Анализ динамики использования электронных денег в Республике Беларусь за 2009- 2011 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление основных проблем, тенденций и путей развития электронных денег в контексте мирового опыта.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать теоретических аспектов рынка электронных денег; уточнение понятия «электронные деньги», раскрыть сущностные характеристики и содержание электронных денег через изучение их природы и функций.
2) рассмотреть виды электронных денег

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
4
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕГ……………
6
Сущность и классификация электронных денег………………………..
6
Использование электронных денег в Республике Беларусь: преимущества и недостатки……………………………………………...
9

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ЗА 2009- 2011 ГОДА………….

13
Опыт регулирования использования электронных денег на примере США, Западной Европы и Российской Федерации…………………….
13
2.1.1 Опыт регулирования использования электронных денег на примере США……………………………………………………………………….
13
2.1.2 Опыт регулирования использования электронных денег на примере Западной Европы…………………………………………………………
14
2.1.3 Опыт регулирования использования электронных денег на примере Российской Федерации…………………………………………………...
16
2.2 Анализ динамики использования электронных денег в высокоразвитых странах ………………………………………………...
18
2.3 Анализ динамики использования электронных денег в Республике Беларусь…………………………………………………………………...
23

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………..
29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….............
35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...
37

Файлы: 1 файл

вся работа.docx

— 108.66 Кб (Скачать файл)

2.1     Опыт регулирования использования электронных денег на примере США, Западной Европы и Российской Федерации

2.1.1   Опыт регулирования использования электронных денег на примере            США

В США вопросы развития электронных денег и системы  розничных транзакций являются предметом  активной дискуссии. Здесь стремятся  избежать строгой регламентации  деятельности в этой сфере и тем  самым стимулировать в ней  инновации. Органы регулирования в  США жестко стоят на позиции невмешательства  в развитие частных систем электронных  денег. Эмитенты электронных денег  рассматриваются в качестве "денежных отправителей", и должны регулироваться подобно другим финансовым институтам, традиционно участвующем в платежном  бизнесе.

Главной особенностью США  является наличие нескольких уровней  регулирования электронных платежей. Федеральная резервная система (далее  ФРС) отвечает за безопасность и законность платежной системы, используя пруденциальный надзор за деятельностью банков и  жесткие контрольные требования на участников системы расчетных  услуг ФРС. Эти механизмы не касаются небанковских эмитентов электронных  денег. По текущему законодательству США  карты с хранимой стоимостью, смарт-карты  и электронные бумажники рассматриваются  как долги их эмитента, а не депозиты, что позволяет небанковским организациям выпускать эти инструменты.

Данные правила призвано обеспечить защиту потребителей. Согласно им, продукты с хранимой стоимостью содержат три атрибута:

1) карту или другое  устройство, которое в электронной  форме хранит или обеспечивает  доступ к указанному объему  средств, выбранных держателем  устройства и доступных для  осуществления платежей другим  лицам;

2) устройство является  единственным средством доступа  к денежным средствам;

3) эмитент не делает  записи об объеме денежных  средств, связанных с устройством,  как счете на имя держателя  (или выданном кредите)

Широкая трактовка электронных  денег в США покрывает различные  схемы, не предусматривающие обязательного  возмещения денежных средств. К ним  могут относиться системы э-лояльности (e-loyalty), электронных призовых очков (e-bonus points), э-ваучеров (e-vouchers), э-вознаграждений (r-rewards), э-купонов (e-coupons), электронных миль (e-miles). Эти системы ограничены по целевому использованию, территориальному охвату и составу участников, а потому не являются непосредственными заменителями наличных денег. К ним применяются те же мероприятия по безопасности и пруденциальному контролю, что и для выкупаемых форм собственности [6, с.36-48].

Отсутствие текущей опасности  со стороны систем электронных денег  для национального денежного  обращения, а также политика по либерализации  финансовых услуг являются основными  причинами, почему федеральное правительство  США в настоящее время жестко не регулирует эмитентов электронных  денег и передает вопросы регулирования  их деятельностью на уровень штатов. Итак, в США регулирование сосредоточено  на отдельных платежных услугах, а не на банковских институтах. Налицо большое количество регулирующих и  надзорных органов, а также широкий  диапазон правил и законов, нередко  узкоспециализированных. Американские органы склонны рассматривать электронные  деньги просто как модифицированные средства платежа, распространяя на них уже существующие режимы регулирования. Учитывая то, что различные виды электронных денег характеризуются  своим набором потребительских  свойств и рисков, можно ожидать, что будет происходить дальнейшая дифференциация регулирования в  данной сфере.

