Безналичные расчеты и их формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 10:09, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы не вызывает сомнения, так как в настоящее время Узбекистан находится в уникальной экономической ситуации, когда быстрое и глобальное реформирование платежной системы совпало по времени со всемирным процессом автоматизации и компьютеризации всех сфер человеческой деятельности.
В процессе интеграции в мировую экономику Узбекистан получил возможность воспользоваться банковскими технологиями, которые были созданы в результате достаточно длительного эволюционного развития мировой финансовой системы, что позволит значительно сократить время перехода от "бумажных платежей" и промежуточных схем автоматизированной обработки документов к наиболее прогрессивным методам электронных расчетов.

Содержание работы

Содержание и организация безналичного денежного расчета.
Принципы организации безналичного расчета.
Порядок проведения безналичных расчетов осуществляемых в банках Узбекистана и показатели их развития.
Выявление проблем и совершенствование безналичных расчетов в Узбекистане
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Безналичные расчеты .doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

Платежное требование (№ 0505411001) – денежно-расчетный документ, содержащий требование получателя средств плательщику об уплате определенной суммы через банк. Особенности документооборота при расчетах в порядке платежного требования приведены рисунком 5 (см. Прил. 4). Рисунком 6 (см. Прил. 5) раскрыты особенности платежного требования-поручения; преимущества и недостатки данной формы расчетов.

При учете операций по платежным требованиям, для которых  срок оплаты еще не наступил, помещаются в картотеку №  1 (Расчетные документы, ожидающие срока оплаты). При отсутствии или недостаточности средств на депозитном счете плательщика, требование по счете плательщика, требование помещается в неоплаченной сумме в картотеку № 2 (Расчетные документы, не оплаченные в срок), о чем сообщается в банк получателя средств в течение 3 дней в обязательном порядке, и оплачивается по мере поступления средств в порядке, установленном законодательством.

Инкассовое  поручение (№  0505411013) – поручение получателя средств банку списать средства со счета плательщика в бесспорном порядке. Схема документооборота при расчетах в порядке инкассо приведена рисунком 7 (см. Прил. 6).

Документарный аккредитив (№ 0505411009) – форма расчетов, при котором банк, открывший аккредитив (банк-эмитент), по поручению своего клиента (плательщика) и в соответствии с его указаниями берет на себя обязательство произвести платеж в пользу его контрагента – получателя средств или предоставить полномочия другому банку производить такие платежи при условии представления получателем средств документов и выполнения иных условий, предусмотренных аккредитивом. Особенности документооборота при расчетах в порядке аккредитива приведены рисунком 8 (см. Прил. 6); рисунком 9 приведена схема документооборота а международных расчетах (см. Прил. 7).

Расчетный чек  коммерческого банка (№  0505411005) – поручение клиента обслуживающему его банку произвести платеж со счета чекодателя на счет чекодержателя определенной суммы средств. Схема документооборота при расчетах чеками приведена рис. 10 (см. Прил. 7).

В приложении 8 настоящей работы приведены таблицы  по использованию платежных документов в МПС ЦБ Руз в динамике (количество трансакций и сумма трансакций соответственно (см. табл. 1).

Также безналичные расчеты могут осуществляться с использованием банковской пластиковой карточки, которая представляет собой персонифицированное платежное средство, выпущенное банком, удостоверяющее наличие в соответствующем банке счета владельца карточки и дающее право на приобретение товаров, работ или услуг без уплаты наличными деньгами.

Так, по состоянию на 1 ноября 2013 года количество пластиковых карточек, выпущенных коммерческими банками Узбекистана в обращение, составляет более 10,778 млн. штук. Об этом говорится в данных Центрального банка Узбекистана.Владелицами около 10,773 млн. пластиковых карт являются физические лица, 30,304 тыс. – юридические лица и 14,992 тыс. – индивидуальные предприниматели.

ОАКБ «Агробанк», Национальный банк и Народный банк лидируют по количеству выпущенных карт. ОАКБ «Агробанк» эмитировал около 2,309 млн. карт, Национальный банк – 1,73 млн. штук и Народный банк – 1,45 млн.

ГАКБ «Асака»  выпустил 1,123 млн. карточек, АКИБ «Ипотека банк» - 984,384 тыс. карточек и ОАКБ «Узпромстройбанк» - 866,773 тыс. карточек.

Наименьшее  количество пластиковых карточек было выпущено ОАКБ «Самарканд» (1075 шт.) и  ЧЗАКБ Hi-Tech Bank (5,436 тыс.)3.

Таким образом, форма безналичных расчетов представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, к числу которых относятся способ платежа и соответствующий ему документооборот.

