Денежно-кредитная политика Центрального банка Республики Узбекистан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 23:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение сущности денежно-кредитной политики, т.е. её задач, целей и инструментов, а также процесс проведения этой политики в Республике Узбекистан.
В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:
-рассмотреть теоретические вопросы, касающиеся денежно-кредитной политики;
-определить инструменты и методы регулирования денежно-кредитной политики в Республике Узбекистан и на примере Российской Федерации;
-проанализировать достигнутые результаты в сфере денежно-кредитной политики.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...……….3
§1. Центральный банк – основной орган, осуществляющий денежно-кредитное регулирование государства
§2. Анализ основных инструментов денежно-кредитного регулирования Центрального банка Республики Узбекистан
§3. Современные методы денежно-кредитного регулирования Центральных банков за рубежом (на примере Российской Федерации)
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ БАНК.ДЕЛО. ДЕН-КРЕД ПОЛИТИКА ЦБРУз и её макроэкон.значение.doc

— 239.50 Кб (Скачать файл)

В наличии ЦБ РУз. имеются 3 главных инструмента денежно-кредитной политики:

- рефинансирование  коммерческих банков, изменение  учетного процента;

- изменение  норм обязательных резервов банков;

- операции  на открытом рынке.

Эти инструменты  в основном воздействуют либо на количество денег, главным образом в виде банковских депозитов, либо на процентные ставки.

Инструменты денежно-кредитной политики не обязательно используются по отдельности, а наоборот, обычно используется сразу два инструмента и более, чтобы их эффекты взаимно усиливали друг друга. Мероприятия подобного рода называются комплексной политикой.

Рефинансирование коммерческих банков, изменение учетного процента. Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств, кредитными учреждениями от ЦБ. ЦБ РУз. может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также   переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях. В целях предотвращения инфляционных ожиданий в экономике ставка рефинансирования ЦБ в 2009 году поддерживалась без изменений на уровне 14% годовых.

В случае повышения ЦБ ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Таким образом, изменение учетной  ставки (рефинансирования) прямо влияет на изменение   ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного   метода денежно-кредитной политики ЦБ РУз. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.

Изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу.  Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить   кредит в ЦБ РУз. влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так  как происходит изменение  процентных ставок по активным кредитным операциям. Также изменение официальной ставки ЦБ РУз. означает переход к новой денежно-кредитной политике, что заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.

Недостатком использования  рефинансирования при проведении денежно-кредитной политики является то, что  этот  метод  затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование  используется мало или осуществляется не в ЦБ РУз., то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность.

Помимо установления официальных ставок рефинансирования ЦБ РУз. устанавливает процентную ставку по ломбардным кредитам, т.е. кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в качестве  которого  выступают  обычно   ценные бумаги. Следует учесть, что в залог могут  быть приняты только те ценные бумаги, качество которых не вызывает сомнения. 

ЦБ РУз. также проводит политику учетной ставки (которую еще называют иногда дисконтной политикой), выступая в роли "кредитор последней инстанции". Он представляет ссуды наиболее устойчивым в финансовом отношении банкам,    испытывающим временные трудности.

 Изменив учетную ставку, можно лишь ожидать соответствующих действий банков. Нельзя заставить банки   взять кредит   на сумму, необходимую государству.  В своей дисконтной политике ЦБ РУз. может играть лишь пассивную роль. Только в операциях на открытом рынке ЦБ может играть активную роль. Но никогда не стоит недооценивать роль учетной ставки: изменяя ее, ЦБ РУз. имеет большую силу для того, чтобы оказать ограничивающее влияние на банки. И все же по эффективности применения политика учетной ставки стоит после операций на открытом рынке.

Политика  обязательных резервов. В настоящее время минимальные резервы – это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в Центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых ЦБ РУз.

Минимальные резервы  выполняют две основные функции:

Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств   коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов ЦБ РУз. поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально  допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации.

Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым Центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране.   Посредством изменения норматива резервных средств ЦБ РУз. регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а, следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные   резервы в Центральном  банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, ЦБ РУз.   проводит   политику  кредитной  рестрикции  путем увеличения нормативов отчисления, т.е. процента резервирования средств в Центральном банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций.

Норма обязательных резервов, депонируемых в Центральном банке, является одним из важных инструментов управления денежной массой в экономике и регулирования ликвидности банков.

Снижение  темпов инфляции и реформирование банковской системы РУз. за последние годы создали  благоприятную основу для изменения  норм обязательных резервных требований.

В соответствии со статьей 28 Закона «О Центральном  банке Республики Узбекистан» и  статьей 24 Закона «О банках и банковской деятельности», начиная с 1 ноября 2008 года норма обязательных резервов по привлеченным депозитам юридических лиц в национальной и иностранной валюте установлена в размере 15%.

Изменение нормы  обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных  учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, данный  метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.

Недостаток  этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие  незначительные депозиты, оказываются  в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.

В последние десятилетия  в Республике Узбекистан произошло уменьшение роли указанного метода кредитно-денежного регулирования. Об этом говорит тот факт, что происходит снижение нормы обязательных резервов.

