Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 23:52, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение сущности государственного кредита и анализа государственного долга.
Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и роль государственного кредита
2. Дать характеристику внутреннего и внешнего государственного кредита
3. Раскрыть проблему государственного долга
Возможность их мобилизации вытекает из особенностей формирования и использования доходов, получаемых юридическими и физическими лицами. Временно свободные денежные средства у юридических лиц могут образовываться, например, за счет временно не используемых по назначению средств резервного фонда предприятий, денежных средств страховых организаций, предназначенных для выплаты страхового возмещения по поступившим рискам. У населения также образуются временно свободные денежные средства в связи с неравномерным получением различных доходов, особенно в сезонных отраслях народного хозяйства, выплатой премий, отпускных, гонораров и т.п. Государственный кредит независимо от формы его существования имеет, как правило, добровольный характер. Население может и сознательно ограничивать свои текущие потребности из-за необходимости накопления денежных средств для покупки товаров длительного пользования (например, холодильников, телевизоров, автомашин и т.п.) с высокой ценой. Пример отклонения от добровольного характера — обязательная подписка на государственные облигации в годы после Великой Отечественной войны в СССР, предназначенные для сбора средств на восстановление народного хозяйства после войны.
Источником возвращения государственного кредита и процентов по нему являются налоги. Именно поэтому К. Маркс назвал государственный кредит антиципированными (взятыми наперед) налогами.
По своей экономической природе государственный кредит не является доходом государства, но служит той же цели, что и доходы государства — покрытию расходов государства и прежде всего дефицита государственного бюджета. [10, с. 136-137]
Нельзя не заметить, что государственный кредит имеет сущностные черты двух экономических категорий — финансов и кредита. Это позволяет считать его самостоятельной финансовой категорией. Формирование дополнительных финансовых ресурсов посредством государственно-кредитных отношений отражает одну сторону сущности государственного кредита как особой формы привлечения денежных ресурсов государством. Второй стороной выступают отношения, обусловленные возвратностью, срочностью и платностью ресурсов, мобилизуемых с помощью государственного кредита. Государство гарантирует возврат средств с уплатой кредиторам установленного дохода, как правило, в виде процентов. Выплата доходов осуществляется за счет централизованных фондов государства, преимущественно бюджета. Отношения по возврату средств и выплате вознаграждения также имеют перераспределительный характер.
Также существует такое понятие, как международный государственный кредит — движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов во временное пользование на условиях их платности, срочности, гарантии погашения, целенаправленности.
Объективной основой развития международных отношений явились: выход производства за национальные рамки, усиление мирохозяйственных связей, углубление международного разделения труда, международное обобществление капитала, специализация и кооперирование производства.
Для межгосударственного кредита характерно то, что субъектами кредитных отношений выступают отдельные государства, а объектом перераспределения — их национальный доход.
По своему экономическому содержанию государственный кредит неотделим от государственного долга. Следствием государственного кредита является рост государственного долга. Государственный долг — это сумма средств, полученных от выпущенных, но еще не погашенных государственных займов. Иначе говоря, государственный долг — это финансовые обязательства государства на определенную дату в отношении своих кредиторов.
Не стоит забывать, что чрезмерное увеличение государственного долга может привести к платежам по обязательствам, сумма которых составит величину большую, чем поступления от займов, что отрицательно скажется на состоянии финансов государства.
Итак, государственный кредит представляет собой совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами — с другой, (при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта) возникающих в процессе привлечения государством временно свободных денежных ресурсов на условиях возвратности и платности, с целью выполнения своих функций.
Являясь частью финансовых ресурсов государства, государственный кредит выступает важным фактором ускорения социально-экономического развития страны. Мобилизация государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций способствует нормализации и укреплению денежного обращения в стране и одновременно служит источником доходов для держателей государственных ценных бумаг.
Государственный кредит на различных этапах развития Республики Беларусь имел огромную роль.
В настоящее время в Республике Беларусь расходы государства осуществляются в основном в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Это, однако, не уменьшает роли международного государственного кредита для экономики страны.
Международный государственный кредит способствует ускорению социально-экономического развития и укреплению финансового положения страны — получателя средств, позитивно влияет на международное сотрудничество и взаимопонимание между странами. Позитивная роль международного государственного кредита состоит в ускорении развития производственных сил путем обеспечения непрерывности процесса воспроизводства и его расширения.
Решения о привлечении и последующем использовании иностранных кредитов, формирующих внешнюю задолженность РБ, а также о предоставлении правительственных гарантий в отношении иностранных кредитов принимаются Кабинетом Министров РБ по согласованию с Президентом РБ на основании предложений Валютно-кредитной комиссии Кабинета Министров РБ.
Очень важно, что на сегодняшний день Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности. Внешний государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 1 сентября 2010 года составил 9451,3 млн. долларов США при установленном лимите на 2010 год 11,0 млрд. долларов США. [14]
В Республику Беларусь привлекаются иностранные кредиты для поддержания экономических реформ, перехода к рыночной экономике, решения проблем, связанных с осуществлением структурной перестройки экономики, технического перевооружения и модернизации промышленности и сельского хозяйства, внедряя современные технологии, а также развития экспортного потенциала, насыщения внутреннего рынка товарами народного потребления, развития малого и среднего бизнеса и др.
