Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 14:56, курсовая работа
В данной курсовой работе рассмотрен жизненный цикл организации. Его понятие, модели, стадии и методика анализа жизненного цикла организации. Для того, чтобы определить этапы жизненного цикла, нужно обозначить, что мы понимаем под словом организация. под "организацией" следует понимать предприятие, фирму, учреждение, ведомство и иные трудовые формирования.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. А.И.ГЕРЦЕНА
Факультет управления
Кафедра социального менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: Основы менеджмента
Тема: «Жизненный цикл организации на примере компании «Мобильные ТелеСистемы»
Выполнила
Студентка
группы
Подпись
Дата защиты
Санкт-Петербург
2011 год
Введение
В данной курсовой работе рассмотрен жизненный цикл организации. Его понятие, модели, стадии и методика анализа жизненного цикла организации. Для того, чтобы определить этапы жизненного цикла, нужно обозначить, что мы понимаем под словом организация. под "организацией" следует понимать предприятие, фирму, учреждение, ведомство и иные трудовые формирования.
Из всего многообразия определений понятия "организация" можно выделить следующие.
1. Организация как процесс,
2. Организация как совокупность (система) взаимоотношений, прав, обязанностей, целей, ролей, видов деятельности, которые имеют место в процессе совместного труда.
3. Организация как группа людей
с общими целями. Чтобы считаться
организацией, трудовое формирование
должно' отвечать следующим
2) наличие по крайней мере одной общественно полезной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы;
3) наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой цели.14.
В мире каждый день формируются новые организации, так же быстро, как и ликвидируются не развивающиеся и не приносящие больше доход. Какие – то организации адаптируются и процветают быстрее своих конкурентов и делают свое дело лучше других.
Все зависит от руководителя, если он знает и понимает на какой ступени находится его организация и какой этап ожидает его, то он с легкостью примет меры для того, чтобы его организация не исчезла с рынка.
Руководитель должен
оценивать, насколько принятый
стиль руководства
Объектом данной курсовой работы является изучение понятия «жизненный цикл организации».
Предмет курсовой работы: рассмотрение основных подходов к пониманию организационного развития, при этом под развитием организации будем понимать естественный, закономерный процесс, или то, что в литературе называют жизненным циклом организации.
Пример для рассмотрения Компания ОАО «Мобильные ТелеСистемы».
Актуальность данной работы
обусловлена необходимостью уделять
должное внимание теоретическим
основам функционирования организации.
Это необходимо для того, чтобы
методы развития, внедряемые менеджерами,
соответствовали уровню развития организации.
Менеджеру в целях
Целью является анализ компании ОАО «Мобильные ТелеСистемы» в условиях его жизненного цикла.
Исходя из цели были поставлены следующие задачи:
- изучить литературу по данной теме;
- изучить понятие жизненного цикла организации;
- рассмотреть модели ЖЦО;
- рассмотреть стадии ЖЦО;
- проанализировать ЖЦО;
- посмотреть на примере ОАО «Мобильные ТелеСистемы» как протекает ЖЦО на разных стадиях.
Цель и задачи определили структуру курсовой работы, которая состоит из введения, 2х глав, заключения, списка используемой литературы.
Первая описывает теорию жизненного цикла, вторая, на примере компании ОАО «Мобильные ТелеСистемы» является аналитической частью, в которой на практике рассмотрен жизненный цикл.
В заключении подведены итого работы, сделаны выводы.
В ходе исследования применялись следующие методы:
- анализ источников и литературы;
- описательный и логический;
- структурный и сравнительный анализ.
1.Теоретическая часть.
1.1.Понятие жизненного цикла организации.
Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и в конце концов прекращают свое существование. Немногие из них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изменений. Новые организации формируются ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются навсегда. Умеющие адаптироваться - процветают, негибкие - исчезают. Какие-то организации развиваются быстрее других и делают свое дело лучше, чем другие. Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится организация, и оценивать, насколько принятый стиль руководства соответствует этому этапу. Именно поэтому широко распространено понятие жизненного цикла организаций как предсказуемых изменений с определенной последовательностью состояний в течение времени. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, и что переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными.
Жизненный цикл организации — совокупность стадий развития, которые проходит фирма за период своего существования.23
Еще в 60-х годах прошлого века было предложено рассматривать организацию в терминах «личности», а развитие организации стали сопоставлять с развитием человека. Впоследствии был сделан следующий вывод: все компании эволюционируют по определенной закономерности, согласно своим внутренним законам, и, так или иначе, проходят несколько стадий в своем развитии. Под стадиями понимаются периоды жизни организации в рамках однотипных ценностных установок, фиксирующие особенности управленческих задач, находящихся в центре внимания руководства.11
Периоды, в которые организация
принципиально изменяет ценности и
ориентации, называют циклами или
фазами развития организации. То есть
жизненный цикл организации («онтогенез»)
отражает ее эволюцию («филогенез») от
замысла до исчезновения организации
как отдельной сущности. Причем время
прохождения этапов цикла у различных
организаций значительно
Еще в 1965 году Дж. Гарднер писал: «Как люди и растения, организации также имеют свой жизненный цикл. Они проходят время зеленой и гибкой юности, расцвета и сучковатой старости... Организации могут преодолеть время от юности до старости за два или три десятилетия, а могут жить веками».