Документооборот – это система оформления, использования и движения расчетных документов и денежных средств, куда входят: выписка грузоотправителем счета-фактуры и передача его другим участникам расчетов; содержание расчетного документа и его реквизиты; сроки составления расчетного документа и порядок предъявления его в банк, а также другим участникам расчетов; порядок и сроки оплаты расчетного документа, перевода и получения денежных средств и другие сведения.

Конкретная  форма безналичных расчетов между  плательщиком и получателем средств  определяется ими самими в хозяйственных  договорах (соглашениях). Прием документов от клиентов производится банком в  течение дня в зависимости  от времени работы банка с клиентами. Зачисление средств на счет клиента производится в банке на основании электронных денежно-расчетных документов, поступающих по системе электронных платежей.

Проведя анализ изменения и внесения корректив  в проведении безналичных расчетов в нашей стране, можно отметить, что Центральный банк Узбекистана с 1 февраля прекратил продажу населению наличной иностранной валюты. ЦБ сохранит валютно-обменные операции для физических лиц в безналичной форме с зачислением иностранной валюты на международные платежные карты.4

На сегодняшний  день, все коммерческие банки Узбекистана подключены к международной системе SWIFT, позволяющей осуществлять межбанковские платежи в режиме реального времени. Узбекские банки являются членами международных платежных систем VISA International, MasterCard и других. Физическим лицам для приобретения иностранной валюты необходимо представить документы, удостоверяющие личность (паспорт, вид на жительство или военный билет для военнослужащих), заявку на покупку иностранной валюты по установленной форме, личную пластиковую банковскую карту в национальной валюте с наличием на банковском счете необходимых для покупки иностранной валюты денежных средств. 

Кроме того, поскольку  безналичные расчеты являются также  основой операций по внешнеэкономической деятельности предприятий, Постановлением Кабинета Министров от 13 ноября 2013 года № 3075 внесены изменения в Порядок осуществления хозяйствующими субъектами обязательной продажи выручки в иностранной валюте (утвержден постановлением Кабинета Министров от 29 июня 2000 г. № 245).Согласно названному Порядку, как известно, хозяйствующие субъекты, независимо от форм собственности, производят обязательную продажу выручки в иностранной валюте от экспорта товаров и услуг. Теперь же определено, что для предприятий, заключивших контракты в иностранной валюте на поставку товаров (работ, услуг) собственного производства, предусмотренных к использованию на территории Республики Узбекистан под выручкой в иностранной валюте понимаются средства, поступившие по данным контрактам.

Для предприятий  выручка в иностранной валюте, подлежащая обязательной продаже, уменьшается  не только на величину расходов по таможенным процедурам за пределами Узбекистана, транспортировке, страхованию, экспедированию грузов, комиссионных вознаграждений, сумму платежей по процентам за кредиты иностранных банков и уполномоченных банков Республики Узбекистан, в том числе по процентам гарантов (кроме процентов по просроченным и отсроченным ссудам), произведенных в иностранной валюте, в соответствии с контрактами, как было предусмотрено и ранее. Уменьшение производится и на сумму средств, направляемых по текущим платежам на погашение основного долга по валютным кредитам на новое строительство, модернизацию и технологическое обновление действующих производств, на период до полного погашения основного долга. Постановление вступило в силу с 18 ноября 2013 года.

4. Выявление проблем и совершенствование безналичных расчетов в Узбекистане

Постоянный  характер предоставления расчетных услуг и обширная география платежей обусловливают необходимость соблюдения их надежности, безопасности, точности, своевременности, относительно невысокой стоимости, большой степени доверия между сторонами, участвующими в расчетах. Соблюдение этих требований достигается посредством создания широкой сети банков-корреспондентов на страновом и межстрановом уровнях. Поскольку все банки имеют счета в Центральном банке, нередко становится экономичнее проводит расчеты именно через него, нежели расширять корреспондентскую сеть и рассредоточивать в последней свои ликвидные средства. Стабильность осуществления расчетов открывает большие возможности для моделирования систем, отвечающих потребностям разнообразных участников, а также для стандартизации системы, типизации и развития так называемых стандартизированных расчетных услуг.

Важно понимать значение правильно организованной и нормально функционирующей системы безналичных расчетов в целом и платежной системы в частности. Безусловно, причины масштабного кризиса, который переживает экономики мира макроэкономического порядка, но важнейшим инструментарием и непременным условием проведения стабилизирующих мероприятий и дальнейшего продуктивного функционирования всего хозяйственного механизма будет являться система безналичных расчетов.

Таким образом, стратегической целью совершенствования системы безналичных расчетов должно стать ее превращение в надежный и отлично функционирующий инструментарий, способствующий макроэкономической стабилизации и, в конечном итоге, экономическому росту. В этом движении к стратегической цели можно выделить несколько уровней.

