Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 21:11, курсовая работа
Целью этого исследования является не только выявление особенностей развития банковского сектора в изучаемых странах, но и проведение их сравнительного анализа. Основными задачами для достижения этой цели являются:
1)Выявление особенностей развития банковской системы Италии
2)Определение этапов развития банковской системы Англии
3)Рассмотрение истории развития банковской деятельности в Германии
4)Изучение развития банковской системы России в различных периодах истории.
Введение 3
Глава 1. Особенности развития банков в отдельных странах Европы 5
1.1.Этапы и формы организации банковской деятельности в Италии 5
1.2.Этапы и формы организации банковской деятельности в Англии 11
1.3.Этапы и формы организации банковской деятельности в Германии 18
Глава 2. Особенности развития банков в России 25
2.1. История развития и процессы формирования банковской системы в России с XVII в. до 1917 г. 25
2.2. Особенности и тенденции развития банковской системы СССР 32
2.3. Экономические предпосылки возникновения и функционирования современной банковской системы России 39
Заключение 46
Список литературы 48
Приложение 50
Во второй половине 1920-х гг. развитие синдикатов привело к сосредоточению у них всех банковских кредитов, выделяемых соответствующей отрасли, и распределению их между трестами. Такие синдикаты все больше брали на себя посреднические обязанности в кредите. Это дало толчок началу реорганизации банковской системы. В 1927 г. было принято Постановление ЦИК и СНК СССР «О принципах построения кредитной системы», в соответствии с которым Государственный банк получал оперативное управление всей банковской системой, что ликвидировало право самостоятельности в проведении процентной политики банков. Данное постановление ликвидировало и специализацию банков. Госбанк должен был наблюдать за деятельностью остальных кредитных учреждений в соответствии с правительственными директивами в области кредитной политики. Спецбанки должны были хранить свободные средства и кредитоваться только в Госбанке, которому предоставлялось право участвовать в их советах и ревизионных органах. Кроме того, Госбанк должен был увеличить свою долю в акционерных капиталах спецбанков.
Очередным этапом реорганизации стало жесткое разграничение краткосрочного и долгосрочного кредитования. В 1928 г. Промбанк и Электробанк были объединены в единый Банк Долгосрочных кредитов промышленности и электрохозяйства. Все краткосрочные кредиты должен был выдавать Госбанк в соответствии с квартальными планами.
В июне 1929 г. был принят первый Устав Госбанка, согласно которому банк являлся органом регулирования денежного обращения и краткосрочного кредитования в соответствии с общим планом развития народного хозяйства СССР.
В целом результатом
1927-1929 гг. стала ликвидация специфических
кредитных функций банков, что превратило
банковское кредитование в разновидность
государственного планового финансирования.
Кредитная реформа 1930-1932 гг. положила начало
новому этапу в развитии банковской системы.
Ее сутью была замена коммерческого и
косвенного банковского кредитования
прямым банковским кредитованием. Все операции по прямому краткосрочному
кредитованию стали осуществляться в
Госбанке. Все спецбанки превратились
в банки долгосрочных вложений, а сеть
их отделений была ликвидирована. Свои
операции спецбанки должны были осуществлять
через филиалы Госбанка. Такая банковская система состояла
из Госбанка СССР; четырех Всесоюзных
специализированных банков финансирования
и долгосрочного кредитования капитальных
вложений – Промбанк, Сельхозбанк, Цекомбанк,
Торгбанк; Внешторгбанка, имевшего широкую
сеть корреспондентских отношений с иностранными
банками; и сберегательных касс, представлявших
собой единое общегосударственное кредитное
учреждение, обслуживающее широкие слои
населения путем привлечения свободных
средств, оплаты услуг, размещения займов.
В июне 1931 г. было проведено разделение оборотных средств предприятий на собственные и заемные и определены основные принципы краткосрочного банковского кредита.
В результате кредитной реформы деятельность Госбанка окончательно утратила коммерческий характер, и сформировались основные функции Госбанка советского типа – плановое кредитование хозяйства, организация денежного обращения и расчетов, кассовое исполнение государственного бюджета и осуществление международных расчетов.
В декабре 1949 г. был принят
второй Устав Госбанка.
В 1959 г. система долгосрочных банков была
реорганизована: два банка – Сельхозбанк
и Цекомбанк были упразднены, а их функции
переданы Госбанку. На базе Промбанка
и Торгбанка был создан Всесоюзный банк
финансирования капитальных вложений
– Стройбанк. В его функции входило финансирование
и долгосрочное кредитование предприятий
и организаций различных отраслей народного
хозяйства (кроме сельского). Окончательная
структура банковской системы к 1960 г. была
следующей: Государственный банк, Стройбанк,
Внешторгбанк, система сберегательных
касс. Такая система просуществовала достаточно
долго, вплоть до 1988 г.
