Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 14:25, курсовая работа
Увеличение роли женщины в процессе управления привело к развитию гендерных исследований во многих областях. Прикладная и теоретическая социология так же не стала исключением, особенно в части менеджмента. Но рассматривать пол только как биологические, а гендер - как социальные различия и характеристики невозможно. Так или иначе, женщиной рождаются, а уже потом становятся достойной, настоящей, истинной. Природа и пол не являются показателем психофизиологических особенностей, интеллектуальных и моральных показателей.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУТЬ ПРОБЛЕМЫ ЖЕНЩИНА-РУКОВОДИТЕЛЬ 6
1.1. Эволюция взглядов на женщину, как на руководителя 6
1.2. Отношение к женщине-руководителю в современном мире 9
2. ЖЕНЩИНА-РУКОВОДИТЕЛЬ В РОССИИ 14
2.1. Мифы и реальность 14
2.2. Проблемы, возникающие у женщин-руководителей 19
3. ДОСТИЖЕНИЯ ЖЕНЩИН В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
ЛИТЕРАТУРА 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 32
Министерство образования и науки Российской Федерации
Нижегородский государственный
научно-исследовательский
Экономический факультет
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Менеджмент»
на тему: «Женщина-руководитель: проблемы и достижения»
Работу выполнила студентка
734 группы д/о Эсаулова А. Л.
Руководитель:
к.э.н., доцент, Горбунова М.В.
Нижний Новгород
2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУТЬ ПРОБЛЕМЫ ЖЕНЩИНА-РУКОВОДИТЕЛЬ 6
1.1. Эволюция взглядов на женщину, как на руководителя 6
1.2. Отношение к женщине-руководителю в современном мире 9
2. ЖЕНЩИНА-РУКОВОДИТЕЛЬ В РОССИИ 14
2.1. Мифы и реальность 14
2.2. Проблемы, возникающие у женщин-руководителей 19
3. ДОСТИЖЕНИЯ ЖЕНЩИН В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
ЛИТЕРАТУРА 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 32
Увеличение роли женщины в процессе управления привело к развитию гендерных исследований во многих областях. Прикладная и теоретическая социология так же не стала исключением, особенно в части менеджмента. Но рассматривать пол только как биологические, а гендер - как социальные различия и характеристики невозможно. Так или иначе, женщиной рождаются, а уже потом становятся достойной, настоящей, истинной. Природа и пол не являются показателем психофизиологических особенностей, интеллектуальных и моральных показателей. В "Социологическом словаре" Н. Аберкромби, С. Хилла и Б. Тернета авторы о гендерной социологии рассуждают как о социологии пола и считают, что последняя изучает то, каким образом культура и социальная структура связаны и вытекают из физических различий между мужчинами и женщинами1.
Так или иначе, роль «слабого пола» в современном мире продолжает возрастать. Теперь женщина является не только хранителем очага, домохозяйкой, воспитателем своих детей. В стремлении достичь независимости, как в материальном, так и в психологическом плане, она становится отличным работником, руководителем.
Участие женщины в управлении бизнесом в развитых странах уже давно стало привычным и больше не зарождает удивления в деловом мире и обществе. Напротив, вызывает уважение тот факт, что на этом поприще женщины достигли высоких результатов, проявив недюжинные способности и деловые качества, которые, как считалось ранее, присущи только лицам мужского пола.
Существует понятие, что женщины — слабый пол, и это верно, но только в отношении физической силы. В отношении силы духа — вопрос далеко не бесспорный. А ведь именно сила духа особенно важна для руководителя, ведь он должен управлять, оценивать, вознаграждать или наказывать.
Женщины прочно заняли нишу управления в организации, вытеснив оттуда мужчин. Как показывают исследования, женщины обладают более тонким социальным интеллектом, они тоньше ощущают нюансы отношений, умеют прогнозировать и оценивать поведение других людей. Женщина обладает большей контактностью и практичностью мышления, она предпочитает конкретно гарантированный результат, лучше мужчин контролирует свои и чужие ошибки, лучше формулирует свои мысли и выражает идеи. Замечено, что она меньше, чем мужчины реагирует на ухаживания и сексуальные притязания в деловых отношениях, что зачастую является определяющим успеха, так как умение четко разграничивать дело и развлечения является слабым местом в любом вопросе.
