Европейский банк реконструкции и развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 21:11, курсовая работа

Описание работы

Основной задачей указанных организаций является содействие развитию стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) для того, чтобы в будущем интегрировать их в общеевропейский политический и экономический порядок. Одним из наиболее важных событий в этой области стало создание ЕБРР, оказывающего значительную поддержку частному сектору и инфраструктуре, содействующего проведению рыночных реформ и структурных преобразований в странах ЦВЕ.
ЕБРР является крупнейшим инвестором в регионе, при этом основную часть своих средств он вкладывает в частный сектор. Кроме того банк привлекает значительные объемы прямых иностранных инвестиций, и акционерами его, как правило, являются представители государства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ ЕБРР……………………….5
1.1. История создания ЕБРР, его цели и задачи………………………..5
1.2. Источники формирования финансовых ресурсов ЕБРР………….9
1.3. Реформы, проводимые ЕБРР…………………………………….....14
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕБРР……………………………………......18
2.1. Анализ кредитования Европейским банком реконструкции и развития …………………………………………………………………..18
2.2. Характеристика инвестиционных проектов банка…………….....20
2.3. Оценка деятельности ЕБРР в период мирового финансового кризиса 2008 года…………………………………………………………………..25
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕБРР..28
3.1. Проблемы и перспективы развития и стратегические направления деятельности банка……………………………………………………….28
3.2. Стратегия деятельности ЕБРР В России и предпосылки для ее расширения………………………………………………………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...

Файлы: 1 файл

Дурдыевой Д..docx

— 902.75 Кб (Скачать файл)

Если в 2007 году инвестиции ЕБРР в  регионе составили 5,6 млрд. евро, то в 2008 году они уменьшились до 5,1 млрд. евро - главным образом из-за того, что финансовый кризис повлиял на сроки подписания проектов в четвертом  квартале прошлого года.

В 2008 году банк продолжал уделять  самое первоочередное внимание инвестициям  в странах Западных Балкан, а также  в менее продвинутых странах  Кавказа и Центральной Азии, находящихся  на начальном этапе процесса перехода (Азербайджан, Армения, Грузия, Киргизская Республика, Молдова, Монголия, Таджикистан  и Узбекистан). Особое значение он по-прежнему придавал инвестициям в проекты  устойчивой энергетики.

Инвестиции в страны на начальном  этапе перехода выросли на 14% и  составили 586 млн. евро, в то время  как объем деятельности в странах  Западных Балкан возрос на 16%, достигнув 534 млн. евро. Инвестиции в проекты  устойчивой энергетики достигли почти 1 млрд. евро, что составило 20% от общего объема [16].

В прошлом году доля России в общем  объеме инвестиций составила 36%, тогда  как доля инвестиций в страны, вступившие в ЕС в 2004 году, оставалась на уровне 6%.

С момента своего создания 1991 году ЕБРР осуществил собственные инвестиции на сумму 41,7 млрд. евро. В совокупности с третьими сторонами и в порядке  софинансирования, банк инвестировал за последние 20 лет 194,8 млрд. евро.

Несмотря на последствия финансового  кризиса, банк сохранил свою прочную  капитальную базу. При этом собственные  средства акционеров ЕБРР и капитал, подлежащий оплате по требованию, на конец 2008 года составляли 26,3 млрд. евро, тогда как активы в виде кредитов и вложений в акционерный капитал - 15,1 млрд. евро [16].

ЕБРР продолжает также поддерживать высокий уровень ликвидности  и сохраняет реальный доступ на международные  рынки капитала как заемщик с  высшим кредитным рейтингом ААА.

ЕБРР, принадлежащий 61 стране и двум межправительственным институтам, поддерживает развитие рыночной экономики и демократии в странах, находящихся на территории, простирающейся от Центральной Европы до Центральной Азии.

Европейский банк реконструкции и  развития (ЕБРР) заявил, что финансовый кризис может отбросить Восточную  Европу на 20 лет назад.

"Тяжелый экономический кризис  в Восточной Европе угрожает  проведенным за последние 20 лет экономическим реформам", - говорится в заявлении ЕБРР.