2.1.2 Опыт регулирования использования электронных денег на примере Западной Европы

Долгое время в странах ЕС не было единого мнения в отношении регулирования электронных денег. Так, например, во Франции, Германии, Италии и Нидерландах право выпускать электронные деньги получали только кредитные институты. При этом их деятельность регламентировалась только действующим в данной стране банковским законодательством. В Бельгии, Швеции и Великобритании отсутствовали законодательные ограничения на выпуск электронных денег: эмитировать электронные деньги могли не только кредитные институты.

Середина 90-х годов прошлого века характеризовалась значительным ростом числа новых систем электронных денег на аппаратной основе, а также появлением электронных денег на программной основе для совершения платежей через компьютерные сети. В связи с этим Европейский опубликовал новый доклад, в котором отмечалось, что в долгосрочной перспективе эмиссия электронных денег будет оказывать значительное влияние на денежную политику центральных банков. Поэтому Европейский центральный банк установил следующие минимальные требования в области систем электронных денег:

1) пруденциальный надзор: эмитенты электронных денег должны подвергаться пруденциальному надзору;

2) надежное и прозрачное правовое обеспечение: права и обязанности всех участников (пользователей, эмитентов, предприятий торговли и операторов) системы электронных денег должны быть четко определены и опубликованы;

3) техническая безопасность: системы электронных денег должны располагать адекватными техническими, организационными и процедурными средствами защиты для предотвращения, сдерживания и выявления угроз безопасности системы;

4) защита от преступных посягательств: при разработке и реализации систем электронных денег следует учитывать необходимость наличия защиты против их использования в незаконных целях;

5) монетарная статистическая отчетность: системы электронных денег должны предоставлять центральному банку любую информацию, которая может потребоваться для проведения денежно-кредитной политики;

б) погашаемость: на эмитентов электронных денег должно распространяться юридическое обязательство по их погашению - обмену на деньги центрального банка по номинальной стоимости;

7) резервные требования: центральный банк должен иметь возможность вводить резервные требования ко всем эмитентам электронных денег.

Кроме того, экспертная группа Европейского центрального банка рекомендовала разрешить выпуск электронных денег и небанковским учреждениям. В сентябре 2000 года Европейским парламентом были приняты две директивы, направленные на регулирование деятельности в сфере электронных денег. Основные задачи принятых директив заключались в следующем:

Во-первых, защитить потребителей и гарантировать их конфиденциальность.

Для этого разработана пруденциальная основа, гарантирующая финансовую целостность и стабильность институтов электронных денег. Кроме того, потребители имеют право в любое время обменять свои электронные деньги на банкноты и монеты центрального банка по номиналу.

Во-вторых, способствовать развитию единого рынка финансовых услуг. Институты электронных денег могут получить «паспорт» (единую лицензию), позволяющий работать во всех странах ЕС, при условии соответствия принципам Первой банковской директивы ЕС о взаимном признании лицензий и пруденциальном надзоре, а также принципам контроля родного государства – члена ЕС.

В-третьих, избежать любых нарушений правил конкуренции между традиционными кредитными институтами и институтами электронных денег. Для этого менее жесткий пруденциальный режим в отношении институтов электронных денег компенсируется ограничениями в отношении их деловой активности и инвестиций.

Согласно принятым директивам выпускать электронные деньги могут только кредитные институты, и согласно Директиве 2000/28/ЕС, к кредитным учреждениям следует также отнести и «институты электронных денег». Одной из основных причин, почему институты электронных денег включены в понятие «кредитный институт» является желание Европейского центрального банка иметь возможность устанавливать в отношении них резервные требования. Европейский центральный банк считает, что «эта возможность Европейского центрального банка устанавливать резервные требования и требования предоставления статистической отчетности является решающей, в особенности с точки зрения обеспечения подготовки к существенному росту электронных денег и их воздействию на денежно-кредитную политику».

Следует отметить, что в Европе регулирование электронных денег является интегральной частью банковского регулирования, что отражает европейскую традицию значительного государственного контроля над системой денежных расчетов, которая распространена и на электронные деньги [7, с.35].

2.1.3 Опыт регулирования электронных денег на примере Российской Федерации

В области создания собственных  электронных денег Россия, практически, не отстала от западных стран. В начале 1998 года в России группой компаний была создана система PayCash - мощный инструмент для хранения и передачи по открытым сетям финансовой информации и  обладатель ряда престижных наград и патентов, среди которых есть "Сертификат особого признания Конгресса  США".. В 2004 году группа включила в  себя семь компаний и совместных проектов, среди которых Яндекс. Деньги (Россия), Cyphermint и VCOM (США), Интернет. Деньги (Украина), DramCash (Армения). В конце 1998 года появилась  самая известная и распространенная на данный момент система платежей WebMoney. К концу 2002 года группа российских и украинских экономистов и программистов  создала систему RUpay, представляющую собой интегратор платежных систем. В нем программно объединены в  одну систему несколько электронных  платежных систем и обменные пункты.

