Дистанционное банковское обслуживание в кредитных организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 14:37, курсовая работа

Описание работы

̶ Цель исследования- Рассмотреть технологию проведения предоставления банковских продуктов/услуг по запросу клиента без непосредственного взаимодействия клиента с сотрудником банка.
Задачи исследования:
̶ Определить сущность дистанционного обслуживания;
̶ Рассмотреть основные формы и виды дистанционного обслуживания;
̶ Изучить нормативно-правовые документы дистанционного обслуживания;
̶ Классифицировать дистанционного обслуживание в странах Европы и США, а также в России;
̶ Выявить преимущества и недостатки дистанционного обслуживания.

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1. ДИСТАНЦИОННОЕ БАНКОВСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ 5
1.1 Сущность дистанционного банковского обслуживания. 5
1.2. Формы и виды дистанционного банковского обслуживания 8
ГЛАВА 2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ. 11
ГЛАВА 3. ДИСТАНЦИОННОЕ БАНКОВСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В РОССИИ И СТРАНАХ ЕВРОПЫ И США. 13
3.1. Дистанционное банковское обслуживание в странах Европы и США. 13
3.2. Российский рынок дистанционного банковского обслуживания 16
ГЛАВА 4. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ДИСТАНЦИОННОГО БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ 18
Заключение 21
Список литературы 23

Файлы: 1 файл

Kimbel_Kenzhebaeva.docx

— 49.31 Кб (Скачать файл)
  • ДБО с использованием банкоматов (ATM-banking) — основаны на программном обеспечении, установленном на банкоматах банка.
  • ДБО с использованием платежных терминалов;
  • ДБО с использованием информационных киосков.

 

ГЛАВА 2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

 

Услуги по ДБО регулируются следующими положениями Центрального Банка России:

Положение от 26.03.2007 г. № 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ»

Положение от 03.10.2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в РФ».

Положения от 24.04.2008 г. № 318-П «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ» (п. 2.8 «Организация работы с денежной наличностью при использовании банкоматов, электронных кассиров, автоматических сейфов и других программно-технических комплексов»);

Положения от 23.06.1998 г. № 36-П «О межрегиональных электронных расчетах, осуществляемых через расчетную сеть Банка России»;

Положения от 12.03.1998 г. № 20-П «О правилах обмена электронными документами между Банком России, кредитными организациями (филиалами) и другими клиентами Банка России при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России».

Временное положение от 10.02.1998 г. № 17-П «О порядке приема к исполнению поручений владельцев счетов, подписанных аналогами собственноручной подписи, при проведении безналичных расчетов кредитными организациями»

Кроме того, необходимо учитывать требования:

Федерального закона от 10.01.2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»;

Стандарта Банка России СТО БР ИББС-1.0-2006 "Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации;

Письма Банка России от 03.04.2004 № 16-Т «О рекомендациях по информационному содержанию и организации web-сайтов кредитных организаций в сети Интернет»

Письма Банка России от 07.12.2007 № 197-Т «О рисках при дистанционном банковском обслуживании»

Письма Банка России от 31.03.2008 № 36-Т «О рекомендациях по организации управления рисками, возникающими при осуществлении кредитными организациями операций с применением систем интернет-банкинга»

Письма Банка России от 30.01.2009 № 11-Т «О рекомендациях для кредитных организаций по дополнительным мерам информационной безопасности при использовании систем интернет-банкинга»

Письма Банка России от 26.10.2010 № 141-Т «О Рекомендациях по подходам кредитных организаций к выбору провайдеров и взаимодействию с ними при осуществлении дистанционного банковского обслуживания»

 

ГЛАВА 3. ДИСТАНЦИОННОЕ БАНКОВСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В РОССИИ И СТРАНАХ ЕВРОПЫ И США

3.1. Дистанционное банковское обслуживание в странах Европы и США

На сегодняшний день банки предлагают достаточно широкий спектр услуг, объединенных общим термином - дистанционное банковское обслуживание (ДБО).

Рост информационных технологий существенно повлиял на стиль жизни современного человека. Все больше операций совершается с помощью телефона или Интернета, а возможность удаленного доступа к информации и услугам в режиме реального времени играет важную роль в развитии современного бизнеса.

Согласно оценкам аналитиков, число пользователей услуг дистанционного банковского обслуживания в мире в 2013 году превысило 200 млн. человек. По прогнозам Всемирного банка, эта цифра к 2013 году вырастет до 300 млн., и уровень проникновения услуги в экономически развитых странах превысит 90%. 

С точки зрения способов оказания услуг дистанционного банковского обслуживания можно выделить следующие виды:

  • Интернет-банкинг - оказание услуг ДБО на основе банковской системы платежей через интернет;
  • Мобильный банкинг - оказание услуг ДБО на основе мобильных технологий;
  • Внешние сервисы - киоски, банкоматы, ATM;
  • Телефонный банкинг - оказание услуг ДБО на основе банковской системы голосовых сообщений;
  • Классический «Банк-Клиент».