В 2009 году банк вложил в страны бывшего советского блока семь миллиардов евро (4,9 млрд. латов), чтобы помочь преодолеть последствия кризиса в этом регионе.

В 2007 году чистые убытки ЕБРР составили 602 млн. евро, что связано с падением стоимости инвестированного капитала [15].

 

3. Направления совершенствования  деятельности ебрр 

3.1. Проблемы  и перспективы развития и стратегические  направления деятельности банка

 

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) осуществляет инвестиции в 29 странах  – от Центральной Европы до Центральной  Азии – в целях оказания поддержки  процессам становления рыночной экономики и демократии. Теперь, когда волна мирового экономического кризиса достигла региона операций ЕБРР, Банк наращивает свои усилия в  интересах обеспечения жизненно важных направлений экономической  деятельности.

Стратегическим  приоритетом для ЕБРР является оказание помощи и поддержки начинающемуся  в регионе процессу оживления  экономики после мирового финансового  кризиса. Финансовый сектор традиционно  играет ключевую роль в деятельности ЕБРР, и в 2010 году Банк, руководствуясь своей обновленной стратегией, активизировал  работу в этой области, приступив  к осуществлению новых проектов на сумму в 3,0 млрд. евро в 27 странах  операций. Одним из ключевых уроков, вынесенных из кризиса, стала необходимость уделения повышенного внимания в ходе нынешнего этапа оживления развитию национальных рынков капитала и сокращению объемов инвалютного кредитования нехеджированных заемщиков. Содействие развитию и укреплению национальных валютных рынков и рынков капитала является также одним из главных компонентов стратегии Банка для сектора финансовых организаций.

В последнее  время ЕБРР в своей деятельности также уделяет повышенное внимание осуществлению ряда стратегических инициатив, углублению и расширению работы в менее развитых странах и решению проблем обеспечения энергетической безопасности и повышения энергоэффективности как имеющих ключевое значение для региона, находящегося на переходном этапе.

Центральной составляющей антикризисных мер  ЕБРР стало предоставление малым  и средним предприятиям финансовых ресурсов по каналам местных банков. В 2010 году ЕБРР продолжил активную борьбу с последствиями мирового экономического кризиса в странах операций, профинансировав  рекордное число сделок и доведя общий объем инвестиций до беспрецедентно высокого уровня. За 2010 год Банк подписал в общей сложности 386 проектов на 9,1 млрд. евро.

 

3.2. Стратегия деятельности ЕБРР в России и предпосылки для ее расширения

 

По состоянию на конец июня 2012 года с момента начала своей деятельности в России в 1991 году Банк подписал в общей сложности 726 проектов на сумму 22,3 млрд. евро. Общий объем этих проектов составил 65 млрд. евро, включая более 5 млрд. евро, привлеченных Банком в виде синдицированных кредитов. Примерно 35% совокупных инвестиций Банка приходятся на корпоративный сектор, 36% – на сектор финансовых институтов, 18% – на сектор инфраструктуры, и 11% – на сектора энергетики и природных ресурсов. 198 проектов, на долю которых приходится 19% от совокупного объема вложений Банка, представляют собой инвестиции в акционерный капитал. С учетом стратегической направленности на развитие частного сектора на его долю приходилось 83% вложений Банка. Портфель Банка в России по состоянию на конец июня 2012 года включал 338 самостоятельных проектов на общую сумму 10,3 млрд. евро, а операционные активы составили 7,9 млрд. евро (Приложение В).

Россия продолжает оставаться крупнейшей страной операций Банка: на ее долю пришлось 32% от годового объема деятельности Банка в 2011 году, 31% от операционных активов и 28% от портфеля Банка по состоянию на конец июня 2012 года.

Европейский банк реконструкции и развития принял стратегию для РФ на 2013-2015 годы, в которой приоритетное значение будет отдано инвестициям и реформам, направленным на модернизацию российской экономики, развитие инноваций, усиление роли частного сектора и развитие регионов.

