Денежно-кредитная политика Центрального банка Республики Узбекистан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 23:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение сущности денежно-кредитной политики, т.е. её задач, целей и инструментов, а также процесс проведения этой политики в Республике Узбекистан.
В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:
-рассмотреть теоретические вопросы, касающиеся денежно-кредитной политики;
-определить инструменты и методы регулирования денежно-кредитной политики в Республике Узбекистан и на примере Российской Федерации;
-проанализировать достигнутые результаты в сфере денежно-кредитной политики.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...……….3
§1. Центральный банк – основной орган, осуществляющий денежно-кредитное регулирование государства
§2. Анализ основных инструментов денежно-кредитного регулирования Центрального банка Республики Узбекистан
§3. Современные методы денежно-кредитного регулирования Центральных банков за рубежом (на примере Российской Федерации)
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ БАНК.ДЕЛО. ДЕН-КРЕД ПОЛИТИКА ЦБРУз и её макроэкон.значение.doc

— 239.50 Кб (Скачать файл)

К экономическим методам управления совокупным денежным оборотом и регулирования банковских операций относятся мероприятия, использование которых оказывает в основном косвенное воздействие и не предполагает установление прямых запретов или лимитов. Выделяются три основные группы экономических методов управления: налоговые, нормативные (размер вводимых ограничений или льгот увязываются с масштабом операций) и корректирующие. Использование налоговых методов является прерогативой финансовых органов, в то время как нормативных и корректирующих - Центрального банка.

К нормативным методам воздействия относится использование таких инструментов воздействия, как отчисления в фонд регулирования кредитных ресурсов, коэффициенты ликвидности и достаточности банковского капитала, а также иные виды отчислений и коэффициентов, обязательных к исполнению и устанавливаемых в виде норматива; к корректирующим - учетная политика и операции на открытом рынке.

Нормативные методы применяются путем  установления и периодического пересмотра в сторону увеличения или уменьшения контрольных цифр в виде соотношения  двух величин, скорость их воздействия  невелика, и эффект от вводимых нормативов проявляется через относительно длительный промежуток времени. Основным нормативным инструментом является изменение нормы обязательных резервов, которая во многом определяет размер денежного мультипликатора.

Банк России по вопросам, отнесенным также к его компетенции, издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. При этом по закону нормативные акты Центробанка не могут противоречить федеральным законам. Они вступают в силу со дня их официального опубликования в официальном издании Банка России.

Корректирующее воздействие осуществляется путем проведения кредитных операций Центральным банком (когда Центробанк выступает в качестве кредитора в последней инстанции) и операций с ценными бумагами, которые могут проводиться по усмотрению Центрального банка в необходимых масштабах и с нужной периодичностью, за счет чего эффект достигается более быстро. Эта форма воздействия отличается гибкостью и оперативностью, возможностью оказывать стимулирующее либо ограничивающее воздействие на кредитно-депозитную эмиссию в зависимости от ситуации.

Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики, которые использует Банк России сегодня, являются:

  • процентные ставки по операциям Банка России;
  • нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России 
    (резервные требования);
  • операции на открытом рынке;
  • рефинансирование банков;
  • валютное регулирование;
  • установление ориентиров роста денежной массы;
  • прямые количественные ограничения.6

Можно заметить, методы денежно-кредитной политики Центробанка РФ уже не ограничиваются преимущественно административными мерами. Такой инструментарий оглашен в законе о Банке России. В действующем банковском законодательстве РФ юридически закрепляется переход от чисто административных к использованию экономических методов регулирования денежного обращения и кредитной эмиссии, уровня банковских процентных ставок.

Контроль над банковской системой. Банк России выполняет функцию банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, в частности установленных ими обязательных нормативов.

Главная цель банковского регулирования  и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов  вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Эту функцию осуществляет непосредственно орган банковского надзора, созданный внутри центрального банка.

Центробанк РФ устанавливает обязательные для кредитных организаций правила  проведения банковских операций, ведения  бухгалтерского учета, составление и предоставление бухгалтерской и статистической отчетности. Для осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации.

