Банковские риски: содержание, виды, основы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 08:31, курсовая работа

Описание работы

Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
определить сущность, классификацию банковских рисков;
изучить организацию работы коммерческого банка по управлению рисками;
рассмотреть и проанализировать современные тенденции управления кредитными рисками в банковской деятельности

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...…..3
Глава 1. Сущность и классификация банковских рисков ………....…...4
1.1. Сущность банковских рисков …………………………………….….4
1.2. Классификация банковских рисков ……………………………….…7
Глава 2. Управление банковскими рисками ……………………………....12
2.1. Организация работы коммерческого банка по управлению рисками..…12

2.2. Рекомендации по совершенствованию процесса управления кредитными рисками ………………………………………………………………………25
Заключение………………………………………………………………….31
Список используемой литературы……………………………….……...33

Файлы: 1 файл

Курсовая_Банковское дело.docx

— 98.80 Кб (Скачать файл)

Еще один важный фактор кредитного процесса - доступность информации. Так, могут отсутствовать сами данные, которые необходимы для оценки кредитоспособности заемщика и управления кредитным  риском. Поэтому при построении кредитного процесса необходимо определить состав требуемых достаточных данных, которые  в дальнейшем будут храниться  с учетом целей развития кредитного риск-менеджмента. С другой стороны, сам банк может разрабатывать и внедрять такие продукты, продажа которых затрудняет получение информации о заемщике (имеются в виду уже упоминавшиеся выше экспресс-кредиты). Не получая достоверной информации о доходах заемщиков, банк не может обеспечить качественный контроль кредитного риска и зачастую поневоле делает упор на управление. Во-первых, ограничивается сумма, подверженная кредитному риску (сумма кредита). Во-вторых, потери покрываются завышенной платой за кредит. Отсутствие адекватных методов обработки данных также приводит к тому, что информация оказывается недоступной: она вроде бы и есть, а использовать ее невозможно.

И последнее из рассматриваемых  свойств - актуальность информации. Значимость этого свойства понятна любому кредитному аналитику. Так, достоверная и адекватная, но устаревшая информация о финансовом состоянии заемщика или его управлении может приводить к ошибочному решению или непринятию нужного  решения в нужный момент.

Цели процесса кредитования. "Успех во всяком деле зависит  от двух условий: правильного установления конечной цели и отыскания соответствующих  средств, ведущих к этой цели". По сути, в этой цитате Аристотеля дается определение успешности любого процесса. На наш взгляд, основных целей в процессе кредитования может быть две. Первая - это получение целевой доходности с определенного объема портфеля кредитов и при этом контроль риска. Вторая - получение определенной доходности кредитования с учетом риска для портфеля желаемого объема.

Несмотря на похожесть  формулировок, эти две цели имеют  существенные отличия (таблица 1.1). Первая подразумевает контроль кредитного риска, а вторая - управление риском.

Таблица 1.1

 

Свойства кредитного процесса,

целью которого с точки зрения риск-менеджмента

является контроль риска  либо управление риском22

 

 

Контроль риска      

Управление риском

Риск-политика

Избежать потерь от транзакции

Оптимизация показателя риск- 
доходности для портфеля 
кредитов

Средство      
осуществления 
риск-политики

Контроль риска при  помощи     
предварительного независимого 
кредитного анализа          

Управление риском на основе 
установленного аппетита к 
риску

Акцент      

На первоначальном утверждении 
и периодическом анализе     

На активном управлении по 
всему жизненному циклу ссуд 
(кредитного продукта)

Методики    

Экспертные, частично          
подкрепленные количественными 
оценками                    

Количественные, основанные на 
статистическом анализе и 
других математических методах

Персонал    

Опытные андеррайтеры        

Андеррайтеры и портфельные 
управляющие

Сроки       

Медленный процесс, длительное 
время рассмотрения          

Быстрое принятие решений


 

Соответственно, и анализ процедур использования моделей  в рейтинговом процессе будет для двух случаев разным.

Для второго случая (далее - продвинутый процесс, где применимо), когда в качестве цели мы выбираем повышение доходности кредитования с учетом риска, что достигается  при помощи активного управления рисками, даже многие компоненты кредитного процесса должны быть другими. На первом шаге мы определяем, не является ли данная сделка с данным клиентом чрезмерно рискованной, отсекая клиентов, не соответствующих требованиям кредитной политики (т.н. нежелательные клиенты), при помощи негативных бизнес-правил (рис. 6).

