Государственный кредит, сущность, необходимость,формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 23:52, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является определение сущности государственного кредита и анализа государственного долга.

Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть сущность и роль государственного кредита

2. Дать характеристику внутреннего и внешнего государственного кредита

3. Раскрыть проблему государственного долга

Файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ СУЩНОСТЬ, НЕОБХОДИМОСТЬ, ФОРМЫ..doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

Однако в настоящее время в Республике Беларусь законодательством предусмотрен запрет на кредитование Национальным банком расходов государственного бюджета, что способствует улучшению экономической и социально-политической ситуации в стране.

В Республике Беларусь правовой основой государственного кредита служат Бюджетный кодекс, Закон о республиканском бюджете на очередной год, Указ Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 г. № 252 «Об утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах) и другие нормативные акты. [9, с. 96]

Международный государственный кредит служит источником ускоренного социально-экономического развития и укрепления финансового положения для страны-получателя средств; способствует укреплению меж-дународного сотрудничества, мира и взаимопонимания. [11,323 - 324]

        Внешний (международный) государственный кредит представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в процессе совершения государственно-кредитных операций, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика, кредитора или гаранта. Эти экономические отношения принимают форму государственных внешних займов, которые предоставляются на принципах возвратности, срочности и платности.

Иностранные заимствования позволяют странам превышать в процессе инвестирования и потребления пределы, определяемые текущим внутренним производством, и финансировать капитальные вложения за счет внутренних сбережений и сбережений стран, обладающих избытком капитала. Таким образом, иностранные заимствования способствуют ускорению темпов экономического роста.

Получателями внешних займов в Беларуси являются Правительство Республики Беларусь и местные органы власти. Кредиторами во внешнем государственном кредите выступают правительства и юридические лица иностранных государств, международные финансовые организации, а также частные лица-нерезиденты.

Наиболее значимым источником внешнего финансирования в нашей стране являются иностранные кредиты под гарантии Правительства Республики Беларусь по межправительственным, межбанковским соглашениям, а также по линии международных финансовых организаций.

Решения о привлечении и последующем использовании иностранных кредитов, формирующих внешнюю задолженность РБ, а также о предоставлении правительственных гарантий в отношении иностранных кредитов принимаются Кабинетом Министров РБ по согласованию с Президентом РБ на основании предложений Валютно-кредитной комиссии Кабинета Министров РБ. [4, с.132]

Основными видами внешнего заимствования являются кредитные линии международных финансовых организаций, а также продажа собственных долговых ценных бумаг на внешних финансовых рынках. Предоставление средств со стороны всемирных организаций, таких как МВФ, Всемирный банк повышает доверие к стране других потенциальных кредиторов и инвесторов. Однако для того, чтобы получить такой кредит от страны-заемщика, предъявляется выполнение ряда условий. Эти условия часто не согласуются с той экономической политикой, которая проводится в Беларуси.

Что касается выпуска долговых обязательств, то для выхода на внешний фондовый рынок стране обязательно должен быть присвоен кредитный рейтинг. Выгодность такого метода получения внешнего финансирования растет по мере повышения этого рейтинга.. [5, с.33 - 34]

На сегодняшний день достойное место занимают инвестиции в еврооблигации или евробонды. ЕВРОБОНДЫ (еврооблигации) - разновидность долгосрочных ценных бумаг. Это долговые обязательства, циркулирующие на рынке евровалют. Заемщиками, выпускающими евробонды, выступают правительства, корпорации, международные организации, заинтересованные в получении денежных средств на длительный срок (от 7 до 40 лет). Размещаются евробонды инвестиционными и коммерческими банками. Они являются одним из наиболее надежных финансовых инструментов. Поэтому основными их покупателями являются институциональные инвесторы: страховые и пенсионные фонды, инвестиционные компании.[12]

        В настоящее время, еврооблигации получили распространение в самых широких слоях, однако по-прежнему они доступны лишь состоятельным частным инвесторам, которые, прежде всего, ценят  доходность  в сочетании с минимальными  рисками .

