Денежно-кредитная система РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 00:57, курсовая работа

Описание работы

Основными целями любого государства в области экономики являются обеспечение устойчивого экономического роста, высокий уровень занятости, стабильности внутренних цен, а также внешнеэкономическое равновесие. Эти цели реализуются в процессе разработки и проведения экономической политики. Денежно-кредитная политика центрального банка является составной частью единой государственной экономической политики. Разработкой денежно-кредитной политики в Республике Беларусь занимается Национальный банк Республики Беларусь совместно с Правительством страны.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3
1 Денежно-кредитная политика – составная часть социально-экономической
политики в Республике Беларусь………………………………………………........6
2 Инструменты и методы проведения денежно-кредитной политики в РБ.........12
3 Осуществление денежно-кредитной политики в Республике Беларусь……...20
Заключение…………………………………………………………………………..29
Список использованных источников………………………………………………31
Приложение А Динамика рублевой денежной массы…………………………….33
Приложение Б Динамика ставок по инструментам регулирования
ликвидности и ставки МБК……………………………………….34

Файлы: 1 файл

ДКП.doc

— 613.50 Кб (Скачать файл)

6)     прямые количественные ограничения;

7)     установление ориентиров роста денежной массы.

Механизмы рефинансирования представляют собой совокупность каналов снабжения банков дополнительной ликвидностью, посредством которых денежные средства поступают от центрального банка нуждающимся в них коммерческим банкам. Одновременно используемая политика рефинансирования воздействует на эффективность платежной системы, что дает возможность центральному банку применять ее в качестве инструмента проведения денежно-кредитной политики, ограничения процентных ставок денежных рынков и в других целях. В Республике Беларусь данный механизм применяется в основном для поддержания текущей ликвидности банковской системы.

Центральным банком используются следующие инструменты рефинансирования:

−        ломбардный механизм, состоящий из кредита овернайт (однодневный расчетный кредит) и ломбардного кредита. Суть последнего – предоставление кредита под залог ценных бумаг, включенных в Ломбардный список  и принадлежащих банку на праве собственности (таблица 1);

 

Таблица 1 – Список банков, заключивших генеральный кредитный договор на получение ломбардных кредитов Национального банка Республики Беларусь

 

Наименование банка

Наименование банка

1.

ОАО "Белагропромбанк"

14.

ЗАО Банк ВТБ (Беларусь)

2.

ОАО "БПС-Сбербанк"

15.

ЗАО "Альфа–Банк"

3.

ОАО "АСБ Беларусбанк"

16.

ОАО "Банк Москва–Минск"

4.

ОАО "Белинвестбанк"

17.

ЗАО "Дельта Банк"

5.

"Приорбанк" ОАО

18.

ЗАО "Кредэксбанк"

6.

ОАО "Белвнешэкономбанк"

19.

ОАО "Международный резервный банк"

7.

ОАО "Паритетбанк"

20.

ОАО "ХКБанк"

8.

ОАО "Белгазпромбанк"

21.

ЗАО "БТА Банк"

9.

ЗАО "АБСОЛЮТБАНК"

22.

ЗАО "БелСвиссБанк"

10.

ЗАО "РРБ–Банк"

23.

ЗАО "АКБ "БЕЛРОСБАНК"

11.

ЗАО "МТБанк"

24.

ЗАО "Сомбелбанк"

12.

ОАО "Технобанк"

25.

ЗАО "Цептер Банк"

13.

ЗАО "Трастбанк"

 

 


 

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [17]

 

−        ломбардный кредитный аукцион;

−        операции РЕПО и др.

Процентная политика (изменение учетной ставки) — старейший метод денежно-кредитного регулирования, с помощью которого национальный банк влияет на денежную базу и ликвидность банков [7, с. 372].

Процентная политика центрального банка призвана формировать условия для обеспечения внутренней и внешней устойчивости официальной денежной единицы. В этих целях эмиссионным банком осуществляется регулирование базовой ставки рефинансирования. Она также используется в качестве базовой при установлении процентных ставок по операциям центрального банка. Различают жесткую (ставка значительно превышает уровень инфляции), мягкую (ставка меньше уровня инфляции) и нейтральную процентную политику (ставка умеренно позитивная). Заниженный уровень процентной ставки центрального банка по сравнению с уровнем инфляции представляет собой форму внеэкономического распределения денежных ресурсов, дополнительный источник дотирования предприятий за счет ресурсов коммерческих банков).