Далее на стадии рейтинговой  оценки возникает существенное отличие: на смену качественной оценке с размытыми  границами, которые при желании  легко сдвинуть в ту или иную сторону, приходит количественная прозрачная оценка, привязанная к централизованно  установленному аппетиту к риску.

 

                                                           ┌──────────────┐

                                     │ "Негативные" │

                                     │бизнес-правила│

                                     └───────┬──────┘

                                            \│/

                                   ┌──────────────────┐

┌────────────┐              ┌──────┤Рейтинговая оценка│<──────┐

│  Текущая и │              │      └──────────────────┘       │

│ прогнозная │             \│/                                │

│прибыльность│   ┌─────────────────────┐     /\     ┌─────────┴───────────┐

│  отношений │   │Ставка с  учетом риска├───>/  \--->│     Кастомизация    │

│            │   └──────────┬──────────┘    \  /    └─────────────────────┘

│            │              │                \/

│            │             \│/

│            │   ┌────────────────────────────────────────────────────────┐

│            ├──>│                   Портфельный анализ                   │

│            │   │┌────────────────┐                    ┌────────────────┐│

│            │   ││Показатели риска│                    │   Соблюдение   ││

│            │   ││    портфеля    │                    │     лимитов    ││

│            │   │└────────────────┘                    └────────────────┘│

│            │   │┌────────────────┐                    ┌────────────────┐│

│            │   ││   Соотношение  │                    │ Диверсификация ││

│            │   ││ доходность/риск│                    │                ││

│            │   │└────────────────┘                    └────────────────┘│

│            │   │┌────────────────┐                    ┌────────────────┐│

│            │   ││  Прибыльность  │                    │  Требования к  ││

│            │   ││   продуктов и  │                    │  собственному  ││

│            │   ││  подразделений │                    │    капиталу    ││

│            │   │└────────────────┘                    └────────────────┘│

└────────────┘   └────────────────────────────────────────────────────────┘

 

Рис. 6. Рейтинговый процесс23

 

 

Следующим этапом продвинутого процесса является установление платы  за риск. То есть кредитный процесс  должен включать методику установления цен для разных кредитов в зависимости  от затрат на кредит и принимаемого риска и соответствующий подпроцесс определения стоимости кредита с учетом риска. При этом, говоря о риске кредита, мы должны учитывать не только ожидаемые потери, покрываемые резервами, но и неожидаемые, которые должны покрываться собственным капиталом банка. Чем выше кредитный риск сделки, тем выше плата за кредит. И конечно, при определении платы за кредит мы учитываем специфику продукта - корпоративный это или розничный кредит, стандартный или нестандартный, какова рыночная стоимость аналогичных продуктов.

Здесь мы подходим к взаимосвязи  кредитного процесса с другими процессами банка. Лучшие практики убеждают нас  в том, что хорошо бы прогнозировать прибыльность клиента, учитывая возможные  продажи других кредитных и некредитных продуктов. Для этого кредитный процесс должен быть включен в банковский процесс анализа и прогноза взаимоотношений с клиентами, который, как правило, основывается на концепции Lifetime Value (LTV), учитывающей текущую стоимость клиента (приносимую прибыль), будущую стоимость и лояльность клиента. Для оптимизации кредитного процесса желательно иметь возможность оценить, можем ли мы сделать клиента (или сделку) прибыльным прямо сейчас. Допустим, клиент запрашивает кредит на определенные срок и сумму, но с этими параметрами кредита вероятность дефолта оказывается высокой - выше порога отсечения (это условие показано на рис. 6 ромбом). Продвинутые технологии (блок кастомизации на рис. 6) позволяют рассчитать такие параметры кредита, которые сделают вероятность дефолта ниже порогового значения. Банк сможет выдать данному клиенту кредит, который тот с большой вероятностью вернет.

Для повышения прибыльности кредитоспособного клиента могут  использоваться наборы "позитивных" бизнес-правил, позволяющие предложить такому клиенту условия лучше  стандартных, продление кредита  или дополнительный кредит, что является хорошим способом увеличения продаж и дохода от клиента при известном  и приемлемом уровне риска.