Наиболее востребованный и распространенный на сегодняшний день вид ДБО в мире - интернет-банкинг.

В США практически все крупнейшие банки оказывают услуги интернет-банкинга, в том числе Citicorp, Bank of America, Wells Fargo, Bank One, First Union, а количество пользователей насчитывает порядка 80 млн человек. По данным онлайнового опроса US Synergistics Research, в 2013 году почти пятая часть (18%) всех американских семей, подключенных к Интернету, осуществляла платежи через Интернет - оплату счетов, денежные переводы, погашение кредитов и оплату покупок.

В Европе, по данным исследовательской компании Berg Insight, количество пользователей интернет-банкинга в 2013 году превысило 100 млн человек.

В Англии на данный момент существует достаточное число крупных «чистых» интернет-банков, которые были образованы ипотечными банками и различными депозитными институтами для расширения сферы деятельности, например, Egg, Smile, First-e, Abbey National. При этом традиционные банки, такие как Barclays, HSBC, Lloyds TSB, в интернет-обслуживании также обладают сильными конкурентными позициями.

В Германии самым крупным интернет-сервисом располагает Deutsche Bank 24.

Широкое распространение банковские интернет-услуги получили и в северных странах: в Финляндии, Норвегии, Швеции их оказывают приблизительно 90% банков. Согласно последним исследованиям различных агентств, самый высокий уровень проникновения интернет-банкинга зарегистрирован в Швеции, где онлайновые финансовые операции совершают 54% пользователей.

Второй по популярности вид услуг ДБО - мобильный банкинг, являющийся логическим продолжением интернет-банкинга. Полноценный сервис подразумевает, что мобильный телефон является таким же средством платежа, как и банковская карта. Однако на данный момент во многих странах функционирует неполный вариант мобильного банкинга, так называемый SMS-банкинг с информационным уровнем доступа, позволяющий получать по SMS выписки об операциях по счетам, осуществлять наблюдение за счетом и пр. В некоторых случаях возможен операционный доступ - оплата ограниченного числа услуг, гораздо реже - товаров. При этом мобильный банкинг, как правило, доступен лишь владельцам дебетовых или кредитных карт банка.

Сервис мобильного банкинга в настоящее время является одним из основных преимуществ в конкурентной борьбе крупных финансовых учреждений: в США услуги мобильного банкинга предлагают порядка 45% всех банковских структур страны (614 банков).

На фоне роста числа банков в Европе и США, предлагающих услуги интернет-банкинга, основной тенденцией этого рынка можно назвать совершенствование и дополнение действующих сервисов.

Сдерживающим фактором развития мобильного банкинга на данный момент являются опасения пользователей по поводу его безопасности. Как свидетельствуют опросы британских потребителей, только 5% респондентов полагают, что мобильный банкинг является абсолютно защищенным и безопасным. Однако аналитики считают, что банкам и другим игрокам этого рынка удастся убедить пользователей в безопасности нового метода оплаты, и пророчат мобильному банкингу бурное развитие.

Рынок мобильного банкинга весьма перспективен, технологически он не отличается от интернет-банкинга, но несет в себе принципиально новое и важное качество - мобильность. И, несмотря на тяжелое финансовое положение, банки США и Европы продолжают инвестировать в развитие мобильных услуг, понимая, что в скором времени потребители, в особенности молодежь, будут рассматривать наличие мобильного банкинга как обязательный критерий выбора того или иного финансового института.

3.2. Российский рынок дистанционного банковского обслуживания

Российский рынок дистанционного банковского обслуживания пока что значительно отстает от рынка Европы и США. По приблизительным оценкам, в настоящее время общее число российских пользователей интернет-банкинга составляет всего лишь 1,2-1,5 млн человек, из них 90% - физические лица.

Первые системы Интернет-банкинга появились в России в 1998 году.  Автобанк запустил систему «Интернет Сервис Банк», с которой и началось активное проникновение банковских Интернет-технологий на рынок финансовых услуг. К 2003 году в России насчитывалось не более 50 тыс. пользователей этой услуги. Следующие пять лет продемонстрировали весьма неплохую динамику роста. Число банков, предлагающих данную услугу, выросло с 17% в 2003 году до 55% к 2007 году. В настоящее время услугу предлагают свыше 90% крупных банков России.

По данным Банка России, количество счетов физических и юридических лиц в банках РФ с доступом через Интернет в 2013 году увеличилось на 75% - до 16,6 млн. счетов. При этом их доля в общем количестве составила 24%.

