4. Недоверие населения к банковскому сектору.
В период кризиса население доверяет только
госбанкам, что еще больше ухудшает и без
того нестабильное положение частных
коммерческих банков.
5.
Большое число мелких банков,
не имеющих доступа к господдержке,
испытывают серьезные проблемы
с ликвидностью, в то время
как у госбанков с этим все
в порядке.
6.
Непрозрачность определения критериев
помощи транслируется вниз по
вертикали власти и приводит
к многочисленным случаям недобросовестной
конкуренции, в том числе в
регионах.
В
настоящее время банковское сообщество
стоит перед выбором: дальнейшее развитие
системы государственных банков или стимулирование
здоровой конкуренции между коммерческими
банками. Независимо от того, что меры,
принятые в послекризисное время, были
понятны и оправданы, чтобы в ближайшее
время государству осуществить подъем
экономики, необходимо снижать свое влияние
на банковскую систему. Поэтому следует
придерживаться определенных стратегических
перспектив:
1)
необходима концентрация госучастия
в малом числе банков для
повышения эффективности и качественного
управления государственной долей
в капитале банков;
2)
требуется снижение удельного
веса государственного участия
в совокупном капитале коммерческих
банков для повышения конкуренции
на российском банковском рынке.
Банковское
сообщество также может и должно развивать
конкуренцию на финансовом рынке. Для
этого необходимо осуществлять следующие
действия:
1)
Поддержание различий в операционных
издержках. В результате данного
действия финансовые компании
с высокими издержками и неоптимальной
структурой недополучают прибыль.
Операционные издержки у крупных
банков выше, это дает конкурентные
преимущества небольшим банкам.
2)
Поддержка присутствия на финансовом
рынке банков, занимающих разные
его доли: несогласие других участников
рынка лишает лидеров сверхприбылей.
Небольшие банки должны сменить
стратегические ориентиры и найти
свою специализацию, поможет им
занять прочные позиции на
банковском рынке.
3)
Активное развитие инфраструктуры
банковского бизнеса в соответствии
с принципом «раскрытие информации
и прозрачность». Данная мера
укрепит доверие клиентов к
банкам разных масштабов и
с разной структурой собственности.
Эти
действия могут быть обеспечены при поддержке
и участии государства. Однако все они
окажутся неэффективными, если банки в
индивидуальном порядке не будут повышать
свою конкурентоспособность и улучшать
положение на рынке.
Для
наиболее конкурентоспособных представителей,
т.е. сегодняшних олигополистов, это первые
20 банков согласно рейтингу ЦБ РФ можно
предпринять следующие действия.
- дальнейшее развитие филиальной сети.
Банк должен располагаться таким образом,
чтобы клиент не тратил много времени
на дорогу, но в то же время и не являлся
региональным;
- дальнейшее укрепление репутации как
самых надежных банков. Это позволит привлекать
депозиты по ставкам, обозначающим нижнюю
границу для всего рынка и в будущем воспользоваться
неценовым фактором конкурентоспособности
на рынке кредитных услуг. Клиенты банков
также хотят иметь дело с известным и респектабельным
финансовым институтом. Для рядового потребителя
это является возможностью избежать излишних
рисков;
- увеличить занимаемую долю на рынке розничных
услуг. Для этого там, где нецелесообразно
открывать филиал, необходимо использовать
для продажи своих услуг почтовые отделения,
бизнес-центры и торговые комплексы;
- повысить скорость обслуживания. Клиент
высоко ценит свое время и отдает предпочтение
тому банку, который умеет его экономить.
Для этого необходимо увеличить инвестиции
в банковские технологии;
- расширить ассортимент. Банк должен суметь
предложить клиенту полный спектр доступных
на рынке услуг. Это обусловлено тем, что
клиент, при возникновении потребности
в услуге, которую не оказывает обслуживающий
банк, будет искать другую организацию;
- улучшить качество обслуживания клиентов,
а также постоянно повышать профессионализм
своих сотрудников. Клиент всегда ожидает,
что к его проблемам отнесутся с пониманием,
и рассчитывает, что уровень обслуживания
не снизится в связи с оказанием новых
банковских услуг;
- постоянно разрабатывать и предлагать
клиентам новые банковские услуги, отвечающие
их потребностям в рыночных условиях.
Они
имеют все изначальные данные для равной
конкуренции с крупными иностранными
финансово-кредитными структурами: значительная
доля российского рынка, внушительный
капитал, избыточные ресурсы, квалифицированные
кадры, хорошая репутация. Это свидетельствует
о хороших перспективах их дальнейшего
развития при любых экономических условиях.
Банки,
не сумевшие создать кредитный портфель,
достаточный для продолжения самостоятельного
бизнеса. Низкий уровень получаемых ими
доходов приведет к катастрофическому
росту расходов и соответственно к банкротству.
Поэтому для них в ближайшее время наступит
период конкуренции за наиболее выгодные
условия присоединения к более крупным
организациям. Улучшить свое положения
они смогут следующими методами:
- максимально «очистить» и структурировать
свой бизнес с тем, чтобы присоединиться
к более крупным банкам с максимальной
для себя выгодой;
- прорабатывать вопрос о возможности
слияния ряда средних и мелких банков
и формирования на этой основе новых лидеров
рынка.
