Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 13:10, курсовая работа
Целью исследования является изучение теоретических и практических подходов к проблеме выбора и реализации денежно-кредитной политики.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
обобщение имеющихся научных работ по данной проблеме;
анализ денежно-кредитной политики стран - типичных представителей того или иного режима таргетирования.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ЦЕЛИ 5
1.1. Денежно-кредитная политика 5
1.2. Промежуточные цели денежно-кредитной политики 7
ГЛАВА 2. ИНДИКАТОРЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 9
2.1. Режимы таргетирования 9
2.1.2. Монетарное таргетирование 9
2.1.3. Таргетирование процентной ставки 14
2.1.4. Таргетирование валютного курса 15
2.1.5. Таргетирование номинального ВВП 20
2.1.6. Инфляционное таргетирование 22
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ БАНКА РОССИИ 28
3.1. Денежно-кредитная политика России 28
3.2. Возможность применения инфляционного таргетирования в России 33
Заключение 36
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
"Санкт-Петербургский
Кафедра денег и ценных бумаг
Дисциплина "Деньги. Кредит. Банки"
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: «Денежно-кредитная политика как инструмент стимулирования экономического роста»
Выполнила: Ванькаева В.В.
Факультет: МЭО
Группа: 311
Дневная форма обучения
Проверил: к.э.н., доц.
Леонтьева И.П.
г. Санкт-Петербург
2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ЦЕЛИ 5
1.1. Денежно-кредитная политика 5
1.2. Промежуточные цели денежно-кредитной политики 7
ГЛАВА 2. ИНДИКАТОРЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 9
2.1. Режимы таргетирования 9
2.1.2. Монетарное таргетирование 9
2.1.3. Таргетирование процентной ставки 14
2.1.4. Таргетирование валютного курса 15
2.1.5. Таргетирование номинального ВВП 20
2.1.6. Инфляционное таргетирование 22
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ БАНКА РОССИИ 28
3.1. Денежно-кредитная политика России 28
3.2. Возможность применения инфляционного таргетирования в России 33
Заключение 36
Приложения 38
Список литературы 47
В современном мире денежно-кредитная политика является одной из наиболее значимых форм государственного регулирования экономики. О ее роли в жизни общества выдающийся ученый П. Самуэльсон еще в 1951 году писал: « с помощью соответствующей денежно-кредитной политики… возможно избежать эксцессов бума и резкого спада, рассчитывать на здоровый экономический рост»
На современном этапе развития вопрос о выборе стратегии денежно-кредитной политики является приоритетным для всех стран мира. Но если конечные цели денежно-кредитной политики не вызывают дискуссий, так как большинство стран мира провозглашают стабильное развитие экономики, которое подразумевает под собой устойчивый рост производства, полную занятость, стабильность цен и положительное сальдо платежного баланса, то выбор индикаторов или промежуточных целей вызывает ряд вопросов и научных споров среди представителей различных экономических школ.
Промежуточные цели денежно-кредитной политики могут быть различными: денежная масса, номинальный объем ВВП, номинальная ставка процента, инфляционное таргетирование, таргетирование валютного курса.
Поэтому темой данной курсовой работы выбрана денежно-кредитная политика как инструмент стимулирования экономического роста.
Целью исследования является изучение теоретических и практических подходов к проблеме выбора и реализации денежно-кредитной политики.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
Для этого
предлагается следующая структу
Объектом исследования будут выступать экономики различных стран и их денежно-кредитная политика, а предметом - промежуточные цели денежно-кредитной политики.
Таким образом, исследователь в данной работе попытается дать основную характеристику денежно-кредитной политики, режимов таргетирования, их преимуществ и недостатков, отразить основные тенденции использования различных индикаторов денежно-кредитной политики в развитых и развивающихся странах, рассмотреть реализацию денежно-кредитной политики на примере России, сделать практические выводы по применению денежно-кредитной политики для наиболее эффективного развития экономики.
В современных экономических исследованиях существует множество подходов к понятию «денежно-кредитная политика», приведем некоторые из них.
