Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 22:47, реферат
Практический пример, приведенный в разделе 4, также относится
к этой области. В нем рассматриваются негативные побочные явления,
возникающие в результате применения государственной монетарной политики,
направленной на стабилизацию экономики. Анализируется также возможность
возникновения проблем, связанных с денежно-кредитной политикой государства
в ностоящий момент.
Таким образом, главная цель этой работы не углубленное
рассмотрение чисто теоретических вопросов, а, скорее, увязывание теории с
практикой, т.е. преломление теоретических экономических явлений в
конкретной реальной ситуации.
который запускает механизм банковского мультипликатора. Становятся более
дешевыми и кредиты коммерческих банков предприятиям и населению, что
вызывает более активный спрос на них. Это приводит к увеличению количества
денег в обращении. Повышение же учетной ставки делает кредиты невыгод-ными.
Некоторые коммерческие банки возвращают займы Центральному банку, т.к. они
становятся слишком дорогими. Это приводит к мультипликативному снижению
количества денег в обращении.
Иногда политика учетной
операций на открытом рынке для стимулирования покупки иди продажи
государственных ценных бумаг.
Изменение нормы обязательных
резервов направлено на
величины банковского мультипликатора . Т.к. его значение обратно
пропорционально норме обязательных резервов (формула 2.7), то при ее
увеличении величина
банковского мультипликатора
снижению темпов роста количества денег в обороте, т.к. первоначально
эмитированные деньги
увеличиваются в меньшее
при уменьшении нормы обязательных резервов предложение денег увеличивается.
Этот инструмент денежно-
мощным. Но при этом он затрагивает основы всей банковской системы, поэтому
применять его надо с большой осторожностью.
В России основным
является изменение учетной ставки ( ставки рефинансирования). В последние
годы Центральный банк пытается проводить политику ее снижения, что должно
стимулировать проведение кредитных операций и ускорять экономический рост
( ставка рефинансирования постепенно снизилась с 210% в 1994 году до 25% в
настоящее время).
Однако 25% - слишком высокая ставка рефинансирования для России,
т.к. кредит коммерческих банков предприятиям получается слишком дорогим.
Следует также учитывать, что Центральным банком установлены довольно
высокие нормы обязательного резервирования – 10% по счетам в иностранной
валюте, 10 и 7% по счетам в рублях для юридических и физических лиц
соответственно( для сравнения, в странах зоны евро норматив обязательных
резервов установлен в размере 2%).
Все
это указывает на то, что хотя
Центральный банк России
смягчить свою монетарную политику, она по-прежнему остается очень жесткой,
направленной на сохранение низких темпов прироста денежной массы.
Операции на открытом рынке
в России еще не нашли
Отчасти это связано с кризисом рынка государственных ценных бумаг в августе
1998 года. Сейчас введены в обращении новые государственные ценные бумаги -
облигации Банка России ( ОБР) и Центральный банк начал проводить операции с
ними.
4. Влияние монетарной политики государства
на экономику ( на примере России)
Денежно-кредитная политика
влия-ние на экономику страны. Однако было бы ошибочным считать эту политику
единственной причиной всех процессов, протекающих в сфере денежного обра-
щения. Рассмотрим в качестве примера ситуацию, сложившуюся в России в
середине 90-х годов.
В 1995-1998 гг в российской экономике наблюдалась массовая
демонетизация, т.е.
замещение в хозяйственном
неплатежами и различными денежными суррогатами. После кризиса августа 1998
года показатели демонетизации экономики стали довольно быстро снижаться. В
качестве примера в таблице 4.1 приведена динамика доли продукции,
реализуемой по бартеру различными предприятиями.
Наиболее очевидным
несоответствие количества денег в обороте реальной потребности в них.
Сторонники этой точки зрения видят причину возникновения массовых
неплатежей и бартера в чрезвычайно жесткой денежно-кредитной политике
государства. Они полагают, что с целью снижения инфляции государство
проводило политику ограничения темпов роста денежной массы. Это привело к
недостатку денег в обращении и замене недостающих денег бартером,
неплатежами и денежными суррогатами.
Эта теория частично объясняет сложивщуюся в середине 90-х гг
экономическую ситуацию.
Государство действительно
монетарную политику, в результате которой инфляция значительно снизилось.
