Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 16:15, курсовая работа
СОДЕРЖАНИЕ
В условиях увеличения доли ВВП, перераспределяемой через государственный бюджет, одной из важных задач экономической политики различных государств стало стимулирование экономического роста, решение проблемы сбалансированности бюджетов различных уровней, поиск способов финансирования бюджетного дефицита. Исследования ученых-экономистов показали допустимость в период экономического спада стимулирования совокупного спроса за счет увеличения государственных расходов и бюджетного дефицита, а также обосновали возможность балансировки бюджета не на ежегодной основе, а на протяжении экономического цикла. Применение этих теоретических положений на практике потребовало поиска инструментов для финансирования значительных бюджетных дефицитов с помощью государственного кредита.
Введение…………………………………………………………………………3
1 Экономическое содержание государственного кредит, его функции…......4
2 Формы государственного кредита, их характеристика……………………15
3 Перспективы развития государственного кредита в Республике Беларусь………………………………………………………………………...20
Заключение……………………………………………………………………..27
Список использованных источников…………………………………………29
Государственный кредит отличается от других видов кредита, в частности, банковского. [ 7, c. 137]
Сравнительные критерии |
Государственный кредит |
Банковский кредит |
Цель получения кредита |
Для покрытия бюджетного дефицита |
В целях покрытия потребностей
хозяйствующих субъектов и |
Заемщики |
Органы власти и управления |
Физические и юридические лица |
Кредиторы |
Физические и юридические лица |
банки |
В качестве обеспечения выступают |
Все имущество, находящееся в собственности государства |
Конкретное материальное обеспечение (товарно-материальные ценности, гарантии и т.п.) |
Источники погашения кредита и выплаты процентов по ним |
Средства бюджета |
Прибавочный продукт, созданный
на хозяйствующих субъектах в
результате производительного |
Применение санкций за нарушение срока возврата кредита |
Не предусматриваются санкции к государству |
Применяются экономические санкции, например, повышенные проценты за кредит или штрафы с виновной стороны |
Денежная масса |
Может сокращаться |
Может появляться в избытке |
Таблица 1 - Различия банковского и государственного кредита
Примечание - источник: собственная разработка на основе [7, c. 137].
Как и любой заемщик, государство привлекает средства по государственному кредиту на заранее определенный срок: до 1 года, от 1 года до 5 лет и т.д. Конкретные сроки займа определяются условиями займа. В Беларуси, согласно действующему законодательству, конкретные сроки погашения займов определяются Советом Министров Республики Беларусь либо по его решению – Министерством финансов Республики Беларусь.
Как отмечалось выше, Республика Беларусь может выступать не только в качестве заемщика, но и в качестве кредитора. [7, c. 139]
Государственные кредиты
предоставляются Республикой
В таких случаях договор о предоставлении Республикой Беларусь государственных кредитов может быть подписан белорусской стороной только в случае его включения в Программу предоставления Республикой Беларусь государственных кредитов.
Программа предоставления Республикой Беларусь государственных кредитов содержит:
Государственный кредит может
быть предоставлен Республикой Беларусь
только тем иностранным государствам,
международным организациям и иным
нерезидентам Республики Беларусь, которые
не имеют просроченной задолженности
по ранее предоставленным
В целом государственный
кредит оказывает положительные
воздействия на экономику, организацию
финансово-кредитных отношений
Посредством государственного кредита государство регулирует денежное обращение в стране, размещая займы среди различных слоев населения. За счет госкредита финансируются такие важнейшие затраты, как инвестиции в народное хозяйство. [7, c. 137]
Для заемщика государственный
кредит позволяет мобилизовать дополнительные
денежные ресурсы для покрытия бюджетного
дефицита без использования для
этих целей бумажноденежной эмиссии,
для неинфляционного кредитно-
Местные органы власти осуществляют мобилизацию средств на кредитной основе, которые могут использоваться на благоустройство городских и сельских районов, строительство, реконструкцию объектов здравоохранения, культурного, просветительного, жилищно-бытового назначения и др.
