Денежно-кредитная система РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 00:57, курсовая работа

Описание работы

Основными целями любого государства в области экономики являются обеспечение устойчивого экономического роста, высокий уровень занятости, стабильности внутренних цен, а также внешнеэкономическое равновесие. Эти цели реализуются в процессе разработки и проведения экономической политики. Денежно-кредитная политика центрального банка является составной частью единой государственной экономической политики. Разработкой денежно-кредитной политики в Республике Беларусь занимается Национальный банк Республики Беларусь совместно с Правительством страны.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3
1 Денежно-кредитная политика – составная часть социально-экономической
политики в Республике Беларусь………………………………………………........6
2 Инструменты и методы проведения денежно-кредитной политики в РБ.........12
3 Осуществление денежно-кредитной политики в Республике Беларусь……...20
Заключение…………………………………………………………………………..29
Список использованных источников………………………………………………31
Приложение А Динамика рублевой денежной массы…………………………….33
Приложение Б Динамика ставок по инструментам регулирования
ликвидности и ставки МБК……………………………………….34

Файлы: 1 файл

ДКП.doc

— 613.50 Кб (Скачать файл)

Таблица 4 – Информация о денежном обзоре банковской системы РБ (млрд. рублей)

 

 

Примечание – Источник: [11, с. 5].

 

Международные резервные активы Республики Беларусь, по предварительным данным, на 1 фев­раля 2011 г. составили:

в национальном определении — 5579,5 млн. долларов США и снизились с начала 2011 г. на 9,4 процента (на 575,8 млн. долларов США);

в определении ССРД МВФ — 4 343,0 млн. дол­ларов США и сократились с начала года на 13,7 процента (на 687,7 млн. долларов США).

Снижение золотовалютных резервов является характерным для января явлением. Основными причинами их снижения стали сезонные факто­ры — исполнение расчетов в иностранной валюте по обязательствам 2010 года и традиционное паде­ние объемов валютной выручки, поступающей в страну, на фоне высокой потребности в валюте для расчетов за энергоносители, сырье и материалы. Так, в январе 2011 г. объем валютной выручки составил 2 142,6 млн. долларов США, списано в оп­лату импорта 3 087,9 млн. долларов США против 3 222,8 млн. долларов США и 4138 млн. долларов США соответственно в декабре 2010 г.

Кроме того, в январе 2011 г. на объем резервов дополнительное негативное влияние оказали па­дение цен на драгоценные металлы на мировых рынках, а также восстановление банками валют­ных позиций, сократившихся в конце 2010 года.

Если же рассматривать инструменты денежно-кредитной политики РБ, то процентная политика в ян­варе 2011 г. была ориентирована на поддержание процентных ставок в реальном выражении на по­ложительном уровне, обеспечивающем сохран­ность и привлекательность вкладов в националь­ной валюте, и доступность кредита для нефинансо­вого сектора экономики. В январе 2011 г. ставка рефинансирования не изменялась и составила 10,5 процента годовых.

В целях стабилизации ситуации на денежных рынках Национальным банком в январе 2011 г. бы­ли предприняты меры по ужесточению монетарных условий, в том числе направленные на повышение процентных ставок по операциям Национального банка и, как следствие, уровня процентных ставок на денежном рынке.

Сохраняя значение коридорных процентных ставок и ставки рефинансирования (ставка по по­стоянно доступным операциям поддержки ликвид­ности — 16 процентов годовых, по постоянно до­ступным операциям изъятия ликвидности — 7 про­центов годовых), Национальный банк осуществил повышение процентных ставок по аукционным опе­рациям регулирования ликвидности с 11 процентов годовых до 14,5 процента годовых и двусторонним сделкам СВОП с 11 процентов до 15 процентов го­довых. При этом средневзвешенная процентная ставка на однодневном межбанковском рынке в январе 2011 г. составила 11,5 процента годовых увеличившись относительно ее декабрьского зна­чения на 1 процентный пункт (приложение Б).

Ситуация на денежных рынках в январе 2011 г. в целом характеризовалась дефицитом ликвидности. В целях обеспечения нормального платежного про­цесса, недопущения кризиса неплатежей, сглажи­вания колебаний процентных ставок на рынке межбанковских кредитов Национальный банк ока­зывал необходимую ресурсную поддержку банкам. Среднедневной остаток задолженности по опера­циям поддержания текущей ликвидности банков­ской системы в январе 2011 г. составил 1 066,3 млрд. рублей.

              Средняя объявлен­ная процентная ставка по новым кредитам банков в белорусских рублях в январе 2011 г. сложилась на уровне 13,5 процента годовых, снизившись по сравнению с январем 2010 г. на 7 процентных пунк­тов, в том числе для юридических лиц — 13,1 про­цента годовых и 7,5 процентного пункта, для физи­ческих лиц — 15,9 процента годовых и 3,8 процент­ного пункта соответственно (рисунок 2).

