Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 21:12, курсовая работа
Актуальность выбранной темы работы обусловлена тем фактом, что глобальные экономические потрясения выявляют недостатки в сфере денежно-кредитного регулирования национальной экономики, тем самым определяя необходимые направления трансформации монетарной политики. Выбор правильного вектора ее трансформации требует рассмотрения условий, в которых проводится монетарная политика, анализа реализованных антикризисных мер, а также изучения соответствующего зарубежного опыта. Целью данной курсовой работы является изучение вопросов применения денежно – кредитной политики в экономике России.
Введение 2
1 Теоретические и правовые аспекты денежно-кредитной политики 4
1.1 Содержание, цели и задачи денежно-кредитной политики Банка России 4
1.2 Нормативно-правовое регулирование ДКП Банком России 14
2 Анализ денежно кредитной политики Банка России 17
2.1 Количественные ориентиры денежно-кредитной политики 17
2.2 Политика валютного курса Центрального Банка Российской Федерации 21
2.3 Учетная политика Банка России 24
2.4 Операции на открытом рынке, проводимые Банком России 28
3 Основные направления совершенствования финансовых рынков 32
3.1 Мероприятия Банка России по совершенствованию финансовых рынков 32
3.2 Мероприятия по совершенствованию платежной системы 37
Заключение 39
Библиографический список 41
Приложения
Успешная реализация предложенных выше преобразований монетарной сферы позволит сформировать в российской банковской системе единый механизм рефинансирования, который повысит ее устойчивость в случае развития нового кризиса и благоприятно скажется на прозрачности и эффективности денежно-кредитной политики Банка России в целом.
В рамках выполнения задачи по повышению эффективности функционирования российского финансового рынка, развитию его инфраструктуры и инструментария Банк России в 2012 - 2014 годах будет осуществлять деятельность по следующим направлениям:
- участие в выполнении плана мероприятий по созданию в Москве международного финансового центра;
- участие совместно с ФСФР России в работе по совершенствованию подходов к регулированию деятельности клиринговых организаций и лиц, выполняющих функции центральных контрагентов;
- участие в
совершенствовании нормативной
базы, регламентирующей депозитарную
деятельность, и признание концепции
иностранного номинального держ
- участие в
совершенствовании нормативной
базы, регламентирующей
- организация
мероприятий по обеспечению
- участие совместно
с Минфином России в работе
по дальнейшей либерализации
рынка государственных ценных
бумаг, предполагающей
- участие в
работе по совершенствованию
законодательства в части
- участие в совершенствовании нормативной базы, регламентирующей условия выпуска и обращения депозитных и сберегательных сертификатов;
- совершенствование
нормативной и договорной базы,
регламентирующей проведение
3.2 Мероприятия
по совершенствованию
В 2012 - 2014 годах Банк России будет осуществлять деятельность по развитию и совершенствованию национальной платежной системы, направленную на обеспечение стабильного функционирования финансовой системы страны.
Банком России будут проводиться мероприятия по реализации Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе". Будет разработана Стратегия развития национальной платежной системы, предусматривающая мероприятия по обеспечению стабильности национальной платежной системы, повышению ее эффективности и конкурентоспособности, совершенствованию платежной системы Банка России, развитию инфраструктурного и межсистемного взаимодействия субъектов национальной платежной системы, а также повышению уровня доступности и безопасности платежных услуг, в том числе с использованием инновационных платежных инструментов.
В развитие указанного федерального закона Банком России в 2012 году будут разработаны нормативные акты по следующим направлениям:
- регулирование
платежной системы Банка
- регулирование платежных систем, надзор и наблюдение в национальной платежной системе;
- обеспечение бесперебойности функционирования платежных систем, защиты информации (безопасности) при осуществлении переводов денежных средств.
В целях обеспечения развития национальной платежной системы Банком России в рамках участия в деятельности Технического комитета по стандартизации финансовых операций будет продолжена работа по созданию национального стандарта осуществления безналичных расчетов на основе методологии ISO 20022 и его дальнейшему внедрению в национальную платежную систему.
