Депозитные и ссудные операции коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы работы обусловлена тем фактом, что глобальные экономические потрясения выявляют недостатки в сфере денежно-кредитного регулирования национальной экономики, тем самым определяя необходимые направления трансформации монетарной политики. Выбор правильного вектора ее трансформации требует рассмотрения условий, в которых проводится монетарная политика, анализа реализованных антикризисных мер, а также изучения соответствующего зарубежного опыта. Целью данной курсовой работы является изучение вопросов применения денежно – кредитной политики в экономике России.

Содержание работы

Введение 2
1 Теоретические и правовые аспекты денежно-кредитной политики 4
1.1 Содержание, цели и задачи денежно-кредитной политики Банка России 4
1.2 Нормативно-правовое регулирование ДКП Банком России 14
2 Анализ денежно кредитной политики Банка России 17
2.1 Количественные ориентиры денежно-кредитной политики 17
2.2 Политика валютного курса Центрального Банка Российской Федерации 21
2.3 Учетная политика Банка России 24
2.4 Операции на открытом рынке, проводимые Банком России 28
3 Основные направления совершенствования финансовых рынков 32
3.1 Мероприятия Банка России по совершенствованию финансовых рынков 32
3.2 Мероприятия по совершенствованию платежной системы 37
Заключение 39
Библиографический список 41
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 464.00 Кб (Скачать файл)

Основные направления  единой государственной денежно-кредитной  политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов подготовлены в соответствии со статьей 45 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и информируют общественность о целях, стоящих перед Банком России в этой области макроэконо

В 2011 году курсовая политика была направлена на сглаживание колебаний курса рубля. Банк России продолжал использовать в качестве операционного ориентира курсовой политики рублевую стоимость бивалютной корзины (сумма 0,45 евро и 0,55 доллара США). Диапазон ее допустимых значений задавался плавающим операционным интервалом, границы которого корректировались в зависимости от объема совершенных валютных интервенций. При этом какие-либо целевые значения или фиксированные ограничения на уровень валютного курса Банком России не устанавливались.

Механизм курсовой политики предполагал возможность осуществления  покупок или продаж иностранной  валюты не только при нахождении стоимости  бивалютной корзины на границах операционного  интервала, но и внутри него. Операционный интервал также включал диапазон, в котором валютные интервенции не совершались.

Корректировка границ операционного  интервала осуществлялась автоматически  при достижении накопленным объемом  операций Банка России установленной  величины. При этом для компенсации  действия факторов систематического дисбаланса спроса и предложения иностранной валюты на внутреннем рынке в расчет указанной суммы не включался объем целевых интервенций.

В целях дальнейшего повышения  гибкости курсообразования ширина операционного  интервала с 1 марта 2011 года была увеличена с 4 до 5 рублей. Одновременно величина накопленных интервенций, приводящих к сдвигу границ интервала на 5 копеек, была снижена с 650 до 600 млн. долларов США.

В январе - июле 2011 года благоприятная  конъюнктура мировых рынков сырьевых товаров способствовала сохранению существенного притока иностранной валюты в страну, несмотря на ускорение роста импорта и чистый отток капитала частного сектора. В результате на внутреннем валютном рынке в указанный период наблюдалось устойчивое превышение предложения иностранной валюты над спросом на нее, что создавало условия для укрепления рубля. Стоимость бивалютной корзины снизилась с 34,91 рубля на 1 января 2011 года до 33,01 рубля на 31 июля 2011 года.

В августе - сентябре 2011 года нарастание опасений по поводу долговых проблем в Европе и США и общей неопределенности перспектив роста мировой экономики обусловило значительное усиление неприятия риска инвесторами. На этом фоне наблюдались отток капитала из стран с развивающимися финансовыми рынками и, соответственно, ослабление валют данных стран.

 

Рисунок  1  - Интервенции Банка России на внутреннем валютном рынке

и динамика рублевой стоимости  бивалютной корзины

 

 

Рисунок  2 - Динамика реального курса рубля (прирост в % к декабрю

предыдущего года)

 

Усиление оттока частного капитала из России в августе - сентябре обусловило превышение спроса на иностранную валюту на внутреннем валютном рынке над ее предложением, несмотря на сохраняющийся приток средств  от внешнеторговых операций. В этих условиях в рамках действующего механизма курсовой политики Банк России в августе начал проведение операций по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, что позволило сгладить темпы ослабления рубля и сохранить стабильную ситуацию на рынке. Совокупный объем нетто-продажи иностранной валюты Банком России за август - сентябрь составил 7,1 млрд. долларов США.

Темпы ослабления номинального курса рубля к основным мировым валютам в этот период были сопоставимы с динамикой  курсов валют большинства стран БРИКС. На 1 октября 2011 года рублевая стоимость бивалютной корзины составила 37,1991 рубля, увеличившись на 6,6% по сравнению с началом года. При этом в октябре данный показатель вновь снизился, частично компенсировав произошедшее в предыдущие месяцы повышение, и оставался заметно ниже верхней границы операционного интервала Банка России.

С учетом изменения  ситуации на внутреннем валютном рынке  в I - III кварталах 2011 года Банк России в  рамках действующего механизма курсовой политики осуществлял операции как по покупке (январь - август), так и по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке (август - сентябрь). Объем нетто-покупки иностранной валюты Банком России на внутреннем валютном рынке за январь - сентябрь 2011 года составил 21,0 млрд. долларов США.

