Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 14:25, курсовая работа
Увеличение роли женщины в процессе управления привело к развитию гендерных исследований во многих областях. Прикладная и теоретическая социология так же не стала исключением, особенно в части менеджмента. Но рассматривать пол только как биологические, а гендер - как социальные различия и характеристики невозможно. Так или иначе, женщиной рождаются, а уже потом становятся достойной, настоящей, истинной. Природа и пол не являются показателем психофизиологических особенностей, интеллектуальных и моральных показателей.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУТЬ ПРОБЛЕМЫ ЖЕНЩИНА-РУКОВОДИТЕЛЬ 6
1.1. Эволюция взглядов на женщину, как на руководителя 6
1.2. Отношение к женщине-руководителю в современном мире 9
2. ЖЕНЩИНА-РУКОВОДИТЕЛЬ В РОССИИ 14
2.1. Мифы и реальность 14
2.2. Проблемы, возникающие у женщин-руководителей 19
3. ДОСТИЖЕНИЯ ЖЕНЩИН В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
ЛИТЕРАТУРА 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 32
Это далеко не весь список женщин, которые добились таких высот в управлении. Лишь самая малая часть того, чего леди могут достичь. Остается только ждать, когда мужчины наконец примут женщин такими, когда пройдет эта историческая нелепость о мускулизме. Женщины занимают все большее место в жизни и развитии бизнеса, несмотря на все преграды, которые встают у них на пути. Поэтому можно смело сказать, что «слабый пол» сильнее «сильного», поскольку женщины добиваются таких же результатов, что и мужчины, проходя «через тернии к звездам», в то время, как они получают это без особых усилий.
Изучение личности работника в организации, в частности роли женщины - руководителя, анализ влияние руководителя на социально-психологическую структуру и развитие коллектива является одним из наиболее важных факторов в вопросах повышения эффективности работы коллектива.
Руководитель должен заботиться
о продвижении сотрудников
При выдвижении женщины на должность руководителя очень важно признание ее равноправия, равенства ее возможностей и способностей в управлении коллективом. В таких случаях для сохранения паритета наиболее ценных качеств мужчин- и женщин-руководителей рекомендуется в качестве заместителя или помощника назначать мужчину.
Если женщина-руководитель сумеет сочетать качества настоящего лидера (сильный характер, профессионализм, инициатива, умение рисковать) с традиционно женскими ценностями, такими как чуткость, гуманность, гибкость, хитрость, практичность и т.д., то она может стать идеальным руководителем.
Наукой не достаточно изучается проблема изучения факторов, создающих условия для выдвижения женщины на пост руководителя. Учитывается, как правило, только производственная сторона, и, к сожалению, мало социологических исследований посвященных влиянию семьи на производство.
Вопрос быть или не быть руководителем должен решать каждый сам, но при этом мужчины и женщины должны иметь равные возможности через построение системы подготовки выдвижения кадров.
Основные причины, порождающие гендерные проблемы, на мой взгляд, кроются в патриархальных взглядах на роль женщины. Они являются характерной особенностью российского менталитета. Функции и роли, которые предписываются женщине в маскулинной культуре, строго определены, и управленческая деятельность в них не входит. При этом утрачено уважительное отношение к домашнему труду женщины, практически не реализуется гарантированное законом равенство семейных трудовых обязанностей (предоставление отцу больничных дней или отпуска по уходу за ребенком). Двойная нагрузка на женщину отрицательно сказывается на эмоционально-психологическом настрое и приводит к снижению эффективности трудовой деятельности.
Важная составляющая гендерного неравенства — степень внимания ученых и практиков к «женской теме». Исследования, проводимые в области менеджмента, в подавляющей части сфокусированы на «мужской» стороне организаций. Мужчины и их поведение стали стандартом, с которым сравнивается поведение женщин. Поэтому большинство рекомендаций по оценке поведения личности, анализу управленческих ситуаций, разработке управленческих решений, этикету мужских позиций. Особенности поведения и реакции женщины на внешнюю среду, мотивация ее поступков, личностные характеристики замалчиваются или рассматриваются в виде исключения из общепринятых правил. В некоторых источниках женщины представляются как некая часть весьма специфической группы: «многие женщины, представители национальных меньшинств и лица с какими-либо физическими и умственными недостатками...», «отношение организации к женщинам и другим меньшинствам»20 21
Эффективные преобразования в российской экономике немыслимы без использования женского потенциала, в том числе для повышения эффективности и качества менеджмента.
Исторически сложившаяся
ориентированная
В заключение процитирую Баха-Уллу: «Мужчины и женщины — два крыла одной птицы. И до тех пор, пока крылья не будут одинаково развиты, Птица человечества не сможет взлететь».