Для кредиторов государственный кредит – форма сбережения, инвестирования средств в ценные бумаги, приносящая дополнительный доход. [9, c. 187]
В Республике Беларусь кредиторами выступают физические и юридические лица, кредитополучателем – государство в лице его органов (Министерства финансов, Национального банка Республики Беларусь, местных органов власти). [10, c. 221]
Необходимо отметить, что
по вопросу функций
Из определения
При этом условием добровольного
предоставления инвестором своих средств
в распоряжение государства является
обязательство заемщика вернуть
к определенному моменту
Спрос со стороны инвесторов на любые ценные бумаги, в том числе и государственные, формируются на основе следующих факторов:
Государственные бумаги считаются, как правило, надежными финансовыми инструментами со средним и низким уровнем доходности. Они привлекательны для консервативных инвесторов, наибольшее значение для которых имеют гарантии сохранности капитала и которые готовы получать относительно небольшой, но гарантированный доход. Наиболее распространенной формой государственных займов являются облигации. Государственные облигации представляют собой ценную бумагу, являющуюся долговым обязательством государства, которая дает ее держателю право получить в определенный срок основную сумму долга и процента. Номинальная цена облигации устанавливается эмитентом и выражает сумму, полученную во временное пользование и подлежащую возврату с начисленными на нее процентами в оговоренный срок. [4, c. 164]
За счет позаимствованных
средств государство может
Финансирование расходов капитального характера за счет заимствованных средств в определенных пределах имеет положительное значение. Растяжение источников финансирования во времени путем выпуска займов на соответствующий срок позволяет переложить платежи по государственному кредиту и процентов по нему на последующие поколения, которые будут пользоваться услугами соответствующих объектов (например, газопроводом, библиотекой, университетом, стадионом и т.п.), построенных нынешним поколением.
Таким образом, с помощью распределительной функции налоговое бремя боле равномерно распределяется во времени.
В случае производительного вложения мобилизованных финансовых ресурсов построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. Никакого увеличения налоговых поступлений в этом случае не происходит.
При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов финансовых ресурсов, например, финансирование за счет их военных или социальных расходов, единственных источником их погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга. [7, c. 141]
Эта функция вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности:
Государство регулирует денежное
обращение, размещая займы среди
различных групп инвесторов. Мобилизуя
средства физических лиц, оно снижает
их платежеспособный спрос. Если за счет
кредита будут профинансированы
производственные затраты, например, инвестиции,
то произойдет абсолютное сокращение
наличной денежной массы в обращении.
В случае финансирования затрат на
оплату труда количество денежной массы
в обращении останется без
изменений, хотя возможно изменение
структуры платежеспособного
Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита, т.е. ссудного процента. Дороговизна заемных средств вынуждает предпринимателей сокращать инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует накопления в виде приобретения ценных государственных бумаг. Чрезмерно высокая активность государства на финансовом рынке обычно содействует отвлечению значительной части финансовых ресурсов от производительного использования, существенно замедляет темпы экономического развития, приводит к росту государственного долга.
Положительное воздействие оказывает государство на производство и занятость населения, формируя спрос на товары отечественного производства за счет внешних заимствований, т.е. зарубежных кредитов, выcтупая в качестве кредитора или гаранта.
Большую роль в стимулировании развития производства и занятости населения играют кредиты, предоставляемые за счет бюджета территорий и внебюджетных фондов. Эти кредиты обеспечивают ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики того или иного региона.
Посредством фискальной функции государство осуществляет формирование централизованных денежных фондов. [13, c. 143]
Более обоснованной точкой
зрения по вопросу функций
Таким образом, государственный кредит является важным звеном централизованных (общественных) финансов. Как экономическая категория он охватывает совокупность денежных отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц – с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта. Наибольшее развитие во всем мире получила деятельность государства в качестве заемщика. Объемы операций в качестве кредитора встречаются значительно реже.