      Беларусь в июле прошлого года разместила 5-летние евробонды на сумму 600 млн долларов со ставкой купона 8,75% годовых и погашением 3 августа 2015 года. В августе того же года Минфин доразместил еврооблигации на 400 млн долларов.

       В январе уже нынешнего года Беларусь привлекла 800 млн долларов путем очередного выпуска евробондов сроком на 7 лет по ставке 8,95% годовых.

       Правда, средства от размещения евробондов Беларусь уже использовала на пополнение золотовалютных резервов. Последующие размещения евробондов могут оказаться с точки зрения ставки купона более выгодными. Возможно, настолько, что удастся и погасить (хотя бы отчасти) долги перед МВФ и Россией, и не ухудшить состояние внешней задолженности. В любом случае, у нашей страны фактические нет выхода, кроме как рефинансировать эти долги за счет заимствований на рынке облигаций. Поэтому, мне кажется, с финансовой точки зрения это выгодно. Но всегда соблазнительно занимать средства на короткий срок. По ним обычно ставки ниже. Но никто не знает, какая будет ставка через год и удастся ли занять на более выгодных условиях. Например, привлекли займ на год под 5%,а через год случился еще один финансовый кризис. Никто никому в долг не дает, и возникают серьезные проблемы с рефинансированием задолженности. Поэтому, лучше, чтобы обязательства  были долгосрочными. Это влечет дополнительные затраты, так как ставки по длинным долгам более высокие. Но в тоже время  приобретается  страховка от необходимости рефинансирования долга, когда это меньше всего возможно.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                3 Проблема государственного долга

        Практически невозможно представить себе государство, в котором безупречно работали бы все финансово-экономические рычаги, стимулирующие приток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают доходы.

     Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любой страны. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуры потребления и развития международного сотрудничества.

      Причиной возникновения государственного долга является проводимая политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства.

      Вместе с тем в мире нет ни одной страны, которая в те или иные периоды своей истории не сталкивалась бы с этой проблемой. Государственный долг является неотъемлемой частью большинства финансовых систем. Мировая практика свидетельствует о широком использовании заемной политики для финансирования расходов бюджета. Сегодня значительный государственный долг имеют такие высокоразвитые страны, как США, Япония, Канада, Германия, Великобритания. При этом основная его часть - это задолженность, возникшая в последние два-три десятилетия и связанная с проведением долгосрочной дефицитной бюджетной политики. Особенно на размеры и структуру государственного долга Республики Беларусь повлиял мировой финансовый кризис 2008-го года, когда возросла потребность в привлечении внешних займов для финансирования отрицательного сальдо платежного баланса и пополнения золотовалютных резервов.

     В настоящее время это является существенной проблемой практически для всех стран мира - развитых, развивающихся, с переходной экономикой. Поэтому важнейшей задачей экономической политики государств является поиск оптимального решения проблем государственного долга.

     Государственный долг - явление в экономике далеко не новое. В разные общественно-экономических формациях менялись его роль и формы, а сущность оставалась прежней - необходимость покрытия нужд правительства в денежных средствах.

      Государственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Он складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.

          Одной из причин, порождающих государственный долг, являются спады в производстве. В период падения деловой активности автоматически срабатывают встроенные стабилизаторы: налоговые поступления сокращаются и вызывают бюджетный дефицит. Попытки уменьшить его путем продажи государственных ценных бумаг и государственных кредитов создают и увеличивают государственный долг. Другой причиной образования госдолга является милитаризация экономики и войны. В этот период для экономики характерна переориентация части ресурсов на нужды военного производства (вооружение, содержание военнослужащих). Поскольку военный сектор является непроизводственным сектором, который в основном потребляет, правительство изыскивает средства для его финансирования.

       Известны три основных источника финансирования этих расходов: увеличение налогов, эмиссия денег, продажа облигаций населению. Несмотря на то, что на практике используются все три источника, первые два приводят к ряду негативных последствий для экономики. Увеличение налогов в краткосрочном временном интервале несомненно увеличивает налоговые поступления в бюджет, однако в долговременном приводит к их уменьшению, так как налоговое бремя сдерживает предпринимательскую активность. Выпуск денег, не обеспеченных товарами и услугами, усиливает инфляцию и подрывает механизм функционирования всей национальной экономики. Выпуск ценных бумаг является наименее болезненным путем изыскания денежных средств: он позволяет привлечь сбережения населения, но образует и увеличивает государственный долг [13, с. 39].