1. Система межбанковских  безналичных расчетов в современных условиях представляет собой основу безналичных расчетов, в том смысле, что основные информационные потоки, благодаря которым платежи становятся безотзывными и окончательными, проходят именно через эту систему. Касательно задач, связанных с оптимизацией механизма межбанковских расчетов можно выделить следующее:

- поддержание  текущей ликвидности участников (в качестве частной проблемы можно рассматривать обеспечение «запаса прочности» корсчетов посредством составления календаря платежей);

- минимизация  рисков при осуществлении расчетов;

- создание рыночного механизма поддержания мгновенной ликвидности банков (кредитная политика центрального банка, в том числе в части предоставления внутридневного кредита).

Данный комплекс задач должен решаться центральным банков, оформляться в виде программных документов и реализовываться посредством разработки, внедрения и контроля за исполнением предписаний инструктивных материалов.

2. В том числе, объем требований клиента к банку отражается на его расчетном (текущем) счете. На корреспондентских счетах банков отражаются уже суммы требований к банкам-корреспондентам. Сложность и важность расчетных взаимоотношений предопределяет необходимость установления единообразия посредством регулирования. Это требует выработки единой концепции стандартизации и сертификации банковской деятельности.

Значительной проблемой является задержка расчетов банками, ЦР ЦБ, предприятиями.

Эти задержки связаны с большим потоком бумажных носителей с финансово-денежной информацией. Представив в банк платежное поручение о перечислении средств в трех экземплярах, предприятие получает от банка третий экземпляр с распиской в приеме поручения и штампом банка. Затем предприятие по выписке из своего лицевого счета может удостовериться в списании со счета перечисленной суммы.

Но если банк ведет расчеты через ЦР ЦБ, такие  бухгалтерские проводки – лишь предпосылки  межбанковских платежей, которые совершаются ЦР ЦБ и начинаются в тот момент, когда там производится списание средств с корсчета банка. В документообороте также иногда происходят заминки. Известно, что некоторые банки задерживают платежные поручения на стадии передачи их в ЦР ЦБ и в течение какогото времени используют средства, предназначенные для перевода, в качестве кредитного ресурса. И наоборот, по поступившим через ЦР ЦБ на счет предприятия средства банк может задержать бухгалтерскую проводку по их зачислению на расчетный счет предприятия.

Поэтому для  улучшения техники расчетов становится необходимым в рамках все страны идентификация участников расчетов в виде идентификационных номеров налогоплательщика (ИНН), банковских идентификационных кодов (БИКов) и т. п. Единообразная система идентификации и индексации адресатов бумажных документов или направляемых по электронным каналам связи сообщений является важным условием сокращения количества ошибок и задержек в их обработке. Весьма актуально разрабатывать эффективную стратегию и маркетинг в сфере оказания расчетных услуг, учитывающих особенности различных групп клиентов. В банковской практике это находит выражение в специфике расчетно-кассового обслуживания особо важных (VIP) клиентов, крупнейших корпораций, средних и мелких фирм, частных лиц с последующей классификацией их деятельности по отраслям, регионам и т. д. В то же время для обеспечения надежности системы, защиты интересов всех групп участников расчетов требуется надзор со стороны государственного органа, которым является центральный банк.

3. Дальнейшее развитие и совершенствование инструментария безналичных расчетов между хозяйствующими субъектами. Не говоря уже о том, что в здоровом экономическом механизме нет места неплатежам, бартеру и прочим элементам натурального хозяйства, требуется развивать принятые в современном деловом обороте инструменты безналичных расчетов, прежде всего, имеется в виду аккредитивы, инкассо и чеки.

Реальностью на сегодняшний день является преобладание такой формы расчетов, как банковский перевод с использованием в качестве платежного документа платежного поручения. Его особое преимущество – это возможность полного контроля над качеством поставляемого товара. Что касается его основного недостатка это не гарантированность платежа. Каждый коммерческий банк хорошо знает своих платежеспособных клиентов, которые также вовремя и полностью выполняют обязательства по поставке товаров перед партнерами. С целью совершенствования практики безналичных расчетов посредством платежных поручений целесообразно внедрить широкое использование гарантий, выдаваемых коммерческими банками по платежным обязательствам и поставкам товаров вышеупомянутых клиентов. Что в результате предоставляет следующие экономические эффекты:- повышается объем комиссионных доходов коммерческих банков;- не возникает трудность возврата заранее оплаченных сумм по поставляемым товарам;- возникает возможность вовремя и полного получения сумм поставленных товаров.

Информация о работе Безналичные расчеты и их формы