Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 20:39, курсовая работа
Цель данной работы не в разработке конкретных методик по оценке финансового состояния коммерческого банка, а в попытке доказать необходимость проведения подобного анализа (причем не в пределах отдельно взятого банка, а в масштабах всей банковской системы), привести имеющийся на сегодняшний момент инструментарий оценки финансового состояния коммерческого банка, выявить недостатки существующих в России подходов и показать примеры из зарубежного
опыта.
собственному капиталу банка. Значение не может превысить: на 1.07.96 года -
10 %, на 1.02.97 года - 2 %.
В целях усиления ответственности банков перед вкладчиками - физическими
лицами ЦБ РФ ввёл показатель Н 11, ограничивающий объём привлекаемых денежных
вкладов (депозитов) населения суммой собственного капитала банка.
Показатель
Н 11 рассчитывается как процентное
соотношение общей суммы
вкладов (депозитов) граждан и величины собственного капитала банка. Максимально
допустимое значение Н 11 устанавливается в размере 100 % .
Впервые в России вводится показатель, ограничивающий долю использования
собственного капитала банка для приобретения долей (акций) других юридических
лиц. Таким показателем является Н 12, рассчитываемый в виде отношения размера
инвестируемых
и собственных средств
понимается приобретение банком долей участия и акций других юридических лиц.
максимально допустимое значение Н 12 установлено с баланса на 1.07.96 года в
размере 45 %.
Письмом от 20.08.97 года в Инструкцию ЦБ РФ № 1 от 03.01.96 года вводится
норматив Н 13 - норматив риска собственных вексельных обязательств.
Определяется как отношение выпущенных кредитной организацией векселей и
банковских акцептов к собственному капиталу банка. Отношение не может
превышать: на 1.10.96 года - 200 %, на 1.03.97 года - 100
%.
1.7.2 Анализ общей финансовой
(на примере Временной инструкции ЦБ РФ от 24.08.93 года № 17)
Эффективность управления коммерческими банками определяет возможность системы
коммерческих банков осуществлять свою деятельность умело и в полном
соответствии с нуждами и экономическими целями государства.
Важную роль при этом играет порядок составления коммерческими банками
финансовой отчетности, представляемой как Центральному банку, так и
физическим и юридическим лицам, являющимся заёмщиками или вкладчиками банков.
В условиях нашей страны это необходимо, в первую очередь, для создания и
сохранения доверия к банкам и кредитной системе Российской Федерации.
Общая финансовая отчетность - это отчетность коммерческого банка,
используемая для ознакомления и анализа его деятельности Центральным банком,
руководителями коммерческого банка, другими заинтересованными юридическими и
физическими лицами, а также в дальнейшем - для открытой публикации.
Финансовая отчетность является языком делового общения. Она должна
представлять своевременную, правдивую и точную информацию. Условия
международной интеграции капиталов предъявляют определённые требования к
финансовой отчетности, заключающиеся в необходимой унификации методов и
подходов к её составлению, позволяющей сделать формы отчетов инвесторов и
потенциальных получателей средств различных стран сравнимыми, сопоставимыми.
Не вызывает сомнений, что составление общей финансовой отчетности российскими
коммерческими банками существенно отличается от международных стандартов, что
делает её практически нечитаемой для зарубежных специалистов, поэтому
возникает необходимость приближения российских норм и правил к международным
стандартам [29,c.23].
Первым существенным шагом на пути к решению проблемы совершенствования
отчетности коммерческих банков Российской федерации была разработка Рабочей
группой ЦБ РФ по реформе бухгалтерского учета в коммерческих банках Временной
инструкции ЦБ РФ по составлению общей финансовой отчетности коммерческими
банками от 24.08.93 года № 17 (далее - Инструкция № 17).
Цель Инструкции - создать коммерческим банкам новую форму общей финансовой
отчетности, которая приблизит российские нормы бухгалтерского учета в банках
к международным стандартам и практике, позволит банковским аналитикам
проводить необходимый анализ (при опубликовании данных Инструкции № 17 будет
создаваться обширная база для сопоставления результатов деятельности
различных коммерческих банков); дать возможность лицам, заинтересованным в
методах и результатах работы того или иного коммерческого банка, получить
максимум доступной информации о интересующем финансовом учреждении.
Инструкция
№ 17 разработана в рамках
на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии
с требованиями развития рыночной экономики”, одобренной Верховным Советом
(Распоряжение
Председателя Верховного
Министров - Правительством РФ ((Постановление Совета Министров РФ от 12.02.93
года). Инструкция содержит требования по составлению новых форм банковской
отчетности, исходя из действующего в банках РФ плана счетов. Инструкция № 17 в
ряде случаев основана не на действующем законодательстве, а на мировых нормах
бухгалтерского учета. В связи с этим составление новых форм отчетности
потребует исправления условного исправления нескольких статей баланса.