Во всех случаях понижение процентной ставки вызывает увеличение спроса коммерческих банков на кредиты, их повышение – замедляет темп роста спроса на денежные ресурсы. Таким образом, изменение процентных ставок центрального банка непосредственно воздействует на цены денежного рынка и одновременно служит ограничением верхнего предела их колебаний (устанавливает их границы). Как следствие, изменение процентных ставок влияет на основные параметры экономики: производство, потребление, сбережения, инвестиции, цены.

Изменение центральным банком учетной ставки, ее увеличение или уменьшение в теории и практике рыночной экономики называется политикой «дорогих» и «дешевых» денег.

Политика «дешевых денег» проводится в периоды спада производства для стимулирования деловой активности. Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого центральный банк покупает государственные ценные бумаги; снижает резервную норму и процентную ставку. Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам.

Для увеличения денежного предложения центральные банки могут предпринять в определенной комбинации следующие действия: покупка государственных ценных бумаг на открытом рынке у банков и населения, понижение резервной нормы или снижение учетной ставки. В результате увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, а предложение денег в стране возрастает. Увеличение денежного предложения понижает процентную ставку, активизирует инвестиционную деятельность, что в конечном итоге приводит к росту валового внутреннего продукта. Величина, на которую возрастет ВВП, зависит от степени роста инвестиций и размера мультипликатора денежных доходов.

Политика «дорогих денег» проводится в условиях инфляции. Она направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков, т.е. на сокращение предложения денег. Центральный банк, проводя рестрикционную политику, предпринимает следующие действия: продает государственные ценные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обязательных резервов; повышает учетную ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффективными, центральный банк использует административные ограничения: ограничивает максимальную величину предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита и т.д. [12, c. 147]

Уменьшение денежного предложения приводит к повышению процентной ставки, сокращению инвестиций, снижению совокупных расходов, что в конечном итоге ограничит инфляцию спроса.

Обязательное резервирование (резервные требования) относится к числу инструментов привлечения ресурсов банков. Коммерческие банки в законодательном порядке должны постоянно хранить часть денежных резервов на специальных счетах в центральном банке или в ценных бумагах в качестве обеспечения своих обязательств по привлеченным средствам. [10, с, 374].

Система обязательного резервирования выполняет следующие функции: контрольную (за расширением денежной ассы путем изъятия избыточных резервов банковской системы), стабилизирующую (уменьшает диапазон колебаний процентных ставок) и страхования ликвидности и платежеспособности банков.

Коммерческий банк обязан депонировать часть привлеченных денежных средств в фонде обязательных резервов, размещенном в центральном банке. Платность данных ресурсов не носит обязательный характер. В Республике Беларусь недовнесенные в фонд денежные средства Национальный банк вправе взыскивать на основании своего распоряжения путем бесспорного их списания с корреспондентского счета банка.

Норматив резервных требований устанавливается в законодательном порядке и представляет собой процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным или относительным (приращению) показателям пассивных или активных операций (таблица 2).

 

Таблица 2 – Нормативы обязательных резервов (%)

 

Дата начала действия нормативов

По привлеченным средствам в национальной валюте

По привлеченным средствам в иностранной валюте

по средствам физических лиц

по средствам юридических лиц

01.03.2002

14

16

12

01.04.2002

13

16

12

01.05.2002

12

16

12

01.01.2003

10

10

10

01.04.2004

8

10

10

01.08.2004

7

10

10

01.11.2004

6

10

10

01.02.2005

5

10

10

01.04.2005

5

9

9

01.06.2006

5

8

8

01.11.2006

4,5

8

8

01.04.2007

4,5

8

8

01.12.2008

1,5

7

7

01.02.2009

1

6

6

01.03.2009

0

6

6

01.03.2011

0

9

9

01.11.2011

0

7,5

7,5


 

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [17]

 

По характеру воздействия различают нормативы общие (установленные ко всей сумме обязательств или кредитов) и селективные (установленные по отношению к определенной части обязательств или кредитов).

Устанавливая и пересматривая норматив резервных требований, центральный банк регулирует объемы, структуру и динамику привлеченных ресурсов коммерческих банков, влияет на их стоимость, объемы, структуру и динамику доходных активов, на уровень прибыльности кредитных организаций.

