Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 21:11, курсовая работа
Целью этого исследования является не только выявление особенностей развития банковского сектора в изучаемых странах, но и проведение их сравнительного анализа. Основными задачами для достижения этой цели являются:
1)Выявление особенностей развития банковской системы Италии
2)Определение этапов развития банковской системы Англии
3)Рассмотрение истории развития банковской деятельности в Германии
4)Изучение развития банковской системы России в различных периодах истории.
Введение 3
Глава 1. Особенности развития банков в отдельных странах Европы 5
1.1.Этапы и формы организации банковской деятельности в Италии 5
1.2.Этапы и формы организации банковской деятельности в Англии 11
1.3.Этапы и формы организации банковской деятельности в Германии 18
Глава 2. Особенности развития банков в России 25
2.1. История развития и процессы формирования банковской системы в России с XVII в. до 1917 г. 25
2.2. Особенности и тенденции развития банковской системы СССР 32
2.3. Экономические предпосылки возникновения и функционирования современной банковской системы России 39
Заключение 46
Список литературы 48
Приложение 50
В итоге повторилось история с прежними банками – большие суммы выдавались неизвестно кому (самым огромным клиентом банка являлся сам создатель – Шувалов), вернуть ссуды не представлялось вероятным, государственные средства продолжали расхищаться.
В 1763 г. Было принято решение расформировать оба банка. Сколько в точности ссуд было роздано и сколько средств вышло в итоге переплавки пушек, осталось неизвестно, поскольку бухгалтерский учет переживал стадию младенчества. По самым скромным подсчетам, из казны – через Медный и Артиллерийский банки – за 8 лет «откачали» треть годового бюджета России.
В 1754 г. в правление Елизаветы Петровны создается "Банк для поправления при Санкт-Петербургском порте коммерции" (с уставным капиталом в 500 тыс. руб.). Поскольку банк был государственным, его поставили под начало Коммерц-коллегии (отсюда его заглавие - Коммерческий).
Функции банка были ограниченными. Он создавал краткосрочные ссудные операции (не более на 75% от стоимости продукта) сроком на 6 месяцев под залог продуктов, находившихся на складах и в порту Петербурга. Банк не занимался учетом векселей (главные ценные бумаги в торговом деле) и созданием межкупеческих расчетов; не воспринимал вкладов. При продаже имущества с торгов банк имел преимущественное право перед другими кредиторами, даже если кто-либо из последних выдал ссуду ранее банка.
Условия кредитования вызвали неприятие у купечества. В первую очередь, краткосрочностью кредита; во-вторых, под залог отдавались продукты, которые находились лишь на складах. В ответ купечество решило устроить своеобразный бойкот Коммерческому банку: в течение двух месяцев ни один купец не воспользовался кредитом, и банк, т.е. правительство, пошел на уступки. Указ от 3 сентября 1754 г. продлевал срок ссуды до 12 месяцев. Постановление о выдаче ссуд не отменялось, но глава банка получил широкие возможности и мог регулировать дела по собственному усмотрению. Скоро дела банка пришли в расстройство. Во-первых, ссудами воспользовалась ограниченная группа купцов, во-вторых, большая часть клиентов были "неисправны в платеже собственных долгов", в-третьих, скудные капиталы банка начало присваивать правительство для выдачи ссуд дворянам.
В итоге в 1770 г. Коммерческий банк прекратил деятельность, но формально просуществовал до 1782 г., когда совсем произошла его ликвидация; оставшиеся средства были переданы Дворянскому банку. Тем не менее, деятельность Коммерческого (Купеческого) банка оказалось принципиальной вехой на пути складывания торгового капитала как предшественника промышленного. Так, некая часть купцов, бравших ссуды в банке, обладала промышленными предприятиями, продукция которых предназначалась на экспорт.
В 1796 г. был основан "Государственный Заемный Банк", занимавшийся выдачей ссуд землевладельцам из дворян для улучшения их хозяйства. Он выдавал ссуду под имения, дома и фабрики сроком на 20 лет под 8% годовых дворянам и на 22 года под 7% городам. 21 Капиталом банка стали все наличные суммы, находящиеся в закрытых Дворянских банках, однако, оборотных его средств было недостаточно для удовлетворения всей потребности в земельном кредите.
В царствование императора Александра
I банковское дело, а с ним и кредитные
учреждения подверглись значительным
изменениям.
Для установления единства между
всеми кредитными организациями было
образовано особое учреждение «Совет
государственных кредитных установлений»,
которое заведовало всеми кредитными
постановлениями.
В 1817 г. императором был основан
«Государственный Коммерческий Банк»,
необходимость создания которого заключалась
в том, чтобы оживить промышленность и
оказать помощь развитию мелкого кредита.
Этому банку предоставлялось право учета
векселей, право приема вкладов на хранение
и право совершения переводов. Банк по
мере развития постепенно открывал свои
отделения в Москве, Астрахани, Киеве и
других городах.
