Кредит в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 10:47, курсовая работа

Описание работы

сущность кредита, функции кредита, структура кредита, принципы кредитования, анализ кредитной системы в России, перечень документов необходимых для получения кредита

Файлы: 1 файл

курсовая дкб.doc

— 241.00 Кб (Скачать файл)

Источник: Журнал «Финансы и кредит» №38, 2011

 

Таблица 2.2

Объемы кредитов, выданных физическим лицам в 2010г.1

Банк

Объем, млрд руб

Темп роста 2010/2005

Темп роста 2010/2009

Доля кредитов физических лиц в общем кредитном  портфеле, %

Сбербанк России

1256,01

2,84

1,11

25,16

ВТБ 24

381,68

...

1,2

91,19

Росбанк

120,6

5,03

1,2

52,94

Россельхозбанк

83,2

...

1,27

14,01

Русфинанс Банк

80,26

...

1,06

99,95

Райффайзейзенбанк

69,85

4,31

1,03

26,62

ХКФ-Банк

67,54

2,94

1,5

99,99

Альфа-Банк

65,29

...

1,18

16,52

Русский Стандарт

65,04

1,23

1,05

95,6

Уралсиб

62,96

5,47

0,96

34,75

итого

2252,43

3,68

1,12

-


Источник: Журнал «Финансы и кредит» №38, 2011

Рынок потребительского кредитования в России за 2006г показал  темпы роста. В частности, возросли объемы кредитования физических лиц  без налогового обеспечения. Суммарный  объем выданных кредитов за 2010г составил более 822,4 млрд руб., что почти в 2 раза больше, чем в 2009г. 2

Если изучить  структуру рынка розничного кредитования, то видно, что на долю однородных кредитных  продуктов (автокредиты, товарные потребительские  кредита, кредитные карты и ипотечные кредиты) в настоящее время приходится 30% рынка

 


 

 

 

 

 

 

 

Рис.2 Структура  рынка розничного кредитования в  Росси, %.1

Широкое распространение  в нашей стране получили потребительские  кредиты, выдаваемые на пластиковые  карты. По данным Банка России, количество кредитных организаций, занимающихся эмиссией карт, к 2006г достигло 733. Объем рынка пластиковых карт в 2006г достиг объема 74,7 млн шт., а объем операций -168,4 млрд долл. К 2010г количество карт, находящихся в обращении, только у Сбербанка России составило 39млн шт., а к 2011г -51 млн шт., достигнув уровня всего российского карточного рынка 2005г. (табл. 2.3).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.3

Банки по количеству пластиковых карт в обращении  в 2010г.1

банк

Количество, млн  шт.

Изменение, 2010/2009,%

Изменение, 2009/2008,%

Сбербанк России

51,39

29,13

-

ВТБ 24

7,17

23,02

48,74

Альфа-Банк

7,09

19,74

15,47

Русский Стандарт

5,84

29,9

-

Уралсиб

3,71

8,56

-13,4

Росбанк

2,85

3,95

-26,21

Мастер-Банк

2,28

37,92

-

Ренессанс Кредит

2,08

285,81

-

Национальный Банк Траст

1,81

38,15

-5,09

Балтийский  Банк

1,4

-9,35

-1,02


Источник: Журнал «Финансы и кредит» №38, 2011

Банки стали  активнее использовать кредитные карты, так как по ним банковские риски  не возврата или просрочки платежа  значительно меньше, чем по другим клиентам. Однако рост за последние три года наблюдается далеко не у всех банков. (таб.2.4)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.4

Банки по количеству выпущенных пластиковых карт в рамках потребительского кредитования в 2009г.1

Банк 

Количество, тыс.шт.

Изменение, 2009/2008,%

Изменение, 2008/2007,%

ВТБ 24

1,706,69

1,13

193,4

Альфа-Банк

608,6

30,44

-80,72

Росбанк

249,21

-70,62

-15,12

ОТП Банк

176,83

-25,11

-15,66

ХКФ-Банк

85,13

-75,96

-

Русфинанс Банк

84,87

-9,11

24510,08

Восточный Экпресс

79,78

-

8,96

Совкомбанк

66,25

12940,94

-

Национальный  Банк Траст

33,08

-88,23

-

Левобережный

28,62

-40,94

47,51


 

Источник: Журнал «Финансы и кредит» №38, 2011

Успехов в этой сфере достиг ВТБ 24, выпустив в 2009г. 1,7 млн шт. значительный скачок сделал Совкомбанк, выпустив в 2009г в 130 раз  больше, чем в 2008г. А вот Русфинанс  Банк в 2009г снизил выпуск кредитных  карт. Сокращение выпуска кредитных карт в 2008-2009гг произошло у большинства банков, что обусловлено экономическим кризисом и финансовыми затруднениями на тот момент.

Объем рынка  карточного кредитования по итогам 1 квартала 2010г составил 217,4 млрд руб. против 224,3 млрд руб. за аналогичный период прошлого года. Для ВТБ 24 по итогам 1 квартала составила 9,7% против 7% год назад. Существенного развития в этой сфере достиг Сбербанк России. За 1 квартал 2010г его портфель кредитных карт вырос с 7,4 до 9,2 млрд руб., что соответствует доле рынка 4,2%. для сравнения в 1 квартале 2009г Сбербанк России имел долю чуть больше 1%. 1

Рост рынка  пластиковых карт закономерен, ведь этот продукт является выгодным и  удобным как пользователям, так  и банкам. Пластиковые карты объединяют преимущества и для клиента (возможность круглосуточного расходования и перевода денег, погашения кредита через банкоматы), и для банка, позволяя создать постоянную клиентскую базу потребительских кредитов и повысить контроль за исполнением обязательств. Основным сдерживающим фактором их повсеместного использования в середине 200-х гг было отсутствие развитой инфраструктуры обслуживания. Однако за последние годы наблюдается активный рост количества банкоматов и точек розничной торговли, где можно оплатить покупки. Это также способствует росту количества пользователей пластиковых карт. На 01.01.2011 только у Сбербанка России насчитывалось 27,7 тыс. банкоматов, что на 17,5% больше, чем в предыдущем году. 2

В отличии от карточного кредитования автокредит в настоящее время уже не пользуется такой популярностью, как это было в 2005-2006гг.