Лидерами российского  рынка электронных денег в  категории "интернет-платежи" являются Яндекс.Деньги и WebMoney, совокупная доля которых составляет порядка 90%. Система WebMoney имеет необычную для российского  рынка структуру пользователей: в ней лишь 3% платежей дают мобильная  связь и коммунальные услуги; все  остальное - это платежи между  физическими лицами, онлайн-игры, Интернет-услуги, гэмблинг и спортивные ставки, цифровые товары и контент (книги, музыка, видео). Несмотря на стереотипное восприятие, это вовсе не микроплатежи: например, в онлайн-играх достаточно часто  происходят разовые платежи в  эквиваленте 2-5 тысяч долларов.

По данным CNews Analytics, рынок  электронных денег отличается гигантскими  темпами роста. Его емкость выросла  с 1397 млн. долл. в 2004 г. и 3353 млн. долл. в 2005 г. до 7732 млн. долл. в 2006 году. В 2009 году обороты  этих компаний выросли на 40% по отношению к 2008 году [8, с. 182].

Средний прирост объемов  операций ведущей пятерки игроков  превышал 150% в год, а у самого активного  игрока - объединённая система моментальных платежей (ОСМП) - он составил 500% в 2007 г. и 261% в 2008 году. Российский рынок электронных платежных систем сформировался как олигополия [9, с. 12].

Среднегодовые темпы роста  на уровне 50% показывает и рынок банковских карт, выдаваемых российскими банками  физическим лицам. Их число выросло  с 35 млн. в 2007-м и 54,5 млн. в 2008-м до 74,6 млн. штук в 2009 году. К сожалению, наблюдается  некоторый структурный перекос  в использовании банковских карт. По данным Центрального банка РФ и  компании CNews Analytics, 93,5% операций с ними являются снятием наличных, и лишь 6,5% операций представляют собой оплату каких-либо товаров и услуг. Это  объясняется широким распространением различных зарплатных схем с использованием банковских карточек.

Рынок электронных платежных  систем состоит из 4 основных сегментов: сотовая связь, платежи в ЖКХ, коммунальные платежи и оплата Интернет-контента.

Что касается нормативно-правового  регулирования деятельности электронных  платежных систем, то, несмотря на то, что они появились уже достаточно давно, до сих пор вопрос правового  регулирования электронных платежных  систем остается открытым. С одной  стороны, все просто - платежные системы  самим фактом своего существования  и динамикой развития доказывают, что могут прекрасно работать в рамках уже существующего российского  законодательства. С другой - в законах  все еще нет понятия "электронная  валюта", так что электронные  платежные системы вынуждены, оперируя терминами, позволяющими обойти понятие "деньги", и адаптируя свои юридические  модели под действующее законодательство.

В целом, учитывая все сложности, вызванные отсутствием специализированного  юридического фундамента электронных  финансов, можно предположить, что  нынешняя ситуация оказывает своеобразное благотворное влияние на рынок электронных  платежных систем. Сейчас, как в  свое время в США, на российском рынке  электронных платежей масса игроков, что предоставляет пользователям  огромный выбор. Благодаря сложностям с законодательством, происходит "естественный отбор", в результате которого останутся  лишь самые востребованные и, удобные  в использовании, основные игроки рынка  электронных платёжных систем.

Для анализа государственного регулирования обращения электронных  денег в зарубежных странах были выбраны страны с ярко выраженным контрастом в подходах к регулированию  нового средства платежа. Основные отличия  между европейским, американским и  российским подходами к регулированию  электронных денег заключаются  в том, что европейские регулирующие органы рассматривают электронные  деньги как новое средство платежа, где также установлены жесткие  и четкие требования, в частности, по выдаче разрешений на выпуск электронных  денег и по регламентации  деятельности эмитентов, включающие государственное  регулирование и надзор.  Американские регулирующие органы интерпретируют электронные  деньги как новый тип денежных услуг, имеющий больше общего с дорожными  чеками, денежными переводами и купонами лояльности, нежели с наличными деньгами и предлагают отдельный от банковского режима, и часто весьма либеральный, режим регулирования электронных денег.

Таким образом, критический  анализ законодательств зарубежных стран показал, что обращение  электронных денег нельзя регулировать  традиционными правовыми актами о наличном и безналичном денежном обращении. Во всех развитых странах мира для этого существуют специальные нормативные акты.

Информация о работе Анализ динамики использования электронных денег в Республике Беларусь за 2009- 2011 года