Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 21:12, курсовая работа
Актуальность выбранной темы работы обусловлена тем фактом, что глобальные экономические потрясения выявляют недостатки в сфере денежно-кредитного регулирования национальной экономики, тем самым определяя необходимые направления трансформации монетарной политики. Выбор правильного вектора ее трансформации требует рассмотрения условий, в которых проводится монетарная политика, анализа реализованных антикризисных мер, а также изучения соответствующего зарубежного опыта. Целью данной курсовой работы является изучение вопросов применения денежно – кредитной политики в экономике России.
Введение 2
1 Теоретические и правовые аспекты денежно-кредитной политики 4
1.1 Содержание, цели и задачи денежно-кредитной политики Банка России 4
1.2 Нормативно-правовое регулирование ДКП Банком России 14
2 Анализ денежно кредитной политики Банка России 17
2.1 Количественные ориентиры денежно-кредитной политики 17
2.2 Политика валютного курса Центрального Банка Российской Федерации 21
2.3 Учетная политика Банка России 24
2.4 Операции на открытом рынке, проводимые Банком России 28
3 Основные направления совершенствования финансовых рынков 32
3.1 Мероприятия Банка России по совершенствованию финансовых рынков 32
3.2 Мероприятия по совершенствованию платежной системы 37
Заключение 39
Библиографический список 41
Приложения
Однако Конституция РФ не включает Банк России в перечень субъектов права законодательной инициативы. Конституции стран - участников СНГ (Грузия, Армения, Белоруссия), а также конституции многих европейских стран (Германия, Испания, Кипр, Болгария, Венгрия) также не предоставляют право законодательной инициативы центральным банкам указанных стран.
Между тем статья 93 Конституции Украины (в настоящее время редакция этой статьи изменена) наделяла Национальный банк Украины правом законодательной инициативы наряду с депутатами, Президентом и Правительством Украины. Причем если, например, в России Конституционный Суд, Высший Арбитражный Суд и Верховный Суд обладают законодательной инициативой только по предметам их ведения, то в Украине не было предусмотрено подобное ограничение для законодательной инициативы Национального банка Украины. В результате рассмотрения вопроса о праве законодательной инициативы, предоставленном статьей 93 Конституции Украины его субъектам, Конституционный Суд Украины пришел к выводу о равенстве содержания указанного права.
В результате проведения конституционной реформы Национальный банк Украины был лишен права законодательной инициативы.
Однако позже Указом Президента Украины от 14 апреля 2006 г. и Временным Регламентом Кабинета Министров Украины, утвержденным Постановлением Кабинета Министров от 27 апреля 2006 г. N 602, было установлено, что проекты важнейших законов, разработанные Национальным банком Украины по собственной инициативе, могут быть представлены в Верховную Раду в качестве законодательной инициативы Президента или Правительства Украины.
Таким образом, по существу,
право законодательной
Указанные нормативные акты создали правовое поле, соответствующее наилучшему опыту государств Европейского союза и учитывающее реалии современного состояния финансовых рынков, что является необходимой предпосылкой надлежащего выполнения центральными банками своих задач, функций и целей.
Указанный пример еще раз подтверждает своеобразность и особую значимость общественных отношений, возникающих в банковской сфере.
Как отмечалось выше, с одной стороны, эффективность законодательной инициативы требует исследования той или иной сферы общественной жизни, в отношении которой предполагается правовое регулирование. С другой стороны, субъект права законодательной инициативы должен обладать качествами, позволяющими ему провести такой анализ.
Применительно к российской банковской сфере таким субъектом является Банк России. Закон о Банке России относит к ведению Банка важнейшие вопросы банковской сферы. Банк России обладает статусом юридического лица и не находится в подчинении Правительства РФ, при этом взаимодействуя с ним при решении вопросов совместного ведения в порядке, предусмотренном статьей 21 Закона. Легально Банк России не обладает статусом органа государственной власти. Между тем регулирование его деятельности непосредственно Конституцией РФ подчеркивает особый публично-правовой статус Банка России.
Сказанное позволяет Г.А. Тосуняну и А.Ю. Викулину наряду с законодательной, исполнительной и судебной властью выделить в качестве самостоятельной ветви так называемую "денежную" власть, субъектом которой является Банк России. Несмотря на то что указанный подход не является однозначным, обсуждение статуса Банка России как субъекта "денежной" власти с учетом других указанных выше аргументов позволяет сделать вывод о необходимости предоставления Банку России права законодательной инициативы наряду с субъектами законодательной, исполнительной и судебной власти. При этом с целью исключения возможного злоупотребления Банком России указанным правом целесообразно ограничить его вопросами ведения Банка России.