При использовании данного инструмента денежно-кредитной политики следует учитывать, что даже небольшие изменения норм обязательных резервов вызывают значительные сдвиги в объеме резервов, масштабе и структуре кредитных операций. Частые и значительные изменения резервных норм могут даже привести к нарушению денежно-финансового равновесия экономики. Поэтому они осуществляются во время инфляции, спада производства, когда необходимы сильнодействующие средства.

Центральный банк проводит разнообразные валютные операции. Валютная политика включает в себя такие структурные элементы, как целевые установки, нормативные акты, реальные механизмы регулирования внешних валютно-кредитных отношений, степень либерализации валютно-кредитного механизма. Центральным банком устанавливаются официальные курсы национальной денежной единицы по отношению к другим валютам, создаются золотовалютные резервы и осуществляется управление ими. Центральные банки регулируют обращение валютных ценностей на территории своего государства, в том числе устанавливают порядок открытия, ведения и режим счетов (включая счета в драгоценных металлах) резидентов и нерезидентов в кредитно-финансовых организациях в иностранной валюте и нерезидентов в банках в национальной валюте; порядок и условия открытия резидентам счетов в национальной валюте и иностранной валюте, в драгоценных металлах банка за пределами страны.

Национальный банк Республики Беларусь совместно с уполномоченными государственными органами устанавливает порядок ввоза в республику и вывоза за ее переделы драгоценных металлов и драгоценных камней, используемых при осуществлении банковских операций, иностранной и национальной валюты, ценных бумаг в иностранной и национальной валюте; контролирует осуществление банками валютных операций; определяет функции агентов валютного контроля, которые могут быть возложены на банки, и меры ответственности, применяемые к банкам за нарушение валютного законодательства; выдает разрешения (лицензии) на осуществление валютных операций, определяет валютный курс, порядок его установления и т.п. [1, с.21]

Операции на открытом рынке, проводимые эмиссионным банком, состоят из операций покупки-продажи ценных бумаг, операций на рынке кредитных ресурсов и на валютном рынке.

Наиболее широко используются операции на рынке ценных бумаг. Это самый гибкий метод регулирования денежных ресурсов коммерческих банков. При покупке центральным банком ценных бумаг у кредитных организаций резервы последних увеличиваются на сумму этих покупок, что укрепляет ликвидность как отдельных банков, так и банковской системы в целом. Как центральный банк изменяет цену продажи (покупки) ценных бумаг коммерческим банкам, тем самым он воздействует на объем свободных ресурсов, которым располагают коммерческие банки, что стимулирует расширение (сокращение) кредитных вложений в реальный сектор экономики со стороны кредитных организаций. Таким образом, операции эмиссионного банка на открытом рынке влияют на краткосрочные процентные ставки денежного рынка и на диапазон колебаний ликвидности (недостаточная – избыточная) банковской системы. Данный инструмент денежно-кредитной политики применяется и на первичном, и на вторичном рынках ценных бумаг. Обычно эта политика используется центральным банком для сокращения объема денежного предложения в государстве, реже - для его увеличения.

Центральный банк инициирует операции на открытом рынке, определяет их условия, сроки и инструменты. Применяются стандартные, ускоренные тендеры либо двухсторонне процедуры. При проведение операций на открытом рынке используются различные виды инструментов: сделки РЕПО, валютные СВОПы, выпуск долговых сертификатов, привлечение средств на депозиты с фиксированным сроком и др. Выбор механизма операции зависит от объекта и целей их проведения, которыми могут быть управление ликвидностью, сглаживание сезонных колебаний процентных ставок и др. Операции РЕПО и СВОП чаще применяются центральными банками для воздействия на денежно-кредитный рынок; прямые операции с государственными ценными бумагами могут влиять на изменение валютного курса, и потому используются центральными банками для воздействия на денежно-кредитный рынок и на валютный курс.

На открытом рынке различают операции, осуществляемые на регулярной и нерегулярной основе. Регулярные операции проводятся для широкого круга участников на аукционной основе (например, долгосрочные операции РЕПО). Нерегулярные операции более многообразны, они могут быть и конфиденциальными на двухсторонней основе. Операции эмиссионного банка на валютном рынке, которые он проводит в целях реализации денежно-кредитной политики, в основном осуществляются на нерегулярной основе. Наиболее часто центральные банки используют операции валютного СВОПа.

Информация о работе Денежно-кредитная система РБ