Конкуренция на рынке банковских услуг. Ее формы и значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 07:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: обозначить роль конкуренции на рынке банковских услуг.
Основные задачи:
1) Охарактеризовать конкуренцию на рынке банковских услуг, выявить ее отличительные черты от любой другой конкуренции.
2) Рассмотреть классификацию видов межбанковской конкуренции.
3) Рассмотреть особенности конкуренции на банковском рынке РФ
4) Выявить актуальные проблемы и перспективы развития конкуренции на российском рынке.

Файлы: 1 файл

Конкуренция на рынке банковских услуг. Ее формы и значение..docx

— 225.69 Кб (Скачать файл)

4. Недоверие населения к банковскому сектору. В период кризиса население доверяет только госбанкам, что еще больше ухудшает и без того нестабильное положение частных коммерческих банков.

5. Большое число мелких банков, не имеющих доступа к господдержке, испытывают серьезные проблемы  с ликвидностью, в то время  как у госбанков с этим все  в порядке.

6. Непрозрачность определения критериев  помощи транслируется вниз по  вертикали власти и приводит  к многочисленным случаям недобросовестной  конкуренции, в том числе в  регионах.

В настоящее время банковское сообщество стоит перед выбором: дальнейшее развитие системы государственных банков или стимулирование здоровой конкуренции между коммерческими банками. Независимо от того, что меры, принятые в послекризисное время, были понятны и оправданы, чтобы в ближайшее время государству осуществить подъем экономики, необходимо снижать свое влияние на банковскую систему. Поэтому следует придерживаться определенных стратегических перспектив:

1) необходима концентрация госучастия  в малом числе банков для  повышения эффективности и качественного  управления государственной долей  в капитале банков;

2) требуется снижение удельного  веса государственного участия  в совокупном капитале коммерческих  банков для повышения конкуренции  на российском банковском рынке.

Банковское сообщество также может и должно развивать конкуренцию на финансовом рынке. Для этого необходимо осуществлять следующие действия:

1) Поддержание различий в операционных  издержках. В результате данного  действия финансовые компании  с высокими издержками и неоптимальной  структурой недополучают прибыль. Операционные издержки у крупных  банков выше, это дает конкурентные  преимущества небольшим банкам.

2) Поддержка присутствия на финансовом  рынке банков, занимающих разные  его доли: несогласие других участников  рынка лишает лидеров сверхприбылей. Небольшие банки должны сменить  стратегические ориентиры и найти  свою специализацию, поможет им  занять прочные позиции на  банковском рынке.

3) Активное развитие инфраструктуры  банковского бизнеса в соответствии  с принципом «раскрытие информации  и прозрачность». Данная мера  укрепит доверие клиентов к  банкам разных масштабов и  с разной структурой собственности.

Эти действия могут быть обеспечены при поддержке и участии государства. Однако все они окажутся неэффективными, если банки в индивидуальном порядке не будут повышать свою конкурентоспособность и улучшать положение на рынке.

Для наиболее конкурентоспособных представителей, т.е. сегодняшних олигополистов, это первые 20 банков согласно рейтингу ЦБ РФ можно предпринять следующие действия.

  • дальнейшее развитие филиальной сети. Банк должен располагаться таким образом, чтобы клиент не тратил много времени на дорогу, но в то же время и не являлся региональным;
  • дальнейшее укрепление репутации как самых надежных банков. Это позволит привлекать депозиты по ставкам, обозначающим нижнюю границу для всего рынка и в будущем воспользоваться неценовым фактором конкурентоспособности на рынке кредитных услуг. Клиенты банков также хотят иметь дело с известным и респектабельным финансовым институтом. Для рядового потребителя это является возможностью избежать излишних рисков;
  • увеличить занимаемую долю на рынке розничных услуг. Для этого там, где нецелесообразно открывать филиал, необходимо использовать для продажи своих услуг почтовые отделения, бизнес-центры и торговые комплексы;
  • повысить скорость обслуживания. Клиент высоко ценит свое время и отдает предпочтение тому банку, который умеет его экономить. Для этого необходимо увеличить инвестиции в банковские технологии;
  • расширить ассортимент. Банк должен суметь предложить клиенту полный спектр доступных на рынке услуг. Это обусловлено тем, что клиент, при возникновении потребности в услуге, которую не оказывает обслуживающий банк, будет искать другую организацию;
  • улучшить качество обслуживания клиентов, а также постоянно повышать профессионализм своих сотрудников. Клиент всегда ожидает, что к его проблемам отнесутся с пониманием, и рассчитывает, что уровень обслуживания не снизится в связи с оказанием новых банковских услуг;
  • постоянно разрабатывать и предлагать клиентам новые банковские услуги, отвечающие их потребностям в рыночных условиях.

Они имеют все изначальные данные для равной конкуренции с крупными иностранными финансово-кредитными структурами: значительная доля российского рынка, внушительный капитал, избыточные ресурсы, квалифицированные кадры, хорошая репутация. Это свидетельствует о хороших перспективах их дальнейшего развития при любых экономических условиях.

Банки, не сумевшие создать кредитный портфель, достаточный для продолжения самостоятельного бизнеса. Низкий уровень получаемых ими доходов приведет к катастрофическому росту расходов и соответственно к банкротству. Поэтому для них в ближайшее время наступит период конкуренции за наиболее выгодные условия присоединения к более крупным организациям.  Улучшить свое положения они смогут следующими методами:

  • максимально «очистить» и структурировать свой бизнес с тем, чтобы присоединиться к более крупным банкам с максимальной для себя выгодой;
  • прорабатывать вопрос о возможности слияния ряда средних и мелких банков и формирования на этой основе новых лидеров рынка.

