Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 21:11, курсовая работа
Основной задачей указанных организаций является содействие развитию стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) для того, чтобы в будущем интегрировать их в общеевропейский политический и экономический порядок. Одним из наиболее важных событий в этой области стало создание ЕБРР, оказывающего значительную поддержку частному сектору и инфраструктуре, содействующего проведению рыночных реформ и структурных преобразований в странах ЦВЕ.
ЕБРР является крупнейшим инвестором в регионе, при этом основную часть своих средств он вкладывает в частный сектор. Кроме того банк привлекает значительные объемы прямых иностранных инвестиций, и акционерами его, как правило, являются представители государства.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ ЕБРР……………………….5
1.1. История создания ЕБРР, его цели и задачи………………………..5
1.2. Источники формирования финансовых ресурсов ЕБРР………….9
1.3. Реформы, проводимые ЕБРР…………………………………….....14
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕБРР……………………………………......18
2.1. Анализ кредитования Европейским банком реконструкции и развития …………………………………………………………………..18
2.2. Характеристика инвестиционных проектов банка…………….....20
2.3. Оценка деятельности ЕБРР в период мирового финансового кризиса 2008 года…………………………………………………………………..25
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕБРР..28
3.1. Проблемы и перспективы развития и стратегические направления деятельности банка……………………………………………………….28
3.2. Стратегия деятельности ЕБРР В России и предпосылки для ее расширения………………………………………………………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...
Соглашение об учреждении ЕБРР позволяет его Совету управляющих увеличивать разрешённый к выпуску капитал по мере необходимости; оно также требует, чтобы Совет рассматривал вопрос о достаточности акционерного капитала Банка по крайней мере, раз в пять лет. Тем не менее, в настоящее время руководство этой организации не видит необходимости в привлечении дополнительного капитала со стороны акционеров в обозримом будущем [10, ст.17]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что собственный капитал ЕБРР в основном выполняет функции не непосредственно финансирования его деятельности, а обеспечения долгосрочной платёжеспособности учреждения.
Вторым источником ресурсной базы является прибыль от операций Банка, не относящихся к категории специальных (от предоставленных займов, инвестиции в акционерный капитал, предоставленных гарантий и гарантированного размещения ценных бумаг) [10, ст. 7]. Чистая прибыль Банка по финансовой отчетности в 2011 году составила 173 млн. евро. Чистая реализованная прибыль составила 866 млн. евро, что на 7% ниже показателя 2010 года [17, с. 14]. При этом прибыль от основной деятельности нельзя назвать очень существенным источником средств. Тем не менее, финансовые результаты Банка стабильно положительны, и в будущем прибыль от основной деятельности, возможно, станет более существенным источником средств для обеспечения его деятельности.
Деятельность
банка в значительной степени
связана с кредитованием
При осуществлении любого проекта Банк планирует вывод средств из него (возврат кредитов либо продажа доли в уставном капитале), что называется завершением проекта. После этого полученные средства могут быть использованы для финансирования новых проектов. Этот источник денежного потока является важным и прямо оговорён в Соглашении [10, ст. 7].
Здесь особо следует отметить, что ЕБРР имеет статус привилегированного кредитора: в отличие от некоторых других международных финансовых организаций, иммунитет банка но отношению к различного рода мерам государственного контроля внешней экономической деятельности прямо прописан в Соглашении: «... всё имущество и активы Байка свободны от каких бы то ни было ограничений, предписаний, контроля и мораториев»[10, ст. 49]. В соответствии с данной статьёй введённый в России в период кризиса августа 1998 года мораторий на выплаты внешних долгов экономических субъектов не привёл к приостановке выплат ЕБРР со стороны его частных заёмщиков в РФ [10,с.17].
Наконец, важнейшим источником средств для основной деятельности Банка являются привлечённые (кредитные) ресурсы. Банк стремится к поддержанию максимально высокого кредитного рейтинга; успешное решение этой задачи позволяет ему получать средства на рынках капитала под минимальные проценты. Задача поддержания высокого кредитного рейтинга требует обеспечения высокой долгосрочной платежеспособности. Представляется, что именно возможность привлечения дешевых кредитных ресурсов первоначально рассматривалась как основа деятельности Банка. Принцип обеспечения высокой долгосрочной платежеспособности заложен в Соглашении, п.1 статьи 12 которого гласит: «Общая сумма непогашенных займов, инвестиций в акционерный капитал и гарантий, предоставленных Банком по своим обычным операциям, не должна увеличиваться ни при каких условиях, если при таком увеличении превышается общая сумма капитала, на который осуществлена подписка, резервов и сальдо, включенных в обычные основные ресурсы банка». Таким образом, Банк не допускает ситуации, при которой он в принципе мог бы оказался неплатежеспособным. Кроме того, в Соглашении отражены и ряд других полномочий и ограничений, связанных с привлечением Банком кредитных ресурсов [10, ст. 20].
Вспомогательным источником средств, за счёт которого финансируются специальные фонды, используемые для осуществления некоммерческих операций Банка (операций технического сотрудничества) являются безвозмездные взносы доноров (стран-акционеров). В 2011 году доноры предоставили почти 434 млн. евро – крупнейшую сумму, переданную в распоряжение Банка в отдельно взятом году. Двусторонние доноры, как и прежде, предоставили основную сумму финансовых ресурсов (193 млн. евро плюс дополнительные 62 млн. евро в виде льготных кредитов) [17], поддержав тем самым крепкие партнерские отношения с ЕБРР. Крупнейшим донором Банка является Европейский союз.