Рисунок  3 -  Динамика индексов номинальных курсов иностранных валют к доллару США в августе - октябре 2011 года (1.08.2011 = 1)

 

В целом за январь - сентябрь 2011 года рубль укрепился  к валютам стран - основных торговых партнеров России как в номинальном, так и в реальном выражении. Номинальный эффективный курс рубля к иностранным валютам в сентябре 2011 года по отношению к декабрю 2010 года вырос на 2,2%. Прирост индекса реального эффективного курса рубля за тот же период по предварительным данным составил 1,4%.

2.3 Учетная политика  Банка России

Минимальные резервы  выполняют две основные функции.

Во-первых, они как  ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим  изменением нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации.

Во-вторых, минимальные  резервы являются инструментом, используемым центральным банком для регулирования  объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в центральном банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в центральном банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций.

Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.

Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.

В последние полтора-два  десятилетия произошло уменьшение роли указанного метода кредитно-денежного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов.

Понижение нормы денежных резервов  приведет к увеличению денежного мультипликатора, а следовательно, увеличит объем той денежной массы, которую может поддерживать некоторое количество резервов. Если  центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков  и  к мультипликационному уменьшению   денежного  предложения. Этот  процесс происходит очень быстро. Ибо,  как только подписывается  решение  об увеличении резервных норм, каждый банк сразу же обнаруживает недостаточность своих резервов. Он срочно продаст часть своих ценных  бумаг и потребует возвращения ссуд.

Этот инструмент монетарной политики  является  наиболее  мощным, поскольку он  затрагивает основы всей банковской системы. Он является настолько мощным, что в действительности его применяют раз в несколько лет, а не каждый день, как в случае с операциями на открытом рынке.

В случае повышения центральным  банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. То есть изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.

Изменение официальной  процентной ставки оказывает влияние  на кредитную сферу. Во-первых, затруднение  или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном  банке влияет на ликвидность кредитных  учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.

Также изменение официальной  ставки центрального банка означает переход к новой денежно-кредитной политике, что заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.

Недостатком использования  рефинансирования при проведении денежно-кредитной  политики является то, что этот метод  затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в центральном банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность.

Помимо установления официальных ставок рефинансирования и редисконтирования центральный банк устанавливает процентную ставку по ломбардным кредитам, т.е. кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в качестве которого выступают обычно ценные бумаги. Следует учесть, что в залог могут быть приняты только те ценные бумаги, качество которых не вызывает сомнения. "В практике зарубежных банков в качестве таких ценных бумаг используются обращающиеся государственные ценные бумаги, первоклассные торговые векселя и банковские акцепты (их стоимость должна быть выражена в национальной валюте, а срок погашения - не более трех месяцев), а также некоторые другие виды долговых обязательств, определяемые центральными банками".

Центральный банк  проводит  политику учетной ставки (которую еще называют иногда дисконтной политикой), выступая в роли "заимодателя в последней инстанции". Он представляет ссуды наиболее устойчивым в финансовом отношении банкам, испытывающим временные трудности. Федеральная резервная система (ФРС) иногда осуществляет долгосрочное кредитование на особых условиях. Это могут быть  ссуды мелким  банкам  для   удовлетворения   их   сезонных потребностей в денежных средствах. Иногда также ссуды предоставляются банкам, оказавшимся в сложном финансовом положении  и  нуждающимся  в помощи для приведения в порядок своего баланса. 

Когда банк берет ссуду, он переводит ФРС выписанное на себя долговое обязательство, обычно обеспеченное государственными ценными бумагами. При возвращении ссуды ФРС взыскивает процентные платежи, размер которых определяется процентной ставкой.

Давая ссуду, ФРС увеличивает резервы коммерческого банка, причем для ее поддержания не нужны обязательные резервы, т.е. вся ссуда увеличивает избыточные резервы банка, его способность к кредитованию.

Если ФРС уменьшает  учетную ставку,  то это поощряет банки к приобретению дополнительных резервов путем заимствования у  ФРС. В  этом случае можно  ожидать увеличения денежной массы.  Напротив, повышение учетной ставки соответствует стремлению руководящих кредитно-денежных учреждений ограничить предложение денег.

Изменив учетную ставку, можно лишь ожидать соответствующих действий банков.  Нельзя заставить банки взять кредит на сумму, необходимую государству.  В своей дисконтной политике центральный банк  может играть лишь пассивную роль. Только в операциях на открытом рынке центральный банк может играть активную роль. Но никогда не стоит недооценивать  роль учетной ставки:  изменяя ее, центральный банк имеет большую силу для того,  чтобы оказать ограничивающее влияние на банки. И  все же по эффективности применения политика учетной ставки стоит после операций на открытом рынке [9, стр.18].

2.4 Операции на открытом рынке, проводимые Банком России

По форме проведения рыночные операции центрального банка  с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу. Обратная заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Так доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно-развитых стран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6%". Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный банк предлагает коммерчески банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, "набегающие" по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.

Таким образом, операции на открытом рынке, как метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие - это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.

Как известно, денежная база представляет собой сумму обязательств Центрального банка страны. Эти обязательства  состоят из наличных денег и обязательных резервов по рублевым депозитам. Обязательства обеспечены равными по сумме активами Центрального Банка – чистыми международными резервами и внутренним кредитом. Внутренний кредит включает кредиты Центрального банка коммерческим банкам и кредиты, предоставленные правительству или государственным организациям.

Информация о работе Депозитные и ссудные операции коммерческих банков