Внимание в управленческом вопросе привлекает такая социально-управленческая группа, как менеджеры среднего звена - работающие в бизнес-организациях функциональные руководители, действующие и принимающие решения на оперативно-тактическом уровне, имеющие подчиненных (прямых или косвенных) ,но не имеющие право принимать стратегические решения2.
Менеджеры среднего звена - достаточно многочисленная когорта работников офиса, стиль жизни и поведения которой во многом определяют жизненные горизонты среднего класса в целом. Так как это относительно новая для нашей страны профессиональная категория, она редко становится объектом гендерных исследований. В составе этой группы достаточно много женщин. Они, с одной стороны, получают достаточное материальное вознаграждение, обеспечивающее им относительно надежный базис для личной независимости. С другой стороны, условия в бизнесе предполагают ненормированный рабочий день и значительную трудовую нагрузку, которую непросто совмещать с вмененным патриархальным обществом, с семейными обязанностями и заботой о близких.
Как мы видим, женщина обладает
набором положительных
Исходя из этого, я задалась вопросом, почему же тогда женщины не занимают повсеместно руководящие должности? Какие подводные камни ждут их при поднятии по карьерной лестнице?
Ответом могут служить
различные социологические
На протяжении всего XX века отношение к женщине и к женскому труду насквозь прорезано презрением и жалостью. В то время считалось, что уделом слабого пола может быть только кухня, готовка, дети. Но одновременно с этим существовало противоречие, что уважения достойна только женщина, выполняющая мужскую работу. Одним из самым распространенных идеологических штампов являлось мнение, что, раз ее угораздило родиться женщиной, значит она должна перебороть это и, наравне с мужчинами, заниматься мужским трудом. Эти два взаимоисключающих мнения ставили перед женщинами невыполнимую задачу: рожать детей и заниматься домом, работая наравне с мужчинами.
В советском союзе такое положение дел было особенно удручающим. Несмотря на лозунги, государству не нужна была рожающая женщина и ее дети. Жертва была не настоящего во имя будущего, а напротив, будущего ради настоящего. Чтобы поставить женщину на один уровень с работающим мужчиной, государство ввело всеобщую трудовую повинность. Заработная плата была такого уровня, что только мужчина не мог прокормить всю семью. Поэтому приходилось выходить на работу и женщине. Если всё же какая-нибудь из женщин выбирала именно женские обязанности - управление домом, рождение и воспитание детей - она подвергалась общественному осуждению, получала клеймо бездельницы, барыни, лентяйки. Как ни странно, женщины XIX века, ведущие хозяйство и воспитывающие детей нигде, ни в учебной литературе, ни даже в критических статьях либералов-западников, бездельницами не назывались.
Что же изменилось в ХХ веке? При советской власти, как уже было сказано выше, жертвовали будущим. Родившийся ребёнок станет полноценным работником только через 20 лет, а взрослая женщина может в большинстве профессий работать наравне с мужчиной прямо сейчас. Поэтому выгоднее использовать её как работника, нежели как мать. В связи с этим отпуск по беременности и родам был очень небольшой - 56 дней до родов и 56 дней - после, чтобы по максимуму можно было задействовать женщину на производстве. Только в 80-е годы советские женщины получили право на дополнительный отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет3. Предоставлялся этот отпуск работающим матерям без сохранения заработной платы. До восьмидесятых годов в СССР отпуск по уходу за ребёнком был гораздо меньше.
В советское время пособие на ребёнка выплачивалось только начиная с рождения четвёртого ребёнка. Т.е. среднестатистическая советская семья (а среднестатистическая советская семья имела менее 3-х детей) пособий на детей никогда не получала. Положение стало меняться только в перестройку. Дети не нужны советскому государству, нужна была работающая женщина.
В европейских странах история развития отношения к женщинам другая. На заре формирования капиталистических отношений в Европе были созданы так называемые «компании», которые состояли исключительно из мужчин. Потом институт собственности стал развиваться, в связи с возникновением «разделенной собственности» - акций, бирж, сама собственность стала средством потребления. Создание современных форм капитала было важной частью формирования «публичной сферы», включающей в себя также либеральное государство и органы, отражающие общественное мнение, такие как пресса. Вся эта сфера была исторически глубоко маскулинизированной, и такое положение дел считалось само собой разумеющимся. Когда зародилось феминистское движение, женщины боролись за право получать образование и заниматься профессиональной деятельностью, но не претендовали на позиции в управлении бизнесом4. Те гендерные паттерны, которые критиковались второй волной феминизма, также подразумевали, что «человеком корпорации» является мужчина ,а женщина – страдающей в домашней изоляции домохозяйкой. Социологические исследования «людей корпорации» обычно были посвящены взаимодействию их карьер и семейной жизни, причем менеджеры «естественно» воспринимались как мужчины.
