Денежно-кредитная политика как инструмент стимулирования экономического роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 13:10, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение теоретических и практических подходов к проблеме выбора и реализации денежно-кредитной политики.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
обобщение имеющихся научных работ по данной проблеме;
анализ денежно-кредитной политики стран - типичных представителей того или иного режима таргетирования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ЦЕЛИ 5
1.1. Денежно-кредитная политика 5
1.2. Промежуточные цели денежно-кредитной политики 7
ГЛАВА 2. ИНДИКАТОРЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 9
2.1. Режимы таргетирования 9
2.1.2. Монетарное таргетирование 9
2.1.3. Таргетирование процентной ставки 14
2.1.4. Таргетирование валютного курса 15
2.1.5. Таргетирование номинального ВВП 20
2.1.6. Инфляционное таргетирование 22
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ БАНКА РОССИИ 28
3.1. Денежно-кредитная политика России 28
3.2. Возможность применения инфляционного таргетирования в России 33
Заключение 36

Файлы: 1 файл

Kursach.docx

— 361.70 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Санкт-Петербургский государственный  университет экономики и финансов"

Кафедра денег и ценных бумаг

 

Дисциплина "Деньги. Кредит. Банки"

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: «Денежно-кредитная политика как инструмент стимулирования экономического роста»

 

Выполнила: Ванькаева В.В.

Факультет: МЭО

Группа: 311

Дневная форма обучения

Проверил: к.э.н., доц.

Леонтьева И.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Санкт-Петербург

2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ЦЕЛИ 5

1.1. Денежно-кредитная политика 5

1.2. Промежуточные цели денежно-кредитной политики 7

ГЛАВА 2. ИНДИКАТОРЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 9

2.1. Режимы таргетирования 9

2.1.2. Монетарное таргетирование 9

2.1.3. Таргетирование процентной ставки 14

2.1.4. Таргетирование валютного курса 15

2.1.5. Таргетирование номинального ВВП 20

2.1.6. Инфляционное таргетирование 22

ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ БАНКА РОССИИ 28

3.1. Денежно-кредитная политика России 28

3.2. Возможность применения инфляционного таргетирования в России 33

Заключение 36

Приложения 38

Список литературы 47

ВВЕДЕНИЕ

 В современном  мире денежно-кредитная политика  является одной из наиболее значимых форм государственного регулирования экономики. О ее роли в жизни общества выдающийся ученый П. Самуэльсон  еще в 1951 году писал: « с помощью соответствующей денежно-кредитной политики… возможно избежать эксцессов бума и резкого спада, рассчитывать на здоровый экономический рост»

На современном  этапе развития вопрос о выборе стратегии  денежно-кредитной политики является приоритетным для всех стран мира. Но если конечные цели денежно-кредитной политики не вызывают дискуссий, так как  большинство стран мира провозглашают стабильное развитие экономики, которое подразумевает под собой устойчивый рост производства, полную занятость, стабильность цен  и положительное сальдо платежного баланса, то выбор индикаторов или промежуточных целей вызывает  ряд вопросов и научных споров среди представителей различных экономических школ.

Промежуточные цели денежно-кредитной политики могут  быть различными: денежная масса, номинальный  объем ВВП, номинальная ставка процента, инфляционное таргетирование, таргетирование валютного курса.

Поэтому темой данной курсовой работы выбрана денежно-кредитная политика как инструмент стимулирования экономического роста.

Целью исследования является изучение теоретических и практических подходов к проблеме выбора и реализации денежно-кредитной политики.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

    • обобщение имеющихся научных работ по данной проблеме;
    • анализ денежно-кредитной политики стран  -  типичных  представителей  того или иного режима таргетирования.

 Для этого  предлагается следующая структура курсовой работы: в первой главе будут обозначены основные теоретические моменты в подходах к определению  понятия «денежно-кредитная политика и ее цели» отечественными и западными экономистами. Во второй главе более детально  будет рассмотрена каждая из обозначенных промежуточных целей. В третьей главе будет отражена реализация денежно-кредитной политики на примере банка Росси.

Объектом  исследования будут выступать экономики различных стран и их денежно-кредитная политика, а предметом  - промежуточные цели денежно-кредитной политики.

