Денежно-кредитная система РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 00:57, курсовая работа

Описание работы

Основными целями любого государства в области экономики являются обеспечение устойчивого экономического роста, высокий уровень занятости, стабильности внутренних цен, а также внешнеэкономическое равновесие. Эти цели реализуются в процессе разработки и проведения экономической политики. Денежно-кредитная политика центрального банка является составной частью единой государственной экономической политики. Разработкой денежно-кредитной политики в Республике Беларусь занимается Национальный банк Республики Беларусь совместно с Правительством страны.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3
1 Денежно-кредитная политика – составная часть социально-экономической
политики в Республике Беларусь………………………………………………........6
2 Инструменты и методы проведения денежно-кредитной политики в РБ.........12
3 Осуществление денежно-кредитной политики в Республике Беларусь……...20
Заключение…………………………………………………………………………..29
Список использованных источников………………………………………………31
Приложение А Динамика рублевой денежной массы…………………………….33
Приложение Б Динамика ставок по инструментам регулирования
ликвидности и ставки МБК……………………………………….34

Файлы: 1 файл

ДКП.doc

— 613.50 Кб (Скачать файл)

В Республике Беларусь осуществляется процентная политика. Достижение конечной цели денежно-кредитной политики в условиях ориентации на поддержание стабильного обменного курса предполагает необходимость усиления роли процентной ставки в качестве инструмента денежно-кредитной политики. Принципиально это означает переход от управления объемом денежного предложения к управлению ценой денег в экономике. Данная задача решается путем повышения роли ставки рефинансирования как основной процентной ставки Национального банка.

Процентная политика направлена на поддержание положительных в реальном выражении процентных ставок по операциям банков для привлечения срочных депозитов и предоставления кредитов в белорусских рублях. Политика процентных ставок по инструментам Национального банка проводится, прежде всего, для сглаживания колебаний ставок на краткосрочном денежном рынке.

Важными условиями эффективности осуществления процентной политики в Республике Беларусь является недопущение рефинансирования банков по льготным процентным ставкам (ниже ставки рефинансирования) и финансовая устойчивость банков. При этом банкам не устанавливаются размеры процентных ставок и других параметров по операциям с денежными средствами физических и юридических лиц.

Значимым элементом повышения прозрачности и эффективности реализации денежно-кредитной политики и формирования экономических ожиданий участников рынка в соответствии с целями денежно-кредитной политики является раскрытие информации о совершаемых операциях, об обязательном резервировании, о динамике ликвидности банковской системы.

По-прежнему операционной целью останется ставка однодневного (овернайт) межбанковского рынка кредитов в национальной валюте, на котором осуществляется основной объем операций. В то же время обеспечивается реализация принципа, при которой величина процентной ставки на краткосрочном рынке приближается к уровню ставки рефинансирования.

Кроме того, Национальный банк Республики Беларусь проводит снижение уровня нормативов отчислений в фонд обязательного резервирования. Этот метод направлен на постепенное выравнивание нормы обязательного резервирования по различным категориям привлеченных средств без предоставления льгот и преференций банкам.

Итак, к инструментам денежно-кредитной политики относятся, в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также внедрение кредитных ограничений.

В заключение отметим, что с помощью перечисленных инструментов денежно-кредитной политики государство способно влиять на параметры промежуточных целей, и в конечном итоге – на реальный сектор экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Осуществление денежно-кредитной политики в Республике Беларусь

 

 

 Экономическое развитие страны в 2011 г. протекает в сложных условиях. Наибольшие трудности в плане достижения целей денежно-кредитной политики обусловлены кризисными явлениями на мировых финансовых рынках, спровоцированными проблемами в экономике США. Это отрицательно отражается на экспорте нашей страны и влечет за собой снижение поступающей валютной выручки.

Для функционирования денежно-кредитной сферы РБ в сложных экономических условиях в январе 2011 г. были установлены следующие основные процессы:

−               поддерживалась стабильность обменного курса белорусского рубля по отношению к иностранным валютам;

−               наблюдалось значительное снижение чистого спроса на иностранную валюту со стороны субъек­тов хозяйствования — резидентов и населения;

−               банки наращивали требования к экономике (юридическим и физическим лицам) темпами, опе­режающими темпы прироста реального ВВП;

−               процентная политика обеспечивала сохранность и привлекательность вкладов в национальной ва­люте и доступность кредитов для нефинансового сектора экономики;

−               платежная система обеспечивала своевременное и безопасное проведение межбанковских расчетов.

При осуществлении денежно-кредитной политики сальдо операций участников внутреннего ва­лютного рынка в январе 2011 г. определялось, в первую очередь, состоянием платежного баланса страны и характеризовалось снижением чистой по­купки иностранной валюты со стороны субъектов хозяйствования — резидентов, нерезидентов (бан­ки и субъекты хозяйствования) и населения.