Если предположить, что денежная масса в обращении оказалась недостаточной ,
то становится понятной причина массовых расчетов без использования денег. В
1998 году в результате кризиса произошел всплеск инфляции, что привело к
увеличению денежной массы и возвращению денег в хозяйственный оборот.
Однако денежная масса в 90-х годах в России явно не была
недостаточной. Это ставит под сомнение всю логику данной теории. Кроме
того, неясно, почему подобные явления не происходили при ужесточении
денежной политики в раз-витых странах. Также эта теория не объясняет,
почему различия в долях бартера в продажах разноотраслевых предприятий
настолько существенны ( Таблица 4.1).
Частично ситуацию проясняет
анализ микроэкономических
Он показывает,
что предприятия часто
средства платежа. Потоки неденежных средств с трудом поддаются контролю со
стороны, поэтому с помощью использования в расчетах бартера, неплатежей и
денежных суррогатов предприятия успешно скрывают от кредиторов, в том числе
и от бюджета, часть своих доходов. Сложившаяся же ситуация с относительной
нехваткой денег в обращении сыграла им на руку и дала возможность более
широко использовать неденежные средства платежа.
Другой микроэкономический
рас-четов в
операциях предприятия –
рынкам ( например, рынку потребительских товаров или международному
рынку). Очевид-но, что чем больше этот доступ, тем меньше предприятие
использует в своих рас-четах неденежные платежные средства. Этот фактор
позволяет объяснить сжатие бартера после кризиса в 1998 году : оно связано
с облегчением доступа на экс-портные и потребительские рынки, а также с
перетоком средств в реальный фактор экономики в результате снижения
процентных ставок.
Определенная роль в создании
рассматриваемой ситуации
государству. В данном случае оно выступает не как проводник денежно-
кредитной политики, а как субъект хозяйственных отношений. Статистика
показывает, что именно неплатежи государству вызывают неплатежи предприятий
друг другу, а не наоборот. Таким образом, не имея возможности в срок
собирать налоги и платить по своим обязательствам, государство провоцирует
возникновение массовых неплатежей. В ближайшее время эту ситуацию изменить
невозможно.
Итак, повсеместная демонетизация российской экономики в 1995-
1998 гг имеет целый ряд причин. Как ни странно главной из них является не
денежно-кредитная политика государства, а совокупность различных
микроэкономических и нституциональных факторов. Монетарная политика
является в данной ситу-ации катализатором экономических процессов.
Российская экономика в 90-х гг была склонна к использованию неденежных
платежных инструментов, а введе-ние жесткой монетарной политики воплотило
эту предрасположенность в действительность.
Таким образом, применение
кредитной политики в каждой конкретной ситуации имеет свои особенности.
Точно так же каждый раз при применении этой политики могут возникнуть
непредвиденные проблемы.
В настоящее время монетарная политика в России направлена на
поддержание оптимального количества денег в обращении. Эта политика не
допускает как усиления инфляции, так и распространения неденежных средств
платежа. Однако при этом следует помнить, что денежно-кредитная политика по-
прежнему является очень жесткой, что может вызвать новый подъем
немонетарной экономики.
Эти отношения имеют под собой реальные основания. К началу 2001
года доля продукции, продаваемой предприятиями за деньги, почти перестала
расти, а в некоторых отраслях даже снизилась ( Таблица 4.2). Это еще не
означает возвра- щение массовых бартерных отношений, но прямо указывает на
его возможность.
Выход из этой ситуации
экономики государство должно смягчить свою денежно-кредитную политику,
чтобы увеличить предложение денег. В сегодняшней ситуации это можно
сделать, не опасаясь инфляции: вследствие оживления производства спрос на
деньги возрос, поэтому можно увеличить их эмиссию. При этом количество
денег в обороте не превысит потребности в них и экономическое равновесие не
нарушится.
Итак, в данной курсовой работе были рассмотрены теоретические
аспекты денежной эмиссии, механизм ее осуществления и способы влияния
государства на денежную массу, проиллюстрированные примером из российской
экономики.
На основании анализа этих данных в работе уже были сделаны
некоторые выводы. Подведем теперь общий итог.
Денежная эмиссия по
количества денег в обращении. В разумных пределах это изменение не
представляет опас-ности для экономики, но при чрезмерных или недостаточных
Информация о работе Эмиссия и выпуск денег в хозяйственный оборот