Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 21:11, курсовая работа
Основной задачей указанных организаций является содействие развитию стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) для того, чтобы в будущем интегрировать их в общеевропейский политический и экономический порядок. Одним из наиболее важных событий в этой области стало создание ЕБРР, оказывающего значительную поддержку частному сектору и инфраструктуре, содействующего проведению рыночных реформ и структурных преобразований в странах ЦВЕ.
ЕБРР является крупнейшим инвестором в регионе, при этом основную часть своих средств он вкладывает в частный сектор. Кроме того банк привлекает значительные объемы прямых иностранных инвестиций, и акционерами его, как правило, являются представители государства.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ ЕБРР……………………….5
1.1. История создания ЕБРР, его цели и задачи………………………..5
1.2. Источники формирования финансовых ресурсов ЕБРР………….9
1.3. Реформы, проводимые ЕБРР…………………………………….....14
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕБРР……………………………………......18
2.1. Анализ кредитования Европейским банком реконструкции и развития …………………………………………………………………..18
2.2. Характеристика инвестиционных проектов банка…………….....20
2.3. Оценка деятельности ЕБРР в период мирового финансового кризиса 2008 года…………………………………………………………………..25
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕБРР..28
3.1. Проблемы и перспективы развития и стратегические направления деятельности банка……………………………………………………….28
3.2. Стратегия деятельности ЕБРР В России и предпосылки для ее расширения………………………………………………………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГАОУ ВПО
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
кафедра финансы и кредит
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Деньги, кредит, банки»
на тему:
Европейский банк реконструкции и развития
Выполнила: студентка 2 курса гр. ЭКБ 113-с
ИЭИУ
специальности «Экономика»
Дурдыева Д. Р.
Научный руководитель:
к.э.н., доц. Видеркер Н. В.
Ставрополь, 2013 г.
содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ИСТОРИческие аспекты СОЗДАНИЯ ЕБРР……………………….5
1.1. История создания ЕБРР, его цели и задачи………………………..5
1.2. Источники формирования финансовых ресурсов ЕБРР………….9
1.3. Реформы,
проводимые ЕБРР…………………………………….
2. Анализ ДЕЯТЕЛЬНОСТи ЕБРР………………
2.1. Анализ кредитования Европейским банком реконструкции и развития …………………………………………………………………..18
2.2. Характеристика инвестиционных проектов банка…………….....20
2.3. Оценка деятельности ЕБРР в период
мирового финансового кризиса 2008 года………………………………………………………………….
3. Направления совершенствования деятельности ебрр..28
3.1. Проблемы и перспективы развития и стратегические направления деятельности банка……………………………………………………….28
3.2. Стратегия деятельности ЕБРР В России
и предпосылки для ее расширения……………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
список использованных источников…………………………...35
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
С конца 20-го столетия в мировой экономике большими темпами развиваются интеграционные процессы. Глобализация, как процесс преобразование мирового пространства в единую зону, становится новым этапом интернационализации хозяйственной жизни. На этой базе появляются различные международные институты, регулирующие деятельность национальных хозяйств, такие, как Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк (ВБ), Всемирная торговая организация (ВТО), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и др., которые начинают играть все более важную роль наряду с государствами.
Основной задачей указанных организаций является содействие развитию стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) для того, чтобы в будущем интегрировать их в общеевропейский политический и экономический порядок. Одним из наиболее важных событий в этой области стало создание ЕБРР, оказывающего значительную поддержку частному сектору и инфраструктуре, содействующего проведению рыночных реформ и структурных преобразований в странах ЦВЕ.
ЕБРР является крупнейшим инвестором в регионе, при этом основную часть своих средств он вкладывает в частный сектор. Кроме того банк привлекает значительные объемы прямых иностранных инвестиций, и акционерами его, как правило, являются представители государства.
Российская Федерация – одна из стран, приверженных принципам «демократии», в которой предусмотрено действие инвестиционного механизма ЕБРР. Ключевые цели ЕБРР в наибольшей степени совпадают с основными направлениями деятельности российского правительства и включают ослабление зависимости от добычи и переработки природных ресурсов, увеличение доли производств с более высокой добавленной стоимостью, укрепление микроэкономических основ роста, совершенствование деловой практики и норм корпоративного управления российских компаний, модернизацию инфраструктуры и развитие финансового посредничества в интересах реальной экономики. ЕБРР оказывает поддержку Консультативному совету по иностранным инвестициям в России и осуществляет политику диалога с правительством с целью улучшения законодательной базы и инвестиционного климата в стране.