«Денежно-кредитная (или монетарная) политика – это комбинация целей и средств (инструментов), с помощью которых ее носитель (как правило – центральный банк страны) посредством регулирования предложения денег, а также (косвенно) спроса на деньги и кредит стремится достигнуть целей общей экономической политики» [15,стр.275]
«Денежно-кредитная политика - это часть единой государственной макроэкономической политики, предполагающей целенаправленное воздействие на денежно-кредитную систему посредством преимущественно рыночных инструментов с целью создания условий для экономического роста в стране».[2, стр. 523]
«Денежно-кредитная политика центрального банка является составной частью экономической политики государства. Она представляет собой систему мер, которые изменяют объем денег в обращении для достижения основных экономических целей». [3, стр. 526]
«Денежно-кредитная политика – это действия центрального банка, направленные на регулирование количества денежной массы в стране, кредитных потоков и общего уровня процентных ставок». [17, стр. 64]
Рассмотрим
подходы к классификации
В современных условиях все государства
с рыночными моделями экономики
используют две концепции денежно-
Политика кредитной экспансии предполагает использование комплекса инструментов денежно-кредитной политики для роста денежной массы в обороте, увеличения в связи с этим функционирующего капитала, роста занятости и повышения в конечном счете темпов воспроизводства. Как правило, данная концепция денежно-кредитной политики используется, когда в стране наблюдается спад производства, экономический кризис или застой.
В западной литературе принято рассматривать четыре цели, которыми пользуются власти при проведении политики денежно-кредитной экспансии:
В странах с переходной экономикой проведение денежно-кредитной экспансии может быть обусловлено также необходимостью проведения структурных преобразований в экономике. Также данная концепция помогает предотвратить нарастание социальной напряженности и как следствие политической нестабильности.
Однако необходимо отметить, что с наряду положительными моментами, проведение денежно-кредитной экспансии в долгосрочной перспективе может стать усилением инфляционных процессов.
Концепция кредитной рестрикции предполагает
использование комплекса
Выбрав конечные цели и применяя
инструменты денежно-кредитной
Проанализируем подходы к определению понятия «промежуточные цели денежно-кредитной политики»
«Промежуточная цель – это экономическая переменная, которую центральный банк выбирает в качестве объекта своего контроля, так как считает, что это согласуется с основными целями монетарной политики». [15, стр.287]
«Промежуточные цели – экономические показатели, в той ли иной степени находящиеся под контролем органов денежно-кредитного регулирования, изменение которых воздействует на поведение экономических показателей рынков капиталов, ценных бумаг и валютного рынка».[17, стр. 72]
Существует множество переменных, которые могли бы исполнять роль промежуточных целей. Но необходимо учитывать, что индикаторы денежно-кредитной политики должны удовлетворять определенным условиям:
Суть таргетирования заключается в установлении нормативного значения некого общественно значимого показателя, достижение которого объявляется целью центрального банка. Существуют следующие режимы таргетирования:
Обратимся более подробно к каждому режиму таргетирования.
Таргетирование денежного предложения опирается на установление ориентиров по темпам роста определенного денежного агрегата или группы агрегатов. Монетарное таргетирование может быть эффективным в случае наличия четкой взаимозависимости между изменениями денежных агрегатов и темпов роста инфляции. Обязательным условием также является достаточно высокая степень контроля над денежной базой со стороны центрального банка. В ряде стран данный метод денежно-кредитного регулирования предшествовал политике инфляционного таргетирования, но он также может использоваться в дополнение к инфляционному таргетированию.
Данный режим таргетирования базируется на монетаристской концепции, которая подразумевает наличие тесной связи между увеличением денежной массы и валового внутреннего продукта. Проводя таргетирование денежной массы, центральные банки регулируют прирост денежного предложения в экономике.
На практике таргетирование денежной массы скорее предполагает таргетирование различных денежных агрегатов, таких как М2 (объем наличных денег в обращении), денежной базы и т. д. Свое развитие данный режим получил в 1970-е гг. в связи с усилением инфляционного давления в странах Запада и отказом от прежних режимов фиксированных валютных курсов с переходом на плавающие валютные курсы. Однако денежное таргетирование не имело большого успеха в большинстве развитых стран. В первую очередь это было продиктовано тем, что в связи с введением финансовых инноваций и дерегулированием рынка возникло нарушение четкой связи между инфляцией и денежными агрегатами, что серьезно затруднило предсказуемость скорости денежного обращения и снизило эффективность денежного таргетирования. Таким образом, большинство стран были вынуждены отказаться от использования практики целевых ориентиров прироста денежной массы.
Исследования показали, что данный режим имеет как сильные, так и слабые стороны. Его существенные преимущества состоят в том, что:
Информация о работе Денежно-кредитная политика как инструмент стимулирования экономического роста