Понижение нормы денежных резервов приведет к увеличению денежного   мультипликатора, следовательно, увеличит объем той денежной массы, которую  может поддерживать некоторое количество резервов. Если ЦБ РУз. увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к мультипликационному уменьшению денежного предложения. Этот процесс происходит  очень быстро.  Ибо, как только подписывается  решение  об увеличении резервных норм, каждый банк сразу же обнаруживает недостаточность своих резервов. Он срочно продает часть своих ценных бумаг и требует возвращения ссуд.

Этот   инструмент   монетарной  политики  является  наиболее  мощным, поскольку   он затрагивает основы всей банковской системы. Он является настолько мощным, что в действительности его применяют раз в несколько лет, а не каждый день, как в случае с операциями на открытом рынке.

Операции на открытом рынке. Постепенно два вышеописанных метода  денежно-кредитного регулирования утратили свое первостепенное по важности значение, и   главным инструментом денежно-кредитной политики, на сегодняшний день, стали интервенции ЦБ РУз., получившие название операций на открытом рынке.

Этот метод заключается  в том, что ЦБ осуществляет операции  купли-продажи  ценных  бумаг в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у    коммерческих банков увеличивает ресурсы  последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот, ЦБ РУз. периодически вносит изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяет интенсивность своих операций, их частоту.

По форме проведения рыночные операции ЦБ РУз. с ценными   бумагами   могут   быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу. Обратная же заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования.

В прошедшем году в целях снижения негативного влияния роста положительного сальдо внешнеторгового оборота на денежную массу ЦБ РУз. принимал меры по стерилизации избыточной ликвидности на денежном рынке. При этом широко применялась практика привлечения свободных денежных средств коммерческих банков на специальные депозиты и депозитные сертификаты ЦБ, (Таблица 1). Таблица 1. Динамика объёмов операций, осуществляемых при помощи косвенных инструментов денежно-кредитной политики. *Источник: Правительственный портал Республики Узбекистан http://www.gov.uz/


Таким образом, операции на открытом рынке, как метод  денежно-кредитного   регулирования,  значительно  отличаются  от двух предыдущих. Главное отличие - это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных   бумаг, а  также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики  ЦБ РУз. Коммерческие  банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.

Прочие методы регулирования денежно-кредитной  политики. Наряду с   экономическими   методами, посредством   которых ЦБ РУз. регулирует   деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы  воздействия. К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений.

Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов   регулирования,   контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что  предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты, в первую очередь, своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.

 Нужно отметить, что добиваясь при помощи  указанной   политики сдерживания  банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство    способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменен.

Также ЦБ РУз. может использовать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся   нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности   баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые     дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения    коммерческими банками. Также ЦБ РУз. может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне.

При нарушении коммерческими  банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в  работе, что ведет к ущемлению  прав их акционеров, вкладчиков, клиентов ЦБ может применять  к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.

Очевидно, что использование  административного воздействия  со стороны ЦБ РУз. по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться  в  порядке исключительно вынужденных мер.

Если  государство  хочет  не допустить увеличения денежной массы, то оно может, всеми возможными средствами, отбивать желание брать потребительский  кредит:  повысит ставку процента по нему или предпишет делать беспроцентный вклад в    Центральный банк при  покупке  кредитной карточки.

Государство в лице Центрального банка может влиять на банки путем  словесного    убеждения.  Могут   быть политические заявления, общие  решения, просто призывы к тому или иному действию.

Имеющиеся в распоряжении ЦБ РУз. инструменты различаются:

  1. По непосредственным объектам воздействия. В зависимости от конкретных целей денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредитной эмиссии (кредитная экспансия), либо на ее ограничение (кредитная рестрикция). Кредитная экспансия проводится для увеличения занятости и подъема производства, а кредитная рестрикция, чтобы предотвратить «перегрев» экономики или чтобы понизить темпы инфляции.
  2. По форме инструменты денежно-кредитной политики разделяются на прямые  (административные), которые имеют вид директив, предписаний, инструкций, исходящих от ЦБ РУз. и рыночные (косвенные), под которыми подразумеваются способы воздействия ЦБ на денежно-кредитную сферу посредством формирования определенных условий на денежном рынке.
  3. По характеру параметров инструменты денежно-кредитного регулирования делят на количественные, с помощью которых оказывается влияние на состояние кредитных возможностей коммерческих банков, и качественные, которые представляют собой вариант прямого регулирования стоимости банковских кредитов.
  4. По срокам воздействия инструменты денежно-кредитной политики разделяются на долгосрочные и краткосрочные. Под долгосрочными (конечными) целями подразумеваются те задачи, реализация которых может осуществляться от       года до нескольких десятилетий (например, финансовая стабилизация, экономический рост). К краткосрочным, относятся инструменты воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно-кредитной политики (например, преодоление финансового кризиса в стране).

Информация о работе Денежно-кредитная политика Центрального банка Республики Узбекистан