Государственный кредит РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 16:15, курсовая работа

Описание работы

СОДЕРЖАНИЕ
В условиях увеличения доли ВВП, перераспределяемой через государственный бюджет, одной из важных задач экономической политики различных государств стало стимулирование экономического роста, решение проблемы сбалансированности бюджетов различных уровней, поиск способов финансирования бюджетного дефицита. Исследования ученых-экономистов показали допустимость в период экономического спада стимулирования совокупного спроса за счет увеличения государственных расходов и бюджетного дефицита, а также обосновали возможность балансировки бюджета не на ежегодной основе, а на протяжении экономического цикла. Применение этих теоретических положений на практике потребовало поиска инструментов для финансирования значительных бюджетных дефицитов с помощью государственного кредита.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1 Экономическое содержание государственного кредит, его функции…......4
2 Формы государственного кредита, их характеристика……………………15
3 Перспективы развития государственного кредита в Республике Беларусь………………………………………………………………………...20
Заключение……………………………………………………………………..27
Список использованных источников…………………………………………29

Файлы: 1 файл

Государственный кредит.docx

— 100.21 Кб (Скачать файл)

На финансирование бюджетного дефицита в основном будут направлены следующие внешние займы: Кредит Международного валютного фонда, Кредит Боливарианской Республики Венесуэла, Размещение государственных облигаций Республики Беларусь на внешних финансовых рынках.

Новым в этом перечне для  Республики Беларусь является Размещение государственных облигаций Республики Беларусь на внешних финансовых рынках.

В данном случае появляется новое  понятие «еврооблигации (евробонды)» - ценные бумаги, удостоверяющие заем на определенную сумму, выпущенные государственным  или частным заемщиком, подчиняющиеся  единому для всех держателей правовому  режиму, выраженные в одной или  нескольких валютах, размещенные банковским синдикатом среди инвесторов, резидентов различных стран и прошедшие  котировку на международной бирже.

Так в июле 2010 г. Республика Беларусь осуществила дебютное размещение еврооблигаций на сумму $600 млн. со ставкой купона 8,75% и погашением в 2015 году. После чего в августе произошло доразмещение еврооблигаций на сумму $400 млн. в дополнение к дебютному выпуску. Доходность к погашению доразмещенных бумаг составила 8,251%, что позволило Беларуси снизить средневзвешенную доходность к погашению 5-летнего займа общей суммой $1 млрд. до 8,7%.

Основными покупателями дебютных белорусских  облигаций выступили российские и европейские компании, а также  американские инвесторы, представленные оффшорными компаниями. Организаторами размещения выступили BNP Paribas, Deutsche Bank, Royal Bank of Scotland и Сбербанк России, которые  также выкупили часть бумаг. Инвесторы  проявили интерес к сделке, подав 145 заявок на общую сумму $1,5 млрд, что позволило увеличить объем размещения на $100 млн и провести его по нижней границе ценового диапазона.

В результате европейские инвесторы выкупили 28% облигаций, американские – 27%, российские – 22%, инвесторы из Великобритании – 20%, оставшиеся 3% ушли в Азию.

В целом можно предположить, что  с каждым последующим размещением  новых выпусков евробондов Беларуси процентная ставка по ним при прочих равных условиях будет снижаться. При  этом срок, на который привлекаются средства, может быть увеличен. То есть в данном случае речь идет о достаточно комфортных деньгах, хотя и более  дорогих по сравнению с другими  источниками внешнего финансирования (например, резервным кредитом МВФ  или госкредитами со стороны России).

В 2011 году Беларусь проведет очередной  выпуск еврооблигаций. Предварительно, его объем составит 1 млрд долларов США.

Так, в Законе Республики Беларусь "О республиканском бюджете на 2011 год" для финансирования бюджетного дефицита в размере 6 000 000 000 тыс. рублей на их долю приходится 52,8% от общей суммы, что в денежном эквиваленте составляет 3 170 000 000 тыс. рублей из чего следует, что данный источник является достаточно перспективным для республики.

Следует учитывать, что превалирующей  формой государственного займа (в первую очередь внутреннего) является выпуск долговых ценных бумаг. В таких случаях  отношения по государственному займу  регулируются соответствующими нормативными актами, посвященными эмиссии ценных бумаг. [16]

В настоящее время в  Республике Беларусь государственные  займы представлены государственными краткосрочными (ГКО) и долгосрочными  облигациями (ГДО). Выпускаются облигации  по решению Совета Министров Республики Беларусь и хранятся в централизованном депозитарии Национального банка на основании договора, заключаемого с Министерством финансов. Для размещения облигаций среди физических лиц в Республике Беларусь выпускаются облигации государственных сберегательных займов.

