Коммерческий кредит, его сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 23:55, курсовая работа

Описание работы

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом коммерческому кредиту и его роли в становлении рыночных отношений в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Объектом данного исследования является анализ коммерческого кредита и его роли в становлении рыночных отношений. Целью исследования является изучение коммерческого кредита с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 105.07 Кб (Скачать файл)

Корпорация идет на определенные расходы для предохранения себя от ошибочных кредитных решений. Такие расходы включают в себя зарплату и гонорары за консультации специалистов, оплату кредитных докладов, вступительные и членские взносы в кредитные ассоциации. Корпорация, также, должна нести и внутренние расходы для осуществления качественного  кредитного анализа, разработки методик  и материально-технического обеспечения  анализа.

Предел кредита - максимальный объем кредита, который будет  предоставлен клиенту единовременно. Этот объем обычно устанавливается  на относительно низком уровне для  новых, незнакомых клиентов и, затем, поднимается  на основе положительной практики платежей и потребностей клиента. Кредитные  лимиты (пределы) не должны быть стабильными, а всегда служить объектом пересмотра, основанного на опыте и изменении  условий рынка. Устанавливая кредитный  лимит, фирма отталкивается от информации, полученной в результате кредитного анализа и суммы планируемых  закупок клиентами.

Рассмотрим пример. Представьте, что потенциальный клиент обращается за кредитом. Кредитор выясняет, что  клиент имеет хорошее финансовое положение, и что он собирается покупать ежегодно материалов на 360,0 тыс. долларов. Основываясь на этой информации и  принятом кредитном решении "нетто  ЗО", кредитор может установить начальный  лимит приблизительно 30,0 тыс. долларов в месяц (т.е. 360,0 тыс. долларов в год). Клиент должен будет оплатить закупки  прошлого месяца перед тем, как выставить  новую кредитную заявку. После  практики нескольких месяцев работы с клиентом кредитор может поднять  кредитный лимит и разрешить  клиенту быть более свободным  в кредитных заявках, если его  платежи поступают в соответствии с графиком.

Некоторые менеджеры ставят кредитный лимит в зависимость  от собственного капитала клиента. Например, кредитный лимит может быть установлен как определенный процент от собственного капитала покупателя (например 5 или 10%). Наряду с собственным и оборотный капитал может быть использован для установления лимита. Многие менеджеры даже предпочитают основываться на оборотном капитале, так как он более тесно связан с платежеспособностью клиента.

Очень важной проблемой является оценка последствий изменения кредитной  политики. Прежде, чем корпорация меняет свою кредитную политику, ее специалисты  должны установить связь предполагаемых изменений с современным объемом  притока капитала корпорации. Изменение  кредитной политики обычно связано  с колебаниями объемов продажи, пропорции доли клиентов, берущих  денежные скидки, времени денежных поступлений и индекса изменяющейся себестоимости относительно объема проданных товаров. Чтобы понять, как оценить достоинства предполагаемых изменений кредитной политики корпорации, рассмотрим один пример.

Допустим, что менеджер компании "Delta" рассматривает ослабление (либерализацию) условий кредита с "1/10 нетто 60" до "нетто 100". В результате этого планируется увеличение продажи на 5% от текущей дневной продажи, равной 200,0 тыс. долларов как результат введения новой политики.

Важным элементом всей системы мероприятий по коммерческому  кредитованию является процедура получения  денег по счетам, подлежащим оплате. Специалисты в этой области советуют не позднее, чем за 10 дней до срока  платежа послать клиенту письмо. Такое послание может быть отпечатано и на следующем счете. В письме напоминается число и доля остатков, подлежащих оплате.

Если остаток остается неоплаченным в срок, то полезно  связаться или лично встретиться  с клиентом, чтобы точно выяснить причину правонарушения. Как можно  скорее надо понять, не вызвана ли задержка платежа проблемами, связанными с  поставкой товара (качество, ассортимент  и т.д.), спорными вопросами по предоставленным  платежным документам или финансовыми  трудностями клиента.

Нужно все время иметь  в виду, что процесс сбора средств  может дорого обойтись продавцу как  из-за прямых расходов с ним связанных, так и из-за испорченных отношений  с клиентами. Тем не менее, для  того, чтобы предотвратить необоснованное затягивание денежного цикла  и свести к нулю уровень несобранных  средств с последующим списанием со счетов безнадежных долгов, менеджеру необходима твердость и хладнокровие.