Период с 1862 по 1872 гг. считается
временем беспрерывного исторического
развития банковского дела в России. В
этот период зародилось 33 акционерных
банка, 11 акционерных земельных банков,
а 1873 г. функционировало 222 городских общественных
банка.22
Внезапное появление такой массы кредитных учреждений привело к превышению в действительной их потребности, в силу чего многие из них уклонились от основной своей цели и увлеклись различными спекулятивными операциями, которые привели к краху самих банков, например, к краху Московского ссудного банка.
С 1866 г. было заметно стремление правительства развивать дело мелкого кредита для чего были учреждены Ссудо-Сберегательные Товарищества, а в 1883 г. был учрежден устав Сельских банков. Однако, несмотря на все эти мероприятия, сельскому населению было трудно воспользоваться предоставленным кредитом в лице этих кредитных учреждений. Для усовершенствования этого вопроса в 1883 г. правительство выработало устав и положение Крестьянских Поземельных Банков, а в 1885 г. были учреждены Государственные Дворянские Земельные Банки. Государственные Дворянские Земельные Банки были учреждены с целью дать возможность дворянам выйти из их «стеснительного положения» и обремененного долгами хозяйства.
Наиболее развитой формой банков в то
время были Акционерные Коммерческие
Банки, которые появились в России с 60-х
гг. XIX века.
Состав, устройство и порядок их деятельности
определялись частыми уставами. Число
учредителей такого банка должно было
быть не менее пяти человек. Половина складочного
капитала должна была быть внесена при
подписке на акции, а остальная половина
в течение шести месяцев после открытия
подписки.
В дореволюционной истории банковской системы России ключевую роль играл Государственный банк Российской Империи, основанный в 1860 г. в процессе реорганизации российской банковской системы. Его создание происходило в условиях вступления России в капитализм и было первой из «великих реформ», проведенных в стране Императором Александром II. Значительное государственное вмешательство в развитие экономики, вызванное особенностями экономического развития России, обусловило генезис Государственного банка как органа экономической политики правительства.
Государственный банк являлся банком краткосрочного коммерческого кредита и согласно уставу был учрежден «для оживления торговых оборотов и упрочения денежной кредитной системы». В его функции входили учет векселей и других срочных правительственных и общественных процентных бумаг и иностранных трат, покупка и продажа золота и серебра, получение платежей по векселям и другим срочным денежным документам в счет доверителей, прием вкладов, выдача ссуд и покупка государственных бумаг за свой счет.23
В деятельности Государственного банка Российской империи можно выделить два периода. В течение первого (с 1860 г. по 1894 г.) он являлся в значительной степени вспомогательным учреждением Министерства финансов. Большую часть ресурсов Госбанка в это время поглощало прямое и косвенное финансирование казны. На него возлагались функции, относившиеся к аппарату Министерства финансов: проведение выкупной операции и все делопроизводство по ней, поддержание государственных ипотечных банков и так далее. До 1887 г. Госбанк осуществлял ликвидацию счетов дореформенных банков. Все ликвидационные операции должны были производиться за счет Государственного казначейства, которое являлось должником этих банков. Но поскольку в условиях бюджетного дефицита казначейство было не в состоянии предоставлять необходимые для этого средства, Госбанк ежегодно вплоть до 1872 г. направлял на эти цели значительную часть своей коммерческой прибыли. Ликвидация государственного долга Госбанку произошла уже во второй период его деятельности – в 1901 году. На протяжении всего дореволюционного периода деятельности Госбанк в качестве органа экономической политики правительства участвовал в создании, а затем и в поддержании коммерческих банков, в том числе за счет неуставных ссуд. Банки-банкроты субсидировались им и финансировались, принимались в собственность или управление для последующей продажи.
С принятием в 1894 г. нового устава начался
второй период в деятельности Госбанка.
После денежного кризиса 1905-06 гг., вызванного
Русско-японской войной и революцией,
началась трансформация Госбанка в банк
банков. Накануне первой мировой войны
Госбанк стал одним из влиятельнейших
европейских кредитных учреждений. Госбанк
осуществлял регулирование денежного
обращения и валютных расчетов России
и через коммерческие банки принимал активное
участие в кредитовании промышленности
и торговли.
Во время первой мировой войны
деятельность Госбанка была направлена
в основном на ее финансирование. Большая
часть его активов накануне Октябрьской
революции 1917 г. состояла из обязательств
казначейства и ссуд под процентные бумаги.
Золотой запас банка за это время сократился
с 1604 млн. руб. (на 16 июня 1914 г.) до 1101 млн.
руб. (на 8 октября 1917 г.)24.
История дореволюционного Государственного
банка закончилась 25 октября (7 ноября)
1917 года. С этого момента началась история
Государственного банка советского типа.
Со времени Первой мировой войны начался закат российской банковской системы, а в 1917 г. – полная ее реорганизация.
