Государственный кредит РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 16:15, курсовая работа

Описание работы

СОДЕРЖАНИЕ
В условиях увеличения доли ВВП, перераспределяемой через государственный бюджет, одной из важных задач экономической политики различных государств стало стимулирование экономического роста, решение проблемы сбалансированности бюджетов различных уровней, поиск способов финансирования бюджетного дефицита. Исследования ученых-экономистов показали допустимость в период экономического спада стимулирования совокупного спроса за счет увеличения государственных расходов и бюджетного дефицита, а также обосновали возможность балансировки бюджета не на ежегодной основе, а на протяжении экономического цикла. Применение этих теоретических положений на практике потребовало поиска инструментов для финансирования значительных бюджетных дефицитов с помощью государственного кредита.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1 Экономическое содержание государственного кредит, его функции…......4
2 Формы государственного кредита, их характеристика……………………15
3 Перспективы развития государственного кредита в Республике Беларусь………………………………………………………………………...20
Заключение……………………………………………………………………..27
Список использованных источников…………………………………………29

Файлы: 1 файл

Государственный кредит.docx

— 100.21 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………3

1 Экономическое содержание  государственного кредит, его функции…......4

2 Формы государственного  кредита, их характеристика……………………15

3 Перспективы развития  государственного кредита в Республике       Беларусь………………………………………………………………………...20

Заключение……………………………………………………………………..27

Список использованных источников…………………………………………29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В условиях увеличения доли ВВП, перераспределяемой через государственный  бюджет, одной из важных задач экономической  политики различных государств стало  стимулирование экономического роста, решение проблемы сбалансированности бюджетов различных уровней, поиск  способов финансирования бюджетного дефицита. Исследования ученых-экономистов показали допустимость в период экономического спада стимулирования совокупного  спроса за счет увеличения государственных  расходов и бюджетного дефицита, а  также обосновали возможность балансировки бюджета не на ежегодной основе, а на протяжении экономического цикла. Применение этих теоретических положений  на практике потребовало поиска инструментов для финансирования значительных бюджетных  дефицитов с помощью государственного кредита.

Государство как субъект  экономических отношений для  покрытия своих расходов привлекает не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные  на заемной основе, финансовые  ресурсы. Уникальный способ их получения выступает  государственный  кредит, выражающий отношения между  государственными  и многочисленными  физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного  денежного фонда  (наряду с бюджетом)  в руках государства. В данном случае государство выступает заемщиком  средств, а население, предприятия и организации -  кредиторами.

История государственного кредита  показывает, что причиной оформления заемных операций выступает наличие  бюджетного дефицита. Испытывая потребность  в дополнительных финансовых ресурсах,  правительство  не отказывается  от возможности мобилизации дополнительного  финансового фонда и в условиях сбалансированного бюджета. Это  является вполне оправданным шагом, поскольку за счет средств фонда  государственного кредита могут  финансироваться  дополнительные программы  хозяйственного и социально-культурного  строительства немедленно, без ожидания поступления обычных бюджетных  доходов.

 

 

 

 

 

 

1 Экономическое  содержание государственного кредита,  его функции

 

Государственный кредит –  одна из форм кредитных отношений, имеющая  следующие признаки кредита:

  • Наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки
  • Аккумуляция свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности, срочности, платности ( в исключительных случаях допускается беспроцентный заем ресурсов)
  • Возможность использования госкредитных операций внутри страны и в международных экономических отношениях.

При осуществлении госкредитных операций внутри страны государство  является заемщиком средств, а население, предприятия, организации – кредиторами. В международных экономических отношениях государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора.

В периоды экономического кризиса, коренных изменений в хозяйственном  механизме, нарушения сбалансированности бюджета государство испытывает острый недостаток финансовых ресурсов. Главным способом получения дополнительных финансовых ресурсов становится государственный  кредит. В период экономического подъема, напротив, потребность в государственном  кредите сокращается.

