Значение фактора этичного руководства и его изучение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 15:33, реферат

Описание работы

Составной частью и главной характеристикой эффективности руководства является стиль управления, который применяет в своей работе менеджер. Изучение стиля руководства ведется психологами уже более полувека. Исследователи накопили к настоящему времени немалый материал по данной проблеме. Каждый руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности в свойственном только ему стиле.

Содержание работы

Введение3
1. Этика деятельности руководителя5
1.1. Общее понятие управленческой этики5
1.2. Нравственные аспекты стилей и методов руководства9
1.3. Моральные качества и нормы этичного поведения руководителя15
2. Этический кодекс и другие мероприятия повышения уровня этичности поведения руководителей23
Заключение26
Список использованной литературы29

Файлы: 1 файл

Реферат по мотивации трудовой деят-ти. Значение фактора этичного руководства и его изучение.docx

— 72.29 Кб (Скачать файл)

                               Федеральное агентство по образованию


Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский государственный  технологический институт

(технический университет)»


Кафедра управления персоналом и рекламы

Форма обучения: очное

Направление подготовки: управление персоналом

Степень (квалификация): специалист

Учебная дисциплина: Мотивация трудовой деятельности

РЕФЕРАТ

Тема: Значение фактора этичного руководства и его изучение

 

 

Студент группы № 6707-1                          Шубина Д. Ю.

Руководитель                            Ерыгина А. В.

Оценка за

реферат                                                                              Личная подпись 

                                                                                      руководителя                                       


 

 

 

                                      

 

Санкт-Петербург

2013 

Содержание

 

Введение3

1. Этика деятельности  руководителя5

1.1. Общее понятие управленческой  этики5

1.2. Нравственные аспекты  стилей и методов руководства9

1.3. Моральные качества  и нормы этичного поведения  руководителя15

2. Этический кодекс и другие мероприятия повышения уровня этичности поведения руководителей23

Заключение26

Список использованной литературы29

 

 

 

 

Введение

 

Составной частью и главной характеристикой  эффективности руководства является стиль управления, который применяет  в своей работе менеджер. Изучение стиля руководства ведется психологами  уже более полувека. Исследователи  накопили к настоящему времени немалый  материал по данной проблеме. Каждый руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности в  свойственном только ему стиле. Стиль  руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных.

Принятый стиль руководства  может служить характеристикой  качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную  управленческую деятельность, а так  же создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных  взаимоотношений и поведения. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - все отражает стиль руководства данного руководителя. Стиль отличается устойчивостью, которая проявляется в частом применении разных приемов управления. Но эта устойчивость относительна, так как стилю обычно характерен динамизм. Правильно выработанный стиль руководства соответствующий сложившийся ситуации способен преодолеть непреодолимые препятствия. И он приведет систему к неожиданно высоким конечным результатам.

Стиль управления во многом определяется индивидуальными качествами руководящего лица, но при всей их значимости, особенности  личности не исключают и другие компоненты, формирующие его, которые также  являются важными. В отечественной литературе стиль руководства принято группировать по различным признакам. Индивидуальный стиль управления выходит из разных соотношений в реализации таких качеств руководителя как экономические, организаторские, морально-этические, педагогические и профессиональные способности. В данном реферате будет подробно изучен фактор морально-этических способностей и качеств руководителя. Особенности стиля каждого руководителя формируются в зависимости от того, какой из пяти названных компонентов доминирует в его личности. Можно выделить основные факторы, характеризующие стиль руководства:

  • Требования, предъявляемые к руководителям в отношении их компетентности, деловитости, ответственности, личных качеств, нравственности, характера, темперамента и пр.;
  • Специфика системы - ее цели и задачи, управленческие структуры и технология управления, функции руководителя;
  • Окружающая производственная среда - технологический уровень производства, форма организации труда, обеспеченность материальными ресурсами;
  • Особенности руководимого коллектива - его структура и уровень подготовленности, характер сложившихся в нем взаимоотношений, его традиции и ценности.

Стиль работы определяет не только деятельность руководителя, он непосредственно сказывается  на всех сторонах деятельности системы  и непосредственно на подчиненных.

Безусловно, соблюдение этических  норм в отношениях руководителей  и их подчиненных имеет особое значение. Роскошь делового общения  не менее важна, чем роскошь человеческого  общения. Нравственное и моральное  здоровье любого трудового коллектива, как правило, обеспечиваются этическими канонами управления. [1]

 

1. Этика деятельности руководителя

    1. Общее понятие управленческой этики

 

 

Управленческая этика - совокупность правил и форм делового общения с  людьми, позволяет выразить им уважение, способствует установлению между руководителем  и подчиненными атмосферы взаимопонимания, доброго отношения друг к другу.

