Деятельность кредитных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 23:34, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования – изучение теоретических аспектов регулирования деятельности кредитной организации.
Задачи исследования:
1. Изучить основы регулирования кредитных организаций в РФ.
2. Выделить обязательные экономические нормативы для коммерческих банков.
3. Определить санкции ЦБ РФ, применяемые к кредитным организациям.

Содержание работы

Введение 3
1. Основы регулирования кредитных организаций в Российской Федерации 6
2. Обязательные экономические нормативы для коммерческих банков 20
3. Санкции Центрального банка Российской Федерации, применяемые к кредитным организациям 30
Заключение 33
Список использованных источников 36
Приложение 38

Файлы: 1 файл

дкб.docx

— 74.07 Кб (Скачать файл)

Регулирование размера обязательных резервов, подлежащих депонированию, производится всеми кредитными организациями  ежемесячно путем сверки сумм фактически внесенных средств и подлежащих внесению, исходя из остатков на счетах привлеченных средств и действующих  нормативов резервных требований.

Расчет размера средств, подлежащих резервированию на 1 число  каждого месяца, и другие необходимые  документы представляются соответствующему территориальному учреждению (РКЦ) Банка  России вместе с балансом в срок, установленный для представления  баланса кредитной организации  на 1 число месяца, следующего за отчетным [3].

Покрытие обязательных резервов различными видами приносящих доход  активов не допускается. На обязательные резервы, депонированные кредитными организациями  в Банке России, проценты не начисляются.

Банк России контролирует выполнение кредитными организациями  обязательных резервных требований. Территориальное учреждение (РКЦ) Банка России (его уполномоченные подразделения) не реже одного раза в квартал производит сплошную или выборочную проверку правильности составления кредитной организацией Расчета размера обязательных резервов, подлежащих депонированию в Банке России, и достоверности представленных в нем сведений с использованием ежедневных балансов кредитной организации и других документов и материалов, имеющихся у кредитной организации.

Результаты проведенной  проверки, правильности составления  Расчета оформляются справкой (в  случае отсутствия выявленных проверкой  нарушений) либо актом (в случае установления проверкой допущенных кредитной  организацией нарушений). При нарушении нормативов обязательных резервов  Банк России имеет право взыскать в бесспорном порядке с кредитной организации сумму недовнесенных средств, а также штраф в установленном им размере, но не более двойной ставки рефинансирования.  При отзыве лицензии на совершение банковских операций депонированные в Банке России средства используются для погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами.

Банк России осуществляет рефинансирование - кредитование банков, в том числе учет и переучет векселей. Формы, порядок и условия рефинансирования  устанавливаются Банком России (ст. 42 Закона о ЦБ) [2].

Установление лимитов  на рефинансирование банков и проведение кредитными организациями отдельных  банковских операций называется прямыми количественными ограничениями Банка России. Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Банк России вправе применять прямые количественные ограничения в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством РФ. 

В частности, в соответствии с п.6 письма Банка России «О некоторых  вопросах порядка обращения наличной иностранной валюты на территории Российской Федерации» (в ред. писем ЦБ РФ от 27.05.94 N 92, от 02.09.94 N 107; Указания ЦБ РФ от 19.11.97 N 25-У), предоставление в кредит наличной иностранной валюты, а также погашение наличной иностранной валютой полученных кредитов допускается только по договорам, заключенным между уполномоченными банками РФ в целях обеспечения расчетно-кассового обслуживания клиентов в соответствии с законодательством РФ.

Получение и предоставление кредитов в наличной иностранной  валюте в иных случаях не допускается.

Для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос  и предложение денег Банка  России осуществляет валютные интервенции, под которыми понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке. Если, например, Банк России продает доллары на валютной бирже, то предложение долларов увеличивается и соответственно курс их понижается, а курс рубля повышается. При скупке долларов их курс растет.

Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Ежегодно, не позднее, 1 октября  Банк России представляет в Государственную  Думу ФС РФ проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря - основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год.

По ранее действовавшему законоположению Банк России должен был представить в нижнюю палату Парламента основные направления единой государственной денежно-кредитной  политики, а их проект предварительно направлялся Президенту РФ и Правительству  РФ.