Таблица 1
Феминные особенности систем управления в ряде стран
Место |
Страна |
Уровень феминизации |
Доля женщин среди парламентариев, % |
Доля женщин среди руководителей предприятий, % |
Доля женщин среди ИТР, % |
Доля женщин в общем объеме заработной платы, % |
1 |
Норвегия |
0,795 |
39,4 |
30,9 |
57,5 |
42 |
2 |
Швеция |
0,784 |
40,4 |
38,9 |
64,4 |
45 |
3 |
Дания |
0,728 |
33,0 |
20,0 |
62,8 |
42 |
7 |
США |
0,671 |
11,2 |
42,2 |
52,7 |
41 |
9 |
Германия |
0,661 |
25,5 |
19,2 |
43,0 |
35 |
16 |
Италия |
0,573 |
10,0 |
37,6 |
46,3 |
31 |
20 |
Великобритания |
0,543 |
7,8 |
33,0 |
43,7 |
35 |
25 |
Венгрия |
0,510 |
11,4 |
58,2 |
49,0 |
40 |
27 |
Болгария |
0,487 |
13,3 |
28,9 |
57,0 |
41 |
34 |
Япония |
0,465 |
7,7 |
8,5 |
41,8 |
34 |
40 |
Франция |
0,452 |
6,1 |
9,4 |
41,4 |
39 |
42 |
Польша |
0,433 |
13,0 |
15,6 |
60,4 |
39 |
1 ГЕНДЕРНАЯ СОЦИОЛОГИЯ изучает, каким образом физические различия между мужчинами и женщинами опосредуются культурой и социальной структурой. Социокультурная опосредованность этих различий заключается в том, что (1) посредством социализации женщинам приписываются специфические качества женственности и «гендерная идентичность»; (2) в индустриальных обществах женщины часто изолируются от публичной деятельности, будучи ограниченными частной сферой домашнего хозяйства; (3) женщинам отводятся низшие и часто унизительные виды производственной деятельности; (4) женщины испытывают воздействие стереотипных идеологий, определяющих их как слабые и эмоционально зависимые от мужчин существа. В гендерной социологии ведутся две крупные дискуссии. В рамках первой из них обсуждается вопрос о том, является ли гендер отдельным и независимым измерением социальной стратификации и социального разделения труда. В рамках второй обсуждается соответствие общих теоретических подходов задачам анализа гендерных различий и делений в обществе. Например, один из вопросов, затрагиваемых в этой дискуссии, касается совместимости феминизма с марксизмом. - Н.Аберкромби, С.Хилл, Б.С.Тернер СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ, с.53
2 Попкова Л.Н., Тартаковская И.Н., Профессиональные стратегии менеджеров среднего звена (гендерный аспект)// СОЦИС 2011 №7, с.48
3 Отпуск (по беременности и родам) // Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. 1969-1978.
4 Connel, 2009, p.115-117
5 В России эту точку зрения долго продвигала А.Чирикова
6 Попкова Л.Н., Тартаковская И.Н., Профессиональные стратегии менеджеров среднего звена (гендерный аспект)// СОЦИС 2011 №7, с.50
7 Комаров Е.И. Гендерный менеджмент // Управление персоналом. — 2001. — № 11—12. — С. 49—53.
8 Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации. — М., 2008.
9 Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин. — М., 2007.
10 теория трансакционного анализа Э. Берна (см. книги «Люди, которые играют в игры», «Игры, в которые играют люди» и др.)
11 "Финансовый справочник бюджетной организации", № 11-2011
12 Социологический опрос ВГГУ, 2011 год
13 Батра Р., Майерс Дж., Аакер Д. Рекламный менеджмент. — М.; СПб.; Киев: Вильямс, 2003. — С. 708.
14 Ньюстром Дж. В., Дэвис К. Организационное поведение. — СПб: Питер, 2000. — С. 395.
15 Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. — М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2006. — С. 346.
16 Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.: Дело, 2002. — С. 49.
17 Дегтярь Л. Процесс трансформации и положение женщин // Вопросы экономики. — 2000. — №3. — С. 66.
18
Лига выдающихся руководителей. http://www.psylive.ru/
19 Фонд поддержки социальных и культурных инициатив «Новая высота», проект «Женщина года»
20 Батра Р., Майерс Дж., Аакер Д. Рекламный менеджмент. — М.; СПб.; Киев: Вильямс, 1999. — С. 708.
21 Ньюстром Дж. В., Дэвис К. Организационное поведение. — СПб: Питер, 2000. — С. 395.
Информация о работе Женщина-руководитель: проблемы и достижения