Пока же ситуация на российском рынке ДБО значительно отличается от стран Европы и США. Если в мире системы «Банк-Клиент» занимают последнее место по востребованности, то в России такая услуга лидирует, за ней следует «Интернет-Клиент», а телефонный банкинг выполняет информационные функции и, как правило, является частью фронт-офиса банка. На эту услугу приходится основная нагрузка по удаленному информированию клиентов.

Что касается интернет-банкинга, то у большинства участников рынка, активно использующих системы класса «Банк-Клиент», интернет-банкинг пока выполняет роль своеобразной справочной службы, в которой можно узнать баланс по счету или карте и получить выписку с историей операций. В типичной на сегодня модели интернет-банкинга активные услуги представлены минимально и, как правило, ограничиваются возможностью перечисления средств между своими счетами и платежами в адрес интернет-провайдеров или сотовых операторов.

Стоимость подключения и обслуживания дистанционных услуг в российских банках на данный момент сильно отличаются. Например, Альфа-Банк, Банк Москвы, МДМ-банк, Райффайзенбанк, Росбанк, Промсвязьбанк, ЮниКредит Банк, Ситибанк не взимают абонентскую плату за доступ к интернет- банкингу, тогда как в Сбербанке, ВТБ24, НОМОС-Банке, УРАЛСИБе и многих других существует плата за обслуживание. Причем в некоторых случаях ее размер зависит от класса клиента. Так, в банке УРАЛСИБ дистанционное обслуживание через интернет стоит порядка 300 рублей в год, однако для держателей банковских карт класса Gold оно является бесплатным.

Кроме того, в некоторых банках помимо ежегодной платы за пользование системой интернет-банкинга необходимо приобретать специальные устройства, без которых нельзя проводить операции - чаще всего USB-токены (банк УРАЛСИБ, НОМОС-Банк).

 

ГЛАВА 4. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ДИСТАНЦИОННОГО БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

 

Распространение мобильных коммуникационных устройств и интернета среди населения, развитие сетевой инфраструктуры в регионах, совершенствование законодательства, рост финансовой грамотности и доходов россиян - все это способствует, с одной стороны, повышению доверия к банкам и востребованности розничных банковских услуг, а, с другой – возможностям кредитных организаций, стремящихся к максимальному удовлетворению потребностей своих клиентов, внедрять у себя и постоянно расширять спектр предлагаемых дистанционных услуг.

Проведение операций по удаленным каналам выгодно обеим сторонам: и клиентам, и банкам. Первые получают возможность совершать широкий спектр операций в любое время суток в любом месте с помощью доступных средств (компьютера с выходом в интернет, мобильного или стационарного телефона, банкоматов и киосков самообслуживания и др.) на высоком уровне безопасности. А кредитные организации выигрывают за счет экономии издержек, возникающих при традиционном способе обслуживания, привлечения большего количества клиентов и повышения их лояльности, а, следовательно, росте конкурентоспособности.

Наиболее динамично развивающимся современным каналом ДБО, действующим в режиме он-лайн, является дистрибуция продуктов и услуг через глобальную сеть Интернет. Основное преимущество Интернет-банкинга состоит в удобстве, ведь дистанционно управлять своими счетами клиент может с обычного компьютера или ноутбука с выходом во всемирную сеть, не ограничивая себя ни территориально, ни во времени, экономя при этом деньги и нервы.

Основные сервисы, которые сейчас доступны клиентам в режиме он-лайн, следующие:

  • Информационный сервис – предоставление информации и выписок по текущим и карточным счетам, рассылка оповещений о произведенных транзакциях, лента новостей;
  • Платежный сервис – осуществление регулярных и произвольных платежей (начиная от переводов между своими счетами, и заканчивая платежами за ЖКХ, сотовую и виртуальную связь и т.п.);
  • Сервис по работе с текущими, депозитными и карточными счетами;
  • Сервис по работе с кредитными продуктами банка (в ближайшем будущем предполагается получение он-лайн-кредитов, открытие/закрытие депозитов, работа с ПИФами и т.п.).

  Преимущества дистанционного банковского обслуживания:

  • Экономия средств: программа позволяет снизить годовые расходы по обслуживанию счетов в полтора и более раза;
  • Экономия времени: меньше визитов в банк, и точки самообслуживания;
  • Эффективность: меньше бумажной работы, оперативное исправление ошибок в платежных поручениях;
  • Оперативность передачи данных: отправка платежных документов в течение нескольких минут;
  • Автоматическая проверка реквизитов документов (номера счетов, ИНН/КПП получателя, реквизиты банков получателя и многое другое);
  • Применение шаблонов: сохранение бланков для осуществления расчетов в рублях и иностранной валюте;
  • Получение оперативной информации о курсах валют, новых услугах банка, изменении тарифов и условий обслуживания;
  • Постоянный контроль состояния счета;
  • Удобный и понятный интерфейс;
  • Доступность и простота доступа.

Информация о работе Дистанционное банковское обслуживание в кредитных организациях