В октябре 1960 г. был принят
третий Устав Госбанка, а с 1963 г. в ведение
Госбанка были переданы государственные
трудовые сберегательные кассы.
В 1965-69 гг. в ходе проведения
хозяйственной реформы в деятельности
Госбанка произошли изменения, связанные
с кредитованием и расчетами, с планированием
и регулированием денежного обращения,
финансированием капиталовложений и организацией
сберегательного дела. Основными видами
кредитования промышленности стали кредитование
по обороту материальных ценностей и затрат
на заработную плату и по простым ссудным
счетам.
Очередные изменения
в политике страны, переход к рыночным
отношениям привел к изменениям и в банковской
системе. В 1987 г. состоялся Пленум ЦК КПСС,
который принял решение о ее совершенствовании. В сентябре 1988 г. был утвержден
четвертый Устав Госбанка СССР, в соответствии
с которым он являлся главным банком страны,
единым эмиссионным центром, организатором
кредитных и расчетных отношений в народном
хозяйстве. И в результате совершенствования
банковской системы наряду с Госбанком,
игравшим роль «банка банков», были созданы
пять отраслевых банков – Промышленно-строительный
банк (Промстройбанк), занимавшийся кредитованием
промышленности, строительства, транспорта,
связи; Агропромышленный банк (Агропромбанк),
кредитовавший агропромышленный комплекс;
Жилищно-социальный банк (Жилсоцбанк),
задачей которого было кредитование и
обслуживавший жилищного хозяйства и
социальной сферы; Сберегательный банк
(Сбербанк), преобразованный из сберегательных
касс и обслуживавший население, и Внешнеэкономический
банк (Внешэкономбанк), обслуживавший
внешнеэкономическую деятельность.
Такое множество банков при одноуровневой
системе привело к переплетению их функций,
что еще более обострило причины реорганизации
банковской системы. На помощь пришел
Закон «О кооперации» (1988 г.), который позволил
образоваться кооперативным банкам, заполнившим
свободную нишу в кредитовании и привлечении
средств. Первый коммерческий банк был
зарегистрирован в августе 1988 г. Благоприятные
условия открытия банковских кооперативов
привели к широкой волне возникновения
банков, своеобразному «банковскому буму».
К 1 января 1989 г. в стране насчитывалось
43 коммерческих банка, спустя год – 224,
а к концу 1991 г. – 135725. Однако основная часть этих
банков представляла собой «банки однодневки»,
которые создавались лишь для получения
определенной части прибыли, после чего
они закрывались, а на их место приходились
новые, предполагавшие чрезвычайно благоприятные
условия для клиентов, но также не выполнявшие
своих обязательств.
Определенный порядок наступил в 1991 г., когда в конце 1990 г. было принято два закона – Закон «О Государственном Банке» и «Закон о банках и банковской деятельности», в которых были определены условия открытия банка, пути и методы контроля за ними. Вслед за этими законами был принят Закон «О банках и банковской деятельности РФ», который окончательно устанавливал двухъярусную банковскую систему в виде Центрального банка, Сберегательного банка и коммерческих банков. Согласно этому Закону коммерческие банки получили самостоятельный статус в области привлечения вкладов и кредитной политики, а также при определении процентных ставок. Кроме того, им были даны права осуществлять валютные операции на основе лицензий, выданных Центральным банком. Специализированные банки превращались в коммерческие банки на основе акционирования.
Особенностью банков этого периода была их неустойчивость, причинами которой не в последнюю очередь стали недостаточная квалификация, нехватка капитала, неверная процентная политика, высокий риск и низкая ликвидность. Все это приводило к большому числу банкротств.
2.3. Экономические
предпосылки возникновения и
функционирования современной
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР.
2 декабря 1990 г. Верховным Советом СССР был принят закон «О Государственном банке СССР» и закон «О банках и банковской деятельности». Одновременно с данными законами принимаются республиканские законы, в том числе Закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР» и закон «О банках и банковской деятельности в РСФСР». За многие годы впервые, таким образом, деятельность банков получила законодательную основу. Банки были объявлены самостоятельными юридическими лицами, экономически самостоятельными учреждениями, не несущими ответственности по обязательствам государства (так же как и государство не отвечает по обязательствам банков). Начали закладываться институциональные основы новой банковской системы.