В последнее время в России проблемам  служебной и административной этики, принципам и нормам нравственного  поведения лиц, участвующих в  управлении, уделяется особое внимание. Выделился такой вид профессиональной этики, как управленческая этика. Суть управленческой деятельности - цепочка  постоянно принимаемых ответственных  решений, которые должны быть нравственно  обоснованными и исключать любые  моральные потери. Осознание значения нравственной ценности бизнеса становится достоянием все большего числа менеджеров и коммерсантов. В России уже давно  поняли, что надо производить то, что покупают; производство призвано предвосхищать то, что хочет потребитель. Значит, на переднем плане обозначено не господство частного интереса, а  приоритетное признание интересов  людей, утверждение их потребительских  вкусов, ценностных ориентации.

Управленческая этика в последнее  время начинает претерпевать существенные изменения. Это связано с серьезной  переоценкой ценностей, с осознанием того, что проблемы настоящего и  будущего нельзя решать с помощью  рецептов прошлого. В настоящее время  уходят в тень такие общепризнанные ценности, как послушание, иерархия, дисциплина, карьера, власть, централизация  и другие. На самый передний план приходят такие ценности как самоопределение, коллектив, участие, ориентация на потребителя, личность и ее раскрытие, творчество, инновации, способность к компромиссам, децентрализация.

Изменение ценностных ориентиров привнесло  радикальные изменения в этику  бизнеса, в теорию и практику менеджмента. Значение этики, строжайшего соблюдения этических норм и представлений  резко возросло. Этические правила  играют в условиях современной России особую роль, причем не только при общении  людей в рамках бизнеса, но особенно во взаимоотношениях в трудовых коллективах, прежде всего в контактах между  собой руководителей, а также  в рабочих и неформальных взаимоотношениях руководителей с подчиненными и  сотрудниками. Во многом это связано  с особенностями состояния сегодняшней  отечественной экономики.

В обстановке неопределенности (когда  неизвестно, что можно и что  нельзя) предпринимателю функционировать  очень сложно, намного труднее, чем  в условиях рыночного хозяйства  с четкими правилами. Многие хозяйственные  действия могут быть признаны незаконными, что резко увеличивает степень  риска. Парадокс сегодняшней жизни  заключается в том, что практически  невозможно реально планировать, реализовывать  оптимальные и конкретные управленческие решения, которые естественны в  условиях открытого рынка, но могут  не понравиться любому чиновнику  на уровне района или региона, не говоря уже о более высоких инстанциях.

Именно в этих сложнейших условиях использование колоссального потенциала менеджмента - науки о наиболее рациональной организации и управлении трудовым коллективом - играет особую роль. Управление деятельностью людей требует  исключительно высокого искусства, широкого арсенала используемых приемов  и методов, управленческих и предпринимательских  навыков. С внедрением менеджмента  как науки ныне связываются огромные экономические достижения, революционные  технические и технологические  изменения, совершенно новые подходы  к человеку труда, развитие творческой индивидуальности и многое другое.

Этические нормы выступают в  роли регулятора отношений в коллективе, который или будет способствовать успешной деятельности организации  по достижению ее целей, или будет  создавать препятствия, вести к  распаду организации. Если администрация не будет регулировать этичные отношения, то процесс регулирования может складываться стихийно.

Система регулирования поведения  работников в трудовом коллективе достаточна сложна. Работодатель, наняв наемных  работников, должен учитывать всю  систему регуляторов, действующую  в организации. Важнейшими из них  являются следующие: распоряжения работодателя, трудовое законодательство, моральные  нормы, традиции, убеждения работников, религиозные ценности, которые разделяют  работники, общечеловеческие ценности, групповые ценности и др.

Работодатель предоставляет работнику  возможности для совершения определенных действий, поощряет, мотивирует его, а  если это необходимо, заставляет воздерживаться от некоторых поступков, видов поведения, оценивая поведение, пытается исправить  его различными методами.