Таким образом, исследователь в данной работе попытается дать основную характеристику денежно-кредитной политики, режимов таргетирования, их преимуществ и недостатков, отразить основные тенденции использования различных индикаторов денежно-кредитной политики в развитых и развивающихся странах, рассмотреть реализацию денежно-кредитной политики на примере России, сделать практические выводы по применению денежно-кредитной политики для наиболее эффективного развития экономики.

ГЛАВА 1. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ  ПОЛИТИКА И ЕЕ ЦЕЛИ

1.1. Денежно-кредитная политика

В современных  экономических исследованиях существует множество подходов к понятию «денежно-кредитная политика», приведем некоторые из них.

«Денежно-кредитная (или монетарная) политика – это комбинация целей и средств (инструментов), с помощью которых ее носитель (как правило – центральный банк страны) посредством регулирования предложения денег, а также (косвенно)  спроса на деньги и кредит стремится достигнуть целей общей экономической политики» [15,стр.275]

«Денежно-кредитная политика  - это часть единой государственной макроэкономической политики, предполагающей целенаправленное воздействие на денежно-кредитную систему посредством преимущественно рыночных инструментов с целью создания условий для экономического роста в стране».[2, стр. 523]

«Денежно-кредитная политика центрального банка является составной частью экономической политики государства. Она представляет собой систему мер, которые изменяют объем денег в обращении для достижения основных экономических целей». [3, стр. 526]

«Денежно-кредитная политика – это действия центрального банка, направленные на регулирование количества денежной массы в стране, кредитных потоков и общего уровня процентных ставок». [17, стр. 64]

Рассмотрим  подходы к классификации денежно-кредитной  политики.

В современных условиях все государства  с рыночными моделями экономики  используют две концепции денежно-кредитной  политики.[15, стр. 52] Первая обычно называется политикой кредитной экспансии или «дешевых денег». Ее теоретической основой является количественная теория денег, развитая Д. Кейнсом, А. Маршаллом, А. Пингу, И.Фишером и другими экономистами. Теоретической основой второй концепции – политики кредитной рестрикции или «дорогих денег» -  считается монетаризм. Эта теория развита в экономических трудах К.Бруннера, А.Мельцера, Ф, Кейгена, М.Фридмена. Между обеими теориями больше общего, чем различного. Не случайно Кейнс  в более позднее время перешел с позиций количественной теории на монетаризм, а Фридман прямо включил количественную теорию  в свою версию монетаризма.

Политика кредитной экспансии  предполагает использование комплекса  инструментов денежно-кредитной политики для роста денежной массы в  обороте, увеличения в связи с  этим функционирующего капитала, роста  занятости и повышения в конечном счете темпов воспроизводства. Как правило, данная концепция денежно-кредитной политики используется, когда в стране  наблюдается спад производства, экономический кризис или застой.

В западной литературе принято рассматривать  четыре  цели, которыми  пользуются власти при проведении политики денежно-кредитной экспансии:

    1. сглаживание колебаний нормы процента;
    2. финансирование бюджетного дефицита путем подключения  инфляционного налога;
    3. достижение целей платежного баланса;
    4. достижение оптимального уровня занятости.

В странах с переходной экономикой проведение денежно-кредитной экспансии  может быть обусловлено также  необходимостью проведения структурных  преобразований в экономике. Также  данная концепция помогает предотвратить  нарастание социальной напряженности  и как следствие политической нестабильности.

Однако необходимо отметить, что  с наряду положительными моментами, проведение денежно-кредитной экспансии  в долгосрочной перспективе может  стать усилением инфляционных процессов.

Концепция кредитной рестрикции предполагает использование комплекса инструментов денежно-кредитной политики для  сокращения денежной массы в обороте. Она используется в основном в период экономического роста (для предотвращения кризиса перепроизводства) и для борьбы с инфляцией и ее последствиями. Применяется эта концепция также в период подготовки и проведения денежных реформ, особенно конфискационного типа.

1.2. Промежуточные цели денежно-кредитной политики

Выбрав конечные цели и применяя инструменты денежно-кредитной политики, центральный банк не может немедленно и непосредственно контролировать осуществление целевых параметров.  Поэтому центральный банк должен определить показатели, которые влияют на конечные цели и поддаются его контролю. Такие цели называются промежуточными целями денежно-кредитной политики.