Посредством государственного кредита государство осуществляет инвестиции в народное хозяйство, регулирует денежное обращение в стране за счет размещения займов среди различных  слоев населения. Одной из форм государственного кредита являются гарантии, предоставляемые  Правительством Республики Беларусь по кредитам, выдаваемым банками страны юридическим лицам Республики Беларусь. Предельный размер гарантий устанавливается  ежегодно законом о бюджете страны на очередной год, который не должен превысить 20 трлн.  рублей в 2011 году.

Государственные гарантии по внутренним и внешним займам предоставляются  на платной основе в соответствии с законодательством Республики Беларусь

Государственные гарантии не предоставляются по займам резидентам Республики Беларусь, имеющим задолженность  по платежам в бюджет и государственные  целевые внебюджетные фонды.

В Беларуси местные займы  пока слабо распространены. Эти займы  практикуются в основном для привлечения  средств граждан на жилищное строительство. Слабое развитие местных займов объясняется  в основном тем, что в Беларуси дефицит местных бюджетов покрывается  за счет республиканского бюджета. В  связи с этим местные органы власти не заинтересованы в организации  и проведении местных займов. [7, c. 147]

В последнее время в  Беларуси широкое распространение  получили денежно-вещевые лотереи, которые проводятся Министерством финансов республики, местными органами власти, различными общественными организациями. На выигрыш выделяются обычно 60-65% суммы выпущенных билетов, остальная часть, за вычетом организационных расходов, зачисляется в доход республиканских или местных бюджетов. Средства от реализации лотерей направляются на строительство различных объектов – учебных заведений, спортивных сооружений и др.

В настоящее время в  Республике Беларусь на основании лицензии, выданной Министерством Финансов, действуют  такие организаторы лотерей, как  Республиканское унитарное предприятие «Белорусские лотереи», Республиканское унитарное предприятие по организации лотерей «Национальные спортивные лотереи»,  Коммунальное унитарное предприятие «Брестские лотереи», а также организатор электронной интерактивной игры Закрытое акционерное общество «Спорт-пари». [17]

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 октября 1999 г. № 1627 “О выпуске облигаций  государственного выигрышного валютного  займа Республики Беларусь” Министерством  финансов Республики Беларусь в конце  марта 2000 года объявлен государственный  выигрышный валютный заем Республики Беларусь на сумму 10 миллионов долларов США, облигации которого размещаются  среди физических лиц отдельными выпусками. [18]

В настоящее время осуществлено девять выпусков данных облигаций на общую сумму 6 миллионов долларов США.

Банками-агентами, участвующими в девяти выпусках, являлись АСБ «Беларусбанк», ОАО «Приорбанк», ОАО «Белинвестбанк» , ЗАО «Славнефтебанк», ЗАО «Межторгбанк».

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 июля 2001г. № 1053 “О выпуске облигаций  государственного сберегательного  займа Республики Беларусь” Министерство финансов Республики Беларусь, начиная  с 1 июня 2002 года, осуществляет выпуски  облигаций государственного сберегательного  займа Республики Беларусь.

Основные условия каждого  выпуска облигаций определяются Министерством финансов.

Информация об условиях выпуска  облигаций и перечень банков, через  которые осуществляется их продажа, публикуются в газете “Рэспублiка”.

Предъявителям облигаций  предоставляется право на получение  в банках - агентах номинальной  стоимости облигаций и процентного  дохода по ним в соответствии с  условиями выпуска в течение  шести месяцев со дня наступления  срока погашения облигаций.

Процентный доход начисляется  к номинальной стоимости .

Рассмотрим на диаграмме: как изменялся объем выпуска, размещения и погашения государственных  ценных бумаг (облигации для юридических  и физических лиц) в период с 2001 по 2009 год

 

 

Рис3 -  Динамика  объема  выпуска государственных ценных бумаг (облигации для юридических и физических лиц)

Примечание - источник: собственная разработка на основе [19].

По данной диаграмме можно  заметить рост объема выпущенных облигаций  до 2006 года, в период с 2006 по 2008 год  мы можем наблюдать незначительные изменения объемов выпуска, в  то время как в 2009 году происходит резкий  спад. В 2008 году объем выпуска облигаций достиг своего наибольшего значения – 3427,9 млрд. рублей.