25 октября (7 ноября) 1917 г. большевики захватили здание Государственного банка в Петрограде, но прошло еще два месяца, прежде чем они стали реально контролировать работу банка. Утром 14(27) декабря были захвачены петроградские коммерческие банки, а вечером того же дня ВЦИК принял Декрет о национализации банков. В соответствии с этим декретом в стране была введена государственная монополия на банковское дело, результатом чего стали национализация частных коммерческих банков и иных кредитных учреждений и их слияние с Государственным банком, переименованным в Народный Банк РСФСР и переданным в ведение Наркомфина.
Формально Народный банк функционировал на основании устава 1894 г., в который был внесен ряд изменений. Однако реально его деятельность регулировалась Декретами и Постановлениями СНК, Постановлениями ВЦИК и ВСНХ и приказами по Наркомфину. Основной задачей банка была эмиссия бумажных денег. С осени 1918 г. Народный банк, находившийся в составе Наркомфина, стал финансировать народное хозяйство и заниматься сметно-бюджетной работой. Внедрение в период проведения политики военного коммунизма безденежных расчетов между государственными предприятиями и учреждениями привело к тому, что банк прекратил осуществление кредитных операций. Функции банка как расчетного центра также были сведены к минимуму, поскольку все расчеты велись с госбюджетом в порядке сметного финансирования предприятий и их доходы зачислялись на счета бюджета. Таким образом, в течение двух лет изменилась сама сущность Народного банка. Из банка он трансформировался в орган, который наряду с финансовыми органами обслуживал в основном бюджетные операции. Функционирование двух параллельных структур было нецелесообразным. Более того, само существование учреждения под названием Народный банк противоречило идее безденежного хозяйства, которое в то время пытались построить большевики. В результате 19 января 1920 г. Народный банк РСФСР был упразднен. Незначительное количество сохранившихся банковских операций стало осуществлять Центральное бюджетно-расчетное управление Наркомфина.
Однако полного заката банковской системы не последовало, так как переход к НЭПу в 1921 г. потребовал ее восстановления. В условиях проведения новой экономической политики постановлениями ВЦИК и СНК соответственно от 3 и 10 октября 1921 г. банк был восстановлен под названием Государственный банк РСФСР. Он начал свои операции 16 ноября 1921 года. В 1923 г. Государственный банк РСФСР был преобразован в Государственный банк СССР.
В ноябре 1921 г. Госбанку было предоставлено монопольное право на проведение операций с валютой и валютными ценностями. Он должен был также устанавливать официальный курс на драгоценные металлы и иностранную валюту, регулируя разрешенные в 1922 г. частные сделки по купле-продаже на бирже золота, серебра, иностранной валюты, а также чеков и векселей, выписанных в иностранной валюте.
С 1922 г. в стране началось создание коммерческих банков, в том числе отраслевых акционерных банков (спецбанков) и обществ взаимного кредита, которые должны были осуществлять краткосрочное или долгосрочное кредитование определенных отраслей хозяйства. В 1924 г. при Правлении Госбанка был создан Комитет по делам банков, который должен был координировать их деятельность. В 1922 г. были созданы банки потребительской кооперации и Промбанк. В 1922-1924 гг. возник еще ряд банков и кредитных учреждений, и банковская система вновь стала многозвенной.
В 1924 г. был образован Внешторгбанк как акционерное общество. Его акционерами стали государство, кооперативные и общественные организации. Этот банк находился в ведении Государственного банка СССР и занимался кредитованием внешнеторговых операций и международными расчетами. В результате проведенной в 1925 г. реформы кассового устройства Государственного казначейства произошло объединение денежной наличности Госбанка и Наркомфина. К 1925 г. в России существовали Государственный банк, Промбанк, Торгбанк (обслуживающий торговлю) и Сельхозбанк (кредитовавший сельское хозяйство). При этом выделялись как центральный, так и республиканские сельскохозяйственные банки, Центральный банк коммунального хозяйства (Цекомбанк), кооперативные банки (Всекомбанк). Целевое назначение каждого банка не означало их жесткой специализации. Они старались привлечь клиентов из разных сфер народного хозяйства, что снижало их риск и придавало устойчивость.
Во второй половине 20-х
годов функции и направления деятельности
Госбанка коренным образом изменились.
Это было связано в основном с ускоренными
темпами проведения индустриализации,
которые требовали крупных вливаний в
тяжелую промышленность в течение короткого
времени.
Проведение индустриализации
в СССР традиционными путями, т.е. за счет
накопления денежных средств внутри страны
и внешних займов, было невозможно. У населения
необходимые накопления отсутствовали,
а займы не могли быть осуществлены ни
по экономическим (мировой экономический
кризис), ни по политическим причинам.
В результате индустриализация в стране
проводилась за счет эмиссионного финансирования.
Поиск способа, который позволил бы государству
в наиболее простой форме перераспределять
денежные средства между секторами экономики,
продолжался в течение всего периода свертывания
НЭПа.