 

 

Рисунок 2 – Динамика ставок по вновь выданным рублевым кредитам (%)

Примечание – Источник: [11, с. 6].

 

  Средняя объявленная процентная ставка по вновь выданным кредитам юридическим лицам в СКВ в январе 2011 г. по сравнению с январем 2010 г. снизилась на 3,7 процентного пункта и со­ставила 8,4 процента годовых.

В январе 2011 г. ставка по новым срочным депозитам в рублях сло­жилась на уровне 10,9 процента годовых, умень­шившись по сравнению с январем 2010 г. на 6,8 процентного пункта. При этом ставка по вновь привлеченным срочным депозитам физичес­ких лиц в январе 2011 г. составила 15,5 процента годовых против 21,2 процента годовых в январе 2010 г. Ставка по вновь привлеченным срочным депозитам юридических лиц снизилась с 16,4 про­цента годовых в январе 2010 г. до 9,4 процента го­довых в январе 2011 г.

Процентная ставка по вновь привлеченным срочным депозитам физических лиц в иностранной валюте уменьшилась с 8 процентов годовых в ян­варе 2010 г. до 6,7 процента годовых в январе 2011 г. и по депозитам юридических лиц также снизилась с 5,7 до 4,2 процента годовых соответст­венно.

На 1 февраля 2011 г. бан­ковский сектор Республики Беларусь включал 31 банк. Из них 26 банков являлись банками с участи­ем иностранного капитала, в том числе 9 банков — со 100-процентным иностранным капиталом, еще у двух банков только по одной акции принадлежит резидентам Республики Беларусь. На территории Республики Беларусь находятся 9 представи­тельств иностранных банков России, Литвы, Лат­вии, Германии и Межгосударственного банка.

Объем уставного фонда банков за январь 2011 г. не изменился и на 1 февраля 2011 г. составил 12,02 трлн. рублей. На 1 февраля 2011 г. отноше­ние среднегодового объема уставного фонда к ВВП в годовом исчислении составило 6,06 процента, увеличившись с начала 2011 г. на 0,04 процентного пункта.

Объем нормативного капитала банков за январь 2011 г. увеличился на 1,9 процента, или на 0,34 трлн. рублей, и на 1 февраля 2011 г. стал ра­вен 17,98 трлн. рублей. По отношению к ВВП объем среднего нормативного капитала банков составил 9 процентов (на начало 2011 г. — 8,9 процента).

По состоянию на 1 февраля 2011 г. в годовом исчислении рентабельность нормативного капита­ла банковского сектора составила 10,93 процента, уменьшившись на 0,8 процентного пункта по срав­нению с началом 2011 г. (на 1 января 2011 г. — 11,77 процента).

Пассивы банков на 1 февраля 2011 г. составили 130,7 трлн. рублей, увеличившись за январь 2011 г. на 2,5 процента, или на 3,16 трлн. рублей. Отноше­ние их средней величины к ВВП в годовом исчисле­нии на 1 февраля 2011 г. составило 61,8 процента и возросло за январь на 1,4 процентного пункта.

В пассивах банков в январе 2011 г. средства ре­зидентов Республики Беларусь увеличились на 1,17 трлн. рублей (на 1,3 процента), средства нерезидентов Республики Беларусь — на 1,01 трлн. рублей (на 6,4 процента), прочие пассивы — на 0,89 трлн. рублей (в том числе собственный капи­тал банков — на 0,33 трлн. рублей, или на 1,9 про­цента).

Основным на­правлением размещения средств банков являются кредиты юридическим лицам — резидентам. На 1 февраля 2011 г. доля требований к юридическим лицам в структуре активов банков составила 55,5 процента.

Значительный объем средств направ­лялся также на кредитование физических лиц (рисунок 3).

 

 

Рисунок 3 – Структура активных операций банков (%)

Примечание – Источник: [11, с. 7].

 

За январь 2011 г. требования банков к экономике возросли на 3,2 процента, или на 3 трлн.  рублей, и на 1 февраля 2011 г. сложились на уров­не 95,88 трлн. рублей (за январь 2010 г. увеличи­лись на 0,1 процента, или на 76,9 млрд. рублей и составили 66,46 трлн. рублей).

В том числе требования к субъектам хозяйство­вания увеличились на 3,6 процента, или на 2,54 трлн. рублей, и достигли 72,6 трлн. рублей, к физическим лицам — на 2 процента, или на 0,47 трлн. рублей, и на 1 февраля 2011 г. составили 23,28 трлн. рублей.

