Денежная система РФ: проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является изучение сущности становление современной денежной системы России.
Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
понятие и элементы денежной системы России;
состояние денежной системы в настоящее время;
проблемы и перспективы развития денежной системы РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ 6
1.1 История развития денежной системы России 6
1.2 Понятие и типы денежной системы 12
1.3 Элементы денежной системы 15
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 19
2.1 Особенности современной денежной системы РФ 19
2.2 Принципы управления денежной системой 22
2.3 Государственное регулирование денежного обращения 26
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РФ 30
3.1 Проблемы развития денежной системы РФ 30
3.2 Перспективы развития денежной системы РФ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42

Файлы: 1 файл

курсовая по ДКБ.docx

— 102.61 Кб (Скачать файл)
  1. Принцип комплексного использования инструментов денежно-кредитного регулирования.

Сущность его заключается  в том, что центральный банк не должен ограничиваться каким-либо одним  инструментом денежно-кредитного регулирования  для поддержания устойчивости денежного  оборота, а должен использовать комплекс этих инструментов, иначе должного эффекта достигнуть не удается.

К таким инструментам относятся:

• изменение норм обязательных резервов банков;

• изменение процентных ставок по операциям центрального банка;

• операции на открытом рынке, т.е. операции по купле-продаже государственных облигаций, векселей и других ценных бумаг;

• политика валютной интервенции;

• политика рефинансирования.

Принцип надзора и контроля за денежным оборотом – неотъемлемая функция системы государственного управления финансами.

Государство через банковскую, финансовую систему, налоговые органы должно обеспечивать постоянный контроль как за всем денежным оборотом в  целом, так и за отдельными денежными  потоками в хозяйстве. Кроме того, объектом контроля является и соблюдение субъектами денежных отношений основных принципов организации как наличного, так и безналичного оборота.

Постоянный надзор и контроль осуществляются уполномоченными государственными органами (финансовыми, налоговыми, банковскими) за наличным и безналичным денежным оборотом.

  1. Принцип функционирования исключительно национальной валюты на территории страны.

В соответствии сданным принципом  на территории страны законным платежным  средством для осуществления  платежей и расчетов является только национальная валюта. Население имеет  право покупать и продавать иностранную  валюту, размещать ее во вклады в  коммерческих банках, использовать в  качестве платежного средства за рубежом. [8]

  1. Государственное регулирование денежного обращения

Денежное обращение представляет собой форму движения денег, в  процессе которого они выполняют  свои функции. Функцию средства обращения  многократно выполняют полноценные  деньги и их заменители (бумажные деньги) в моменты обмена товара на деньги, что одновременно фиксирует поступление  денег за товар. Бумажные деньги вводятся государством, оно устанавливает  им курс, но реальная стоимость, которую  представляют бумажные деньги, не зависит  от власти и определяется законами денежного обращения.

В обязательствах, погашениях долгов деньги выступают как средство платежа. Долговое обязательство покупателя перед продавцом, переходя из рук  в руки, становится платежным средством  и при прочной гарантии (банка) превращается в банкноту или кредитные  деньги. Кредитные деньги, имея первоначально  обеспечение, постепенно становятся неразменными, т.е. фактически бумажными деньгами.[22]

Не участвующие по каким-либо причинам в обращении деньги уходят в сокровище, обусловливая концентрацию хранения денег в банках, которые  посредством кредитования находят  им прибыльное применение.

Согласно Конституции  РФ в ведении Российской Федерации  находятся денежная эмиссия, валютное регулирование, основы ценовой политики. Денежной единицей является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России, введение и эмиссия других денег не допускаются. Основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, которую он выполняет независимо от органов власти.

Банк России контролирует практически все элементы системы  безналичных и наличных расчетов. Он имеет 1336 расчетно-кассовых центров (РКЦ). Главной клиентурой Банка России по операциям, как актива, так и  пассива являются Министерство финансов Российской Федерации (казначейство) и  коммерческие банки.[11]

Банк России контролирует кредитные учреждения по нескольким направлениям: регистрирует новые учреждения, лицензирует их деятельность; устанавливает  экономические нормативы, которые  они должны соблюдать; разрабатывает  и вводит регулирующие нормы в  рамках административного права. В  то же время коммерческие банки привлекаются для обслуживания реализации государственных  инвестиционной и конверсионной  программ, господдержки завоза продукции  в районы Крайнего Севера, операций с облигациями государственных  займов, драгоценными металлами, счетов МНС, ГТК России.