Таким образом,
следует включить Банк России в перечень
субъектов законодательной
Сказанное позволит обеспечить высококвалифицированное и своевременное реагирование на изменение общественных отношений в банковской сфере, а также их эффективное правовое регулирование.
2 Анализ денежно кредитной политики Банка России
2.1 Количественные
ориентиры денежно-кредитной
В соответствии со сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2012 году до 5 - 6%, в 2013 году - до 4,5 - 5,5%, в 2014 году - до 4 - 5% (из расчета декабрь к декабрю предыдущего года). Указанной цели по инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне 4,5 - 5,5% в 2012 году, 4 - 5% в 2013 году и 3,5 - 4,5% в 2014 году.
Расчеты по денежной
программе на 2012 - 2014 годы осуществлены
исходя из показателей спроса на деньги,
соответствующих целевым
Ожидается, что в рассматриваемый период экономический рост будет обеспечиваться за счет как внешних факторов, связанных с благоприятной конъюнктурой мировых рынков сырья и капитала, так и внутренних факторов, включая увеличение кредитования банками реального сектора российской экономики.
В зависимости от вариантов прогноза темп прироста денежного агрегата М2 в 2012 году может составить 12 - 20%, в 2013 году - 16 - 19%, в 2014 году - 17 - 20%.
Банк России разработал три варианта денежной программы, соответствующие основным сценариям прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период 2012 - 2014 годов и другим параметрам, указанным выше. При этом второй вариант программы базируется на макроэкономических показателях, использованных при формировании проекта федерального бюджета на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годов. Темп прироста денежной базы в узком определении, рассчитанный исходя из необходимости достижения целевых показателей по инфляции и соответствующий оценкам динамики экономического роста, в зависимости от сценарных вариантов может составить в 2012 году 9 - 16%, в 2013 году - 12 - 14%, в 2014 году - 13 - 15%.
С учетом прогнозируемой в течение рассматриваемого периода динамики показателей платежного баланса ожидается, что в условиях первого варианта формирование денежного предложения будет происходить в основном за счет увеличения чистых внутренних активов (ЧВА) органов денежно-кредитного регулирования при сокращении объема чистых международных резервов (ЧМР), второго и третьего вариантов - в большей степени за счет увеличения ЧМР. При этом большое значение для реализации денежно-кредитной политики будут иметь параметры исполнения федерального бюджета, оказывающие влияние на изменение чистого кредита банкам со стороны Банка России.
В соответствии с бюджетными проектировками в предстоящий трехлетний период ожидается формирование дефицита федерального бюджета в 2012 - 2014 годах. Планируется, что в среднесрочной перспективе финансирование дефицита федерального бюджета будет осуществляться преимущественно за счет расширения объема внутренних заимствований и поступлений от приватизации. При этом предполагается увеличить остатки средств Резервного фонда в 2012 - 2014 годах. Однако учитывая сохранение относительно высокой доли нефтегазовых доходов в общем объеме государственных доходов и объективные пределы осуществления государственных заимствований в рассматриваемый период, изменение ситуации на глобальных товарных и финансовых рынках по сравнению с исходными условиями для формирования проекта федерального бюджета может привести к соответствующей корректировке объемов монетарного финансирования дефицита федерального бюджета.
В рамках второго и третьего вариантов денежной программы предполагается снижение чистого кредита федеральному правительству, обусловленное в основном накоплением средств на счетах суверенных фондов, в первом варианте - его рост.
Указанные условия будут определять влияние бюджетного канала на формирование денежного предложения в 2012 - 2014 годах. С учетом прогнозируемой динамики чистого кредита расширенному правительству по всем вариантам прогноза в указанный период ожидается последовательный рост объемов рефинансирования кредитных организаций со стороны Банка России.
В рамках первого варианта денежной программы, предусматривающего значительное снижение мировых цен на нефть, в 2012 - 2014 годах прогнозируется абсолютное уменьшение ЧМР: в 2012 году - на 0,5 трлн. рублей, в 2013 году - на 0,6 трлн. рублей, в 2014 году - на 0,7 трлн. рублей.