Основные мероприятия по развитию платежной системы Банка России будут направлены на совершенствование системы валовых расчетов в режиме реального времени Банка России (БЭСП), в частности на расширение предоставляемых расчетных сервисов кредитным организациям, в том числе участникам финансовых рынков, Федеральному казначейству и структурным подразделениям Банка России, включая расширение регламента функционирования системы БЭСП, а также на повышение оперативности и степени автоматизации выполняемых процедур по управлению внутридневной ликвидностью. В результате реализации указанных мероприятий будут созданы условия для снижения рисков и издержек участников платежной системы.
Заключение
Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.
Главная задача кредитно-денежной политики центрального банка - поддержание стабильной покупательной силы национальной валюты и обеспечение эластичной системы платежей и расчетов. В то же время политика центрального банка является одной из важнейших частей регулирования всей экономики государства.
Осуществляя денежно-кредитную политику, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, центральный банк достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег" (рестрикционной).
Необходимо отметить сильные и слабые стороны использования методов денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия на экономику страны в целом. В пользу монетарной политики можно привести следующие доводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной политикой. Центральный банк и другие органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.
К основным инструментам с помощью которых центральный банк проводит свою политику по отношению к коммерческим банкам, относятся в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также некоторые меры, носящие жесткий административный характер.
Норма обязательных резервов широко используется государством для увеличения или уменьшения свободной денежной массы. Естественно, увеличение нормы обязательного резервирования влечет за собой уменьшение свободной денежной массы.
Ставка рефинансирования – очень мощный инструмент воздействия на нижний уровень банковской системы. Именно поэтому она относительно редко изменяется, а ее изменения влекут за собой значительные последствия для банковской системы в целом. Государство не должно допускать резких изменений ставки рефинансирования.
Как известно, повышение учетной ставки влечет за собой «удорожание» кредитов и, следовательно, снижение инвестиций. Этот инструмент денежно-кредитной политики не всегда использовался грамотно и часто вступал в противоречия с другими составляющими государственной политики. В настоящее время рефинансирование осуществляется путем предоставления внутридневных кредитов, кредитов «овернайт» и ломбардных кредитов.
Библиографический список
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Условия реализации монетарной политики
в развитых и развивающихся странах
Развитые страны |
Развивающиеся страны |
|
- Экспортно
ориентированная модель |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Инфляция на потребительском рынке и базовая инфляция (в % к соответствующему месяцу предыдущего года)
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Динамика инфляции
на потребительском рынке и
инфляции (в % к соответствующему месяцу предыдущего года)
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год | |||||
базовая |
инфляция |
базовая |
инфляция |
базовая |
инфляция |
базовая |
инфляция | |
Январь |
11,5 |
12,6 |
13,8 |
13,4 |
7,6 |
8,0 |
7,2 |
9,6 |
Февраль |
12,1 |
12,7 |
14,6 |
13,9 |
6,3 |
7,2 |
7,4 |
9,5 |
Март |
12,7 |
13,3 |
14,8 |
14,0 |
5,4 |
6,5 |
7,7 |
9,5 |
Апрель |
13,5 |
14,3 |
14,4 |
13,2 |
4,8 |
6,0 |
8,0 |
9,6 |
Май |
14,5 |
15,1 |
13,6 |
12,3 |
4,4 |
6,0 |
8,3 |
9,6 |
Июнь |
15,0 |
15,1 |
12,9 |
11,9 |
4,3 |
5,8 |
8,4 |
9,4 |
Июль |
15,0 |
14,7 |
12,3 |
12,0 |
4,3 |
5,5 |
8,4 |
9,0 |
Август |
14,9 |
15,0 |
11,7 |
11,6 |
4,6 |
6,1 |
8,1 |
8,2 |
Сентябрь |
14,6 |
15,0 |
10,8 |
10,7 |
5,3 |
7,0 |
7,4 |
7,2 |
Октябрь |
13,7 |
14,2 |
9,6 |
9,7 |
5,8 |
7,5 |
||
Ноябрь |
13,7 |
13,8 |
8,8 |
9,1 |
6,2 |
8,1 |
||
Декабрь |
13,6 |
13,3 |
8,3 |
8,8 |
6,6 |
8,8 |
Информация о работе Депозитные и ссудные операции коммерческих банков