Регулирование системы  платежей. Банк России является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных, в том числе клиринговых, систем в РФ. Он устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. Общий срок безналичных расчетов не должен превышать двух операционных дней в пределах субъекта РФ, пяти операционных дней в пределах РФ. Банк России также осуществляет межбанковские расчеты через свои учреждения. Иностранная валюта в качестве средства платежа при осуществлении безналичных расчетов за товары и услуги может использоваться лишь в случаях, установленных федеральными законами.

В целях организации наличного  денежного обращения на территории РФ на 
Банк России возлагаются следующие функции:

  • прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов;
  • установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
  • установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения;
  • определение порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.

Под операциями на открытом рынке в российском законодательстве понимается купля - продажа Банком России казначейских векселей, государственных краткосрочных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Лимит же операций на открытом рынке утверждается Советом директоров.

В настоящее время в мировой  экономической практике именно операции на открытом рынке являются основным средством регулирования денежного  предложения. Это вызвано их прежде всего необыкновенно высокой гибкостью данного инструмента, позволяющего влиять на денежную конъюнктуру в краткосрочных периодах, сглаживать нежелательные колебания денежной массы.

В России рынок государственных  облигаций развит неплохо (правда, более  количественно, чем качественно). Правда, их роль в денежно-кредитной политике несколько отличается от той, которую они играют в западных странах. Безусловно, в любом случае главной является фискальная цель финансирование бюджетного дефицита. Однако как инструмент монетарного регулирования государственный долг применяется в России весьма своеобразно.

Таким образом, операции, осуществляемые российским Центробанком на открытом рынке, довольно своеобразны. Сложность  инструментов денежного рынка еще  более осложняет выработку  стратегий, а также реализацию мероприятий, направленных на приостановление спада промышленного производства и сдерживание инфляции.

Учетная политика. Операции на открытом рынке дополняет политика в области учетных ставок, по которым ЦБ РФ предоставляет кредиты коммерческим банкам. При этом взаимодействие различных инструментов денежно-кредитной политики заключается в том, что колебания поступления денег в обращение, не полностью контролируемые операциями на открытом рынке, могут быть частично компенсированы кредитами через «учетное окно». Потребность в его применении связана с периодически возникающим ужесточением условий на межбанковском рынке кредитов, что превращает «учетное окно» в необходимый источник пополнения объемов банковских кредитов до уровня, определяемого резервными требованиями ФРС. Ставка рефинансирования центральных (национальных) банков за 2001-2007 гг.  (на конец года)

 

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Азербайджан

10,0

7,0

7,0

7,0

9,0

9,0

8,9

Армения

14,0

13,5

7,0

3,8

3,5

4,0

3,8

Казахстан

9,0

7,5

7,0

7,0

8,0

8,5

8,2

Кыргызстан

7,9

4,4

3,97

4,0

4,1

4,05

4,0

Россия

25,0

21,0

16,0

13,0

12,0

11,0

10,5

Таджикистан

20,0

20,0

15,0

10,0

10,0

8,5

7,9

Украина

14,7

9,2

8,1

16,1

14,1

12,5

12,5

Узбекистан

26,8

34,5

27,1

18,8

20,0

16,0

14,0




 

 

 

 

 

 

 

 

*Источник: Международный координационный совет банковских ассоциаций стран СНГ, Центральной и Восточной Европы (МБС)

 

Центральный банк может осуществлять регулирование кредитования и эмиссии платежных средств с целью сохранения стабильности цен, но без ущерба для экономического развития страны. Дисконтная политика - один из способов регулирования кредита, которую проводит ЦБ, осуществляя переучет векселей и операции на денежном рынке.

Ограничивая объем и повышая  процентные ставки по предоставляемым  кредитам, Центральный банк вынуждает депозитные банки ограничивать объем их операций, в результате которых создаются новые платежные средства. И наоборот, проводя либеральную политику «дешевых денег», он позволяет банкам расширять кредитование и тем самым ускорять эмиссию платежных средств.

