Государственный кредит РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 16:15, курсовая работа

Описание работы

СОДЕРЖАНИЕ
В условиях увеличения доли ВВП, перераспределяемой через государственный бюджет, одной из важных задач экономической политики различных государств стало стимулирование экономического роста, решение проблемы сбалансированности бюджетов различных уровней, поиск способов финансирования бюджетного дефицита. Исследования ученых-экономистов показали допустимость в период экономического спада стимулирования совокупного спроса за счет увеличения государственных расходов и бюджетного дефицита, а также обосновали возможность балансировки бюджета не на ежегодной основе, а на протяжении экономического цикла. Применение этих теоретических положений на практике потребовало поиска инструментов для финансирования значительных бюджетных дефицитов с помощью государственного кредита.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1 Экономическое содержание государственного кредит, его функции…......4
2 Формы государственного кредита, их характеристика……………………15
3 Перспективы развития государственного кредита в Республике Беларусь………………………………………………………………………...20
Заключение……………………………………………………………………..27
Список использованных источников…………………………………………29

Файлы: 1 файл

Государственный кредит.docx

— 100.21 Кб (Скачать файл)

Источником погашения  государственных займов и выплаты  процентов по ним служат бюджетные  средства. Таким образом, функционирование механизма государственного кредита  приводит к появлению государственного долга.

 Государственные кредиты предоставляются Республикой Беларусь иностранным государствам, международным организациям и иным нерезидентам Республики Беларусь по решению Президента Республики Беларусь.

Необходимо отметить, что  по вопросу функций государственного кредита среди экономистов нет  единого мнения. Отдельные экономисты считают, что государственный кредит выполняет только две функции  – фискальную и регулирующую. Другая группа экономистов утверждает, что  государственный кредит выполняет  четыре функции – фискальную, регулирующую, распределительную и контрольную.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Формы государственного  кредита, их характеристика

Форма государственного кредита  является внешним проявлением содержания экономических отношений, которые  выражает кредит. Государственный кредит выступает в двух основных формах – товарной и денежной.

Товарная форма (сахарный, хлебный, автомобильный, железнодорожный займы и др.)  широко применялись в первые годы существования СССР. В последующие годы в СССР и в настоящее время в Беларуси наибольшее распространение получила денежная форма государственного кредита в виде государственного займа, осуществляемого путем выпуска и реализации облигаций и других видов ценных бумаг. 

Государственные займы характеризуются  тем, что временно свободные средства, имеющиеся у юридических и  физических лиц, привлекаются для финансирования дефицита государственного бюджета  и других общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций  и других видов ценных государственных  бумаг. [7, c.144]

Облигация – ценная бумага, дающая право ее владельцу по истечении  определенного срока получить обратно  сумму долга и проценты. Номинальная  цена облигации устанавливается  государством и выражает денежную сумму, предоставленную держателем облигации государству во временное пользование. Эта сумма выплачивается владельцу облигации в момент погашения, и на нее начисляются проценты. Однако реальная доходность облигаций может отличаться от номинального процента, поскольку облигации продаются по курсовой цене, которая отличается от номинальной. Это отклонение называется курсовой разницей и зависит от ряда факторов: величины номинального процента по облигациям, насыщенности рынка ценными бумагами и др.

Государственные займы широко использовались в бывшем СССР. Они  помогли построить заводы, крупные  предприятия, новые города, железные дороги, машинно-тракторные станции, совхозы. [12, c. 56]

Государственные займы классифицируются по различным признакам.

 

 

 

 

 

 

 

 




 

 






 


 

 


 


 

 




 

Рис 2 - Классификация государственных займов

Примечание - источник: [12, c. 57].

 

Рассмотрим классификацию  займов  более подробно.

Если в качестве кредитополучателя  выступает Правительство, то речь идет о централизованном кредите, а если заёмщики - местные органы власти, то это децентрализованный кредит.

Децентрализованные займы проводятся для частичного покрытия расходов местного бюджета, а целевые займы – для финансирования конкретных проектов, связанных с социально-экономическим развитием области, города, района. [10, c. 222]

Внешний государственный кредит  представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика, кредитора или гаранта. Эти отношения принимают форму государственных внешних займов, которые предоставляются на условиях срочности, платности и возвратности. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны.

Основными целями внешних  займов являются:

  • покрытие дефицита государственного бюджета;
  • пополнение валютных резервов государства;
  • реализация инвестиционных проектов и государственных программ в соответствии с приоритетными направлениями развития экономики государства;
  • решение острых социальных и экологических проблем, ликвидация последствий стихийных бедствий;
  • импорт сырья, энергоресурсов и других необходимых продуктов и товаров в случае критического положения в обеспечении ими республики;
  • поддержка экономических реформ.

Государственные внешние  займы предоставляются в денежной или товарной форме. Как правило, они бывают среднесрочными или долгосрочными  и выпускаются в валюте страны-кредитора, страны-заемщика или третьей страны. Погашение внешних займов осуществляется по соглашению сторон валютой или  товарными поставками.

Внешние займы обычно выступают  в форме инвестиционных кредитов, используемых на финансирование капитальных  вложений. За счет этих кредитов оплачиваются машины, оборудование, труд специалистов, связанный со строительством предприятия, в продукции которой заинтересованы кредиторы. Такие инвестиционные кредиты  получают практически все слаборазвитые  и развивающиеся страны мира. [7, с. 150]

Внутренние займы – это обязательства государства перед резидентами. [11, с. 234]

К основным формам внутреннего  государственного кредита можно  отнести и бюджетные ссуды, которые могут предоставляться за счет средств республиканского бюджета и местных бюджетов другому бюджету и организации (кроме бюджетных организаций, страховых и небанковских кредитно-финансовых организаций).