При этом прирост требований банков к экономи­ке в белорусских рублях и иностранной валюте в реальном выражении в среднем за январь 2011 г. по отношению к январю 2010 г. составил 22,3 про­цента (в белорусских рублях — 36,4 процента) при увеличении реального ВВП на 7,4 процента.

Таким образом, в условиях мирового финансово-экономического кризиса возрастают требования к устойчивости функционирования финансовых институтов и финансового рынка в целом. Работа Национального банка как национального органа банковского надзора в 2011 г. направлена на выполнение установленных законодательством функций, главной из которых является поддержание стабильности банковского сектора, защита интересов вкладчиков и иных кредиторов.

    Продолжается совершенствование методологии и практики банковского надзора по ряду актуальных направлений. Среди них можно отметить развитие систем, методов и инструментов управления рисками банковской деятельности; оптимизацию надзорной отчетности с учетом международных стандартов; совершенствование процедур осуществления надзора за банковскими группами и холдингами и другие.

Исследовав основные направления осуществления денежно-кредитной политики, можно отметить, что сохранение и повышение устойчивости функционирования банков по-прежнему останется ключевым направлением развития банковского сектора. Для этого работа банков  сосредоточена на снижении кредитных рисков, привлечении средств населения на долгосрочной основе, усилении финансовой дисциплины, а также активизации привлечения зарубежного капитала.

В итоге реализация целей, задач и мероприятий денежно-кредитной политики в 2011 г. способствовала повышению темпов устойчивого социально-экономического развития страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

    Денежно-кредитная политика представляет собой систему взаимосвязанных целей и задач, совокупность методов, механизмов и инструментов, при помощи которых происходит воздействие на экономические процессы посредством изменения объема и структуры денежной массы в обращении, уровня процентных ставок, кредитно-депозитной эмиссии, ликвидности и стабильности банковской системы и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

Денежно-кредитная политика направлена на реализацию макроэкономических целей и является важной составляющей общеэкономической политики. Успешность работы денежно-кредитной политики зависит от развитости и качества работы банковской системы. В свою очередь, цели денежно-кредитной политики по уровням подразделяются на конечные, промежуточные и тактические. Цели первого и второго уровней позволяют своевременно регулировать параметры денежно-кредитной сферы для достижения основных, стратегических целей, что является доказательством эффективности и оперативности денежно-кредитной политики.

Исходя из целей, состояния денежно-кредитной сферы, уровня развитости экономики в стране в денежно-кредитной политике используются различные методы, основными из которых являются операции на открытом рынке, изменение норм обязательных резервов и политика учетной ставки. Наиболее эффективный метод – операции на открытом рынке, поскольку он позволяет быстро и точно корректировать проводимую денежно-кредитную политику. Однако все инструменты, как правило, применяются в сочетании, так как по отдельности ни один из этих методов не будет эффективным. Также в зависимости от уровня инфляции и безработицы экономики государство проводит политику «дорогих» или «дешевых» денег. Выбор рычагов воздействия на денежно-кредитную сферу, как и инструментов, зависит от конечных целей денежно-кредитной политики.

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь осуществляется в общем контексте социально-экономической политики республики и направлена на устойчивый экономический рост, высокий уровень занятости, стабильность внутренних цен.

В настоящее время большое внимание уделяется восстановлению экономики в условиях мирового финансового кризиса и поддержке реального сектора экономики. Это проявляется в изменении ставок рефинансирования и норм обязательных резервов, а также в стремлении стабилизировать курс белорусского рубля путем проведения процентной политики и безопасным осуществлением межбанковских расчетов.

Позитивной тенденцией денежно-кредитной политики в Республике Беларусь является достижение запланированных показателей и постепенное их улучшение. Развитие денежно-кредитной сферы проходит стабильными темпами и по разработанной государством программе.

Направления дальнейшего развития денежно-кредитной сферы имеют целью улучшение общих экономических показателей страны, снижение уровня инфляции, обеспечение надежности и устойчивости банковской системы, стабилизацию национальной валюты и конечном итоге способствуют росту благосостояния населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1  Алымов, Ю.М. Итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за первое полугодие 2010 г. и задачи банковской системы по их дальнейшей реализации. / Ю.Алымов // Банковский вестник. - 2010. - № 22. – 46 с.

2  Банковский Кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 25 окт. 2000 г., №441-3: в ред. Закона Респ. Беларусь от 08.07.2008 г., №372-3//[Электронный ресурс]. – Дата доступа: 15.11.2011.

3 Банковское право Республики Беларусь: практическое пособие. Ханкевич Л.А. – Мн: «Молодежное научное общество», 2002 г. – 260 с.

4 Бриштелев, А.С. Принципы организации денежно-кредитного регулирования в Республике Беларусь// Банковский вестник. – 2008. - №31. – 56 с.

Информация о работе Денежно-кредитная система РБ