Для обеспечения роста денежной базы до уровня, соответствующего параметрам данного варианта программы, необходимо увеличение ЧВА на 1,1 трлн. рублей в 2012 году, на 1,5 трлн. рублей в 2013 году и на 1,8 трлн. рублей в 2014 году.
Формирование цен на нефть ниже уровня, заложенного в проекте бюджета на 2012 - 2014 годы, повышает уязвимость бюджета к различным шокам. При условии сохранения расходов федерального бюджета в объеме, предусмотренном в бюджетных проектировках, дефицит федерального бюджета в рамках указанного варианта в 2012 - 2014 годах может составить около 4% ВВП. Необходимость его финансирования может привести к существенному расходованию средств суверенных фондов, а также масштабному наращиванию объема государственных заимствований, что будет сопровождаться ростом цены последних и увеличением расходов на обслуживание государственного долга. При этом значительный рост заимствований на внутреннем рынке может привести к вытеснению кредита реальному сектору экономики, а увеличение внешних заимствований - к притоку краткосрочного капитала.
В первом варианте денежной программы предполагается увеличение объема чистого кредита расширенному правительству на 0,3 трлн. рублей в 2012 году, на 0,4 трлн. рублей в 2013 году, а также на 0,5 трлн. рублей в 2014 году. Согласно расчетам, при реализации данного сценария в 2012 - 2014 годах прирост чистого кредита банкам может составить 0,8 - 1,3 трлн. рублей в год при активизации операций Банка России по предоставлению ликвидности банковскому сектору. В 2014 году валовой кредит банкам может достигнуть 40% от объема денежной базы.
Во втором варианте денежной программы предполагается умеренная динамика мировых цен на нефть в рамках прогнозного периода. Соответствующий показателям прогноза платежного баланса прирост ЧМР составит в 2012 году 0,8 трлн. рублей, в 2013 году - 0,7 трлн. рублей, в 2014 году - 0,8 трлн. рублей.
Согласно расчетам, в 2012 - 2014 годах указанный прирост ЧМР необходимо будет дополнить увеличением ЧВА, которое с учетом динамики денежной базы, определенной в соответствии с ориентирами по инфляции, в указанный период должно составить 0,2 - 0,5 трлн. рублей в год.
Исходя из предусматриваемого в соответствии с основными параметрами бюджетной политики сокращения дефицита федерального бюджета и его финансирования в основном за счет немонетарных источников, можно ожидать, что объем чистого кредита расширенному правительству в 2012 году сократится на 0,2 трлн. рублей, в 2013 и 2014 годах - на 0,5 трлн. рублей ежегодно.
При указанной динамике кредита расширенному правительству основным каналом увеличения ЧВА в 2012 - 2014 годах будет прирост чистого кредита банкам (на 0,3 - 1,0 трлн. рублей в год), который будет обеспечен в значительной мере за счет повышения валового кредита банкам.
В соответствии с третьим вариантом денежной программы, предполагающим высокие цены на нефть, увеличение ЧМР в 2012 - 2013 годах составит 2,2 трлн. рублей ежегодно, в 2014 году - 2,3 трлн. рублей. При этом с учетом оцениваемой динамики денежной базы ожидается, что в 2012, 2013 и 2014 годах снижение ЧВА по данному варианту должно составить 1,0; 1,0 и 0,9 трлн. рублей соответственно.
С учетом предполагаемой
благоприятной
В рамках данного сценария предполагается, что в 2012 году чистый кредит банкам увеличится на 0,2 трлн. рублей, в 2013 году - на 0,4 трлн. рублей, в 2014 году - на 0,7 трлн. рублей.
Основные параметры денежно-кредитной политики в предстоящий трехлетний период будут определяться развитием ситуации на внешних рынках, соотношением между уровнем ставок на внутреннем и внешнем рынках, степенью жесткости бюджетной политики и ходом реализации экономических реформ. Показатели денежной программы не являются жестко заданными и могут быть уточнены при изменении экономической конъюнктуры и отклонении фактических значений от исходных условий формирования вариантов развития экономики. В целях адекватного реагирования на изменение состояния денежно-кредитной сферы и учета возможных рисков при реализации денежно-кредитной политики Банк России будет применять весь спектр инструментов, имеющихся в его распоряжении.
2.2 Политика валютного курса Центрального Банка Российской Федерации
Информация о работе Депозитные и ссудные операции коммерческих банков