1.1. История создания ЕБРР, его цели и задачи
В конце 80-х годов произошли значительные изменения в геополитической и экономической ситуации в странах Центральной и Восточной Европы, выражавшиеся в переходе от централизованной экономики к рыночной и развитии в этих государствах демократических институтов. Это обусловило необходимость создания новой международной финансовой организации – Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).
Среди причин учреждения ЕБРР также выделяют следующие [1, с. 33 – 34]:
– во-первых, произошедшие в конце 80-х годов политические, экономические и социальные перемены в странах Центральной и Восточной Европы привели, с одной стороны, к экономической и политической перестройке, а с другой – к падению роста производства и внешней торговли; расстройству финансовой сферы, ухудшению уровня жизни, к социальным и национальным конфликтам в регионе. Это превратило страны ЦВЕ в опасных для Западной Европы соседей, которые не только не вписывались в набирающий силу процесс общеевропейской интеграции, но могли его осложнить и замедлить;
– во-вторых, страны ЦВЕ связывали свои надежды по эффективному проведению экономических реформ с МВФ и МБРР, членами которых они уже состояли, однако у этих международных финансовых институтов не было опыта содействия странам, находящимся в переходном периоде. Кроме того, сконцентрировать всю свою деятельность на странах одного региона эти организации не могли;
– в-третьих, в конце 80-х годов бывший Советский Союз находился в изоляции от крупнейших международных финансовых институтов. Вопрос вступления в МВФ и МБРР оставался достаточно проблематичным, а острая необходимость финансового и технического содействия со стороны международных финансовых институтов ощущалась все больше;
– в-четвертых,
географическая близость европейских
стран поставила общие
Государства Западной Европы установили две основные цели, которые должны быть осуществлены при создании соответствующего международного учреждения: развитие демократии, политических реформ в странах ЦВЕ и европейский характер нового учреждения.
Инициатором создания ЕБРР был президент Франции Франсуа Миттеран. Согласно проекту, подготовленному его специальным советником Ж. Аттали, создаваемым банком должны были быть заменены все существующие многосторонние программы помощи государствам ЦВЕ, вытеснены интересы Мирового банка и МВФ.
Первая конференция между странами по созданию ЕБРР прошла с 15 по 17 января 1990 года, участники которого одобрили решение о необходимости создания новой международной финансовой организации. Однако споры вызвал вопрос о том, чем же фактически она будет заниматься. США и Великобритания полагали, что ЕБРР должен предоставлять кредиты частным лицам, пытаясь, видимо, оставить предоставление кредитов государствам в компетенции Мирового банка, который этими государствами в достаточной степени контролировался. Франция и другие государства не считали нужным устанавливать какие-либо пределы для кредитов Банка. В дальнейшем американскому правительству пришлось согласиться с условиями европейских государств, так как Франция заявила о том, что ЕБРР может быть создан и без участия США.
С 8 по 11 марта 1990 года прошла основная учредительная конференция. На ней была достигнута договоренность о том, что 60 % кредитов ЕБРР будет направлено на поддержание частного сектора, 40 % – в государственный сектор для поддержания инфраструктуры с целью стимулирования частных инвестиций. Однако остался открытым вопрос о наличии связи между финансируемыми Банком экономическими проектами и политикой государства. Было ясно, что ЕБРР будет функционировать скорее как коммерческий банк, а не как традиционный банк развития, но почему он не станет дублировать частные банки и чем будет отличаться от последних? Противники ЕБРР заявили, что до разрешения этих вопросов их правительства не присоединятся к Соглашению об учреждении Банка. В дальнейшем в учредительных документах ЕБРР была заявлена необходимость соблюдения политических требований организации при предоставлении помощи с ее стороны (ст. ст. 1, 8 Соглашения об учреждении ЕБРР). Надо отметить, что в истории международных кредитно-финансовых организаций это был первый случай, когда предоставление финансовой помощи напрямую зависело от политики государства. Уставы международных финансовых организаций, созданных до ЕБРР, особо подчеркивают, что цели их создания и направления деятельности не подвержены политическому влиянию.
На третьей
международной учредительной
Впоследствии акции СССР, Чехословакии и СФРЮ были распределены между возникшими в результате их распада новыми государствами. В настоящее время акционерами ЕБРР являются 60 стран (в том числе европейские страны), а также ЕС и ЕИБ.