Таким образом, можно сделать следующие выводы относительно механизмов и источников формирования финансовых ресурсов ЕБРР:
1.3. Реформы, проводимые ЕБРР
Одной из уникальных особенностей ЕБРР является его реформаторский мандат. На практике это означает, что ЕБРР обусловливает свое участие в реализации проектов осуществлением различных преобразований в интересах становления открытой и ориентированной на рынок экономики.
Это имеет очень большое значение для его акционеров, поскольку обеспечивает использование внесенного ими капитала в интересах фактических системных преобразований и прогресса в регионе, а также отражает особую значимость деятельности ЕБРР. То, что может считаться операционным недостатком, также оборачивается достоинством в том смысле, что это свидетельствует о доверии со стороны ЕБРР и может рассматриваться как знак его одобрения. Это подразумевает необходимость в установлении с его клиентами отношений, выходящих за рамки финансовых транзакций и охватывающих нефинансовые формы оказания поддержки в таких областях, как соблюдение природоохранных нормативов, корпоративное управление, эффективное оказание коммунальных услуг, принципы производства закупок, соблюдение норм деловой этики.
В соответствии со своим мандатом ЕБРР содействует проведению демократических реформ в своих странах операций. В 2011 году успехи в их осуществлении были неоднозначными. Хотя большинство стран в регионе создали базовые институты демократии и приняли демократические конституции, продвижение на пути к последовательному применению демократических принципов и созданию политической культуры демократического управления оказалось в некоторых странах более значительным, чем в других. Показатели коррупции – явления, трудно поддающегося точному измерению, – указывают на то, что в прошедшем году эта проблема усугубилась почти во всех странах региона. Свобода средств массовой информации в регионе, являющаяся необходимым атрибутом демократического общества, существенно расширяется благодаря распространению новых видов социальных медиа и более широкому доступу к Интернету, что способствует мобилизации общественных движений, а также изобличению злоупотреблений властью и случаев подтасовок на выборах. Однако ряд стран в регионе предприняли шаги по ужесточению контроля над СМИ в целях противодействия этой тенденции, и журналисты часто становятся мишенью для запугивания, подвергаются незаконным арестам и нападениям в некоторых странах.
В странах
Центральной и Юго-Восточной
Достижения
в области демократических
Экономические реформы являются неотъемлемым компонентом перехода от системы централизованного планирования к открытой рыночной экономике. ЕБРР следит за развитием экономики во всех странах, в которых он вкладывает свои средства, и ежегодно публикует результаты своего анализа в «Докладе о переходном процессе». В последние годы продолжилось продвижение ряда рыночных реформ, особенно в таких сложных сферах, как проведение в жизнь антимонопольной политики, коммерциализация инфраструктуры и развитие рынков капитала и прямых инвестиций. Вместе с тем в двух странах имели место также случаи свертывания реформ на базовом, первом этапе перехода, в частности, в области либерализации цен и торговли.
В «Докладе о переходном процессе» Банка представлен набор балльных оценок состояния переходного процесса по секторам применительно к 16 различным секторам, охватывающий четыре широкие отраслевые категории – инфраструктуру, финансовый сектор, корпоративный сектор и энергетику – в каждой стране по шкале от 1 до 4+. Оценка масштабов нерешенных задач переходного процесса представлена в виде «тепловой карты», на которой темно-красным цветом показаны наиболее серьезные нерешенные задачи и, соответственно, низкие оценки. Повышение или понижение оценок (более высокие или более низкие баллы) показано, соответственно, стрелкой вверх и стрелкой вниз. В 2012 году было 17 повышений и 9 понижений оценок (Приложение А). Категорию энергетики, включающую в себя природные ресурсы, устойчивую энергетику и электроэнергетику, в этом году отличает то, что впервые со времени выставления ЕБРР балльных оценок по секторным показателям переходного процесса зафиксировано больше случаев их понижения, чем повышения. В секторе электроэнергетики оценки были понижены у Болгарии, Казахстана и Румынии. В секторе природных ресурсов показатель переходного процесса Венгрии был понижен с 4 до 4–. В секторе устойчивой энергетики были повышены оценки Азербайджана и Сербии.
Одной из положительных особенностей, проявившихся после кризиса, стала устойчивость финансового сектора во всех странах региона с переходной экономикой. За прошедший год произошел ряд небольших улучшений, которые позволили повысить оценки для этого сектора.
В инфраструктурном секторе Россия добилась повышения оценки в двух категориях – железные дороги и сектор водопроводно-канализационного хозяйства.
Среди заметных улучшений в корпоративном секторе – повышение производительности в агропромышленном комплексе Болгарии и Румынии.
Программа правовой реформы, движущей силой которой является юридический департамент ЕБРР, сосредоточила свои усилия на укреплении государственных институтов и неуверенного процесса восстановления в странах с переходной экономикой. Кроме того, департамент подготовился к своим первым шагам в регионе ЮВС [18, гл. 1].
2. Анализ ДЕЯТЕЛЬНОСТи ЕБРР
2.1. Анализ кредитования Европейским банком реконструкции и развития
ЕБРР предоставляет кредиты, условия
которых учитывают конкретные требования
проекта. Банк может взять кредитный
риск либо полностью на свой баланс,
либо синдицировать его часть
на рынке. Кредит может обеспечиваться
активами спонсора и/или быть конвертирован
в акции, или предусматривать
участие в акционерном
При кредитовании коммерческих предприятий
Банк обычно не требует гарантий от
конкретного правительства
Расценки на кредит и схемы проектов рассматриваются в совокупности друг с другом, поскольку они связаны с рыночной конъюнктурой. Принимаются меры к выявлению и ограничению рисков по кредитам ЕБРР. Банк действует как коммерческое предприятие и предоставляет свои кредиты по рыночным ставкам с учетом таких рисков.
Информация о работе Европейский банк реконструкции и развития