Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 00:57, курсовая работа
Основными целями любого государства в области экономики являются обеспечение устойчивого экономического роста, высокий уровень занятости, стабильности внутренних цен, а также внешнеэкономическое равновесие. Эти цели реализуются в процессе разработки и проведения экономической политики. Денежно-кредитная политика центрального банка является составной частью единой государственной экономической политики. Разработкой денежно-кредитной политики в Республике Беларусь занимается Национальный банк Республики Беларусь совместно с Правительством страны.
Введение………………………………………………………………………………3
1 Денежно-кредитная политика – составная часть социально-экономической
политики в Республике Беларусь………………………………………………........6
2 Инструменты и методы проведения денежно-кредитной политики в РБ.........12
3 Осуществление денежно-кредитной политики в Республике Беларусь……...20
Заключение…………………………………………………………………………..29
Список использованных источников………………………………………………31
Приложение А Динамика рублевой денежной массы…………………………….33
Приложение Б Динамика ставок по инструментам регулирования
ликвидности и ставки МБК……………………………………….34
Таблица 4 – Информация о денежном обзоре банковской системы РБ (млрд. рублей)
Примечание – Источник: [11, с. 5].
Международные резервные активы Республики Беларусь, по предварительным данным, на 1 февраля 2011 г. составили:
в национальном определении — 5579,5 млн. долларов США и снизились с начала 2011 г. на 9,4 процента (на 575,8 млн. долларов США);
в определении ССРД МВФ — 4 343,0 млн. долларов США и сократились с начала года на 13,7 процента (на 687,7 млн. долларов США).
Снижение золотовалютных резервов является характерным для января явлением. Основными причинами их снижения стали сезонные факторы — исполнение расчетов в иностранной валюте по обязательствам 2010 года и традиционное падение объемов валютной выручки, поступающей в страну, на фоне высокой потребности в валюте для расчетов за энергоносители, сырье и материалы. Так, в январе 2011 г. объем валютной выручки составил 2 142,6 млн. долларов США, списано в оплату импорта 3 087,9 млн. долларов США против 3 222,8 млн. долларов США и 4138 млн. долларов США соответственно в декабре 2010 г.
Кроме того, в январе 2011 г. на объем резервов дополнительное негативное влияние оказали падение цен на драгоценные металлы на мировых рынках, а также восстановление банками валютных позиций, сократившихся в конце 2010 года.
Если же рассматривать инструменты денежно-кредитной политики РБ, то процентная политика в январе 2011 г. была ориентирована на поддержание процентных ставок в реальном выражении на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и привлекательность вкладов в национальной валюте, и доступность кредита для нефинансового сектора экономики. В январе 2011 г. ставка рефинансирования не изменялась и составила 10,5 процента годовых.
В целях стабилизации ситуации на денежных рынках Национальным банком в январе 2011 г. были предприняты меры по ужесточению монетарных условий, в том числе направленные на повышение процентных ставок по операциям Национального банка и, как следствие, уровня процентных ставок на денежном рынке.
Сохраняя значение коридорных процентных ставок и ставки рефинансирования (ставка по постоянно доступным операциям поддержки ликвидности — 16 процентов годовых, по постоянно доступным операциям изъятия ликвидности — 7 процентов годовых), Национальный банк осуществил повышение процентных ставок по аукционным операциям регулирования ликвидности с 11 процентов годовых до 14,5 процента годовых и двусторонним сделкам СВОП с 11 процентов до 15 процентов годовых. При этом средневзвешенная процентная ставка на однодневном межбанковском рынке в январе 2011 г. составила 11,5 процента годовых увеличившись относительно ее декабрьского значения на 1 процентный пункт (приложение Б).
Ситуация на денежных рынках в январе 2011 г. в целом характеризовалась дефицитом ликвидности. В целях обеспечения нормального платежного процесса, недопущения кризиса неплатежей, сглаживания колебаний процентных ставок на рынке межбанковских кредитов Национальный банк оказывал необходимую ресурсную поддержку банкам. Среднедневной остаток задолженности по операциям поддержания текущей ликвидности банковской системы в январе 2011 г. составил 1 066,3 млрд. рублей.
Средняя объявленная процентная ставка по новым кредитам банков в белорусских рублях в январе 2011 г. сложилась на уровне 13,5 процента годовых, снизившись по сравнению с январем 2010 г. на 7 процентных пунктов, в том числе для юридических лиц — 13,1 процента годовых и 7,5 процентного пункта, для физических лиц — 15,9 процента годовых и 3,8 процентного пункта соответственно (рисунок 2).