Интересная ситуация возникает, когда клиент, пользующийся скидкой, неожиданно не платит в льготный период. В таком случае не будет ошибкой  не учитывать скидку в счете и  ждать платежа на всю сумму  счета. Можно даже, если это единичный  случай, а клиент очень солидный, и вовсе не обратить на это внимание и не портить отношений. Наиболее же гибким путем решения проблемы неполученных скидок будет разрешение клиенту сохранить скидку даже в  случае несвоевременного платежа в  льготном периоде, если клиент согласится на досрочную оплату следующего счета. Квалифицированные менеджеры всегда ищут пути удовлетворения потребностей в кредите своих клиентов, достигая собственные цели и выполняя обязанности  по поддержанию притока денежных средств.

2.2 Развитие коммерческого кредита

В конце 19 века основной формой финансирования внешнеторговых сделок служили иностранные облигационные  займы, размещаемые правительствами, муниципалитетами и крупными фирмами  на рынках частных капиталов других "богатых стран". В условиях свободного движения капиталов и беспрепятственного) обмена валют на золото такие займы были очень удобным средством для внешнеторгового финансирования. Сроки таких займов достигали 10-15 лет и более. Прямые кредиты долгосрочного характера частных фирм были скорее исключением, чем правилом. Основная масса внешнеторговых сделок осуществлялась на базе краткосрочных кредитов банков, акцептных или учетных домов (со сроками не более 1 года, а обычно в пределах 3-6 месяцев).

Мировой экономический кризис 1929-1933 г.г. привел к ограничению возможностей использования "классических" средств  финансирования международных торговых операций и резкому ухудшению  положения на мировом рынке. Кризис дал толчок для развития среднесрочных  банковских и коммерческих (фирменных) кредитов. Именно в этот период наметились две основные особенности создаваемых  систем финансирования экспорта, которые  в дальнейшем, главным образом  с начала 50- х годов, стали особенно четкими. Система экспортного финансирования США стала развиваться в основном по линии предоставления иностранным заемщикам прямых государственных кредитов. Основной формой такого финансирования в странах Западной Европы стали фирменные кредиты.

Значение фирменных кредитов стало возрастать сразу после  первой мировой войны. Однако лишь после  кризиса 1929- 1933 г. г. эти кредиты стали  одним из основных средств финансирования экспорта. При этом если раньше фирменные  кредиты использовались исключительно  для краткосрочного кредитования экспортных поставок, то постепенно сфера их влияния  расширилась. Все чаще их стали применять  при финансировании сделок, требующих  долгосрочных займов.

Международная торговля вплоть до начала второй мировой войны так  и не смогла выйти из состояния  кризиса, что сказалось на абсолютном размере кредитных операций такого рода. Война же практически парализовала международный кредитный рынок.

В послевоенные годы иностранные  облигационные займы, размещаемые  на рынке частных капиталов, так  и не восстановили своей роли. Им на смену пришли прямые государственные  и фирменные кредиты. Наряду с  ними существенную роль стали играть кредиты международных организаций  и банковские кредиты.

Главной целью предоставления фирменных и банковских кредитов в это время было создание благоприятных  предпосылок для роста американских инвестиций за границей. Направление  кредита вплоть до начала 50-х годов  было предельно стабильным - от США  странам Западной Европы и Японии.

Начало 50-х годов характеризовалось  тем, что обращение западноевропейских стран к использованию международного кредита для целей внешнеэкономического развития становится все более активным, общее направление движения международных  кредитов изменилось в сторону развивающихся  стран "третьего мира" и, наконец тем, что разница систем внешнеторгового кредитования у США, с одной стороны, и у большинства западноевропейских стран - с другой, становится все более определенной.

Восстановление и дальнейшее расширение потенциала западноевропейских стран, постепенное ослабление спроса на доллар во многом способствовали тому, что, в целом, роль долгосрочного международного кредита (а тем более государственных субсидий) как средства форсирования экспорта товаров в эти страны стала снижаться. При продажах машин и оборудования в западноевропейские страны решающую роль стали играть нормальные средства конкуренции: цена, качество изготовления, конструктивные особенности, сроки поставки и т.д.

Резко сократился приток в  Европу американского государственного капитала в виде кредитов и субсидий и, напротив, быстро вырос объем прямых капиталовложений американских ТНК.

Не менее серьезные  изменения происходили и во внешней  торговле. Уже с конца 40-х и особенно в начале 50-х годов на рынке обостряется конкурентная борьба между поставщиками. "Рынок продавцов" все более превращался в "рынок покупателей".

Наряду со значительным расширением  экспорта из США и Англии быстро возрастала конкуренция со стороны  многих западноевропейских стран и  Японии, которые к этому времени, завершив в основном восстановление своей экономики (довоенный объем  промышленного производства в странах  Западной Европы был достигнут в 1948 г.), не только удовлетворяли за счет отечественного производства значительную часть своего спроса на машины и оборудование, но и быстро развивали экспорт. К началу 50-х годов проблема сбыта машин и оборудования стояла со всей остротой уже перед всеми развитыми странами-экспортерами. Эта проблема толкала их на поиски новых рынков.