      Наиболее полно величину государственного долга отражает общегосударственный долг, который включает задолженность центрального правительства, долги государственных предприятий и местных органов власти. В зависимости от сферы размещения государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний долг - это долг государства своему населению, предприятиям и организациям. Государственные займы выступают в форме долговых обязательств, которые могут носить краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 до 5 лет) и долгосрочный (от 5 до 30 лет) характер и должны быть погашены в установленные сроки.

       Внешний долг - это общая сумма задолженности государства международным валютно-финансовым организациям, частным банкам, официальным правительственным институтам, иностранным гражданам. Часть внешнего долга, срок платежа по которому не наступает в данном году или в ближайшем бюджетном году, называют капитальной задолженностью. Внешнюю задолженность, срок платежа по которой наступает в ближайшее время, относят к текущей задолженности.

      Финансисты различают долго- и краткосрочную, полностью и частично гарантированную государством задолженность. Долгосрочная внешняя задолженность - это задолженность со сроком долгового обязательства свыше одного года, которая взята у иностранного государства и должна быть погашена иностранной валютой, товарами и услугами. Она включает кредиты Международного валютного фонда, прямые инвестиции и т.д. Краткосрочная внешняя задолженность - задолженность со сроком долгового обязательства менее года. При полной гарантии государство несет ответственность за долг в полном объеме, при частичной ответственность разделяется между государством и должником [13, с. 35].

        Система государственного долга позволяет государству получать денежные средства на покрытие бюджетных дефицитов. Она является важным инструментом макроэкономического регулирования, так как государство, управляя своей задолженностью, влияет на состояние кредитно-денежной сферы, а через нее - на экономику в целом.

       Западные экономисты склоняются к мнению, что умеренный внутренний долг - явление обычное, не имеющее тяжелых социально-экономических последствий. Они считают, что даже большой государственный долг не приведет к банкротству национальной экономики, так как всегда имеются источники его финансирования. К ним относят, во-первых, рефинансирование, т.е. продажу новых облигаций и использование выручки для выплаты держателям погашенных облигаций; во-вторых, дополнительное налогообложение. Наконец, правительство может увеличить денежную массу в обращении и тем самым оплатить сумму долга с процентами.

        Однако рост государственного долга вызывает и отрицательные тенденции. Рост процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, так как их получают наиболее обеспеченные слои населения. Дополнительное налогообложение негативно сказывается на деловой активности субъектов хозяйствования. Повышение ставки процента на внутреннем рынке, вызванное бюджетным дефицитом, вытесняет частные инвестиции. Однако нарастание внутреннего долга считается менее опасным, чем внешнего. Для погашения внешнего долга нация вынуждена рассчитываться частью национального продукта либо недвижимостью. Немаловажное значение имеет и то, что рост внешнего долга подрывает авторитет страны; усиливает неуверенность населения в завтрашнем дне; происходит перекладывание долгового бремени на будущее поколение.

        Для количественной характеристики государственного долга используются показатели общей задолженности, соотношения различных ее видов, разности полученных и выданных кредитов, сравнение величины государственного долга с объемом ВНП и ВВП, расчет задолженности на душу населения. Для оценки внешнего долга определяют степень так называемой "вовлеченности во внешний долг", которая рассчитывается как отношение объема внешнего долга к валовому продукту. Кроме того, рассчитывают еще два показателя, характеризующих платежеспособность страны. Один из них отражает отношение величины внешнего долга к сумме валютной выручки (в расчете за год), второй соотносит годовой размер долга с объемом валютных поступлений за этот же период. Критическое значение этого показателя - 25 %.

       В странах с развитой рыночной экономикой законодательные органы строго контролируют размер государственного долга. Например, в США устанавливают лимит его абсолютной величины; во Франции и Великобритании - лимит прироста за год.

Информация о работе Государственный кредит, сущность, необходимость,формы