Денежно-кредитная политика Центрального банка Республики Узбекистан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 23:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение сущности денежно-кредитной политики, т.е. её задач, целей и инструментов, а также процесс проведения этой политики в Республике Узбекистан.
В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:
-рассмотреть теоретические вопросы, касающиеся денежно-кредитной политики;
-определить инструменты и методы регулирования денежно-кредитной политики в Республике Узбекистан и на примере Российской Федерации;
-проанализировать достигнутые результаты в сфере денежно-кредитной политики.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...……….3
§1. Центральный банк – основной орган, осуществляющий денежно-кредитное регулирование государства
§2. Анализ основных инструментов денежно-кредитного регулирования Центрального банка Республики Узбекистан
§3. Современные методы денежно-кредитного регулирования Центральных банков за рубежом (на примере Российской Федерации)
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ БАНК.ДЕЛО. ДЕН-КРЕД ПОЛИТИКА ЦБРУз и её макроэкон.значение.doc

— 239.50 Кб (Скачать файл)

Применение  всех вышеописанных инструментов денежно-кредитной политики привело к тому, что общая текущая ликвидность банковской системы РУз. к 2010 г. в 10 раз превышает текущих обязательств банков по внешним платежам. Иными словами, создана прочная «подушка безопасности» всей банковской системы, (Диаграмма 1).  

 

Диаграмма 1. Сумма активов банков (млрд.сум) Совокупный капитал банков (трлн.сум)


 

 

 

 

 


 

*Источник: Правительственный портал Республики Узбекистан http://www.gov.uz/

Как видно по диаграмме, то сумма  активов банков из года в год лишь увеличивается, что говорит о  положительной тенденции проводимых ЦБ РУз. политик.

Постановление Президента РУз. "О мерах по дальнейшему повышению фин.ой устойчивости и усилению инвестиционной активности банковской системы" 10.04.2010

6 апреля Президент  РУз. И.Каримов подписал Постановление  "О мерах по дальнейшему  повышению фин.ой устойчивости  и усилению инвестиционной активности банковской системы", сообщает пресс-служба ЦБРУз..

В целях дальнейшего  повышения фин.ой устойчивости банковской системы республики, роста уровня капитализации коммерческих банков, активизации их инвестиционной деятельности и увеличения объемов  кредитования, направляемых на реализацию стратегически важных инвестиционных проектов по модернизации, техническому и технологическому перевооружению производства, структурным преобразованиям экономики за счет внутренних источников, а также привлечения свободных средств населения и хозяйствующих субъектов на долгосрочные депозиты:

1. Одобрить разработанную ЦБ, Мин. фин., Мин. экономики РУз., Ассоциацией банков РУз. совместно с коммерческими банками Программу мер по дальнейшей капитализации и усилению инвестиционной активности коммерческих банков на 2010-2012 годы согласно приложению № 1. предусматривающую:

  • повышение уровня капитализации банков за счет увеличения их уставных капиталов, выпуска и размещения акций на фондовых рынках с обеспечением роста совокупного капитала не менее чем на 20 процентов ежегодно;
  • укрепление ресурсной базы коммерческих банков за счет введения новых видов банковских услуг, привлечения свободных средств населения и хозяйствующих субъектов на долгосрочные депозиты с увеличением их объемов в 2010 году на 1,6 трлн. сум и обеспечением дальнейшего ежегодного прироста на уровне не менее чем на 20 процентов;
  • дальнейшее увеличение доли долгосрочных  кредитных вложений в экономику за счет внутренних источников, усиление инвестиционной активности коммерческих банков, направленной на модернизацию, техническое и технологическое обновление производства, организацию выпуска конкурентоспособной продукции на современной технологической основе, с выделением в течение 2010 года на эти цели кредитных ресурсов в сумме 3,2 трлн.сум;
  • расширение объемов кредитования субъектов малого бизнеса  и частного предпринимательства с их ростом в 2010 году не менее чем в 1,4 раза и микрокредитов - в 1,3 раза.

Возложить персональную ответственность за своевременную  и качественную реализацию Программы  мер на руководителей ЦБ, Мин. фин., коммерческих банков и других организаций – исполнителей, указанных в приложении № 1 к настоящему постановлению.

2. Согласиться с решениями акционеров и Наблюдательных советов акционерных коммерческих банков о привлечении дополнительных средств и увеличении совокупных капиталов банков в 2010 году на общую сумму 490 млрд. сумм, согласно приложению № 2.