Проанализируем  подходы к определению понятия «промежуточные цели денежно-кредитной политики»

«Промежуточная цель – это экономическая переменная, которую центральный банк выбирает в качестве объекта своего контроля, так как считает, что это согласуется с основными целями монетарной политики». [15, стр.287]

«Промежуточные цели – экономические показатели, в той ли иной степени  находящиеся под контролем органов денежно-кредитного регулирования, изменение которых воздействует на поведение экономических показателей рынков капиталов, ценных бумаг и валютного рынка».[17, стр. 72]

Существует  множество переменных, которые могли  бы исполнять роль промежуточных  целей. Но необходимо учитывать, что индикаторы денежно-кредитной политики должны удовлетворять определенным условиям:

    1. быстрота измерения и доступность информации о целевом параметре;
    2. возможность контроля и управления с помощью инструментов центрального банка;
    3. согласованность и предсказуемость влияния  на конечные цели.

ГЛАВА 2. ИНДИКАТОРЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ  ПОЛИТИКИ

2.1. Режимы таргетирования

Суть таргетирования заключается в установлении нормативного значения некого общественно значимого показателя, достижение которого объявляется целью центрального банка. Существуют следующие  режимы таргетирования:

    1. монетарное таргетирование – установление ориентира изменения денежной массы (того или иного денежного агрегата);
    2. валютное таргетирование – установление целевого значения валютного курса;
    3. инфляционное таргетирование – установление целевого ориентира инфляции;
    4. таргетирование процентной ставки;
    5. таргетирование номинального ВВП

Обратимся более подробно к каждому  режиму таргетирования.

2.1.2. Монетарное таргетирование

Таргетирование денежного предложения опирается на установление ориентиров по темпам роста определенного денежного агрегата или группы агрегатов. Монетарное таргетирование может быть эффективным в случае наличия четкой взаимозависимости между изменениями денежных агрегатов и темпов роста инфляции. Обязательным условием также является достаточно высокая степень контроля над денежной базой со стороны центрального банка. В ряде стран данный метод денежно-кредитного регулирования предшествовал политике инфляционного таргетирования, но он также может использоваться в дополнение к инфляционному таргетированию.

 Данный  режим таргетирования базируется на монетаристской концепции, которая подразумевает наличие тесной связи между увеличением денежной массы и валового внутреннего продукта. Проводя таргетирование денежной массы, центральные банки регулируют прирост денежного предложения в экономике.

На практике таргетирование денежной массы скорее предполагает таргетирование различных денежных агрегатов, таких как М2 (объем наличных денег в обращении), денежной базы и т. д. Свое развитие данный режим получил в 1970-е гг. в связи с усилением инфляционного давления в странах Запада и отказом от прежних режимов фиксированных валютных курсов с переходом на плавающие валютные курсы. Однако денежное таргетирование не имело большого успеха в большинстве развитых стран. В первую очередь это было продиктовано тем, что в связи с введением финансовых инноваций и дерегулированием рынка возникло нарушение четкой связи между инфляцией и денежными агрегатами, что серьезно затруднило предсказуемость скорости денежного обращения и снизило эффективность денежного таргетирования. Таким образом, большинство стран были вынуждены отказаться от использования практики целевых ориентиров прироста денежной массы.

Исследования показали, что данный режим имеет как сильные, так и слабые стороны. Его существенные преимущества состоят в том, что:

    • данные о денежной массе обычно поступают раньше, чем другие переменные, что позволяет на раннем этапе получить информацию о краткосрочных перспективах инфляции;
    • номинальная денежная масса в большей степени поддается прямому контролю, чем сама инфляция;
    • жесткий контроль денежной массы чаще всего несовместим с расширением государственного долга, что оказывает определенное дисциплинирующее воздействие на фискальную политику;
    • определение целевых показателей не требует существенной аналитической роботы - для них необходимы лишь годовые допущения реального экономического роста, трендовой скорости денежного обращения и мультипликатора денежной базы;
    • одно из потенциальных преимуществ монетарного таргетирования среди других стратегий денежно-кредитной политики заключается в том, что показатель темпа прироста денежной массы может отражать полезную информацию, касающуюся ненаблюдаемых значений выпуска.

Информация о работе Денежно-кредитная политика как инструмент стимулирования экономического роста