В условиях острой не хватки валютных средств многие развивающиеся страны были вынуждены ввести жесткие импортные ограничения, которые коснулись в первую очередь потребительских товаров и, в значительной мере, машин и оборудования. В ряде случаев импорт машин и оборудования допускался лишь при определенных условиях. В частности, многие развивающиеся страны стали настаивать на том, чтобы сам экспортер изыскивал средства для финансирования своих поставок. В условиях, когда экспортные кредиты нередко были единственным возможным источником финансирования закупок машин и оборудования для импортеров, последние соглашались даже покупать более дорогое оборудование, но обязательно в кредит, рассчитывая, что рассрочка платежа позволит им приобрести оборудование с минимальными первоначальными затратами и оплатить как стоимость самого оборудования, так и проценты, и другие расходы, связанные с получением кредита, из доходов от эксплуатации этого оборудования.

Таким образом, возможности  сбыта машин и оборудования в  развивающиеся страны нередко зависела от способностей экспортеров привлечь средства для финансирования на определенных условиях своих поставок.

Системы финансирования экспорта развивались в соответствии с  ранее обозначившейся тенденцией по американскому и европейскому пути.

Для американских экспортеров  проблемы кредитования своих внешнеторговых поставок решались в основном путем  расширения уже существовавшего аппарата государственного финансирования. Эта система в США все более переключалась в 50-е годы на форсирование сбыта товаров в развивающиеся страны третьего мира. Быстрыми темпами росли как прямые государственные кредиты, так и государственные субсидии. Рост вывоза капитала в форме прямых инвестиций в иностранные дочерние и филиальные предприятия в этот период также в значительной степени способствовал экспорту машин и оборудования из США. Доля американских поставок, осуществлявшихся в рамках кредитов МБРР, хотя и уменьшилась, но была по-прежнему велика.

Проблема финансирования экспорта для западноевропейских стран  имела в послевоенные годы особенно большое значение, так как их машиностроительная промышленность в гораздо большей  степени, чем американская, зависела от сбыта на внешних рынках вообще и на рынках развивающихся стран, в частности. В то же время фирмы  этих стран в гораздо меньшей  степени могли использовать для  форсирования своего сбыта такие  формы финансирования экспорта, как  прямые инвестиции в заграничные  предприятия, кредиты МБРР, займы, размещаемые  на рынке частною капиталов, и т.д.

В отличие от США большинство  западноевропейских стран не шло  по пути создания системы финансирования экспорта с помощью прямых государственных  кредитов и субсидий. Единственным исключением явилась Франция, широко использовавшая для продвижения  своего товарного экспорта (в первую очередь, в страны Французского сообщества) эти средства. В Англии, Бельгии, Голландии практика прямого государственного кредитования и субсидирования экспорта (направляемого, главным образом, в  свои колонии и зависимые страны) осуществлялась в ограниченных масштабах. В ФРГ, Италии, Австрии, Швейцарии  такой практики не было, по существу, вплоть до конца 50-годов.

Основной, а в некоторых  случаях (как, например, в ФРГ) единственной, формой кредитования экспорта машин  и оборудования стали в западноевропейских странах среднесрочные фирменные  кредиты поставщиков. Собственно "фирменными" их назвать можно с очень большими допущениями, точнее, это кредит поставщика, который представляет собой своеобразную форму сращивания, модификации коммерческого  и банковского экспортного кредита.

Кредит поставщика делится  на 2 этапа. На первом этапе это чисто  коммерческий кредит экспортера импортеру. Второй этап - трансформация коммерческого кредита в банковский путем учета векселей, применения лизинга, факторинга.

Правительства западноевропейских стран всемерно поощряли такую практику, поскольку в этом случае в максимальной степени использовался частный (и  промышленный, и банковский) капитал, достигалась стопроцентная "связанность" вывоза капитала с товарными поставками, и срок вывоза капитала в такой форме был сравнительно невелик. Рост значения среднесрочных кредитов происходил параллельно с растущей мощью европейской промышленности.

Рассмотрим подробнее  механизм кредита поставщика. На первом этапе - это, по существу, предоставление поставщиками покупателям права  оплачивать товары в рассрочку, то есть экспортер от своего имени финансирует  покупателя. Все расчеты, связанные с предоставлением и погашением таки) кредитов, осуществляются непосредственно между поставщиками и покупателями. Кредит на этом этапе отличается лишь тем, что у экспортера заранее подготовлен механизм рефинансирования.

Информация о работе Коммерческий кредит, его сущность