Каждый руководитель использует определенный механизм регулирования — совокупность средств и методов, с помощью  которых он направляет, координирует поведение наемных работников. Важная роль в механизме регулирования  поведения принадлежит нормативному регулированию, которое состоит  из ряда элементов, представляющих определенный процесс. Сначала определяют цели, которые  необходимо осуществлять, затем создают  нормативный правовой акт для  того, чтобы добиться поставленных целей. Далее создают условия  реализации норм, включая контроль за их соблюдением. Очень важно при  этом выбрать эффективные меры, чрезмерно  не обременяющие работника, не сковывающие  его инициативу. [3]

Нормы всегда являются средством реализации принципов, идеологии, т. е. любая нормативная  система отражает определенные взгляды  какой-то группы людей. Качество этических норм, действующих в коллективе, должно стать предметом постоянной заботы кадровой службы. Если в коллективе получат широкое распространение аморальные нормы, то организация не сможет существовать долго, а тем более эффективно. Во-первых, ее авторитет у других организаций и государственных органов будет постоянно снижаться, во-вторых, будут нарастать конфликты внутри организации.

Качество этических норм в деятельности организации во многом зависит от руководителя, его авторитета. Авторитет руководителя — это личное влияние человека на коллектив, которое он приобретает своим трудом, профессиональными знаниями, организаторскими способностями, нововведениями, умением работать с людьми.

Культура речи среди правил общения  с людьми играет особую роль. Она  предполагает навыки и умение правильно  сформулировать свои мысли, оптимальный  темп речи, эмоциональную окраску  слов, жестов, мимики. Речь несвязная, невыразительная, содержащая «штампы» не способствует высокой эффективности общения, не убеждает людей, не запоминается. Недопустимым элементом речи руководителя является сквернословие.

Для того чтобы научиться хорошо говорить, необходимо научиться ясно мыслить, а для этого нужно  быть эрудированным человеком, умеющим  убеждать, размышлять, анализировать. Нужно владеть техникой речи, постоянно  пополнять свой лексикон и практиковаться в ораторском искусстве.

Умение разбираться в  людях — одно из важных качеств  сильного руководителя. Руководителю нужно знать о них все, что  может повлиять на процесс их работы и ее результаты. Большое значение в деятельности любого руководителя имеет умение убеждать, т. е. добиваться желаемых изменений во взглядах и  убеждениях других людей. [4]

 

    1. Нравственные аспекты стилей и методов руководства

 

Руководитель - это, прежде всего лидер, способный влиять на людей и коллектив, побуждать их эффективно работать для  достижения поставленных целей. Успех  любого лидера зависит от его личных качеств как человека и стиля  его деятельности, иначе говоря, от его манеры поведения по отношению  к подчиненным, от его способности  оказывать на них воздействие.

Существуют два основных направления  в стиле руководства Первое характеризуется  минимальной степенью, с которой  руководитель делегирует свои полномочия, его стремлением достичь цели любой ценой, не оказывая никакого (или  минимум) доверия сотрудникам. Второе определяется стремлением лидера достичь  целей путем создания деловой, доверительной  обстановки в коллективе. В первом случае стиль руководства находится  в пределах от авторитарного до либерального, а во втором - от ориентированного на бизнес до ориентированного на человека.

Авторитарный лидер независим, обладает сильной властью, навязывает ее своим подчиненным без колебаний. Руководители такого типа исходят из того, что все работники при  первой возможности отлынивают от работы, у них мало честолюбия, и они  стремятся избавиться от ответственности, предпочитают, чтобы ими руководили, а в необходимых случаях - защищали. При таком взгляде на подчиненных  очевидно: чтобы заставить людей  трудиться, необходимо использовать принуждение, строжайший контроль, угрозу наказания. Авторитарный руководитель максимально  централизует полномочия, не дает работникам самостоятельно принимать решения, держит в своих руках все управление, часто использует психологическое  давление. Но не исключено, что он и  проявляет заботу о подчиненных, их благополучии.

Демократический лидер думает о  своих подчиненных иначе. Здесь  труд сотрудников воспринимается как  естественный процесс. При благоприятных  условиях труда люди берут на себя часть ответственности и стремятся  к ней. Они чувствуют свою причастность к делам фирмы и тем более  охотно используют самоуправление и  контроль, если за этим следует вознаграждение. Поэтому демократический лидер  в работе с людьми обращается к  их сознанию, совести и чести, преследуя  те цели, которые стоят перед фирмой. Тем самым руководитель приводит к соответствию цели своих подчиненных  с целями фирмы. Чем полнее соответствуют  цели, интересы каждого сотрудника общим целям, чем больше сотрудники знают о них, о характере своей  работы, работе окружающих, тем эффективнее  они трудятся, проявляют больше ответственности  за общее дело, у них меньше недоразумений  и конфликтов с руководством, а  значит, выше результаты труда.

Информация о работе Значение фактора этичного руководства и его изучение