 

 

 

 

 

 

 

Рис.4 - Динамика объема размещения государственных ценных бумаг (облигации для юридических  и физических лиц)

Примечание - источник: собственная разработка на основе [19]

По данной диаграмме мы наблюдаем рост размещения облигаций, однако в 2009 году резкий спад размещения, что связано с уменьшением  объема выпуска.

Рис.5 -  Динамика объема погашения государственных  ценных бумаг (облигации для юридических  и физических лиц)

Примечание – источник: собственная разработка на основе [19].

В 2009 году наблюдается пик  объемов погашения облигаций, т.к. объем выпуска облигаций в 2008 году достиг своей наибольшей величины.

Таким образом, регистрация внешних государственных займов (кредитов) производится Министерством финансов Республики Беларусь в трехдневный срок. Государственный займ регулируется специальным законодательством - Положением о внешних государственных займах (кредитах), согласно которому привлечение займов осуществляют: Республика Беларусь и Правительство Республики Беларусь. 

Долговой портфель Беларуси на сегодня характеризуется низким риском рефинансирования и невысокой  стоимостью обслуживания. Наибольший удельный вес занимают кредиты МВФ — 40,7%, России — 38,4%, КНР — 8,9%.

На финансирование бюджетного дефицита в основном будут направлены следующие внешние займы: Кредит Международного валютного фонда, Кредит Боливарианской Республики Венесуэла, Размещение государственных облигаций Республики Беларусь на внешних финансовых рынках.

В июле 2010 г. Республика Беларусь осуществила дебютное размещение еврооблигаций на сумму $600 млн. со ставкой купона 8,75% и погашением в 2015 году.

Для размещения облигаций  среди физических лиц в Республике Беларусь выпускаются облигации государственных сберегательных займов.

Одной из форм государственного кредита являются гарантии, предоставляемые  Правительством Республики Беларусь по кредитам, выдаваемым банками страны юридическим лицам Республики Беларусь. Предельный размер гарантий устанавливается  ежегодно законом о бюджете страны на очередной год, который не должен превысить 20 трлн.  рублей в 2011 году.

В Беларуси местные займы  пока слабо распространены. Это объясняется в основном тем, что в Беларуси дефицит местных бюджетов покрывается за счет республиканского бюджета. В связи с этим местные органы власти не заинтересованы в организации и проведении местных займов.

В последнее время в  Беларуси широкое распространение  получили денежно-вещевые лотереи, которые проводятся Министерством финансов республики, местными органами власти, различными общественными организациями. На выигрыш выделяются обычно 60-65% суммы выпущенных билетов, остальная часть, за вычетом организационных расходов, зачисляется в доход республиканских или местных бюджетов.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проделанной работы были сделаны следующие выводы:

  1. Таким образом, государственный кредит является важным звеном централизованных (общественных) финансов. Как экономическая категория он охватывает совокупность денежных отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц – с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта. Наибольшее развитие во всем мире получила деятельность государства  в качестве заемщика. Объемы операций в качестве кредитора встречаются значительно реже. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним служат бюджетные средства. Таким образом, функционирование механизма государственного кредита приводит к появлению государственного долга. Государственные кредиты предоставляются Республикой Беларусь иностранным государствам, международным организациям и иным нерезидентам Республики Беларусь по решению Президента Республики Беларусь.

Необходимо отметить, что  по вопросу функций государственного кредита среди экономистов нет  единого мнения. Отдельные экономисты считают, что государственный кредит выполняет только две функции  – фискальную и регулирующую. Другая группа экономистов утверждает, что  государственный кредит выполняет  четыре функции – фискальную, регулирующую, распределительную и контрольную.

  1. Таким образом, форма государственного кредита является внешним проявлением содержания экономических отношений, которые выражает кредит. В настоящее время в Беларуси наибольшее распространение получила денежная форма государственного кредита в виде государственного займа, осуществляемого путем выпуска и реализации облигаций и других видов ценных бумаг. Мы рассмотрели классификацию займов по различным признакам.
  2. Таким образом, регистрация внешних государственных займов (кредитов) производится Министерством финансов Республики Беларусь в трехдневный срок. Государственный займ регулируется специальным законодательством - Положением о внешних государственных займах (кредитах), согласно которому привлечение займов осуществляют: Республика Беларусь и Правительство Республики Беларусь. 

Долговой портфель Беларуси на сегодня характеризуется низким риском рефинансирования и невысокой  стоимостью обслуживания. Наибольший удельный вес занимают кредиты МВФ  — 40,7%, России — 38,4%, КНР — 8,9%.

Информация о работе Государственный кредит РБ