Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 23:55, курсовая работа
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом коммерческому кредиту и его роли в становлении рыночных отношений в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Объектом данного исследования является анализ коммерческого кредита и его роли в становлении рыночных отношений. Целью исследования является изучение коммерческого кредита с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
Введение
Актуальность настоящей
работы обусловлена, с одной стороны,
большим интересом
Теоретическое значение изучения проблемы заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.
Объектом данного исследования является анализ коммерческого кредита и его роли в становлении рыночных отношений.
Целью исследования является изучение коммерческого кредита с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели мною были поставлены и решены следующие задачи:
исследовать сущность кредита и условия его существования;
сформулировать основные принципы кредитования;
определить функции
дать классификацию кредита;
рассмотреть и проанализировать основные этапы развития кредитной системы в России;
определить роль коммерческого кредита в развитии рыночной экономики.
При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Объект исследования - кредитная система и кредитные отношения в Российской Федерации.
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение и библиографический список.
Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.
Во всякой экономической
системе важное место занимают отношения
кредиторов и заемщиков. Долгий эволюционный
путь нашей цивилизации наглядно
продемонстрировал
Роль коммерческого кредита в современном мире трудно переоценить. Наряду с позитивными последствиями применения кредитования необходимо понимать и некоторую противоречивость оного.
Основным внутренним противоречием
кредитных отношений является противоречие
между кредитором и заемщиком. Эти
противоречия определяются размером высвободившихся
средств у кредитора и размером
потребности заемщика, а также
противоречием между
Развитие рыночных отношений
требует постоянного
коммерческий кредит ссудный спрос
2. Коммерческий кредит, его сущность
2.1 Понятие коммерческого кредита и механизм расчетов
Коммерческий кредит можно
охарактеризовать как кредит, предоставляемый
в товарной форме продавцами покупателям
в виде отсрочки платежа за проданные
товары. Он предоставляется под
Применение коммерческого кредита требует наличия у продавца достаточного резервного капитала на случай замедления поступлений от должников.
Выделяют пять основных способов предоставления коммерческого кредита:
*вексельный способ;
*открытый счет;
*скидка при условии оплаты в определенный срок;
*сезонный кредит;
*консигнация.
При вексельном способе после поставки товаров продавец выставляет тратту на покупателя, который, получив коммерческие документы, акцептует ее, т.е. дает согласие на оплату в указанный на ней срок.
Другой способ - скидка при
условии оплаты в определенный срок.
Этот способ предусматривает условие,
что если платеж будет произведен
покупателем в течение
Согласно договору об открытом
счете, однажды принятому обеими
сторонами, покупатель может делать
периодические закупки без
Сезонный кредит обычно применяется
в производстве игрушек, сувениров
и других изделий массового потребления.
Этот способ разрешает розничным
торговцам покупать товары в течение
всего года с целью организации
необходимых запасов перед
Консигнация - способ, при
котором розничный торговец может
просто получить товарно-материальные
ценности без обязательства. Если товары
будут проданы, то будет осуществлен
и платеж производителю, а если нет,
то розничный торговец может вернуть
товар производителю без
Само собой разумеется, что любой из этих способов может быть наиболее эффективным в конкретных рыночных условиях. Выбор наиболее эффективного способа - главная задача кредитной политики каждой корпорации.
Продажа товаров в кредит
стала обычным способом ведения
дел для промышленных компаний, предложение
кредитных услуг является орудием
конкуренции при привлечении
клиентов. Из-за этой тенденции к
увеличению покупки в кредит все
более острой становится дилемма
твердой или свободной
Корпорация должна постоянно пересматривать свою кредитную политику из-за изменения рыночных условий. Кредитная политика состоит из общих направлений принятия решений по выбору надежного заемщика, объема и срока кредита. Эти направления, в дальнейшем, реализуются младшим управленческим аппаратом для принятия ежедневных решений. Например, в соответствие с проводимой кредитной политикой корпорация может предоставить право младшему менеджеру кредитовать клиентов в пределах 50 тыс. долларов. Следовательно, клиент, нуждающийся в большей сумме кредита, скажем до 200 тыс. долларов, должен будет получить согласие старшего менеджера, а свыше 200 тыс. долларов - одобрение кредитного комитета. Эти процедуры должны быть четко определены, чтобы клиентам не надо было ждать прохождения своего дела по инстанциям.
Схема 1 - Блок-схему, отражающую последовательность кредитной политики и взаимосвязь ее этапов.