В силу ряда исторических и макроэкономических причин, объем банковских услуг в России весьма ограничен, поэтому ряд операций, которые на Западе обеспечивают доходом множество финансово-кредитных организаций, в нашей стране пока не развиты. Для высококонкурентоспособных средних и мелких банков, ведущих свой бизнес рыночным способом и активно занимающихся внедрением на рынке новых услуг, можно порекомендовать следующее:

  • освоение новых рыночных ниш для привлечения дополнительных клиентов и получения доходов, на которые пока не претендуют другие банки;
  • реализация принципа индивидуального подхода к клиентам. Необходимо, чтобы клиент чувствовал себя комфортно;
  • осуществление продуманной рекламной компании. Самое главное, заинтересовать потенциальных клиентов в новых оказываемых услугах и перевести потенциальный спрос в реальный;
  • реализация прежних услуг новым группам клиентов, или предложение знакомой клиентуре нового ассортимента. Благодаря этому можно удлинить цикл жизни старой услуги и облегчить внедрение на рынке новой.

Все перечисленное выше поможет развития межбанковской конкуренции, положительно скажется на условиях обслуживания клиентов, а также будет способствовать развитию и укреплению экономики в целом.

Характеризуя перспективы банковской системы России, можно выделить следующие сценарии развития:

  • Уход мелких банков с финансового рынка.
  • Консолидация в секторе и быстрое сокращение количества банков.
  • Универсализация двух-трех десятков ведущих банков.
  • Специализация остальных банков.
  • Дальнейшее укрепление позиций крупнейших госбанков и банков из топ-10.
  • Перераспределение средств населения в пользу госбанков.
  • В целях повышения конкурентоспособности российского финансового рынка выделены следующие направления:
  • Дальнейшее улучшение макроэкономических показателей, реальное снижение темпа инфляции.
  • Укрепление позиций участников финансового рынка, в первую очередь банков.
  • Обеспечение инвестиционной безопасности, стабильности законов, правовых гарантий для привлечения инвесторов - российских и иностранных - в банковскую сферу.
  • Повышение эффективности и координации деятельности многочисленных органов надзора и контроля за участниками разных сегментов банковской сферы.
  • Формирование в стране и за рубежом доверия к российским банкам.
  • Целеустремленное повышение квалификации участников финансового рынка, в том числе руководящих кадров, которые должны иметь базовое образование; это требует усиления контроля за качеством преподавания в учебных центрах послевузовского образовании.

 

 

Заключение

Межбанковская конкуренция имеет ряд особенностей, отличающих ее от другого вида конкуренции:

  • Банковская конкуренция неразрывно связана с политикой, оказывает постоянное влияние, как на внутреннюю, так и на внешнюю политику страны.
  • Конкуренция на рынке банковских услуг обусловлена специфичностью товара, которым оперируют кредитные организации- деньги.
  • Конкуренция между участниками рынка происходит в условиях жесткого государственного контроля.

Выделяют следующие виды конкуренции на рынке банковских услуг:

  1. Индивидуальная и групповая.
  2. Конкуренция продавцов и конкуренция покупателей.
  3. Внутриотраслевая и межотраслевая.
  4. Ценовая  и неценовая.
  5. Совершенная и несовершенная.

В России банковская конкуренция обусловлена рядом специфических  черт банковского сектора страны:

  • Высока доля на рынке государственных кредитных организаций.
  • Иностранные банки представлены в России в ограниченном представительстве.
  • Наблюдается высокая степень неравномерности распределения банков и их филиалов на территории страны.
  • На протяжении нескольких лет наблюдается тенденция к сокращению общего числа банков.

В целом, основными целями дальнейшего развития банковского сектора можно назвать:

1. Укрепление устойчивости банковского  сектора, исключающее возможность  возникновения системных банковских  кризисов.

2. Повышение качества осуществления  банковским сектором функций  по аккумулированию денежных  средств населения, предприятий  и их трансформации в кредиты  и инвестиции.

3. Укрепления доверия к российскому  банковскому сектору со стороны  инвесторов, кредиторов и вкладчиков, в первую очередь населения.

Список использованных источников.

  1. Баталов А.Г., Самойлов Г.О. - Банковская конкуренция // М.: Экзамен, 2010
  2. Братко А.Г. - Кто должен развивать банки? // Банковское дело, 2009
  3. Воеводская Н. - Проблемы эволюции финансового рынка // Экономист, 2011
  4. Коробова Г.Г. – Банковское дело// М. Экономист,2009
  5. Красавина Л.Н., Валенцева Н.И. - Роль банков на финансовом рынке: мировой опыт и российская практика // Финансы и кредит, 2010
  6. Нешитой А.С., Финансы: Учебник. - 5_е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009
  7. Нуреев Р.М. Деньги, банки и денежно-кредитная политика, М, 2003
  8. Аналитический бюллетень «Банковская система России: тенденции и прогнозы. Итоги 2011 г.» / Центр экономический исследований «РИА-Аналитика». — Москва, 2011.
  9. Официальный сайт Банка России — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http www.cbr.ru (дата обращения: 15.11.2012 г.)
  10. Рейтинги: Top500 прибыльных банков на 1 октября 2011 года [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://rating.rbc.ru/articles/2011/11/19/33482157_tbl.shtml?2011/11/19/33482123
  11. Бюллетень Банковской Статистики (№235) 2012 -  Центральный Банк России. Москва 2012.
  12. Годовой отчет Банка России 2012 – Центральный Банк России. Москва 2012.
  13. Федеральный закон от 23.06.1999 N 117-ФЗ (ред. от 02.02.2006) "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг".

 

 

 


Информация о работе Конкуренция на рынке банковских услуг. Ее формы и значение