Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 23:52, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение сущности государственного кредита и анализа государственного долга.
Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и роль государственного кредита
2. Дать характеристику внутреннего и внешнего государственного кредита
3. Раскрыть проблему государственного долга
Государственный долг - это общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных излишков.
В зависимости от рынка размещения валюты, на котором выпущены и размещены займы и другие платежные средства, различают внутренний и внешний долг; в зависимости от срока погашения - капитальный и текущий долги.
Экономические последствия государственного долга многообразны. Во-первых, он сокращает запас капитала в экономике. Отвлечение капитала для приобретения облигаций и векселей ведет к уменьшению акционерного капитала. Это означает сокращение выпуска продукции и падение уровня жизни в будущем. Во-вторых, процентные платежи по государственному долгу обременительны для населения, так как покрываются за счет увеличения налогов и дополнительного выпуска денег. В-третьих, выплаты внутреннего долга сопровождаются перераспределением доходов среди населения в пользу наиболее обеспеченных слоев [2, с. 46].
Бюджетный дефицит и государственный долг тесно взаимосвязаны. Это объясняется тем, что государственные займы являются важнейшим источником покрытия бюджетного дефицита. Когда бюджет находится в состоянии дефицита, государственный долг увеличивается, так как правительство вынуждено брать кредиты, чтобы оплатить свои расходы, которые не возмещаются за счет налоговых поступлений. Когда существует профицит бюджета, превышение доходов над расходами помогает правительству расплатиться с населением, погасить свой долг. Но в любом случае долги правительства покрываются налогоплательщиками.
В перспективе, как уже отмечалось, целесообразно отказаться от составления дефицитных бюджетов и осуществить поэтапный переход от дефицитных бюджетов к бюджетному равновесию, а затем к бюджетам с положительным сальдо и его накоплению.
К числу государств, считающихся несущими тяжелое бремя долгов, относят те, у которых три показателя превышают расчетные уровни в среднем в течение трех лет. Такими показателями являются:
1. Отношение общей суммы долга к валовому внутреннему продукту, если оно превышает 50 процентов.
2. Отношение общей суммы долга к годовому объему экспорта товаров и услуг, если оно превышает 275 процентов.
3. Отношение платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга к экспорту товаров и услуг, если оно превышает 30 процентов.
В Республике Беларусь все три названных показателя намного меньше, что свидетельствует о кредитной безопасности.
Внешний государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 1 января 2011 года составил 9687,2 млн. долларов США при установленном лимите на 2010 год 11,0 млрд. долларов США .
Таблица3.1—Внешний государственный долг Республики Беларусь
Внешний государственный долг Республики Беларусь (млн. долл. США) на: | 01.01.2010 г. | 01.01.2011г |
Кредиты, привлеченные Республикой Беларусь (Правительством Республики Беларусь) | 7 778,8 | 9 486,2 |
Кредиты, привлеченные резидентами под гарантии Правительства Республики Беларусь | 112,6 | 201,0 |
Всего | 7 891,4 | 9 687,2 |
Примечание – Источник: [2]
Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу (согласно нормативам, рекомендуемым МБРР), свидетельствуют о том, что Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности
Таблица 3.2— Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу Республики Беларусь
Показатели кредитоспособности | Норматив МБРР | 01.01.2010 г. | 01.01.2011 г. |
отношение внешнего гос. долга к экспорту товаров и услуг, % | 220 | 31,8 | 32,5 |
отношение внешнего гос. долга к валовому внутреннему продукту, % | 50 | 16,5 | 17,8 |
отношение платежей по внешнему гос. долгу к экспорту товаров и услуг, % | 25 | 1,3 | 2,6 |
Примечание – Источник [2]
Однако главной проблемой государственного долга Республики Беларусь является не его размер, а неэффективность использования денежных средств, привлекаемых для финансирования бюджетного дефицита, с точки зрения их прибыльности. Дело в том, что рост дефицита, не способствует росту ВВП, и при сохранившейся динамике Правительство со временем будет не в состоянии выполнить взятые на себя обязательства. [13, с.37]
Государственный кредит – совокупность экономических отношений возникающих в процессе формирования государством финансовых ресурсов для финансирования бюджетных расходов и других общегосударственных программ путем привлечения временно свободных денежных средств населения, предприятий, организаций на условиях возврата и платности.. Кроме этого, понятие государственного кредита включает экономические отношения, связанные с привлечением денежных средств по международным кредитным линиям.
