Государственный кредит, сущность, необходимость,формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 23:52, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является определение сущности государственного кредита и анализа государственного долга.

Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть сущность и роль государственного кредита

2. Дать характеристику внутреннего и внешнего государственного кредита

3. Раскрыть проблему государственного долга

Файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ СУЩНОСТЬ, НЕОБХОДИМОСТЬ, ФОРМЫ..doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)


 

                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  ВВЕДЕНИЕ

 

       Временный избыток денежного капитала у одного хозяйствующего субъекта вполне может содействовать с недостатком капитала у другого хозяйствующего субъекта. В этих условиях появление особых долговых или кредитных отношений, которые устраняют несоответствие между временем производства и временем обращения капитала, имеет позитивное значение.

        Как известно, государство как субъект экономических отношений постоянно испытывает недостаток в финансовых ресурсах для удовлетворения своих потребностей. Именно поэтому государство привлекает не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, финансовые ресурсы. В этих условиях государственный кредит является важнейшим дополнительным источником мобилизации финансовых ресурсов на нужды государства и прежде всего для покрытия бюджетного дефицита. Во многих странах мира поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Это во многом объясняется более быстрыми темпами расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений.

         Развитие государственной формы кредита имеет длительную историю. Такая форма кредита возникла с появлением государства, которая начала использовать полученные таким образом средства на покрытие военных и других чрезвычайных расходов. С установлением международных связей между различными странами рядом с внутренним государственным кредитом начинает развиваться система международного государственного кредитования.

Система государственного кредита в ее современном понимании (государственные займы, казначейские обязательства и т.п.) возникло в XVII-XVIII вв. сначала в Голландии, Испании и Великобритании, а затем и в других западных странах. Государственные займы стали использоваться в связи с необходимостью уменьшения и ликвидации бюджетных дефицитов.

В периоды экономического кризиса (который имеет место на сегодняшний день и в Республики Беларусь), коренных  изменений в хозяйственном механизме, нарушения сбалансированности  бюджета государство испытывает острый недостаток финансовых ресурсов. Главным способом получения дополнительных финансовых ресурсов становится государственный кредит.

Все вышеизложенное определяет актуальность выбранной темы для написания курсовой работы.

Целью курсовой работы является определение сущности государственного кредита и анализа государственного долга.

Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть сущность и роль  государственного кредита

2. Дать характеристику внутреннего и внешнего государственного кредита

3. Раскрыть проблему государственного долга

Объектом исследования является система экономических отношений между кредитором и заемщиком по поводу возвратного движения ссужаемой стоимости.

Предметом исследования является движение ссудного капитала, предоставляемого государством (в лице его органов власти и управления) либо чаще всего государству взаймы на принципах возвратности, срочности и платности.

При написании работы были использованы следующие методы: описание, сравнительный анализ, табличный синтез, обобщение.

Основными источниками для написания курсовой работы послужила следующая литература: Фисенко М.К. Финансовая система Беларуси, Мн, 2008; Теория финансов, под ред. проф. Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Мн., 2005  дающие исчерпывающее определение понятия государственного кредита и его роли в развитии экономики страны. Также исследования, направленные на рассмотрение содержания и сущности государственного кредита были проведены отечественными и зарубежными учеными, среди которых Кравцова Г.И.,Тарасов В.И. и другие.

 

                       1.Сущность и роль государственного кредита

 

    Сама природа существования государства характеризуется целым рядом объективных противоречий. Среди них — противоречие между потребностями государства в финансовых ресурсах для выполнения общегосударственных функций и возможностями мобилизации требуемых ресурсов. Возникновение государственного кредита — один из вариантов разрешения данного противоречия.

   Содержание и формы государственного кредита определяются характером экономического строя общества. В рабовладельческом обществе и при феодализме государственный кредит существовал в форме займов, принимавших часто принудительный характер. В них переплетались элементы налога и займа. Полученные таким образом средства шли в основном на покрытие военных и других чрезвычайных расходов. Капиталистическая система государственного кредита зародилась в XVI — XVIII вв. вначале в Голландии и Великобритании, а затем и в других государствах. С возникновением мирового рынка получил развитие международный государственный кредит, явившийся, как показал К. Маркс, наряду с внутренним государственным кредитом одним из самых сильных рычагов первоначального накопления капитала.

    В освободившихся от колониальной зависимости странах — Индии, Бирме, АРЕ, Ираке и др., часть средств, мобилизуемых с помощью государственного кредита, направлялась на финансирование развития промышленности, транспорта, на укрепление экономической самостоятельности и политической независимости этих стран. Империалистические государства, стремясь навязать этим странам свою волю и восстановить своё былое господство, использовали международные государственные кредиты. Социалистические страны в целях оказания финансовой помощи развивающимся государствам предоставляли им долгосрочные кредиты. Кредитная помощь оказывалась этим странам в первую очередь для создания отечественной промышленности, развития и укрепления национальной экономики и подготовку национальных кадров специалистов.[15]

Особенно широкое распространение государственный кредит получил в середине ХХ в., когда финансовая политика многих государств формировалась под непосредственным влиянием экономической теории Кейнса и его последователей. Необходимость получения займов государством тесно связана с состоянием государственных финансов, наличием и расходованием финансовых средств в стране, т.е. с бюджетным дефицитом. Кейнс считал бюджетный дефицит меньшим злом, чем катастрофическое падение производства в период экономического кризиса и предлагал увеличить государственные расходы за пределы текущих доходов государства, чтобы вывести экономику из кризиса.

