Б.Р. Выпуск 11. – Омск: Департамент информационной политики и общественных отношений, 2012. – С. 6-12.

Информация о работе Зарубежный опыт территориальных общин и соседских сообществ