Рисунок 2 – Динамика ставок по вновь выданным рублевым кредитам (%)
Примечание – Источник: [11, с. 6].
Средняя объявленная процентная ставка по вновь выданным кредитам юридическим лицам в СКВ в январе 2011 г. по сравнению с январем 2010 г. снизилась на 3,7 процентного пункта и составила 8,4 процента годовых.
В январе 2011 г. ставка по новым срочным депозитам в рублях сложилась на уровне 10,9 процента годовых, уменьшившись по сравнению с январем 2010 г. на 6,8 процентного пункта. При этом ставка по вновь привлеченным срочным депозитам физических лиц в январе 2011 г. составила 15,5 процента годовых против 21,2 процента годовых в январе 2010 г. Ставка по вновь привлеченным срочным депозитам юридических лиц снизилась с 16,4 процента годовых в январе 2010 г. до 9,4 процента годовых в январе 2011 г.
Процентная ставка по вновь привлеченным срочным депозитам физических лиц в иностранной валюте уменьшилась с 8 процентов годовых в январе 2010 г. до 6,7 процента годовых в январе 2011 г. и по депозитам юридических лиц также снизилась с 5,7 до 4,2 процента годовых соответственно.
На 1 февраля 2011 г. банковский сектор Республики Беларусь включал 31 банк. Из них 26 банков являлись банками с участием иностранного капитала, в том числе 9 банков — со 100-процентным иностранным капиталом, еще у двух банков только по одной акции принадлежит резидентам Республики Беларусь. На территории Республики Беларусь находятся 9 представительств иностранных банков России, Литвы, Латвии, Германии и Межгосударственного банка.
Объем уставного фонда банков за январь 2011 г. не изменился и на 1 февраля 2011 г. составил 12,02 трлн. рублей. На 1 февраля 2011 г. отношение среднегодового объема уставного фонда к ВВП в годовом исчислении составило 6,06 процента, увеличившись с начала 2011 г. на 0,04 процентного пункта.
Объем нормативного капитала банков за январь 2011 г. увеличился на 1,9 процента, или на 0,34 трлн. рублей, и на 1 февраля 2011 г. стал равен 17,98 трлн. рублей. По отношению к ВВП объем среднего нормативного капитала банков составил 9 процентов (на начало 2011 г. — 8,9 процента).
По состоянию на 1 февраля 2011 г. в годовом исчислении рентабельность нормативного капитала банковского сектора составила 10,93 процента, уменьшившись на 0,8 процентного пункта по сравнению с началом 2011 г. (на 1 января 2011 г. — 11,77 процента).
Пассивы банков на 1 февраля 2011 г. составили 130,7 трлн. рублей, увеличившись за январь 2011 г. на 2,5 процента, или на 3,16 трлн. рублей. Отношение их средней величины к ВВП в годовом исчислении на 1 февраля 2011 г. составило 61,8 процента и возросло за январь на 1,4 процентного пункта.
В пассивах банков в январе 2011 г. средства резидентов Республики Беларусь увеличились на 1,17 трлн. рублей (на 1,3 процента), средства нерезидентов Республики Беларусь — на 1,01 трлн. рублей (на 6,4 процента), прочие пассивы — на 0,89 трлн. рублей (в том числе собственный капитал банков — на 0,33 трлн. рублей, или на 1,9 процента).
Основным направлением размещения средств банков являются кредиты юридическим лицам — резидентам. На 1 февраля 2011 г. доля требований к юридическим лицам в структуре активов банков составила 55,5 процента.
Значительный объем средств направлялся также на кредитование физических лиц (рисунок 3).
Рисунок 3 – Структура активных операций банков (%)
Примечание – Источник: [11, с. 7].
За январь 2011 г. требования банков к экономике возросли на 3,2 процента, или на 3 трлн. рублей, и на 1 февраля 2011 г. сложились на уровне 95,88 трлн. рублей (за январь 2010 г. увеличились на 0,1 процента, или на 76,9 млрд. рублей и составили 66,46 трлн. рублей).
В том числе требования к субъектам хозяйствования увеличились на 3,6 процента, или на 2,54 трлн. рублей, и достигли 72,6 трлн. рублей, к физическим лицам — на 2 процента, или на 0,47 трлн. рублей, и на 1 февраля 2011 г. составили 23,28 трлн. рублей.
При этом прирост требований банков к экономике в белорусских рублях и иностранной валюте в реальном выражении в среднем за январь 2011 г. по отношению к январю 2010 г. составил 22,3 процента (в белорусских рублях — 36,4 процента) при увеличении реального ВВП на 7,4 процента.