Республика Беларусь может выступать не только в качестве заемщика, но и в роли кредитора по отношению к иностранным государствам, международным организациям и иным нерезидентам страны. В таких случаях договор о предоставлении Республикой Беларусь государственный кредитов может быть подписан белорусской стороной только в случае его включения в Программу предоставления Республикой Беларусь государственных кредитов.
Государственный кредит может быть предоставлен Республикой Беларусь только тем иностранным государствам, международным организациям и иным нерезидентам Республики Беларусь, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным кредитам. [10, с. 139]
В целом, государственный кредит для Республики Беларусь всегда имел и имеет в настоящее время огромное значение. Ведь благодаря данному кредиту государство всегда выходило из трудного положения. Государственный кредит при правильной его ориентации оказывает позитивное воздействие на экономику. Он является одним из основных (наряду с налогами) инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и расходов. Мобилизация государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций способствует нормализации и укреплению денежного обращения в стране.
2 Характеристика внутреннего и внешнего государственного кредита
Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранными государствами - все это обусловливает интенсивное развитие международного государственного кредита. В систему государственных кредитных отношений включается также условный государственный кредит, когда государство выступает в роли гаранта по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным объединениям и т.п. [1, с.342]
В целом государственный кредит при правильной его организации оказывает позитивное воздействие на экономику. Мобилизация государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций способствует нормализации и укреплению денежного обращения в стране и одновременно служит источником доходов для держателей государственных ценных бумаг. [11,323 - 324]
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь» внутренний государственный кредит может выступать в виде займов, выпускаемых в форме ценных бумаг от лица Совета Министров Республики Беларусь (главным образом, государственных краткосрочных облигаций и государственных долгосрочных облигаций), кредитов Национального банка Республики Беларусь и других долговых обязательств, гарантированных Правительством Республики Беларусь. [2, с.213]
Как и любой заемщик, государство привлекает средства по государственному кредиту на заранее определенный срок: до 1 года, от 1 года до 5 лет и т. д. Конкретные сроки займа определяются условиями займа. Долговые обязательства не могут превышать 30 лет. В Беларуси, согласно действующему законодательству, конкретные сроки погашения займов определяются Советом Министров Республики Беларусь, либо по его решению — Министерством финансов Республики Беларусь.
Краткосрочные и долгосрочные облигации эмитируются Министерством финансов Республики Беларусь с целью финансирования бюджетного дефицита. Краткосрочные облигации выпускаются со сроком погашения до 1 года, являются дисконтными ценными бумагами, которые продаются по стоимости ниже номинала, а погашаются по номиналу. Первичное размещение ГКО ранее осуществлялось первичными инвесторами на закрытом аукционе. Агентом по размещению государственных облигаций являлся Национальный банк Республики Беларусь. С 2004 г. Размещение государственных ценных бумаг осуществляется также через ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа». До настоящего времени участниками аукциона являются юридические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Государственные ценные бумаги выпускают на бездокументарной основе и их учет осуществляют в депозитариях. Государственные облигации продаются на вторичном рынке только через организованный биржевой рынок – ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа». Субъект хозяйствования может продавать (покупать) облигации с оговоренным сроком. По истечении этого срока покупатель возвращает облигации продавцу и выплачивает стоимость облигаций с процентом как плату за пользование деньгами покупателя.
Выпуск государственных облигаций на внутренний рынок – одна из форм создания внутреннего государственного долга и неинфляционного финансирования дефицита государственного бюджета. Объемы эмиссии государственных облигаций рассчитываются при формировании республиканского бюджета.
Поскольку государственные облигации активно продаются и покупаются на вторичном рынке, то их, в частности ГКО, можно рассматривать как довольно эффективное средство регулирования ликвидности банков и субъектов хозяйствования. [8, с. 32-33]
Государственные внутренние займы классифицируются по различным признакам.
По праву эмиссии и составу заемщиков они делятся на выпускаемые республиканским правительством и местными органами власти. Следует отметить, что выпуск ценных бумаг местных органов власти происходит в тех случаях, когда местные бюджеты разбалансированы и для покрытия их дефицита приходится прибегать к заимствованиям. Данный вопрос вызывает разные мнения, каждое государство вырабатывает свою модель поведения. Республика Беларусь идет по пути отнесения всего бюджетного дефицита на республиканский бюджет, поэтому местные бюджеты всех уровней составляются сбалансированными по доходам и расходам. В этой связи у местных органов не возникает необходимости в местных займах. В зависимости от формы выплаты доходов займы бывают процентные, выигрышные, проценто-выигрышные, беспроигрышные и беспроцентные (целевые).
По методам размещения займа могут быть добровольные, размещаемые по подписке и принудительные.
Государственные займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг государства. Безоблигационные оформляются путем записей в долговых книгах, подписанием договоров, соглашений. Они используются, как правило, на межправительственном уровне.
Для внутреннего государственного кредита Республики Беларусь ранее была характерна такая форма как кредитование Национальным банком государственного бюджета. Национальный банк мог предоставлять Совету Министров республики, местным органам власти кредиты, обеспеченные долговыми обязательствами на предъявителя. Совокупная сумма этих кредитов ограничивалась определенными экономическими параметрами. [7, с. 165]
Информация о работе Государственный кредит, сущность, необходимость,формы