Через государственный кредит перераспределяются средства, направляемые в фонды потребления. Обычно ими  являются временно свободные денежные средства населения, предприятий и  организаций, не предназначенные для  текущего потребления. Но при определенных экономических и политических ситуациях  население и хозорганы сознательно  ограничивают потребление, и в сферу государственного кредита втягиваются средства, предназначенные для текущих производственных или социальных нужд. [1, с. 321]

Формирование посредством  госкредитных отношений дополнительных финансовых ресурсов отражает одну сторону  сущности государственного кредита  как особой формы движения стоимости (ссудного фонда).

Второй стороной выступают  отношения, обусловленные возвратностью  и платностью ресурсов, мобилизуемых с помощью государственного кредита. Государство гарантирует возврат  средств с уплатой кредиторам установленного дохода, как правило, в виде процентов. Выплата доходов осуществляется преимущественно за счет госбюджета. При этом госкредитные отношения и налоговые не подменяют друг друга и являются самостоятельными финансовыми инструментами.

Использование государственного кредита для покрытия дефицита бюджета  является более эффективным и  разумным средством по сравнению  с монетарными приемами (например, эмиссией денег). Объясняется это тем, что спрос на денежные ресурсы перемещается от юридических и физических лиц к правительственным структурам, но совокупный спрос на деньги и их количество в обращении не меняются. Государственные займы временно сокращают платежеспособный спрос населения и хозорганов, из обращения изымается избыточная денежная масса.

Если рассматривать государственный  кредит с точки зрения его участия  в распределении национального  дохода, то он присутствует на стадии перераспределения  уже распределенного дохода. Дело в том, что ссудный капитал  представляет собой только часть  доходов и сбережений в денежной форме. [2, c. 130]

Государственный кредит представляет собой средство мобилизации дополнительных финансовых ресурсов для реализации задачи функций государства,  является инструментом трансформации сбережений в капитал.  [3, c. 150]

Государственный кредит в современных условиях – это совокупность финансовых отношений между государством с одной стороны и физическими и юридическими лицами – с другой. В сфере этих отношений государство в большинстве случаев выступает в качестве заемщика средств, а население, предприятия, банки, фонды – как кредиторы. Кроме того государство может выступать гарантом по обязательствам различных физических и юридических лиц. На практике это означает принятие государством на себя ответственности за погашение их обязательств. Таким образом, выступление государства в сделке в качестве гаранта не влечет за собой автоматического увеличения государственного долга. Вместе с тем, в гарантировании кредита нуждаются, прежде всего, недостаточно надежные заемщики.

В качестве кредитора государство выступает при предоставлении кредитов иностранным государствам, юридическим или физическим лицам. Оно может направлять кредиты на льготных условиях в те отрасли, которые либо не имеют достаточной инвестиционной привлекательности для частного капитала, либо имеют высокую социальную значимость. Выделение государством кредитов бывает также продиктовано необходимость лоббирования интересов национального бизнеса на международной арене или же политическими соображениями.

Источником погашения  государственных займов и выплаты  процентов по ним служат бюджетные  средства. Таким образом, функционирование механизма государственного кредита  приводит к появлению государственного долга.

Анализ содержания государственного кредита позволяет сделать следующие  выводы:

  • Сущность государственного кредита заключается в перераспределении капитала между частным сектором и государством на условиях срочности, платности и возвратности. Вся сумма неоплаченных обязательств государства представляет собой величину государственного долга;
  • Основным фактором, обусловливающим возникновение и рост государственного долга, является дефицит бюджета;
  • Возникновение дефицита бюджета порождается именно временной неравномерностью развития экономической активности и чрезвычайными обстоятельствами;
  • Если не рассматривать эффект вытеснения частных инвестиций из реального сектора, то государственный долг не является инструментом перекладывания экономического бремени на последующие поколения;
  • Государственный долг оказывает на экономику регулирующее влияние посредством воздействия на уровень инвестиций, кредитную политику коммерческих банков, общий объем денежной массы. Кроме того, ставки  процента по государственным ценным бумагам лежат в основе системы ставок процента по банковскому кредиту и корпоративным ценным бумагам (долговым обязательствам). [4, c. 164]

Государственный кредит является важным звеном централизованных (общественных) финансов. Как экономическая категория  он охватывает совокупность денежных отношений между государством в  лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц – с другой, при которых государство выступает  в качестве заемщика, кредитора или  гаранта.