Необходимость использования государственного кредита обусловлена тем, что государственные расходы по удовлетворению потребностей общества растут скорее, чем государственные доходы.
Основными формами государственного кредита в Республике Беларусь являются: государственные займы, выпускаемые в форме ценных бумаг от лица Совета Министров, кредиты Национального банка и внешние займы. В большинстве случаев, кредиты выдаваемые Национальным банком Правительству, отрицательно влияли на уровень инфляции и, начиная с 1994 года наблюдается их сокращение в финансирование дефицита государственного бюджета. А с 2004 года Правительство и вовсе планирует отказаться от этой формы государственного кредита.
Что касается внешних займов, то, несмотря на низкое соотношение между внешним государственным долгом и ВВП, привлечение их достаточно проблематично. Главной причиной этого является невыполнения ряда условий, предъявляемых со стороны Международных Валютных Организаций, в силу того, что они часто не согласуются с экономической политикой, проводимой в Республике Беларусь.
Поэтому главной формой государственного кредита должны стать заимствования Правительства на рынке ГЦБ, что само по себе неплохо, так как это наиболее привлекательный и наименее инфляционный источник финансирования дефицита республиканского бюджета. В тоже время здесь существует ряд проблем, требующих немедленного решения для повышения его (источника) надежности.
В целом, государственный кредит в Республике Беларусь – явление положительное, так как оно является источником ускорения социально-экономического развития страны. Но не следует забывать, что с его функционированием связано понятие государственного долга, под которым понимается задолженность Правительства Республики Беларусь перед юридическими и физическими лицами, оформленная срочными долговыми обязательствами.
Под управлением государственным долгом принято понимать совокупность мероприятий по его обслуживанию и определению условий размещения и погашения облигаций.
В настоящее время, опасения вызывает не размер государственного долга, а тот факт, что он постоянно растет (как следствие постоянного роста дефицита республиканского бюджета) и, принимая во внимание социально-экономическую направленность властей Республики Беларусь, каких-либо тенденций к его уменьшению не предвидится. Для решения данной проблемы, во-первых, необходимо повысить прибыльность вложения денежных средств, привлекаемых через государственный кредит, а во-вторых, попытаться скорректировать доходную и расходную части бюджета и исполнить его с отсутствием дефицита.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Закон Республики Беларусь от 27.05.1993 №2328-XII «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь» // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1993 г., №19, ст.213
2 Раков, А. С. Государственный долг и макроэкономическая стабилизация (на примере Республики Беларусь) / А. С. Раков // Белорусский банковский бюллетень. - 2000. - № 44. - С. 35.
3 Матяс, А. Н. Отдельные проблемы формирования и исполнения бюджета РБ / А. Н. Матяс // Белорусский банковский бюллетень. - 2003. - № 39 (242). - C. 44-46.
4 Деньги, кредит, банки: учебник / колл. авт; под ред. засл. деят. науки, проф. О.И. Лаврушина. — 3-е изд. перераб и доп. — М.: КНОРУС, 2006. — 560 с.
5Деньги, кредит, банки. Справ. пособие / Г. И. Кравцова, Б. С. Войтешенко, Е. И. Кравцов [ и др. ]; под общ. Ред. Г.И.Кравцовой. —Мн.: Меркаванне, 1994. — 270с.
6 Заяц, Н.Е. Теория финансов: Учеб. пособие / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко. — Мн.: БГЭУ, 2005. — 351 с.
7 Кравцова, Г.И. Деньги, кредит, банки: учебник / Г.И. Кравцова, Г.С. Кузьменко, О.И. Румянцева; под ред. Проф. Г.И. Кравцовой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Минск: БГЭУ,2007. — 444 с.
8 Татур, И.И. Финансовый рынок: курс лекций / И.И. Татур — Минск: БГЭУ, 2009. — 155 с.
9 Финансы и кредит: учеб. пособие / Л.Г. Колпина [ и др.]; под общ. Л.Г. Колпиной. — Минск: Выш. шк., 2010. — 367 с.
Информация о работе Государственный кредит, сущность, необходимость,формы