Осуществляя операции в широком диапазоне  секторов экономики, Банк ставит для  себя следующие сквозные стратегические приоритеты [20]:

  1. Диверсификация экономики: Банк будет поддерживать диверсификацию путем инвестирования в первую очередь в частные предприятия и частные финансовые институты, которые обеспечивают рост несырьевого сектора. Банк будет использовать диалог с государственными органами, а также оказывать техническое содействие (TC), чтобы добиваться улучшения делового климата, что имеет решающее значение для успешной диверсификации.
  2. Инвестиции в модернизацию и инновации и формирование стандартов для них: Банк будет поддерживать предприятия, которые создают инновации, внедряют современные новые технологии или переходят на международные стандарты, особенно в отношении корпоративного управления, прозрачности, эффективного использования энергии, вовлечения различных социальных групп в экономическую деятельность, социальной интеграции и гендерных вопросов. Банк будет стремиться расширять свои партнерские связи с международными и российскими организациями, занимающимися развитием технологий, технопарками, надежными и компетентными управляющими фондов прямых инвестиций и фондов венчурного капитала. Банк также будет рассматривать проекты по модернизации транспортной, энергетической и муниципальной и экологической инфраструктуры. Повышение энергоэффективности будет одним из ключевых аспектов модернизации в различных секторах экономики.
  3. Поддержка приватизации и развития частного сектора: Банк будет оказывать поддержку развитию частного сектора непосредственно через свои проекты с частными предприятиями и банками в виде целевых кредитных линий и через фонды прямых инвестиций для содействия микро, малым и средних предприятиям (ММСП), и, возможно, в рамках мероприятий по подготовке и проведению приватизации, при условии, что они являются прозрачными и способствуют повышению конкуренции. Основной целью Банка будет повышение роли частного сектора путем укрепления существующих частных операторов; увеличение роли ММСП в экономике; реализация планов прозрачной и конкурентной приватизации мажоритарных пакетов акций государственных компаний; проведение диалога с государственными органами по вопросам приватизации; а также поощрение государственно-частного партнерства (ГЧП) как инструмента для обеспечения дополнительного притока инвестиций из частного сектора в отрасли, в которых доминирует государство. Развитие и углубление внутренних рынков капитала также будет одним из приоритетов для удовлетворения растущих потребностей частного сектора в финансировании.
  4. Расширение экономических возможностей в субъектах России. Для поддержки развития регионов Банк будет отдавать приоритет проектам и реформам, которые способствуют переходным процессам в регионах, менее развитых по сравнению с Москвой и Санкт-Петербургом, но стремящихся к улучшению своего инвестиционного климата. С использованием средств технического содействия, которые будут предоставлены правительством России, Банк будет продвигать коммерчески приемлемые решения в тех регионах, где есть неудовлетворенные потребности в финансировании и где до сих пор было трудно подобрать проекты, пригодные для банковского финансирования. Одновременно с этим будет проводиться активный диалог с региональными властями по улучшению деловой среды. Банк также будет уделять особое внимание проектам, направленным на расширение экономических возможностей для нарождающегося среднего класса в регионах посредством расширения доступа местных МСП к финансам, поддержки обновления городской среды и повышения качества рабочих мест и услуг.

На всех этих направлениях деятельность Банка в России будет осуществляться в увязке с общими первоочередными задачами правительства по диверсификации экономики, повышению производительности труда и конкурентоспособности российских компаний, особенно МСП, и повышения качества и надежности государственных услуг. Долевые инвестиции могут стать особенно мощным инструментом стимулирования переходных процессов на уровне предприятий с учетом соотношения рисков и прибыли и состояния рынка. В качестве дополнения к своим инвестициям Банк будет вести диалог с государственными органами, и использовать техническое содействие при частичной поддержке со стороны Российского фонда технического содействия, который будет создан правительством России, для оказания поддержки по всем приоритетным направлениям, уделяя особое внимание вопросам повышения качества управления, улучшения инвестиционного климата и устойчивой энергетики. Банк будет укреплять свою стимулирующую роль через синдицирование кредитов с участием зарубежных партнеров, совместно финансируя проекты и разделяя риски с другими финансовыми институтами в целях повышения результативности своей деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

ЕБРР  является организацией, сочетающей в  себе признаки политической организации  и функционирующего на коммерческой основе регионального банка развития. ЕБРР был создан для содействия процессу перехода к демократии и открытой экономике в странах ЦВЕ, развитию частного сектора и инфраструктуры, проведению рыночных реформ и структурных преобразований в указанных странах и является скорее региональной, чем глобальной организацией, созданной, в основном, странами Западной Европы.