Как показывает схема, процесс начинается с определения кредитной политики. В дальнейшем, все решения принимаются в соответствии с ее содержанием. После предоставления кредита следующим важным действием является контроль за просроченной задолженностью, отраженной в балансе по статьям дебиторской задолженности. Этот контроль позволяет определить степень соответствия принятых решений кредитной политике фирмы. Даже если это соответствие не нарушено, периодическая оценка кредитных решений позволяет регулировать их в зависимости от текущей деловой ситуации.
Теперь рассмотрим подробнее каждую стадию предоставления коммерческого кредита.
Управление кредитной политикой выражает общую стратегию развития корпорации. С ее помощью не стремятся установить конкретные способы достижения целей, а лишь формируют "каркас", структуру рекомендаций и основных направлений выполнения частных деловых операций. На основе этого "каркаса" разрабатывается методика проведения ежедневных мероприятий, направленных на достижение целей кредитной политики.
Кредитная политика корпорации, таким образом, определяет цели кредитного управления. Она должна четко показать намерения фирмы быть активной в предоставлении коммерческого кредита, что дает возможность резко изменить кредитную политику в зависимости от конъюнктуры рынка или быть консервативной в условиях предоставления кредита каждому клиенту.
Кредитные условия, предлагаемые покупателю, определяют время, имеющееся в распоряжении клиента до выплаты долга. Обычно под кредитным периодом понимают время, разделяющее дату выписки счета и дату его оплаты. В контракте это время обозначается как "нетто 30" или "нетто 90". Это означает, что наступлению даты платежа предшествуют 30 или 90 дней. Корпорация может предложить учетную скидку, т.е. процент, который клиент может вычитать из цены счета, если платеж осуществляется в установленный учетный срок. В этом случае кредитные условия обозначаются, например, как "2/10, нетто 30" Число 2 означает 2% скидки от суммы счета, если платеж осуществлен в течение 10 дней со дня выписки счета. В противном случае, платеж должен быть произведен в течение 30 дней. Предлагая скидку, корпорация готова отказаться от 2% цены товара для ускорения поступления наличного платежа. Кроме того, так как скидка является добровольной, она может привлечь новых клиентов с коротким денежным циклом, рассчитывающих получить прибыль за счет скидки от цены сделки.
Принятие решения о предоставлении кредита имеет две стороны. Первая - надо ли предоставлять кредит потенциальному клиенту. В этом случае необходимо заняться кредитным анализом. Вторая сторона - если решение о предоставлении кредита принято, должен ли быть установлен лимит и если да, то какой?
Кредитный анализ - это процесс принятия решения о предоставлении или не предоставлении коммерческого кредита данному потенциальному клиенту. При кредитном анализе сначала надо выяснить желание и возможность клиента платить за купленные товары или оказанные ему услуги. Индивидуальные характеристики клиента, изучаемые при кредитном анализе, получили жаргонное название "5С" кредита":
*customer's character (характер клиента)
*capacity to pаy (платежеспособность)
*collateral (обеспечение)
*capital (капитал)
*current business condition (текущее деловое положение).
Изучение характера клиента
помогает определить его желание
платить. Чтобы получить эту информацию
можно организовать личную встречу
с клиентом одного из менеджеров фирмы
или запросить справку в
Кроме финансовых отчетов клиента имеются другие многочисленные источники информации, доступные для использования при анализе. Банки, другие фирмы, предоставлявшие кредиты клиенту, местные кредитные организации, обычно входящие в состав Национальных ассоциаций кредитного управления США, или аналогичные организации в других странах предоставляют, как правило, наиболее общую информацию, так как детали кредитных соглашений составляют коммерческую тайну и охраняются законом.
Широко используемым источником информации в США служит фирма Dun and Bradstreet. (D.В.). Она снабжает информацией о предполагаемой оценочной финансовой силе потенциального клиента, делает сложную кредитную экспертизу. D.В. нанимает команду аналитиков, которые посещают фирмы по определенному графику и составляют доклады с очень подробной информацией. Для потребителей этой информации особо важны сведения о предыдущих платежах, финансовом положении, указанные в сводных финансовых отчетах клиентов. Доклад отмечает любую текущую официальную проблему клиента и его краткую историю. Таким образом, доклад D.В. стал стандартным источником информации, необходимой для принятия решения о предоставлении и размерах кредита.
Нужно особо подчеркнуть, что в течение всего процесса анализа исследование кредитоспособности клиента вызвано не только необходимостью принятия мер предосторожности от предоставления кредита ненадежному клиенту, но в равной мере и желанием фирмы оказать максимум кредитных услуг уважаемому покупателю. В равной степени плохим считается решение о кредитовании не заслуживающих этого клиентов и решение не предоставлять кредит клиенту, который гарантированно заплатит. В обоих случаях продавец несет убытки.