В январе 2011 г. субъекты хозяйствования — ре­зиденты продали 1,03 млрд. долларов США, купили 1,44 млрд. долларов США, что, соответственно, на 13,1 процента (на 0,12 млрд. долларов США) выше и на 2,8 процента (на 40,7 млн. долларов США) ниже уровня валовой продажи и покупки иностранной ва­люты в январе 2010 г. Чистый спрос на иностранную валюту субъектов хозяйствования — резидентов в январе 2011 г. составил 0,41 млрд. долларов США (в январе 2010 г. — 0,57 млрд. долларов США), сни­зившись относительно декабря 2010 г. на 72,1 про­цента, или на 1,05 млрд. долларов США.

Значительный объем (79 процентов) покупки иностранной валюты субъектами хозяйствования — резидентами в январе 2011 г. был направлен на по­гашение кредитов (0,34 млрд. долларов США, или 23,7 процента от общего объема покупки), закупку сырья и материалов (0,29 млрд. долларов США, или 20,3 процента), оплату топливно-энергетических ресурсов (0,27 млрд. долларов США, или 18,5 про­цента) и закупку оборудования и комплектующих (0,24 млрд. долларов США, или 16,5 процента).

На наличном сегменте валютного рынка в янва­ре 2011 г. наблюдалось уменьшение чистого спроса на иностранную валюту с 648,9 млн. долларов США в декабре 2010 г. до 56,9 млн. долларов США в ян­варе 2011 г., обусловленное снижением девальвационных ожиданий населения.

В январе 2011 г. чистая покупка иностранной валюты банками-резидентами увеличилась и со­ставила 434,2 млн. долларов США против 287,5 млн. долларов США в декабре 2010 г. и 24,2 млн. долларов США в январе 2010 г., что объ­ясняется восстановлением банками валютных позиций, сократившихся в ноябре — декабре 2010 г. из-за высокого спроса населения и субъектов хо­зяйствования на иностранную валюту.

Нерезидентами (банки и субъекты хозяйствова­ния) в январе 2011 г. на чистой основе было купле­но 56,6 млн. долларов США, тогда как в январе 2010 г. ими было продано 8,7 млн. долларов США.

В курсовой же политике на 1 февраля 2011 г. стои­мость корзины иностранных валют составила 1 079,90 рубля, увеличившись с начала 2011 г. на 2,4 процента при установленном коридоре возмож­ных колебаний стоимости валютной корзины в пре­делах плюс/минус 8 процентов от центрального значения, равного стоимости корзины, сложившей­ся к началу 2011 г. При этом в целях более опера­тивного реагирования на конъюнктурные измене­ния спроса и предложения на валютном рынке гиб­кость курса в рамках режима привязки к корзине иностранных валют была повышена за счет увели­чения ежедневных колебаний. За январь 2011 г. курс белорусского рубля к доллару США снизился на 0,4 процента, до 3011 рублей за 1 доллар США, к российскому рублю — на 3,1 процента, до 101,49 рубля за 1 российский рубль, к евро — на 3,7 про­цента, до 4 121,16 рубля за 1 евро.

При этом была сохранена ценовая конкуренто­способность белорусского экспорта. Так, в 2010 го­ду индекс реального эффективного курса белорус­ского рубля по сравнению с 2009 годом снизился на 5,7 процента, а реальный курс белорусского рубля к российскому рублю — на 9,8 процента.

Если говорить о монетарном обзоре, то рублевая денежная масса (денежный агрегат М2*) на 1 февраля 2011 г. сфор­мировалась в объеме 25,53 трлн. рублей и за ян­варь 2011 г. снизилась на 3,4 процента (за январь 2010 г. — на 9,3 процента) (приложение А).

Скорость обращения денежного агрегата М2* в среднегодовом исчислении c 1 февраля 2010 г. по 1 февраля 2011 г. снизилась на 8,55 процента. Уро­вень монетизации экономики, рассчитанный по среднегодовой рублевой денежной массе, в январе 2011 г. составил 14,2 процента против 13 процентов в январе 2010 г.

Сокращение рублевой денежной массы в январе 2011 г. сложилось за счет снижения переводных рублевых депозитов юридических лиц при росте всех остальных ее составляющих (таблица 3).

 

 

 

 

Таблица 3 – Динамика рублевой денежной массы и её составляющих (млрд. рублей)

 

 

Примечание – Источник: [11, с. 3].

 

Активная рублевая денежная масса за январь 2011 г. сезонно снизилась на 10,4 процента, или на 1,4 трлн. рублей (за январь 2010 г. — на 21,6 про­цента). Ее удельный вес в структуре денежного аг­регата М2* на 1 февраля 2011 г. составил 47,9 про­цента и сократился за январь на 3,8 процентного пункта.

Переводные депозиты юридических лиц в бело­русских рублях на 1 февраля составили 4,8 трлн. рублей и за январь 2011 г. уменьшились на 23,6 процента (на 1,5 трлн. рублей), а их удельный вес в структуре денежного агрегата М1 уменьшился на 6,8 процентного пункта (с 46,4 процента на начало 2011 г. до 39,6 процента на 1 февраля 2011 г.) (ри­сунок 1).