Регулирование денежного  обращения осуществляется на основе проводимой Банком России согласованной  с Правительством РФ денежно-кредитной  политики. Основные ее направления  ежегодно представляются для рассмотрения Федеральному Собранию. Денежно-кредитная  политика заключается в государственном  воздействии на денежное обращение  и денежную массу, на рынок денежного  капитала, цену денег. Она дополняет  финансово-бюджетную политику, но не имеет фискального характера.

Отсутствие государственного регулирования денежного обращения  дезорганизует экономику, усиливает  хозяйственные диспропорции, обесценивает доходы, ведет к стагнации производства. Во многих странах в условиях даже экономической стабильности широко используются контроль процентных ставок по кредитам и депозитным вкладам, отраслевое квотирование ссуд, обязательное страхование средств вкладчиков и другие способы регулирования денежного обращения.

Современная денежно-кредитная  политика ведет начало с распада  единого рублевого пространства. [25]

Фактически утвердилась  монетарная денежно-кредитная политика с использованием как централизованного (через Банк России) распределения  кредитных ресурсов, так и непосредственно  денежных рынков. В течение ряда лет удавалось проводить умеренную  налично-денежную эмиссию, контролируя  инфляцию (без срывов в гиперинфляцию); не снижать курс рубля ради пополнения бюджета.

Денежно-кредитная политика России во многом определяется внешними факторами, зависит от международных  финансовых организаций, перспектив рефинансирования и реструктуризации внешнего долга. Тем не менее, в России достаточно широкое поле для проведения собственной денежно-кредитной политики в интересах развития национальной экономики. [5]

Инструменты денежно-кредитной  политики — контроль за денежной массой в обращении, процентные ставки по вкладам  и кредитам, рефинансирование Банком России, нормы резервирования средств  коммерческих банков в Банке России, операции Банка России на открытом рынке, валютное регулирование и  другие должны использоваться более  активно в интересах повышения  эффективности производства, а не в угоду абстрактным догмам.

Сфера денежного обращения  и кредита играет значимую роль в  регулировании экономических отношений  и поэтому должна находиться под  контролем государства, так как  сбои в этой сфере неминуемо приводят к тяжелым экономическим последствиям.

В зависимости от ситуации на рынке государство осуществляет мероприятия, которые приводят к  расширению кредита и денежной эмиссии  или наоборот к сдерживанию кредита и сокращению денежной массы в обращении. В условиях падения производства, растущей безработицы следует поддерживать тех, кто в состоянии переломить эти негативные явления, кто может добиться оживления в экономике, организовать дополнительные рабочие места. Для этого целесообразно облегчить условия получение кредита, то есть сделать его более доступным. В период же экономического подъема, который зачастую сопровождается ростом цен, различными спекуляциями, ростом диспропорций в экономике, необходимо проводить мероприятия, ограничивающие возможность получения кредита и сдерживающих нарастание массы платежных средств.

 

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РФ

  1. Проблемы развития денежной системы РФ

Современная денежная система  России имеет длительную историю. Но уже сейчас она испытала на себе кризис, высокую инфляцию и монетарную политику, что привело к ее расстройству. На данный момент самой главной проблемой  считается устойчивость национальной валюты России. Решить проблему стабилизации рубля на протяжении последних лет  не удается. Хотя такие задачи ставятся постоянно. Ввод в обращение купюры номиналом 5000 рублей говорит о возможной  реформе денежной системы в будущем. [10]

В 2013году ожидается ослабление отечественной валюты до 35 рублей за доллар. С тем фактом, что российская экономика медленно, но верно сползает в рецессию, уже не спорит даже правительство, судя по прогнозам того же Минэкономразвития. В 2013 году к существующим бедам отечественной промышленности - произволу монополий, коррупционным поборам и недостатку денег на развитие, добавится еще и сокращение госрасходов на национальную экономику. Поэтому, как прогнозируют независимые эксперты, в 2013 году даже при сохранении среднегодовых цен на нефть в диапазоне 110-115 долларов за баррель, темпы роста экономики сожмутся. По итогам года ВВП России вырастет всего на 2,3-2,5%, что станет худшим показателем с кризисного 2009 года. Реальная инфляция подскочит до 10-12%, а российская валюта имеет все шансы обесцениться до 34,5-35 рублей за доллар. Все это крайне негативно скажется на доходах населения и будет способствовать расширению имущественной пропасти, а также социальной напряженности в стране.

Дальнейшему падению темпов роста отечественной экономики  будут способствовать сразу несколько  рисков.