В
силу ряда исторических и макроэкономических
причин, объем банковских услуг в России
весьма ограничен, поэтому ряд операций,
которые на Западе обеспечивают доходом
множество финансово-кредитных организаций,
в нашей стране пока не развиты. Для высококонкурентоспособных
средних и мелких банков, ведущих свой
бизнес рыночным способом и активно занимающихся
внедрением на рынке новых услуг, можно
порекомендовать следующее:
- освоение новых рыночных ниш для привлечения
дополнительных клиентов и получения
доходов, на которые пока не претендуют
другие банки;
- реализация принципа индивидуального
подхода к клиентам. Необходимо, чтобы
клиент чувствовал себя комфортно;
- осуществление продуманной рекламной
компании. Самое главное, заинтересовать
потенциальных клиентов в новых оказываемых
услугах и перевести потенциальный спрос
в реальный;
- реализация прежних услуг новым группам
клиентов, или предложение знакомой клиентуре
нового ассортимента. Благодаря этому
можно удлинить цикл жизни старой услуги
и облегчить внедрение на рынке новой.
Все перечисленное выше поможет развития
межбанковской конкуренции, положительно
скажется на условиях обслуживания клиентов,
а также будет способствовать развитию
и укреплению экономики в целом.
Характеризуя
перспективы банковской системы России,
можно выделить следующие сценарии развития:
- Уход мелких банков с финансового рынка.
- Консолидация в секторе и быстрое сокращение
количества банков.
- Универсализация двух-трех десятков
ведущих банков.
- Специализация остальных банков.
- Дальнейшее укрепление позиций крупнейших
госбанков и банков из топ-10.
- Перераспределение средств населения
в пользу госбанков.
- В целях повышения конкурентоспособности
российского финансового рынка выделены
следующие направления:
- Дальнейшее улучшение макроэкономических
показателей, реальное снижение темпа
инфляции.
- Укрепление позиций участников финансового
рынка, в первую очередь банков.
- Обеспечение инвестиционной безопасности,
стабильности законов, правовых гарантий
для привлечения инвесторов - российских
и иностранных - в банковскую сферу.
- Повышение эффективности и координации
деятельности многочисленных органов
надзора и контроля за участниками разных
сегментов банковской сферы.
- Формирование в стране и за рубежом доверия
к российским банкам.
- Целеустремленное повышение квалификации
участников финансового рынка, в том числе
руководящих кадров, которые должны иметь
базовое образование; это требует усиления
контроля за качеством преподавания в
учебных центрах послевузовского образовании.
Заключение
Межбанковская конкуренция
имеет ряд особенностей, отличающих ее
от другого вида конкуренции:
- Банковская
конкуренция неразрывно связана с политикой,
оказывает постоянное влияние, как на
внутреннюю, так и на внешнюю политику
страны.
- Конкуренция
на рынке банковских услуг обусловлена
специфичностью товара, которым оперируют
кредитные организации- деньги.
- Конкуренция
между участниками рынка происходит в
условиях жесткого государственного контроля.
Выделяют следующие виды конкуренции
на рынке банковских услуг:
- Индивидуальная
и групповая.
- Конкуренция
продавцов и конкуренция покупателей.
- Внутриотраслевая
и межотраслевая.
- Ценовая
и неценовая.
- Совершенная
и несовершенная.
В России банковская конкуренция
обусловлена рядом специфических черт
банковского сектора страны:
- Высока
доля на рынке государственных кредитных
организаций.
- Иностранные
банки представлены в России в ограниченном
представительстве.
- Наблюдается
высокая степень неравномерности распределения
банков и их филиалов на территории страны.
- На
протяжении нескольких лет наблюдается
тенденция к сокращению общего числа банков.
В
целом, основными целями дальнейшего развития
банковского сектора можно назвать:
1.
Укрепление устойчивости банковского
сектора, исключающее возможность
возникновения системных банковских
кризисов.
2.
Повышение качества осуществления
банковским сектором функций
по аккумулированию денежных
средств населения, предприятий
и их трансформации в кредиты
и инвестиции.
3.
Укрепления доверия к российскому
банковскому сектору со стороны
инвесторов, кредиторов и вкладчиков,
в первую очередь населения.
Список использованных
источников.
- Баталов А.Г., Самойлов Г.О. - Банковская конкуренция // М.: Экзамен, 2010
- Братко А.Г. - Кто должен развивать банки? // Банковское дело, 2009
- Воеводская Н. - Проблемы эволюции финансового рынка // Экономист,
2011
- Коробова
Г.Г. – Банковское дело// М. Экономист,2009
- Красавина Л.Н.,
Валенцева Н.И. - Роль банков на финансовом
рынке: мировой опыт и российская практика //
Финансы и кредит, 2010
- Нешитой А.С.,
Финансы: Учебник. - 5_е изд., перераб. и доп.
- М.: Издательско-торговая корпорация
«Дашков и К», 2009
- Нуреев Р.М. Деньги,
банки и денежно-кредитная политика, М,
2003
- Аналитический
бюллетень «Банковская система России:
тенденции и прогнозы. Итоги 2011 г.» / Центр
экономический исследований «РИА-Аналитика».
— Москва, 2011.
- Официальный
сайт Банка России — [Электронный ресурс]
— Режим доступа. — URL: http www.cbr.ru (дата обращения: 15.11.2012 г.)
- Рейтинги:
Top500 прибыльных банков на 1 октября 2011 года
[Электронный ресурс] — Режим доступа.
— URL: http://rating.rbc.ru/articles/2011/11/19/33482157_tbl.shtml?2011/11/19/33482123
-
Бюллетень Банковской Статистики (№235)
2012 - Центральный Банк России. Москва
2012.
-
Годовой отчет Банка России 2012 – Центральный
Банк России. Москва 2012.
- Федеральный
закон от 23.06.1999 N 117-ФЗ (ред. от 02.02.2006) "О
защите конкуренции на рынке финансовых
услуг".