20 мая в Париже государства-участники провели заключительные переговоры о создании нового Банка, и тридцатью двумя голосами против восьми одобрили устав ЕБРР. 29 мая 1990 года прошла официальная церемония подписания Соглашения об учреждении ЕБРР. Аттали был избран первым Президентом Банка. Таким образом, от появлении концепции создания Европейского банка реконструкции и развития до подписания его Устава прошло семь месяцев.
Основная задача ЕБРР - «содействовать переходу к открытой экономике, ориентированной на рынок, а так же развитию частной и предпринимательской инициативе в странах ЦВЕ, приверженных принципам многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики и проводящих их в жизнь».
Банк ежегодно проводит оценку стран на соответствие указанной цели, в частности, по следующим критериям: свободные выборы; представительность правительства; обязанность правительства и должностных лиц действовать в соответствии с законодательством; отграниченность политических партий от государства; независимость правосудия; равная защита законом граждан, включая меньшинства; свобода слова, вероисповедания, собраний, передвижения; право частной собственности; право формирования профсоюзов и организации забастовок.
Результаты оценки стран ежегодно приводятся в документах, называемых «country strategy papers» («страновые стратегии»).
Таким образом, Банк позиционирует себя не просто как региональный банк развития, увязывая свою деятельность с прогрессом переходного процесса в странах ЦВЕ, при этом официально Банк не может проводить свою деятельность в странах, не приверженных принципам многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики, или не проводящих их в жизнь. В отличие от МВФ, который навязывает достаточно жёсткие условия конкретных макроэкономических показателей, ЕБРР проводит более мягкую политику, стремясь до последнего не свертывать свою деятельность в проблемных государствах.
Как уже упоминалось ранее, деятельность ЕБРР основана на «здоровых банковских принципах», он действует как коммерческая организация, хотя максимизация прибыли и не является его основной задачей. Одной из детерминант эффективности ЕБРР является обеспечение адекватных финансовых ресурсов. Механизмы рефинансирования ЕБРР, очевидно, должны, с одной стороны, обеспечивать достаточные объёмы средств для осуществления им своей деятельности; с другой стороны, стоимость привлекаемого капитала должна быть достаточно низкой, чтобы обеспечить рентабельность деятельности Банка.
Как и в случае любой коммерческой организации, основные источники рефинансирования ЕБРР следующие: собственный капитал; средства, привлекаемые па кредитной основе; результаты деятельности (прибыль, формируемые резервы). Соглашением об учреждении ЕБРР был установлен размер акционерного капитала, разрешённого к выпуску, в размере 10 млрд. экю [10, ст.4]. При этом первоначальная сумма оплачиваемых акций была определена в размере 3 млрд. экю, то есть, 30% от акционерного капитала, разрешённого к выпуску [10, ст. 4]. Капитал, подлежащий оплате по требованию, скорее следует рассматривать как резервы: он не рассматривается в качестве обычного источника средств для обеспечения операций Банка, а может быть мобилизован лишь в случае, если это будет необходимо ЕБРР для выполнения своих обязательств. Обязательства акционеров по оплате акций, подлежащих оплате по требованию, являются безусловными. С другой стороны в Соглашении закреплено право акционеров при оплате взносов в счёт оплачиваемого капитала предоставлять 50% взноса векселями либо другими обязательствами [10, ст. 35]. Это, с одной стороны, способствует повышению кредитного рейтинга Банка, а с другой, позволило акционерам не отвлекать слишком большие средства на его учреждение. В 1996 г. акционеры ЕБРР приняли единогласное решение об удвоении разрешенного к выпуску капитала с 10 млрд. экю до 20 млрд, экю (евро). Решение вступило в силу с 1997 г .
Акции Банка не могут отчуждаться обычном способом: они не могут продаваться или закладываться; возможна лишь их передача Банку при выходе акционера из его состава [10, ст. 5]. Таким образом, состав собственников Банка не будет «размываться», то есть, в основном, в число акционеров будут входить кредитоспособные государства и международные организации, что практически гарантирует получение им в случае необходимости платежей в счёт акционерного капитала, подлежащего оплате по требованию. Это, в свою очередь, также способствует поддержанию высокого кредитного рейтинга ЕБРР.
Информация о работе Европейский банк реконструкции и развития