Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 20:35, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является изучение сущности становление современной денежной системы России.
Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
понятие и элементы денежной системы России;
состояние денежной системы в настоящее время;
проблемы и перспективы развития денежной системы РФ.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ 6
1.1 История развития денежной системы России 6
1.2 Понятие и типы денежной системы 12
1.3 Элементы денежной системы 15
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 19
2.1 Особенности современной денежной системы РФ 19
2.2 Принципы управления денежной системой 22
2.3 Государственное регулирование денежного обращения 26
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РФ 30
3.1 Проблемы развития денежной системы РФ 30
3.2 Перспективы развития денежной системы РФ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
Сущность его заключается в том, что центральный банк не должен ограничиваться каким-либо одним инструментом денежно-кредитного регулирования для поддержания устойчивости денежного оборота, а должен использовать комплекс этих инструментов, иначе должного эффекта достигнуть не удается.
К таким инструментам относятся:
• изменение норм обязательных резервов банков;
• изменение процентных ставок по операциям центрального банка;
• операции на открытом рынке, т.е. операции по купле-продаже государственных облигаций, векселей и других ценных бумаг;
• политика валютной интервенции;
• политика рефинансирования.
Принцип надзора и контроля за денежным оборотом – неотъемлемая функция системы государственного управления финансами.
Государство через банковскую,
финансовую систему, налоговые органы
должно обеспечивать постоянный контроль
как за всем денежным оборотом в
целом, так и за отдельными денежными
потоками в хозяйстве. Кроме того,
объектом контроля является и соблюдение
субъектами денежных отношений основных
принципов организации как
Постоянный надзор и контроль
осуществляются уполномоченными
В соответствии сданным принципом на территории страны законным платежным средством для осуществления платежей и расчетов является только национальная валюта. Население имеет право покупать и продавать иностранную валюту, размещать ее во вклады в коммерческих банках, использовать в качестве платежного средства за рубежом. [8]
Денежное обращение
В обязательствах, погашениях долгов деньги выступают как средство платежа. Долговое обязательство покупателя перед продавцом, переходя из рук в руки, становится платежным средством и при прочной гарантии (банка) превращается в банкноту или кредитные деньги. Кредитные деньги, имея первоначально обеспечение, постепенно становятся неразменными, т.е. фактически бумажными деньгами.[22]
Не участвующие по каким-либо причинам в обращении деньги уходят в сокровище, обусловливая концентрацию хранения денег в банках, которые посредством кредитования находят им прибыльное применение.
Согласно Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся денежная эмиссия, валютное регулирование, основы ценовой политики. Денежной единицей является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России, введение и эмиссия других денег не допускаются. Основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, которую он выполняет независимо от органов власти.
Банк России контролирует практически все элементы системы безналичных и наличных расчетов. Он имеет 1336 расчетно-кассовых центров (РКЦ). Главной клиентурой Банка России по операциям, как актива, так и пассива являются Министерство финансов Российской Федерации (казначейство) и коммерческие банки.[11]
Банк России контролирует кредитные учреждения по нескольким направлениям: регистрирует новые учреждения, лицензирует их деятельность; устанавливает экономические нормативы, которые они должны соблюдать; разрабатывает и вводит регулирующие нормы в рамках административного права. В то же время коммерческие банки привлекаются для обслуживания реализации государственных инвестиционной и конверсионной программ, господдержки завоза продукции в районы Крайнего Севера, операций с облигациями государственных займов, драгоценными металлами, счетов МНС, ГТК России.
Регулирование денежного обращения осуществляется на основе проводимой Банком России согласованной с Правительством РФ денежно-кредитной политики. Основные ее направления ежегодно представляются для рассмотрения Федеральному Собранию. Денежно-кредитная политика заключается в государственном воздействии на денежное обращение и денежную массу, на рынок денежного капитала, цену денег. Она дополняет финансово-бюджетную политику, но не имеет фискального характера.
Отсутствие государственного
регулирования денежного
Современная денежно-кредитная
политика ведет начало с распада
единого рублевого
Фактически утвердилась
монетарная денежно-кредитная политика
с использованием как централизованного
(через Банк России) распределения
кредитных ресурсов, так и непосредственно
денежных рынков. В течение ряда
лет удавалось проводить
Денежно-кредитная политика России во многом определяется внешними факторами, зависит от международных финансовых организаций, перспектив рефинансирования и реструктуризации внешнего долга. Тем не менее, в России достаточно широкое поле для проведения собственной денежно-кредитной политики в интересах развития национальной экономики. [5]
Инструменты денежно-кредитной политики — контроль за денежной массой в обращении, процентные ставки по вкладам и кредитам, рефинансирование Банком России, нормы резервирования средств коммерческих банков в Банке России, операции Банка России на открытом рынке, валютное регулирование и другие должны использоваться более активно в интересах повышения эффективности производства, а не в угоду абстрактным догмам.