Эта теория рассматривается в рамках менеджмента и подразумевает прохождение организацией нескольких этапов развития (аналогия с живыми существами): зарождение и становление, рост, когда фирма активно заполняет выбранный ею сегмент рынка, зрелость, когда фирма пытается сохранить имеющуюся долю рынка под своим контролем и старость, когда фирма быстро теряет свою долю рынка и вытесняется конкурентами. В дальнейшем организация либо ликвидируется, либо вливается в более крупную, либо разбивается на более мелкие организации, которые в зависимости от ситуации могут оказаться на стадии роста или зрелости (реже — других стадиях).
Модель жизненных циклов является одним из известных инструментов, используемых для описания процесса развития любой экономической системы. На основе модели жизненных циклов можно проанализировать отдельные факторы, влияющие на организационную эффективность. Разнообразие видов жизненных циклов позволяет анализировать изменения, происходящие на различных уровнях управления промышленным предприятием.
1.2.Модели жизненного цикла организации
Это одна из самых ранних моделей, возникшая на примере правительственных комитетов. Даунс предложил три основных стадии роста и развития организаций:
· первая стадия («борьба за автономию») возникает до формального рождения или сразу же после него и характеризуется стремлением обрести законность и необходимые ресурсы от окружающей среды для достижения «порога выживания»;
· вторая стадия («стремительного роста») включает быстрое расширение, где подчеркивается инновационность и креативность;
· третья стадия («замедления») характеризуется уточнением и формализацией правил и процедур.
2. Г. Липпитт и У. Шмидт: «Управленческое участие» (1967).
Эти исследователи разработали одну из первых моделей жизненных циклов организации, работающей в частном секторе.
Они предложили три стадии развития корпораций:
рождение, в процессе которого создаются системы управления и достигается жизнеспособность;
юность, для которой характерно развитие репутации и устойчивости;
зрелость, на протяжении которой деятельность корпорации направлена на достижение уникальности и способности к приспособлению в изменяющихся областях деятельности.
3. Л. Грейнер: «Проблемы лидерства на стадиях Эволюции и Революции» (1972).
При создании данной модели автор опирается на теорию европейских психологов о том, что поведение определяется предыдущими событиями, а не будущим. Он предполагает, что будущее организации определено ее организационной историей в большей степени, чем внешними силами.
4. У. Торберт: «Ментальность членов организации» (1974).
В этой модели организационное развитие тесно связано с развитием чувства общности персонала. Развитие организации осуществляется параллельно процессу, проходящему от индивидуальности и разрозненности групп к чувству принадлежности к коллективу.
5. Ф. Лиден: «Функциональные проблемы» (1975).
Первое, на чем фокусируется новая организация, по мнению Лидена, это адаптация и завоевание своей ниши в изменяющейся внешней среде. Это достигается, в основном, посредством введения инноваций.
На втором этапе основными задачами являются приобретение ресурсов и развитие методов работы процедур.
Третья стадия характеризуется приданием особого значения постановке целей и получению прибыли.
На четвертой стадии акцент делается на поддержании поведенческих паттернов и институализации структур.
6. Д. Кац и Р. Кан: «Организационная структура» (1978).
Организационная структура, является отражением изменений, происходящих в организации в зависимости от стадии ее развития. Исходя из этого, рассматриваются три основные стадии развития организации:
· стадия простых систем;
· устойчивая стадия организации;
· стадия разработки структур. 6
7. Р. Куинн и К. Камерон: «Интегративная модель» (1983).
В 1983 году Куинн и Камерон. Выделяя четыре стадии развития, основной акцент они делают на эффективности деятельности организации и определении ее критериев на различных стадиях.
8. И. Адизес: «Теория жизненных циклов организации» (1979).
В своем исследовании автор проводит аналогию эволюции организации со схожими биологическими процессами, происходящими в развитии живых организмов, что позволяет характеризовать эту модель как эволюционно-теологическую. Однако исследователем выявлено основное отличие организационного развития от биологического: в состоянии расцвета организация может находиться долгое время при условии обеспечения верного стратегического и тактического управления. Помимо этого организация может восстановиться и продолжить свой рост, даже если в настоящее время находится на стадии спада при условии внедрения принципиально нового стиля руководства, при необходимости - смены ориентиров, ценностей, установок и т.д.2
Информация о работе Жизненный цикл организации на примере компании «Мобильные ТелеСистемы»