Наибольшее развитие во всем мире получила деятельность государства  в качестве заемщика. Объемы операций в качестве кредитора встречаются  значительно реже. В отличие от двух первых видов кредитных отношений (заемщик, кредитор), сразу же влияющих на величину централизованных денежных фондов, выдача гарантий не обязательно  приводит к их изменению. Если должник  своевременно и в полном объеме рассчитался  по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 








 

 

Рис.1 - Система отношений, в которых государство выступает в роли заемщика, кредитора и гаранта

Примечание - Источник: [5, с. 36].

 

Как экономическая категория  государственный кредит находится  на стыке двух видов денежных отношений  – финансов и кредита – и  несет признаки как тех, так и  других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т. е. бюджета и внебюджетных фондов, и является вторым по величине после доходов источником формирования финансовых ресурсов государства и местных органов самоуправления.

Как один из видов кредита, государственный кредит имеет ряд  особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например, налогов. В отличие от налогов, он имеет  добровольный характер. Если налоги движутся только в одном направлении: от плательщика  в централизованные денежные фонды, то основой государственного кредита  является его возвратность и платность.

Государственный кредит отличается и от других видов кредитных отношений. Эти отличия обусловлены не только по субъектам отношений, но и направлением использования средств, особенностями  ценообразования на привлеченные или  выданные ресурсы, формированием обеспечения. [6, c. 237]

Привлечение временно свободных  средств хозяйствующих субъектов, населения, а также других государств, международных финансовых организаций  и фондов осуществляется на условиях возвратности, срочности и платности.

В последние годы в Беларуси имели место случаи, когда правительство  республики вынуждено было погашать кредиты некоторых предприятий, взятые под гарантию правительства  у других государств или иностранных компаний. Такие случаи сокращают финансовые ресурсы государства, столь необходимые для финансирования важных мероприятий, предусмотренных планом экономического и социального развития республики.

Во многих странах мира поступления от государственных  займов стали вторым после налогов  методом финансирования расходов бюджета.

Государственный кредит выступает  важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

Временно свободные денежные средства у юридических лиц могут  образовываться, например, за счет временно не используемых по назначению средств  резервного фонда предприятий, денежных средств страховых организаций, предназначенных для выплаты  страхового возмещения по поступившим  рискам.

Источником возвращения  государственного кредита и процентов  по нему являются налоги. Именно поэтому  Маркс назвал государственный кредит антиципированными (взятыми наперед) налогами.

По своей экономической  природе государственный кредит не является доходом государства, но служит той же цели, что и доходы государства – покрытию расходов государства и, прежде всего, дефицита государственного бюджета. Основной формой государственных доходов выступают  налоги, а основной формой государственного кредита являются займы. В этой связи  назовем основные отличия между налогами и займами:

  1. Налоги носят обязательный характер, а займы, как правило, добровольный.
  2. Налоги уплачиваются государству безвозвратно, а займы подлежат обязательному возврату кредиторам.
  3. Для налогов характерно односторонне движение стоимости. В случае предоставления займа государство выдает встречные финансовые обязательства, свободно обращающиеся на рынке.
  4. Налоги являются доходом для государства и в будущем они не требуют дополнительных расходов по возмещению. Займы же подлежат возврату, что ведет к образованию государственного долга.

Информация о работе Государственный кредит РБ