ЕБРР  является крупнейшим инвестором, работающим в странах ЦВЕ и СНГ. Крупные проекты могут кредитоваться Банком напрямую, а малые практически всегда кредитуются с привлечением финансовых посредников. Оказывая поддержку коммерческим банкам в странах операций, банкам микрокредитования, фондам акционерного капитала, своими инвестициями ЕБРР содействует развитию частного сектора, укреплению финансовых учреждений и правовых систем, а также развитию инфраструктуры, необходимой для поддержки частного сектора.

Во всей своей деятельности Банк применяет  здравые банковские и инвестиционные принципы. При этом победа в конкурентной борьбе по кредитованию актуальной задачей для ЕБРР не является. Более того, Банк стремится без необходимости в ней не участвовать, т.к. рассматривает себя как «кредитора на всякий случай» и предназначен для финансирования лишь тех проектов, которые не могут получить средства из других источников на приемлемых, по мнению ЕБРР, условиях.

Россия  является одним из основных направлений  инвестиционной деятельности Банка, и ожидается, что его роль в обозримый период будет увеличиваться. Большое значение в развитии российской экономики сыграл Фонд поддержки малого бизнеса в России, созданный ЕБРР. Его успехи в области кредитования малых предприятий послужили примером для аналогичных программ в других странах.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Стренина М.А. Международные финансовые институты и их взаимодействие с Россией; Учебно-методическое пособие. М.: Изд-во РУДН, 1999.
  2. Смитиенко Б.М. Внешнеэкономическая деятельность // В.К. Поспелов, С.В. Карпова; учебник – Москва: Издательский центр Академия. 2008.
  3. Каледин С. В. Актуальные  проблемы  оценки  деятельности  и инвестирования  субъектов хозяйствования  в современной России; Монография — Челябинск: Челябинский Дом печати. 2004.
  4. Косьмин А.Д. Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность; учебное пособие. – М.: Экономика, 2006.
  5. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения; учебник для студентов ВУЗ специальности «Финансы и кредит». М.: Финансы и статистика, 2006.
  6. М.И.Плотницкий [и др.]; под общ. ред. М.И.Плотницкого, Г.В.Турбан. Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность; учеб. пособие. – Минск: Современная школа, 2006.
  7. Саввина О.В. Международные финансовые организации; учебное пособие. – М.: Российская академия предпринимательства, 2006.
  8. Акопова Е. С. Мировая экономика и международные экономические отношения; учебное пособие. – Феникс, 2001
  9. Михайлов К.Л. Иностранные инвесторы в России // Эксперт. – М., 2007. - №2. - С. 22
  10. Соглашение об учреждении Европейского банка реконструкции и развития от 29 мая 1990 года
  11. СОГЛАШЕНИЕ между Правительством Российской Федерации и Европейским банком реконструкции и развития о Постоянном представительстве Европейского банка реконструкции и развития  от 29 марта 1993 года
  12. Официальный сайт МИД РФ, www.mid.ru
  13. Официальный сайт ЕБРР, www.ebrd.com
  14. Годовой отчет за 2005 год, официальный сайт ЕБРР www.ebrd.com.
  15. Годовой отчет за 2007 год, официальный сайт ЕБРР www.ebrd.com.
  16. Годовой отчет за 2008 год, официальный сайт ЕБРР www.ebrd.com.
  17. Годовой отчет за 2011 год, официальный сайт ЕБРР www.ebrd.com.
  18. Доклад о переходном процессе за 2012 год, официальный сайт ЕБРР www.ebrd.com
  19. Документ ЕБРР «БОРЬБА С КРИЗИСОМ, СОДЕЙСТВИЕ В ВОССТАНОВЛЕНИИ ЭКОНОМИКИ, УГЛУБЛЕНИЕ ПРОЦЕССА ПЕРЕХОДА», Лондон, 15 – 16 мая 2009 года, официальный сайт ЕБРР www.ebrd.com
  20. Документ ЕБРР «СТРАТЕГИЯ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ на 2013-2015 годы»

Информация о работе Европейский банк реконструкции и развития