Таким образом, в условиях мирового финансово-экономического кризиса возрастают требования к устойчивости функционирования финансовых институтов и финансового рынка в целом. Работа Национального банка как национального органа банковского надзора в 2011 г. направлена на выполнение установленных законодательством функций, главной из которых является поддержание стабильности банковского сектора, защита интересов вкладчиков и иных кредиторов.
Продолжается совершенствование методологии и практики банковского надзора по ряду актуальных направлений. Среди них можно отметить развитие систем, методов и инструментов управления рисками банковской деятельности; оптимизацию надзорной отчетности с учетом международных стандартов; совершенствование процедур осуществления надзора за банковскими группами и холдингами и другие.
Исследовав основные направления осуществления денежно-кредитной политики, можно отметить, что сохранение и повышение устойчивости функционирования банков по-прежнему останется ключевым направлением развития банковского сектора. Для этого работа банков сосредоточена на снижении кредитных рисков, привлечении средств населения на долгосрочной основе, усилении финансовой дисциплины, а также активизации привлечения зарубежного капитала.
В итоге реализация целей, задач и мероприятий денежно-кредитной политики в 2011 г. способствовала повышению темпов устойчивого социально-экономического развития страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Денежно-кредитная политика представляет собой систему взаимосвязанных целей и задач, совокупность методов, механизмов и инструментов, при помощи которых происходит воздействие на экономические процессы посредством изменения объема и структуры денежной массы в обращении, уровня процентных ставок, кредитно-депозитной эмиссии, ликвидности и стабильности банковской системы и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.
Денежно-кредитная политика направлена на реализацию макроэкономических целей и является важной составляющей общеэкономической политики. Успешность работы денежно-кредитной политики зависит от развитости и качества работы банковской системы. В свою очередь, цели денежно-кредитной политики по уровням подразделяются на конечные, промежуточные и тактические. Цели первого и второго уровней позволяют своевременно регулировать параметры денежно-кредитной сферы для достижения основных, стратегических целей, что является доказательством эффективности и оперативности денежно-кредитной политики.
Исходя из целей, состояния денежно-кредитной сферы, уровня развитости экономики в стране в денежно-кредитной политике используются различные методы, основными из которых являются операции на открытом рынке, изменение норм обязательных резервов и политика учетной ставки. Наиболее эффективный метод – операции на открытом рынке, поскольку он позволяет быстро и точно корректировать проводимую денежно-кредитную политику. Однако все инструменты, как правило, применяются в сочетании, так как по отдельности ни один из этих методов не будет эффективным. Также в зависимости от уровня инфляции и безработицы экономики государство проводит политику «дорогих» или «дешевых» денег. Выбор рычагов воздействия на денежно-кредитную сферу, как и инструментов, зависит от конечных целей денежно-кредитной политики.
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь осуществляется в общем контексте социально-экономической политики республики и направлена на устойчивый экономический рост, высокий уровень занятости, стабильность внутренних цен.
В настоящее время большое внимание уделяется восстановлению экономики в условиях мирового финансового кризиса и поддержке реального сектора экономики. Это проявляется в изменении ставок рефинансирования и норм обязательных резервов, а также в стремлении стабилизировать курс белорусского рубля путем проведения процентной политики и безопасным осуществлением межбанковских расчетов.
Позитивной тенденцией денежно-кредитной политики в Республике Беларусь является достижение запланированных показателей и постепенное их улучшение. Развитие денежно-кредитной сферы проходит стабильными темпами и по разработанной государством программе.
Направления дальнейшего развития денежно-кредитной сферы имеют целью улучшение общих экономических показателей страны, снижение уровня инфляции, обеспечение надежности и устойчивости банковской системы, стабилизацию национальной валюты и конечном итоге способствуют росту благосостояния населения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Алымов, Ю.М. Итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за первое полугодие 2010 г. и задачи банковской системы по их дальнейшей реализации. / Ю.Алымов // Банковский вестник. - 2010. - № 22. – 46 с.
2 Банковский Кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 25 окт. 2000 г., №441-3: в ред. Закона Респ. Беларусь от 08.07.2008 г., №372-3//[Электронный ресурс]. – Дата доступа: 15.11.2011.
3 Банковское право Республики Беларусь: практическое пособие. Ханкевич Л.А. – Мн: «Молодежное научное общество», 2002 г. – 260 с.
4 Бриштелев, А.С. Принципы организации денежно-кредитного регулирования в Республике Беларусь// Банковский вестник. – 2008. - №31. – 56 с.