Однако соблюдения всех условий  на уровне одной сделки для принятия окончательного решения недостаточно, поскольку оно должно быть основано на оценке доходности и риска портфеля и зависит от того, как далее  банк намерен поступать с выданными  ссудами. Поэтому портфельный управляющий  рассчитывает лимиты на основе портфельного анализа и выносит предложения  по делегированию полномочий, которые  зависят не только от суммы ссудной  задолженности, но и от рисков и типа кредитного продукта. Таким образом, решения в кредитном процессе принимаются с учетом установленных  кредитным комитетом или органом  управления банка полномочий и лимитов, а в случаях оценки корпоративных  или проектных рисков может проводиться  портфельный анализ специально для  оценки влияния сделки на кредитный  портфель.

Все вышесказанное приводит нас к заключению, что столь  сложный процесс должен быть четко  формализован и прописан в регламентах  банка, причем регламент должен обязательно  включать и все средства встроенного  контроля. Формализация и стандартизация процессов по типам клиентов, продуктов, рисков позволят снизить затраты  на проверку правильности реализации процесса, а также выявить риски  самого процесса.

Использование продвинутых  методик порождает более высокие  требования к информационной поддержке. Большинство российских банков, даже передовых, располагают лишь фрагментированными базами данных по клиентам и сделкам, не обеспечивающими полноту и  актуальность информации, необходимой  для внедрения продвинутого кредитного процесса, который требует наличия  интегрированной системы сбора  данных и их обработки. Почему такая  ИТ-система необходима? Во-первых, все  методы количественного анализа  и оценки, результаты которых используются для принятия решений по кредитованию и дальнейшей судьбе кредита, требуют  данных высокого качества. Во-вторых, должны быть обеспечены автоматизированное выставление  лимитов по результатам портфельного анализа и, что не менее важно, автоматизированный контроль за их соблюдением. В-третьих, быстрое принятие решений, более точные оценки риска и прочие отличительные свойства продвинутого процесса предполагают наличие развитой системы отчетности, построение которой с учетом актуальности информации возможно лишь на интегрированной ИТ-платформе.

Большим плюсом интегрированной  ИТ-платформы является прозрачность информационных потоков и управления риском в кредитном процессе. Базельский комитет рекомендует в рамках валидации рейтинговой системы проводить анализ системы отчетности и процедур рассмотрения проблем. Говоря об анализе системы отчетности, вспомним, что мы говорили о валидации качества данных. Все вышеперечисленные свойства - полнота, достоверность, адекватность, доступность, актуальность - относятся и к отчетам, генерируемым в кредитном и рейтинговом процессах. Дополнительно следует учесть, что система отчетности должна иметь иерархическую структуру и соответствовать структуре управления: на нижнем уровне больше отчетов, и они более детализированы, на верхнем уровне присутствуют только наиболее важные отчеты. Электронный документооборот будет большим плюсом.

Особый вопрос - это проблемы, которые могут возникать при  осуществлении рейтинговой оценки даже при правильной организации  процесса, и рассмотрение этих проблем. Очертим основные болевые точки, в которых в первую очередь  могут возникать проблемы.

Во-первых, это сочетание  результатов расчетов модели внутреннего  рейтинга с профессиональным суждением. Процесс такого сочетания может  возникать в двух случаях. В первом случае банк, имея полностью формализованную  модель оценки заемщиков, намеренно  выделяет зону, по вероятности дефолта  заемщика лежащую между зонами одобрения  и отказа. В такой зоне решение  принимает андеррайтер. Эта ситуация довольно прозрачна с точки зрения проверки и работы андеррайтера и  точности модели. Модель "отвечает" за ошибки первого рода (выдача кредитов плохим заемщикам) в зоне автоматического  одобрения и за ошибки второго  рода (отказ хорошим заемщикам) в  зоне автоматического отказа. И если сформированы четкие правила работы андеррайтера - что именно, не учитываемое моделью, он должен оценивать и как, то ошибок и намеренных неправильных действий будет немного и их будет легко выявить.

Вторая ситуация является более сложной и связана чаще всего с оценкой корпоративных  ссуд или проектов, когда невозможно применить полностью формализованную  модель внутреннего рейтинга.

Как правило, в этом случае имеется выделенная часть факторов риска, на основе которых по формализованной  модели строится внутренняя рейтинговая  оценка. Однако в дополнение к ней  кредитным аналитиком всякий раз  проводится оценка тех существенных, но плохо формализуемых факторов, которые не могут быть учтены моделью. Окончательная рейтинговая оценка формируется на основе сочетания  рейтинга по модели и рейтинга, устанавливаемого человеком.

Информация о работе Банковские риски: содержание, виды, основы управления