Основополагающие
правила составления общей
Инструкции № 17). Представляемые формы отчетности обобщают информацию о
ликвидности и платёжеспособности коммерческого банка. Такая информация
необходима для определения способности банка своевременно выполнять свои
финансовые
обязательства. В этом отношении
пояснительная записка к
является особенно важной из-за содержащихся в ней описаний причин и следствий
их взаимосвязи, сто обеспечивает полноту финансовой отчетности.
В формах отчетности также обобщается информация о рисках, связанных с
активами и пассивами, учитываемыми на балансе коммерческого банка и за
балансом. в целях объяснения причин существования данных рисков руководство
коммерческого
банка описывает в
управляет рисками и контролирует их.
Активы и пассивы должны быть оценены и отражены в отчетах разумно с
достаточной степенью осторожности, чтобы не переносить уже существующие,
потенциально угрожающие финансовому положению банка риски, на следующие
периоды.
Правила оценки активов и пассивов должны применяться последовательно из года
в год, т.е. коммерческий банк должен постоянно руководствоваться одними и
теме же правилами бухгалтерского учета, кроме случаев существенных перемен в
своей деятельности или в правовом механизме.
В отчетности должны отражаться доходы и расходы, относящиеся исключительно к
отчетному периоду по мере их осуществления в нём, независимо от времени
поступления платежей или средств по ним.
Вследствие этого, доходы и расходы, наращенные, но не полученные или не
выплаченные до конца отчетного периода, или расчет по которым переносится на
будущие периоды, должны учитываться в отчетности того периода, в котором они
выявлены (например, в случае выдачи ссуды, по которой клиент оплачивает
проценты на каждое двадцатое число, банк должен учесть на конец отчетного
периода в своих доходах оставшуюся часть процентов с 20-го числа).
Финансовые отчеты должны достаточно ясными и подробными, чтобы избежать
двусмысленности, правдоподобно отражать операции коммерческого банка и их
влияние на его финансовое положение с необходимыми пояснениями в записках.
Вместе с тем, Инструкция № 17 не лишена ряда недоработок: в неё не внесены
все изменения, предусмотренные мировыми стандартами и необходимые для
составления российскими банками отчетов, полностью приведённых в соответствие
с мировой практикой [29,c.27].
Во-первых, Инструкцией не учтено влияние инфляции на финансовые показатели
деятельности банков, содержащиеся в их отчетности. А это очень важно для
России, поскольку в условиях инфляции, сложившихся в стране, оценка
ликвидности, рентабельности, надёжности деятельности банка, степени риска
отдельных операций существенно искажает определение границ, зон финансового
риска.
Во-вторых, Инструкцией не предусмотрено соблюдение такого принципа
международных стандартов, как принцип консолидации. Финансовая отчетность по
новой форме составляется коммерческими банками с учетом своих филиалов, но
без учета своих дочерних и совместных предприятий (банков), являющихся
юридическими лицами.
В-третьих, в Инструкции не учтён принцип отсроченного налогооблажения. По
международным стандартам прибыль не может зависеть от налоговой политики и
налоговые правила не должны влиять на порядок бухгалтерского учета операций
банка.
В
России же применение принципа
отсроченного налогооблажения
банков невозможно, так как в соответствии с Указом президента РФ от 22.10.92
года № 2270 “О некоторых изменениях в налогооблажении и во взаимоотношениях
бюджетов различных уровней (с изменениями от 24.12.93 года) налогооблажение
банков с 1.01.94 года производится в порядке и на условиях, определённых
законом РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций”.
Коммерческие
банки должны производить
исходя из предполагаемой прибыли и лишь по истечении отчетного периода
рассчитать сумму налога исходя из фактически полученной прибыли. Разница между
суммой авансового взноса и фактической суммой, подлежащей взносу в бюджет,
уточняется на сумму, рассчитанную с учетом процента за пользование банковским
кредитом, установленного в истекшем отчетном периоде ЦБ РФ. Такой подход не
соответствует принципу отсроченного налогооблажения , принятого в международной
практике.
Следовательно, общая финансовая отчетность коммерческих банков требует
дальнейшей доработки и совершенствования . При этом следует активно
использовать зарубежный опыт (не стоит изобретать “велосипед”), учитывая
специфику условий, в которых работают отечественные коммерческие банки.
Необходимо принимать во внимание принятый в России план счетов бухгалтерского
учета, порядок
налогооблажения и
1.8 Рейтинговая оценка коммерчески
1.8.1 Понятие рейтинга
Одним из вариантов анализа, позволяющего получить комплексную оценку
финансового состояния коммерческих банков и провести их сравнение, являются
методики составления рейтингов.
В России разработка таких методик началась несколько лет назад (поэтому,
данные методики, как и Инструкция № 17, нуждаются в доработке).
Рейтинг - это метод сравнительной оценки деятельности нескольких банков. В
основе рейтинга лежит обобщенная характеристика по определённому признаку,
позволяющая выстраивать (группировать) коммерческие банки в определённой
последовательности по степени убывания данного признака.
Признак (критерий) классификации банков может отражать отдельные стороны
деятельности банков (прибыльность, ликвидность, платёжеспособность) или