Сфера денежного обращения
и кредита играет значимую роль в
регулировании экономических
В зависимости от ситуации на рынке государство осуществляет мероприятия, которые приводят к расширению кредита и денежной эмиссии или наоборот к сдерживанию кредита и сокращению денежной массы в обращении. В условиях падения производства, растущей безработицы следует поддерживать тех, кто в состоянии переломить эти негативные явления, кто может добиться оживления в экономике, организовать дополнительные рабочие места. Для этого целесообразно облегчить условия получение кредита, то есть сделать его более доступным. В период же экономического подъема, который зачастую сопровождается ростом цен, различными спекуляциями, ростом диспропорций в экономике, необходимо проводить мероприятия, ограничивающие возможность получения кредита и сдерживающих нарастание массы платежных средств.
Современная денежная система России имеет длительную историю. Но уже сейчас она испытала на себе кризис, высокую инфляцию и монетарную политику, что привело к ее расстройству. На данный момент самой главной проблемой считается устойчивость национальной валюты России. Решить проблему стабилизации рубля на протяжении последних лет не удается. Хотя такие задачи ставятся постоянно. Ввод в обращение купюры номиналом 5000 рублей говорит о возможной реформе денежной системы в будущем. [10]
В 2013году ожидается ослабление отечественной валюты до 35 рублей за доллар. С тем фактом, что российская экономика медленно, но верно сползает в рецессию, уже не спорит даже правительство, судя по прогнозам того же Минэкономразвития. В 2013 году к существующим бедам отечественной промышленности - произволу монополий, коррупционным поборам и недостатку денег на развитие, добавится еще и сокращение госрасходов на национальную экономику. Поэтому, как прогнозируют независимые эксперты, в 2013 году даже при сохранении среднегодовых цен на нефть в диапазоне 110-115 долларов за баррель, темпы роста экономики сожмутся. По итогам года ВВП России вырастет всего на 2,3-2,5%, что станет худшим показателем с кризисного 2009 года. Реальная инфляция подскочит до 10-12%, а российская валюта имеет все шансы обесцениться до 34,5-35 рублей за доллар. Все это крайне негативно скажется на доходах населения и будет способствовать расширению имущественной пропасти, а также социальной напряженности в стране.
Дальнейшему падению темпов роста отечественной экономики будут способствовать сразу несколько рисков.
Риск первый – это опережающие темпы роста импорта по сравнению с приростом экспорта товаров из России, что будет усиливать отток иностранной валюты в рамках внешнеторгового баланса и ослаблять рубль.
С этим тесно связан второй
риск: практически наверняка
Третий риск, который вытекает из двух предыдущих. По итогам года чистые инвестиционные убытки российской экономики увеличатся с нынешних 50 млрд до 55-57 млрд долларов на фоне удорожания кредитных ресурсов в иностранной валюте, необходимости рефинансирования внешних долгов и расширения дивидендных выплат иностранным акционерам. Кстати, большинство из них являются российскими гражданами с оффшорной пропиской. Это также будет оказывать давление на курс российского рубля.
Четвертым риском является дальнейшее расширение дефицита во внешней торговле услугами – с нынешних 35,9 до 45-47 млрд долларов по итогам 2013 года. Вместе с ростом отрицательного сальдо баланса оплаты труда (разницы в размере зарплат, переведенных российскими гражданами, работающими за рубежом, и зарплат, отправленных иностранными рабочими из России, прим. ред.), которое вырастет с 9,5 до 11-12 млрд долларов, это заметно прибавит показатель вывоза валюты из российской экономики, 70% которой поступает за счет распродажи невосполнимых нефтегазовых ресурсов. Что тоже будет давить на рубль, который по итогам года может опуститься до 35 рублей за доллар.
Дело в том, что Центробанк,
который практически полностью
свел всю эмиссию национальной валюты
к притоку в Россию иностранной
валюты в виде нефтедолларов, иностранных
кредитов, спекулятивного капитала, как
никогда заинтересован в
Причина в том, что в настоящий момент цены на североморскую смесь Brent в рублевом эквиваленте составляют порядка 3,3 тыс. рублей за баррель, что является недостаточным уровнем для поддержания необходимого объема денежного предложения в стране. И Банк России уже сегодня на ежедневной основе поддерживает вливание в финансовую систему порядка 3 трлн рублей. При сохранении нынешних цен на нефть, он будет заинтересован в ослаблении рубля по отношению к доллару до 35-35,5 рублей.
Шестым и, пожалуй, самым
главным риском является то, что
в обесценении рубля
В данной ситуации радуют только две вещи. Первая – у России все еще есть запас прочности, который позволит ей при более-менее адекватном государственном управлении продержаться на плаву 3-4 года при нынешних ценах на нефть, и как минимум 1-1,5 года в случае падения цен на нефть до 75-80 долларов за баррель. В настоящий момент объем золотовалютных резервов России превышает 520 млрд долларов, что эквивалентно 130%-ам годового федерального бюджета. В условиях сползания мировой экономики в новую фазу глобальной рецессии и разрастания кризисных явлений в мире, это создает хоть и временные, но существенные преимущества для России.
Во-вторых, насколько можно судить, в высших коридорах власти происходит медленное, но верное осознание тупиковости того пути, по которому вели Россию идейные наследники «младореформаторов» и «прорабов перестройки» на протяжении последних одиннадцати лет. Не случайно президент Путин впервые за многие годы подверг критике действия Центробанка, превратившегося, судя по его действиям, в филиал ФРС США, и ставшего удавкой на шее российской экономики.
Информация о работе Денежная система РФ: проблемы и перспективы развития