Государственный банк СССР, центральные банки республик были выведены из подчинения соответственно Совета Министров СССР и советов министров республик, стали подотчетными Верховным Советам, независимыми от исполнительных и распорядительных органов государственной власти. Были определены уставные капиталы и различные целевые фонды. В соответствии с законом Центральный банк России, к примеру, создает страховой фонд за счет обязательных отчислений банков. Законы об эмиссионных банках содержали и другие важные особенности. К примеру, по законодательству РСФСР было запрещено использование эмиссии денег непосредственно для финансирования дефицита государственного бюджета РСФСР. Банк России объявляется органом денежно-кредитного регулирования экономики республики, объема и структуры денежной массы в обращении. Денежно-кредитное регулирование экономики РСФСР осуществлялось Банком России путем определения норм обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, установления экономических нормативов для банков, проведения операций с ценными бумагами. Особенности новых законов состояли и в том, что они разрешали рефинансирование Банком России деловых банков путем предоставления им краткосрочных кредитов по определенной учетной ставке.
В июне 1991 г. был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка России), подотчетного Верховному Совету РСФСР.
В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него возлагались функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.
20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР (Банку России). Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России).
В течение 1991-1992 гг. под руководством Банка России в стране на основе коммерциализации филиалов спецбанков, которые, просуществовав более трех лет, так и не смогли внести в свою работу качественно новых изменений, была создана широкая сеть коммерческих банков. Собственно, коммерческие банки были уже созданы ранее, они работали параллельно со специализированными банками. На начало 1991 г. численность коммерческих банков составила 1357, а число их филиалов – 2293. (Для сравнения на 1 января 2011 года их численность уже составила 1012, а число филиалов – 288626).
Согласно законам о банках и банковской деятельности все банки трансформировались в акционерные коммерческие банки, их уставный капитал мог формироваться из средств не менее трех участников банка. Участниками банка могли при этом стать как юридические, так и физические лица (кроме Советов народных депутатов всех уровней и их исполнительных органов, политических организаций, специализированных общественных фондов). Чрезвычайно важно также и то, что закон «О банках и банковской деятельности в РСФСР» допускал возможность образования банка на основе любой формы собственности (в том числе с привлечением иностранного капитала). Это означало, что снова после долгих десятилетий в России допускалось функционирование частного сектора в банковской сфере. Закон регулировал порядок открытия и прекращения деятельности банков, в том числе лицензирование их деятельности, регистрации, открытия банками филиалов и представительств, обеспечение финансовой стабильности банка. Особое место в законе было отведено отношениям между банками и обслуживанию банками клиентуры, их внешнеэкономической деятельности.
В интересах упразднения монополизма в банковской сфере в это время проводилась политика по сдерживанию создания чрезмерно крупных банковских структур – банков-гигантов. К сожалению, в полной мере это сделать не удалось. Конечно, это были уже не те союзные специализированные банки, охватывающие капиталы всех подчиненных им структур, от них прежде всего отделились некоторые республиканские кредитные учреждения, а внутри России значительная часть региональных банков стали автономными.
Разумеется, деятельность бывших специализированных банков с новыми названиями на первых порах была далека от деятельности подлинных коммерческих банков, по-прежнему им не хватало опыта, знаний, уровень автоматизации был незначительным. К данным банкам, как и прежде, была «прикована» нерентабельная клиентура, их экономическая поддержка со стороны государства была не отработана, коммерческие банки, обслуживая данную клиентуру, выполняя невыгодные для себя операции, по существу оставались банками, слабыми в коммерческом отношении. И тем не менее сформировавшуюся сеть кредитных учреждений уже нельзя было назвать прежними банками. Несмотря на медленный процесс изменения к лучшему, коммерциализация банковской деятельности постепенно находила свои формы реализации. Торговля ресурсами, межбанковские кредиты, платность ресурсов, получаемых в порядке временного заимствования от Центрального банка, работа на собственных и привлеченных ресурсах неизбежно приводили к новой экономической ситуации, заставляющей банки менять стиль и методы своей деятельности.
После упразднения Госбанка СССР была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их компьютеризация. ЦБ РФ начал осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на организованном им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю.
С декабря 1992 г. начался процесс передачи Банком России функций кассового исполнения государственного бюджета вновь созданному Федеральному Казначейству.
Свои функции, определенные Конституцией Российской Федерации (ст.75) и Законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ст. 22), банк осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.
В 1992-1995 гг. в порядке поддержания стабильности банковской системы Банк России создал систему надзора и инспектирования коммерческих банков, а также систему валютного регулирования и валютного контроля. В качестве агента Министерства финансов Банк России организовал рынок государственных ценных бумаг (ГКО) и стал принимать участие в функционировании.