Лишь в 1970-е годы, когда произошла феминистская интервенция в организационную теорию, стали исследоваться гендерные режимы корпораций. Наиболее известны здесь труды А. Хохшильд об эмоциональной работе и исследование, посвященное секретарям.
Исследовательницы-феминистки писали о том, что гендерные иерархии не просто «традиция» и «стереотипы» - они активно поддерживаются, воспроизводятся и защищаются заинтересованными лицами с помощью специальных социальных технологий, поддерживающих ситуацию "стеклянного потолка". Многие из них носят неформальный характер, укрепляя мужское братство и мужские формы солидарности и коммуникации, многие заложены в организационной культуре. Результаты этих барьеров таковы, что в советах директоров женщины занимали в конце 1980-х 3-5%.
Таким образом, вплоть до 80-х годов женщин практически не допускали в управление. В тех компаниях, где леди стояли на управляющих местах, их были единицы, а большую часть управляющего персонала все равно составляли мужчины. Как бы не пытались феминистки пробиться по карьере, на их пути встала историческая слаженностью и определенность, что именно мужчины должны встать во главе.
Лишь в 1990-е произошло массовое проникновение женщин на средний уровень управления корпорациями, что повлекло определенные изменения. Поскольку сама оргструктура становиться все более обезличеннее, они зачастую принимают на себя мужские формы поведения: очень долго остаются на работе, учувствуют в офисной подковерной борьбе, «прессуют» подчиненных, фокусируют свое внимание только на прибыли. Их приватная жизнь также приходит в соответствие с требованиями корпорации: домашнюю работу и уход за детьми, как правило, выполняют наемные работники. Поэтому стало очевидным, что нет особых оснований полагать, что по мере увеличения доли женщин стиль менеджмента станет более гуманистичным5: гендерные режимы организаций играют большую роль, чем их гендерная композиция6.
Как показано выше, несмотря на то, что женщины получили право участвовать в управлении кампаниями, стиль их жизни коренным образом поменялся. Теперь перед леди стоит выбор: либо карьера, либо семья. Совмещать эти две вещи не позволит образ жизни управляющего бизнесом.
По мнению некоторых современных психологов, женщина-руководитель может стать для своих подчиненных идеальным начальником и примером для подражания. Это яркая личность, интеллектуально развитая и решительная, но в то же время, женственная, не холодная, понимающая, умеющая рассмотреть любую проблему с нескольких точек зрения одновременно. Такая женщина является целеустремленной, она знает, чего хочет от жизни и знает, как станет добиваться желаемого, умеет рисковать, но делает это осмысленно, не бросаясь в омут с головой... Идеальный вариант, не правда ли?
Однако сегодня существует множество мнений по данному вопросу, и некоторые из них прямо противоположны выше приведенному.
Одни, например, считают, что женщина не может стать хорошим руководителем только потому, что она менее амбициозна, чем мужчины, и в то же время, более покладистая и мягкая. А другие утверждают, что власть портит женский характер намного быстрее и основательнее, чем мужской. Потому женщине, занимающей руководящий пост или только готовящейся его занять, желательно знать заранее, какого стиля в одежде и поведении, и каких правил делового этикета она должна придерживаться.
Несомненно, правильно выбрать стиль одежды и даже поведения, подобрать аксессуары и выработать манеру общения женщине, как правило, довольно часто помогает ее исключительное природное чутье, которого у мужчин нет. А потому женщина в данном случае находится в положении более выигрышном, чем представители пола сильного. А ведь именно то того, как выглядит и как ведет себя женщина на своем рабочем месте, зависит, какую работу будут доверять ей.
Впрочем, специалисты-психологи сегодня считают, что женщина может стать лучшим руководителем, чем мужчина не только в силу своей интуиции и природного умения выглядеть на все сто, но также в силу собственных деловых качеств, к которым относятся:
— способность охватить
своим вниманием сразу
— развитый материнский
инстинкт, который обеспечивает женщине
высокую степень
— способность к анализу, последовательность в действиях и целеустремленность.
Информация о работе Женщина-руководитель: проблемы и достижения