Введение законодателем  обязательного этапа обсуждения в Государственной Думе РФ проекта  основных направлений денежно-кредитной  политики повышает роль нижней палаты в ее влиянии на экономику страны.

Основные направления  единой государственной кредитно-денежной политики на предстоящий год включают в себя  следующие положения:

- анализ состояния и прогноз развития экономики РФ;

-  основные ориентиры, параметры и инструменты единой государственной денежно-кредитной политики.

3. Третья сфера управленческой деятельности Банка России состоит ворганизации денежного обращения на территории РФ.

«Положением о правилах организации  наличного денежного обращения  на территории Российской Федерации» установлено, что предприятия, организации и учреждения, независимо от их организационно-правовой формы, обязаны хранить свои денежные средства в учреждениях банков; должны производить расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями в безналичном порядке через учреждения банков; могут иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов, установленных учреждениями банков по согласованию с руководителями предприятий; обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и в сроки, согласованные с учреждениями банка; имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию, стипендий, пенсий и только на срок не свыше трех рабочих дней.

Существенным правилом, гарантирующим  права участников расчетов, является  норма о сроке расчетных операций. Общий срок безналичных расчетов не должен превышать двух операционных дней в пределах субъекта РФ, пяти операционных дней в пределах РФ.

Осуществление эмиссии наличных денег - исключительная функция Банка  России. Эмиссия - главный источник ресурсов Банка России. Обеспечением банкнотной эмиссии служат активы Банка  России (ст. 29 Закона о ЦБ). Решение  о выпуске в обращение новых  банкнот и монет, а также об изъятии старых принимает Совет  директоров (ст. 18) [2].

В целях организации наличного  денежного обращения в РФ на Банк России законодатель возложил такие  функции, как:

- прогнозирование и организация  производства, перевозка и хранение  банкнот и монет, создание их  резервных фондов;

- установление правил  хранения, перевозки и инкассации  наличных денег для кредитных  организаций;

- установление признаков  платежеспособности денежных знаков  и порядка замены поврежденных  банкнот и монет, а также  их уничтожение;

- определение порядка  ведения кассовых операций (ст. 34) [2].

Согласно Положению «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации», утвержденному  Приказом Банка России от 25 марта 1997 г., отношения кредитных организаций  с клиентами, а также учреждениями Банка России осуществляются на договорной основе. Порядок урегулирования претензий  по выявленным недостачам, излишкам, неплатежным  и поддельным денежным знакам определяется договором.

Для обеспечения своевременной  выдачи наличных денег со счетов организаций, предприятий, учреждений независимо от организационно-правовой формы и  физических лиц, осуществляющих предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, а также со счетов по вкладам  граждан кредитным организациям устанавливается сумма минимально допустимого остатка наличных денег  в операционной кассе на конец  дня. Фактический остаток денег  в кассе не должен быть ниже установленного.

Минимальный остаток наличных денег в операционной кассе устанавливается  учреждением Банка России исходя из объема оборота наличных денег, проходящих через кассу, графика поступления  денежной наличности от клиентов, порядка  ее обработки и других особенностей организации налично-денежного оборота  и кассовой работы.

Кроме того, Банком России устанавливаются  следующие обязательные порядки и требования:

- порядок совершения операций с наличными деньгами;

- порядок приема денежной наличности в послеоперационное время;

- прием вечерней кассой денежной наличности от организации: вноситель сдает наличные деньги в вечернюю кассу по объявлению на взнос наличными;

- порядок выдачи денег организациям: выдача наличных денег организациям производится по денежным чекам;

- порядок предварительной подготовки денежной наличности;

- порядок работы с денежной наличностью по обслуживанию населения: прием и выдача денежной наличности гражданам, а также сотрудникам кредитной организации производятся по приходным и расходным кассовым ордерам. На приходных и расходных кассовых ордерах проставляются обязательные реквизиты: дата; фамилия, имя, отчество клиента; номер счета в кредитной организации; прописью сумма денег, подлежащая зачислению на счет или списанию со счета; подписи клиента, операционного работника, кассового работника;

- доставка и инкассация денежной наличности и других ценностей: операции по доставке и инкассации денег и других ценностей производятся бригадами инкассаторов. Количественный состав бригады инкассаторов определяется в зависимости от объема работы и сложности выполнения указанных операций. Один из членов бригады назначается старшим бригады;

- хранение денег и других ценностей: наличные деньги операционной кассы и другие ценности кредитной организации хранятся в хранилищах ценностей;

- прием, выдача и хранение драгоценных металлов и т.п.