Все эти исторические факты еще раз подтверждают, что государственный кредит представляет собой немаловажное звено финансовой системы, основными источниками образования которого являются свободные средства юридических и физических лиц, привлекающиеся на добровольной основе для образования централизованного фонда государства. Исходя из этого, можно дать краткое определение понятию государственный кредит — экономические отношения  между государством (в лице его органов власти и управления) и юридическими и физическими лицами.

Государственный кредит — самостоятельное звено финансовой системы государства, и в этом качестве он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства. Государственный кредит — важная составная часть государственных финансов, поэтому ему присущи такие их черты, как обязательное участие государства в лице его органов власти и управления, государственно-распределительный характер этих отношений, жесткая государственная регламентация условий и порядка осуществления государственно-кредитных операций.

В то же время государственный кредит — одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита: наличие кредитора и заемщика; аккумуляцию свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности, срочности и платности, (в исключительных случаях допускается беспроцентный заем ресурсов); возможность использовать государственные кредитные операции внутри страны и в международных экономических отношениях.

При осуществлении государственно-кредитных операции внутри страны государство, как правило, является заемщиком средств, а физические и юридические лица — кредиторами. [6, с. 274]

В международных экономических отношениях государство выступает в роли как заемщика, так и кредитора.

Кроме того, государство может выступать и гарантом возврата займов или выполнения других обязательств субъектами предпринимательства, в деятельности которых оно заинтересовано. В отличие от двух первых видов кредитных отношений (заемщик — кредитор), непосредственно влияющих на величину централизованных денежных фондов, выдача гарантий не обязательно приводит к их изменению. Если должник своевременно и в полном размере рассчитывается по своим обязательствам, то гарант не несет дополнительных затрат. Однако на практике государственные гарантии нередко распространяются на недостаточно надежных заемщиков, что может повлечь за собой рост расходов из централизованных денежных фондов. Государство принимает на себя гарантийные обязательства для поддержания отечественных товаропроизводителей в конкурентной борьбе на внешних рынках, обновления и реконструкции основных фондов народного хозяйства, повышения уровня занятости, развития науки и др.

В системе государственно-кредитных отношений есть также понятие «условный государственный кредит», когда государство выступает гарантом по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти и хозяйственным органам внутри страны.  

В последнее время государство в отношениях по госкредиту  выступает  в роли не только заемщика, но и кредитора. Так, государство  на  безвозмездных либо  льготных  условиях  предоставляет казначейские  ссуды   предприятиям, учреждениям, организациям, деятельность которых имеет  важное  значение  для всего  общества  в  целом,  либо  в  целях  стабилизации  экономики  страны.

Государственный кредит используется государством в следующих случаях:

•              для финансирования государственных программ и инвестиционных проектов;

•              аккумулирования временно свободных денежных средств населения и хозяйствующих субъектов с целью пополнения дефицита государственного бюджета посредством выпуска государственных кратко- и долгосрочных облигаций (ГКО и ГДО);

•              финансирования отдельных статей госбюджета сверх текущих возможностей государства посредством выпуска долгосрочных государственных облигаций (ДГО).

Юридической основой государственных займов есть договор. Именно добровольный и договорный характер государственных займов отличает их от одностороннего и строго принудительного характера налогов.

Широко распространенным инструментом заимствования государства являются ценные бумаги: государственные облигации; казначейские обязательства; векселя, размещаемые среди кредиторов: населения и субъектов хозяйствования. Результатом введения государственного кредита является формирование рынка государственных ценных бумаг. Для кредиторов государственный кредит является формой сбережения, инвестирования средств в ценные бумаги, приносящей дополнительный гарантированный доход. [8, с. 33]

Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.

•              Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности.

•              Регулирующая функция государственного кредита заключается в том, что, вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

•              Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет и свои специфические особенности, порождаемые особенность этой категории:

— очень тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;

— охватывает движения стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;

— осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

  Объективная необходимость формирования и использования государственного кредита определяется противоречием между постоянным увеличением потребностей общества и ограниченными возможностями их удовлетворения за счет бюджетных средств. Бюджетная нагрузка на доходы растет. Структурная перестройка, регулирование экономики, социальная политика государства, расходы на оборону страны, участие в международной деятельности требуют больших средств. Поэтому государство почти всегда нуждается в дополнительных денежных ресурсах, а так как налоговые и им подобные поступления ограниченны, то приходится прибегать к помощи государственного кредита.

Как  показывает опыт стран с рыночной  экономикой,  пользование государственного кредита для покрытия дефицита бюджета является эффективным  и разумным средством по сравнению с монетарными приемами. Данная форма кредита позволяет заемщику мобилизовать дополнительные денежные ресурсы без осуществления бумажноденежной эмиссии.

В периоды экономического кризиса, коренных изменений в хозяйственном механизме, в условиях нарушения сбалансированности бюджета главным способом получения дополнительных финансовых ресурсов становится государственный кредит. В годы экономического подъема, напротив, потребность в государственном кредите сокращается и сфера его применения сужается. [6, с 274-275]

Государственный кредит используется также в качестве одной из мер стабилизации денежного обращения. В условиях развития  инфляционного процесса государственные займы  у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т. е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок.

Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые местными органами власти. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории.

Государственный кредит как звено финансовой системы представляет отношения вторичного распределения валового внутреннего продукта и частичного национального богатства. В сферу государственно-кредитных отношений попадает только часть доходов и денежных фондов, сформированных на стадии первичного распределения.

Информация о работе Государственный кредит, сущность, необходимость,формы