3. Принять предложения ЦБРУз.и коммерческих банков об установлении с 1 января 2011 года минимального размера уставного капитала вновь создаваемых банков: 
для коммерческих банков – до 10 млн. евро в сумовом эквиваленте;

для частных банков – до 5 млн. евро в  сумовом эквиваленте.

ЦБ РУз. совместно  с коммерческими банками обеспечить своевременную разработку и реализацию в установленном порядке мероприятий  по приведению в течение 2010 года уставных капиталов коммерческих и частных банков в соответствие с указанными требованиями.

4. Предоставить право предприятиям, образованным коммерческими банками, в том числе с участием других инвесторов, на базе предприятий-банкротов до их реализации новым инвесторам, но не более трех лет с момента их Гос. регистрации:

  • не включать в затраты предприятия сумму налога на имущество, по которому предоставлена льгота пунктом 2 распоряжения Президента РУз. от 19 ноября 2008 года № Р-4010 «Об утверждении Порядка реализации коммерческим банкам экономически несостоятельных предприятий»;
  • начислять, в соответствии с Указом президента РУз. от 28 ноября 2008 года № УП-4058, амортизационные отчисления по ОС и нематериальным активам ниже установленных норм.
  • Мин. фин., Мин. экономики, Гос. налоговому комитету РУз. совместно ЦБ  и коммерческими банками в месячный срок разработать и утвердить временное положение о порядке начисления ниже установленных норм амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным  активам предприятий, образованных коммерческими банками, в том числе с участием других инвесторов, на базе предприятий-банкротов.

5. Центральному банку совместно с Мин. юстиции РУз.и другими заинтересованными Мин.ми и ведомствами в месячный срок внести в Каб.Мин. предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьер-министра РУз. Азимова Р.С. и председателя ЦБ РУз.Муллажанова Ф.М.

 

 Как было отмечено, на состоявшемся расширенном заседании Правления ЦБ РУз., посвященное итогам деятельности банковской системы за 2009 год и важнейшим приоритетам, поставленным перед банковской системой: с 2010 года деятельность коммерческих банков в РУз. будет оцениваться по иным критериям. В частности, теперь их работа будет оцениваться через призму роста доли долгосрочных кредитных вложений и привлечения для этого внутренних источников. В связи с этим, ставится задача, чтобы каждый коммерческий банк принял все необходимые меры по введению новых видов банковских услуг, привлечению свободных денежных средств населения и хозяйствующих субъектов на долгосрочные депозиты банков с ростом не менее 30% в год, созданию прочной основы для увеличения доли долгосрочных кредитных вложений в экономику страны за счет внутренних источников. Для обеспечения исполнения поставленных задач установлены строгие требования по усилению контроля и повышению ответственности руководящих кадров банковской системы.

Цели монетарной политики на 2010 год 3

В 2010 году монетарная политика будет направлена на достижение целевых параметров макроэкономических показателей на текущий год, в частности, на обеспечение сохранения низкого уровня инфляции. Предусматривается ужесточить по сравнению с 2009 годом проведение бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики и режима экономии, в первую очередь за счет внедрения современных ресурсо- и энергосберегающих технологий. Принимая во внимание продолжающийся мировой финансово-экономический кризис и его воздействие на экономику страны, важнейшей приоритетной задачей остается обеспечение финансово-банковской устойчивости.

Денежно-кредитные показатели Центрального банка на 2010 год определены исходя из следующих макроэкономических показателей:

– годовой уровень потребительских цен составит не более 7-8%;

– реальный рост ВВП составит 8,3%, а его дефлятор – 12%;

– будет наблюдаться профицит гос. бюджета;

– уровень инфляции ожидается сдерживать в пределах 7-9%;

– будет достигнуто положительное сальдо внешнеторгового оборота.

В 2010 году ЦБ, наряду с полным удовлетворением потребностей экономики в денежных средствах, продолжит проведение жесткой денежно-кредитной политики, направленной на сохранение уровня инфляции в прогнозируемых пределах. Эти меры будут способствовать обеспечению устойчивости национальной валюты, дальнейшему повышению роли коммерческих банков в качестве финансовых посредников и эффективности их деятельности.

Вместе с тем, ЦБ будет принимать соответствующие меры, обеспечивающие снижение влияния монетарных факторов на потребительские цены и удержание цен на потребительские товары в пределах целевых параметров.