Риск первый – это опережающие  темпы роста импорта по сравнению  с приростом экспорта товаров  из России, что будет усиливать  отток иностранной валюты в рамках внешнеторгового баланса и ослаблять рубль.

С этим тесно связан второй риск: практически наверняка сохранится ситуация с чистым оттоком капитала за рубеж, хоть его масштабы несколько  и сократятся - с 60-63 млрд в 2012-ом, до 45-50 млрд долларов в 2013 году. Тем не менее, это также будет способствовать ослаблению рубля.

Третий риск, который вытекает из двух предыдущих. По итогам года чистые инвестиционные убытки российской экономики  увеличатся с нынешних 50 млрд до 55-57 млрд долларов на фоне удорожания кредитных ресурсов в иностранной валюте, необходимости рефинансирования внешних долгов и расширения дивидендных выплат иностранным акционерам. Кстати, большинство из них являются российскими гражданами с оффшорной пропиской. Это также будет оказывать давление на курс российского рубля.

Четвертым риском является дальнейшее расширение дефицита во внешней  торговле услугами – с нынешних 35,9 до 45-47 млрд долларов по итогам 2013 года. Вместе с ростом отрицательного сальдо баланса оплаты труда (разницы в размере зарплат, переведенных российскими гражданами, работающими за рубежом, и зарплат, отправленных иностранными рабочими из России, прим. ред.), которое вырастет с 9,5 до 11-12 млрд долларов, это заметно прибавит показатель вывоза валюты из российской экономики, 70% которой поступает за счет распродажи невосполнимых нефтегазовых ресурсов. Что тоже будет давить на рубль, который по итогам года может опуститься до 35 рублей за доллар.

Дело в том, что Центробанк, который практически полностью  свел всю эмиссию национальной валюты к притоку в Россию иностранной  валюты в виде нефтедолларов, иностранных  кредитов, спекулятивного капитала, как  никогда заинтересован в девальвации  рубля. И в этом заключается пятый  риск российской экономики. Судя по всему, в нынешней ситуации он даже будет готов пожертвовать своей главной целью, прописанной в законе «О Центральном банке РФ» - обеспечением устойчивости национальной валюты.

Причина в том, что в  настоящий момент цены на североморскую  смесь Brent в рублевом эквиваленте составляют порядка 3,3 тыс. рублей за баррель, что является недостаточным уровнем для поддержания необходимого объема денежного предложения в стране. И Банк России уже сегодня на ежедневной основе поддерживает вливание в финансовую систему порядка 3 трлн рублей. При сохранении нынешних цен на нефть, он будет заинтересован в ослаблении рубля по отношению к доллару до 35-35,5 рублей.

Шестым и, пожалуй, самым  главным риском является то, что  в обесценении рубля заинтересовано и Министерство финансов России, которое  обязано изыскать дополнительные доходы в бюджет для исполнения предвыборных обещаний президента. Но сделать это  чиновники хотят без радикального оздоровления бюджетной системы. Не желая повышать качество бюджетной системы, снижая масштабы воровства и нецелевого использования бюджетных ресурсов, увеличивая собираемость налогов с сегодняшних 70% до общеевропейских 85%, не желая повышать налоговую нагрузку на сырьевые отрасли, спекулятивные и торгово-посреднические операции, министерство финансов не имеет других возможностей пополнения бюджета, кроме обесценения рубля. В результате чего в казну будет поступать больше рублей от обмена нефтедолларов. [27]

В данной ситуации радуют только две вещи. Первая – у России все  еще есть запас прочности, который  позволит ей при более-менее адекватном государственном управлении продержаться на плаву 3-4 года при нынешних ценах  на нефть, и как минимум 1-1,5 года в  случае падения цен на нефть до 75-80 долларов за баррель. В настоящий  момент объем золотовалютных резервов России превышает 520 млрд долларов, что эквивалентно 130%-ам годового федерального бюджета. В условиях сползания мировой экономики в новую фазу глобальной рецессии и разрастания кризисных явлений в мире, это создает хоть и временные, но существенные преимущества для России.

Во-вторых, насколько можно  судить, в высших коридорах власти происходит медленное, но верное осознание  тупиковости того пути, по которому вели Россию идейные наследники «младореформаторов» и «прорабов перестройки» на протяжении последних одиннадцати лет. Не случайно президент Путин впервые за многие годы подверг критике действия Центробанка, превратившегося, судя по его действиям, в филиал ФРС США, и ставшего удавкой на шее российской экономики.

Информация о работе Денежная система РФ: проблемы и перспективы развития