Процентные займы – займы, по которым доход устанавливается в виде фиксированного процента от номинала. Этот тип займа является основным, так как именно в процентных бумагах размещена основная часть государственного долга в промышленно развитых странах.

Выигрышные займы – займы, доход по которому осуществляется на основе тиражей выигрыша. Они наименее привлекательны для инвестора, поскольку не предоставляют гарантированного дохода к определенному моменту времени.

По дисконтному займу доход составляет разницу между ценой погашения (продажи) и ценой покупки облигаций. [11, c. 235]

По методу определения купонного дохода займы могут быть с постоянным, фиксированным и переменным купонным доходом.

По займам с постоянным купонным доходом получаемый доход устанавливается заранее в условиях каждого отдельного выпуска займа. По облигациям с фиксированным купонным доходом размер дохода устанавливается сразу по всем траншам займа и его начисление начинается с установленной даты начала первого купона. Процентный доход по займам с переменным купонным доходом привязывается к заранее установленной базе. Такой базой может быть уровень доходности другого займа, средняя доходность всех государственных ценных бумаг и т.п. Государство во избежание потерь использует оба метода. Второй метод большее применение находит в условиях нестабильного рынка, когда установление твердого купонного дохода может привести к повышенным выплатам процентов из бюджета (при тенденции к снижению доходности государственных заимствований) или отпугнуть инвесторов, ожидающих повышения доходности облигаций.  [13]

Условиями выпуска процентно-выигрышных займов предусматривается выплата части дохода по купонам, а другой части - в форме выигрышей.

Закладные займы обеспечиваются доходом, чем-то конкретным (доходом, имуществом). Эти займы свойственны местным органам власти. При беззакладных займах обеспечением служит все имущество государства или местного органа власти.

Принудительные  займы возникают в случае войн или других чрезвычайных обстоятельствах. В бывшем СССР такие займы осуществлялись методом подписки на заем и методом замораживания вкладов в сберегательных кассах.

Рыночные заемные  инструменты – это те, которые свободно продаются и покупаются. Нерыночные не могут свободно менять своего владельца и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. В основном они используются для мобилизации средств страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов. [ 7, c. 145]

Облигационные займы представляют собой эмиссию ценных бумаг государства. Безоблигационные займы оформляются путем записей в долговых книгах, подписанием договоров, соглашений, как правило, на международном уровне. [ 10, c. 223]

Таким образом, форма государственного кредита является внешним проявлением  содержания экономических отношений, которые выражает кредит.

В настоящее время в  Беларуси наибольшее распространение  получила денежная форма государственного кредита в виде государственного займа, осуществляемого путем выпуска и реализации облигаций и других видов ценных бумаг. Мы рассмотрели классификацию займов по различным признакам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Перспективы развития государственного кредита в Республике Беларусь

 

Регистрация внешних государственных займов (кредитов) производится Министерством финансов Республики Беларусь в трехдневный срок и включает в себя:

  • присвоение регистрационного номера;
  • внесение записи в книгу регистрации внешних государственных займов (кредитов), которая составляется на бумажном и электронном носителях информации . [14]

Государственный заем в соответствии со ст. 769 ГК представляет собой договор, заемщиком по которому выступает  само государство или его административно-территориальная  единица. Причем нормы ГК применяются  к такому займу, если  только не противоречат специальному законодательству. Последнее  представлено, в частности, Положением о внешних государственных займах (кредитах), утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 18.04.2006 №252 (далее  – Положение о внешних займах). [15]

Положение о внешних займах распространяется на:

  1. Привлечение займов:

а) Республикой Беларусь и Правительством Республики Беларусь;

б) резидентами Республики Беларусь под государственные гарантии Республики Беларусь, от имени которой  выступает Правительство Республики Беларусь

в) Правительством Республики Беларусь, резидентами под гарантии Правительства Республики Беларусь для предоставления их другим резидентам;

  1. Выдачу гарантии Правительства Республики Беларусь по займам, привлеченным резидентами;
  2. Привлечение займов Республикой Беларусь путем выпуска и размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств. [16]

Внешние государственные  займы привлекаются в пределах лимита внешнего государственного долга, устанавливаемого в законе о бюджете на  очередной финансовый год, который установлен в размере 13 млрд. долларов США на 2011 год.

Согласно Положению о  внешних займах, привлечение займов осуществляют:

  1. Республика Беларусь – для покрытия дефицита республиканского бюджета, для иных целей, предусмотренных Президентом Республики Беларусь и законодательными актами;
  2. Правительство Республики Беларусь:
  • для решения социальных и экологических проблем, ликвидации последствий стихийных бедствий и поддержки экономических реформ
  • для иных целей, предусмотренных Президентом Республики Беларусь и законодательными актами;
  1. резиденты Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь – для предоставления займов заемщикам-резидентам на условиях переуступки:
  • для импорта сырья, энергоресурсов, других необходимых товаров и продуктов в случае критического положения в обеспечении ими республики;
  • для иных целей в соответствии с законодательными актами. [15]

Долговой портфель Беларуси на сегодня характеризуется низким риском рефинансирования и невысокой  стоимостью обслуживания. Так, по состоянию  на 1 августа 2010 года средняя процентная ставка составляла 3,74% годовых. Средний срок погашения — 6,3 года. Наибольший удельный вес занимают кредиты МВФ — 40,7%, России — 38,4%, КНР — 8,9%.

Информация о работе Государственный кредит РБ