Банк России может устанавливать  одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или  проводить процентную политику без  фиксации процентной ставки. Эти ставки представляют собой минимальные  ставки, по которым Центральный банк осуществляет свои операции. Процентная политика используется для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля. Сюда же можно отнести установление ставки рефинансирования. А под рефинансированием понимается кредитование Банком России банков, в том числе учет и переучет векселей. Порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России.

Помимо непосредственного воздействия  на банковские резервы, учетная ставка обладает важным информативным свойством. Она является важнейшим индикатором, демонстрирующим намерения Центрального банка в области денежно-кредитного регулирования. Следя за динамикой учетной ставки, можно определить, к какой монетарной политике - рестрикционной или экспансионистской - склоняется Центральный банк. Правда, бывает и так, что ставка изменяется в соответствии с изменениями ставок межбанковских кредитов, а не приоритетами денежно-кредитного регулирования.

Принципы взаимоотношений Центрального банка РФ с коммерческими банками  построены так, чтобы минимизировать вмешательство государства в действия субъектов рыночной экономики: Центральный банк не имеет права вмешиваться в текущую деятельность коммерческих банков; его регулирующие и контрольные функции ограничиваются пределами действия соответствующих законов и направлены на поддержание стабильности денежно-кредитной системы, но не тотальный контроль за банками второго уровня.

В сегодняшних условиях инструментами  реализации установок денежно- кредитной  политики, проводимой ЦБ РФ, должны стать  минимальные резервных требования, определение размеров рефинансирования коммерческих банков и установление учетной ставки, а также операции на открытом рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Кредитно-денежная политика есть регулирование денежной массы и денежного обращения в стране путем непосредственного государственного воздействия или воздействия через Центральный банк страны. Она обеспечивает надлежащее функционирование денежной системы и денежного оборота, распространяя свое влияние, как на деньги, так и на цены.

Осуществление денежно-кредитной политики является важным приоритетным направлением в макроэкономике, обеспечивающим обуздание не только темпов инфляции, но и роста денежной массы, укрепление национальной валюты, стабилизацию валютного курса и достижение конвертируемости национальной валюты.

Вся эта политика нужна для достижения конечных показателей здоровой экономики: низкого уровня инфляции, роста выпуска  продукции и низкого уровня безработицы.

Перед Центральным банком стоит грандиозная задача восстановления и оптимизации банковской системы, проведение денежно-кредитной политики, в настоящее  время исключительная важность которой, обусловлена инфляционными проблемами. Целью денежно-кредитной политики является контроль над денежной массой или уровнем ссудного процента - все это делается для регулирования денежного предложения в стране. Но не стоит забывать, что денежно-кредитная  политика эффективна лишь в сочетании с другими составляющими единой финансовой политики государства и не способна обеспечить долгосрочный эффект экономического роста.   Долгосрочного эффекта можно достичь лишь с помощью эффективной инвестиционной политики,  для которой требуется создание комплекса благоприятных условий в краткосрочный  период. Это и должны обеспечить денежно-кредитная и фискальная политика государства. 

Центральный банк Республики Узбекистан сохраняет преемственность  в определяющих принципах формирования денежно-кредитной политики, соподчиняя ее цели главным задачам экономической политики государства, снижение инфляции при обеспечении роста ВВП по-прежнему остается конечной целью денежно-кредитной политики. Задачей определения количественных параметров экономической политики является выбор наилучшего сочетания экономического роста и инфляции. Критерием такого выбора должно быть повышение доходов населения в реальном выражении.

При проведении денежно-кредитной политики ЦБ РУз. предполагает использовать не только все имеющиеся в настоящее время в его распоряжении инструменты, но и расширить их состав, сделав набор располагаемых методов контроля и управления денежным предложением полностью адекватным складывающимся общеэкономическим условиям. Однако возможность и эффективность применения конкретных инструментов денежно-кредитного регулирования в значительной степени будут связаны с восстановлением и развитием сегментов финансового рынка и укреплением банковской системы. Достижение поставленных целей также будет зависеть от  наличия соответствующих условий, создаваемых функционированием всех секторов экономики и проведением необходимых институциональных преобразований.

Информация о работе Денежно-кредитная политика Центрального банка Республики Узбекистан