Прогнозируется, что в текущем  году, также как и в прошлые  годы, денежная масса будет расти  в основном за счет положительного сальдо внешнеторгового оборота и темпов роста долгосрочных кредитов, выделяемых экономике.

Ожидается последовательное увеличение объемов кредитов, направляемых на долгосрочные инвестиционные цели.

Исходя из вышеизложенного, в 2010 году денежно-кредитная политика Центрального банка будет направлена на осуществление следующих мер:

– с целью удержания инфляции в пределах 7-9% продолжится осуществление жесткой денежно-кредитной политики и, совместно с Правительством, будут приниматься меры по уменьшению влияния немонетарных факторов на уровень цен;

– ставка рефинансирования ЦБ РУз. будет меняться исходя из регулирования денежного предложения экономике и инфляционных ожиданий, с учетом стимулирования инвестиционной деятельности коммерческих банков, реального положительного уровня процентных ставок по депозитам и кредитам коммерческих банков, а также уровня инфляции в экономике;

– политика обменного курса будет применяться в качестве механизма сдерживания инфляционных процессов, при этом реальный эффективный обменный курс сума будет направлен на обеспечение устойчивого платежного баланса;

В 2010 году ЦБ РУз. для регулирования объема денежной массы будет активно использовать ставку рефинансирования, нормы обязательных резервов, валютные интервенции, а также операции на открытом рынке.

В целях обеспечения ликвидности коммерческих банков на достаточном уровне ЦБ будет осуществлять постоянный мониторинг состояния их корреспондентских счетов и принимать необходимые меры для поддержания их на оптимальном уровне.

Как показывает практика, наше государство  идет верным путем, и поэтапно осуществляя  все вышеописанные операции, достигнет конечных поставленных целей. Полагаю, что полный расцвет нашей республики уже не за горами.

 

§3. Современные методы денежно-кредитного регулирования Центральных банков за рубежом (на примере Российской Федерации)

Механизм регулирования банковских операций зависит от форм организации банковской деятельности в стране, места, роли и функций Центрального банка, степени его независимости от правительства и других факторов. Он включает как методы и инструменты регулирования наличных и безналичных банковских операций, так и конкретные формы контроля за динамикой денежной массы, банковских процентных ставок и банковской ликвидностью на макро- и микроэкономическом уровне.

Достижение поставленных задач  по управлению платежным оборотом в едином экономическом пространстве достигается Центральным банком путем разработки и реализации комплекса мер на макроэкономическом уровне, а также посредством регулирования операций отдельных банковских учреждений или их групп. При этом могут использоваться как прямые (административные), так и косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность банков.

Реакция рынка банковских услуг  на прямые административные методы вмешательства  в деятельность банков более ощутима  во времени и пространстве. Использование же косвенных экономических методов предполагает высокую степень развития процессов саморегулирования на микроэкономическом уровне, а эффект применения замедлен и неоднозначен.

К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) или запреты, устанавливаемые Центральным банком в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков. При использовании административных методов воздействия наиболее широко применяются такие инструменты как:

  • квотирование отдельных видов пассивных и активных операций;
  • введение лимитов на выдачу различных категорий ссуд и на привлечение кредитных ресурсов;
  • ограничение на открытие филиалов и отделений и т.д.;
  • лимитирование размеров комиссионного вознаграждения, тарифов за оказание различных видов услуг, процентных ставок;
  • определение номенклатуры операций, видов обеспечения, а также перечня банков, допущенных к отдельным видам операций (контингентирование).4
  • Банк России чаще использует такие административные меры как регулирование общего объема, выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.

В прямые количественные ограничения  включают установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями  отдельных банковских операций. Банк России вправе применять прямые количественные ограничения в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики после консультаций с Правительством РФ.

Банк России устанавливает рост одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. Центральный банк РФ ежегодно не позднее 1 декабря представляет в Государственную Думу основные направления денежно-кредитной политики на предстоящий год. Предварительно проект этой политики представляется Президенту РФ и Правительству РФ. Основные направления денежно-кредитной политики на предстоящий год включают следующие положения: анализ состояния и прогноз развития экономики РФ; основные ориентиры, параметры и инструменты денежно-кредитной политики.5

Информация о работе Денежно-кредитная политика Центрального банка Республики Узбекистан