4) Еще одна сфера управленческой деятельности Банка России – это его международная и внешнеэкономическая функция. 

В соответствии со ст. 51, Банк России представляет интересы РФ во взаимоотношениях с центральными банками иностранных  государств, а также в международных  банках и иных международных валютно-финансовых организациях [2].

В данном случае Банк России выступает от имени государства. Россия может участвовать в капиталах и деятельности международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной банковской сферах, в том числе между Центральными банками иностранных государств. Взаимоотношения Банка России с кредитными организациями иностранных государств  осуществляются в соответствии с международными договорами РФ, федеральными законами, а также межбанковскими соглашениями.

Ст. 21 Закона о ЦБ предусматривает, что для реализации возложенных  на него функций Банк России участвует  в разработке экономической политики Правительства РФ. Председатель Банка  России или по его поручению один из его заместителей участвует в  заседаниях Правительства РФ, а также  может принимать участие в  заседаниях Государственной Думы при  рассмотрении законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной  и банковской политики [2].    

Министр финансов РФ и министр  экономического развития и торговли РФ или по их поручению по одному из их заместителей участвуют в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса.    

Банк России и Правительство  РФ информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное  значение, координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации.

Так,   Банк России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг РФ и погашения государственного долга РФ с учетом их воздействия на состояние банковской системы РФ и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.

Однако этим взаимоотношения  Банка России с органами государственной  власти не ограничиваются. Дело в том, что эффективность/неэффективность  работы Банка России отражается на работе всего государственного аппарата. Это объясняется тем, что деятельность Банка России лежит в сфере  кредитно-денежной политики, которую  он от имени государства разрабатывает  и проводит. В свою очередь денежно-кредитная  политика затрагивает все без  исключения  органы государственной власти, как федеральные, так и региональные, а также органы местного самоуправления.

Таким образом, функция государства по управлению банковской и всей кредитно-денежной системой является одной из основных в сфере социального управления, в частности, управления экономикой. Это управление  можно обозначить как финансово-кредитный режим и дать ему следующее определение. Финансово-кредитный (банковский) режим – это комплексный административно-правовой режим, обеспечивающий проведение кредитно-денежной политики государства, организацию денежного обращения на территории РФ, поддержание в стране рыночных отношений, управление и обеспечение безопасности и эффективного функционирования сети коммерческих банков. Режим обозначает порядок и характеризуется: своей комплексностью и всеобъемлющим характером. Он влияет на все сферы государственного управления (политику, социальную сферу); наличием субъекта (Банк России) и объекта управления (кредитные организации), их  иерархичностью и соподчинением; тем, что организация всех процессов, происходящих в финансово-кредитной сфере, подчиняется жестким нормативным установкам, выраженным преимущественно в форме запретов и дозволений. К ним не применим лозунг: «разрешено все, что не запрещено»; разработанной системой санкций: экономических и властных методов воздействия для обеспечения нормального функционирования режима. Такая, казалось бы, тотальная регламентация не исключает хозяйственной инициативы деятельности объектов управления,  при условии строгого подчинения определенным правилам (необходимо удовлетворять специальным требованиям для получения регистрации, лицензии). Деятельность Банка России, осуществляющего от имени государства финансово-кредитное управление, строго систематизирована и направления этой деятельности четко обозначены. Сюда входят: организующе-управленческая функция; функция Банка России как органа кредитно-денежной политики государства; функция по организации денежно-кредитного обращения на территории России; внешнеэкономическая функция Банка России; паритетное  взаимодействие Банка России с другими органами  для определения основ экономической политики России. Для достижения этих целей необходимо обеспечить: комплексное взаимодействие всех органов государственного управления (а не только органов государственной власти); развитие системы законодательства (дозволений, поощрений, санкций), его гармонизацию, правильное применение и контроль со стороны субъекта управления, четкое выполнение всех указанных требований; предоставить определенную хозяйственную инициативу в рамках закона объекту управления.

Информация о работе Деятельность кредитных организаций