 

 

Рисунок 1 – Динамика компонентов активной рублевой денежной массы (млрд. рублей)

Примечание – Источник: [11, с. 4].

Рублевые депозиты на 1 февраля 2011 г. сфор­мировались в объеме 19,88 трлн. рублей и за ян­варь 2011 г. снизились на 4,9 процента (на 1,03 трлн. рублей) при уменьшении за январь 2010 г. на 14,1 процента. Их снижение было обус­ловлено более интенсивным сокращением пере­водных депозитов (за счет сезонного снижения рублевых средств на переводных счетах юридиче­ских лиц) по сравнению с ростом срочных депози­тов. [16]

Основной прирост (67,2 процента) срочных руб­левых депозитов за январь 2011 г. и наибольший удельный вес (59,7 процента) в их объеме на 1 фе­враля 2011 г. пришелся на срочные депозиты фи­зических лиц, которые за январь 2011 г. на фоне снижения инфляционных и девальвационных ожи­даний населения выросли на 3,9 процента (за ян­варь 2010 г. — на 6,7 процента).

Рублевые депозиты физических лиц за январь 2011 г. увеличились на 3,4 процента, или на 0,3 трлн. рублей (за январь 2010 г. — на 4,7 про­цента). Их доля в рублевых депозитах на 1 февра­ля 2011 г. составила 51 процент против 46,9 про­цента на начало 2011 г.

Рублевые депозиты юридических лиц сезонно снизились на 12,3 процента, или на 1,36 трлн. руб­лей (за январь 2010 г. — на 31,7 процента).

В структуре рублевой денежной массы в январе 2011 г. доля срочных депозитов увеличилась на 3,2 процентного пункта, наличных денег в обороте — на 0,6 процентного пункта, доля ценных бумаг, вы­пущенных банками (вне банковского оборота), — на 0,6 процентного пункта при снижении удельного веса переводных депозитов на 4,4 процентного пункта.

Широкая денежная масса за январь 2011 г. сни­зилась на 1,8 процента (за январь 2010 г. — на 5,5 процента) и на 1 февраля составила 49,34 трлн. рублей. Скорость обращения широкой денежной массы в среднегодовом исчислении с 1 февраля г. по 1 февраля 2011 г. снизилась на 6,14 про­цента. Уровень монетизации экономики, рассчи­танный по среднегодовой широкой денежной мас­се, в январе 2011 г. составил 26,2 процента против 24,6 процента в январе 2010 г.

Депозиты в иностранной валюте на 1 февраля 2010 г. на 62 процента были сформированы за счет средств населения (на начало текущего года — 59,4 процента). За январь 2011 г. депозиты в иностран­ной валюте в долларовом эквиваленте выросли на 0,5 процента, в том числе за счет роста депозитов физических лиц на 4,7 процента при снижении средств на счетах юридических лиц на 5,8 процента соответственно (за январь 2010 г. снизились на 2,3 процента при росте депозитов физических лиц на 0,9 процента и снижении средств на счетах юриди­ческих лиц на 7,7 процента соответственно).

В структуре депозитов в иностранной валюте на 1 февраля 2011 г. наибольший удельный вес соста­вили срочные депозиты (76,9 процента). Объем срочных депозитов в иностранной валюте за ян­варь 2011 г. почти не изменился и на 1 февраля 2011 г. на 76,5 процента был сформирован за счет средств населения. Срочные депозиты населения в иностранной валюте за январь 2011 г. выросли на 4,7 процента. [16]

Рублевая денежная база за январь 2011 г. сни­зилась на 7,3 процента (на 0,74 трлн. рублей) и на 1 февраля 2011 г. составила 9,43 трлн. рублей. Ос­новными факторами, повлиявшими на изменение рублевой денежной базы в январе 2011 г. в сторо­ну увеличения, явились рост требований Нацио­нального банка к экономике и сокращение депози­тов банков в Национальном банке; в сторону сни­жения — рост депозитов Правительства (в том числе средств бюджетных организаций) на счетах в Национальном банке, продажа Национальным бан­ком иностранной валюты и драгоценных металлов на внутреннем рынке.

Балансовыми факторами изменения широкой денежной массы в январе 2011 г. явились снижение чистых внутренних требований (ЧВТ) и чистых ино­странных активов банковской системы (ЧИАБС).

Снижение ЧВТ за январь 2011 г. составило 0,3 процента и сложилось главным образом за счет увеличения обязательств Национального банка перед Правительством в иностранной валюте (в свя­зи с поступлением средств на счета Правительства от размещения евробондов на 800 млн. долларов США) при увеличении требований банков к эконо­мике.

ЧИАБС за январь 2011 г. сократились на 353,7 млн. долларов США в основном за счет сни­жения чистых иностранных активов органов де­нежно-кредитного регулирования (таблица 4).

 

Информация о работе Денежно-кредитная система РБ