За 2006г рынок  автокредитов вырос приблизительно в два раза и  составил около 10млрд долл. Тройку лидеров по автокредитованию в 2006г возглавлял Росбанк (1,08 млрд долл.). На втором месте был Русфинанс Банк (876 млн долл.), на третьем — МДМ-Банк, выдавший за 2006г автокредитов на 708,6 млн долл. Наибольшей популярностью пользовались новые автомобили стоимостью 10-20 тыс. долл. Кредитование подержанного авто составляло около 10-15% машин.3

Однако в 2009г  впервые за последние несколько  лет  объемы выдаваемых населению  автокредитов снизился в среднем  на 60%, а в некоторых банках -почти  на 100%. Стабилизация финансового положения  в 2010г способствовала значительному  росту автокредитов. У подавляющего большинства банков объем и количество кредитов на покупку автомашин выросли на десятки процентов, у некоторых — на сотни. Русфинанс Банк занял в 2010г вторую строчку рейтинга с объемом 35,7 млрд руб., что на 45% больше аналогичного показателя за 2009г. Увеличилось и количество выдаваемых кредитов на покупку автомобилей (на 29,5%). Банки также предпочитают выдавать кредиты на покупку новых авто иностранного производства. 1

Данный банковский сегмент считается достаточно перспективным.  Он характерен меньшими процентными ставками, меньшими рисками, так как машина является одновременно обеспечением по кредиту до момента его полного погашения. Это наряду с оперативностью оформления и быстротой выдачи кредита делает его привлекательным и для банка, и для заемщика, и для автосалона. Кроме того, одним обязательных условий автокредита является страхование. То есть автокредитование затрагивает и страховой рынок, принося ему дополнительные объемы продаж, а соответственно и прибыль.

Значительную распространенность среди потребительских кредитов получила ипотека. Первые 10 банков по объему выданных ипотечных кредитов представлены на рис.3.2

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

Рис.3 Десять ведущих банков по объеме ипотечных кредитов, %.

 

 Анализ данных рис.3 показывает, что лидером является Сбербанк России, доля которого составляла 72%. В России по сравнению с 2001г количество выданных ипотечных кредитов увеличилось: -в 2002г- в 4,6 раза; -в 2003- в 8,9 раза; -в 2004 г- в 17,9 раза; -в 2005г -в 46,4 раза; -в 2006 г- превысило уровень конца 2001 в 107,1 раза. Однако кризис 2008-2009 гг откинул этот сегмент рынка на несколько лет назад. По данным Банка России, объем выданных ипотечных кредитов в 2009г. упал от уровня 2008г почти в 6 раз и на конец ноября 2009г составил всего 122 млрд руб.

Объем выданных кредитов у подавляющего большинства  банков в 2009г снизилось более  чем на 50%, у некоторых падение  составило и вовсе 100%. основная причина  в слишком высоких ставках, достигавших 40% годовых.  Тем самым кредиты  сделали просто недоступными.

В 2010г спрос  на ипотечные кредиты вернулся на докризисный уровень. Подавляющее  большинство кредитных организаций, предоставляющих такой вид кредита, продемонстрировали рост. Сбербанк России продолжает оставаться лидером в  данной области и по объему, и по количеству выданных ипотечных кредитов. Объем ипотечных кредитов Сбербанка России в 2010г вырос более чем в два раза.

Оживление ипотечного кредитования способствовала стабилизация финансовой ситуации в стране и снижение ставок до 10-11% годовых. Среднерыночная ставка по ипотечным кредитам в феврале 2010г снизилась на 0,41% и составила 17,3%, тогда как в январе она достигала 17,71%. По сравнению с января 2009г (18,22%) снижение среднерыночной ставки по рублевым кредитам составило 0,92%.1

Менее всего  в настоящее время развит рынок  образовательного кредитования. Основная идея состоит в разрыве замкнутого круга: отсутствие необходимого образования  - низкий заработок -отсутствие средств  на образование — отсутствие необходимого образования. Особенности же образовательного кредита состоят в низкой процентной ставке и большом сроке возврата кредита (до 10 лет). Для развития этого вида кредитования необходимы:

-законодательная  база предоставления финансовой  помощи для всех желающих и способных получить образование;

-гарантия возврата  кредита государством, позволяющая  ему взять значительную часть  рисков на себя.

Пока данные условия практически не обеспечены, поэтому банки вынуждены завышать стоимость кредита, т. е. им для снижения рисков и здесь необходима достоверная система классификации заемщиков.

Итак, реагируя на растущий спрос, банки активно  развивают потребительское кредитование. Они выходят на рынок с новыми условиями и продуктами: «бесплатный  кредит», «кредит без первоначального взноса», «10-10-10», «0-0-24», «кредит без переплаты». Однако все низкие или даже нулевые ставки являются не более чем рекламным трюком. На самом деле кредитный договор содержит массу скрытых платежей, взносов, комиссионных.

В конце 2010г  на рынке потребительского кредитования проявилась отчетливая тенденция к снижению кредитных ставок, получившая развитие в начале 2011г. Тем не менее ставки по кредитам все еще выоки по сравнению с докризисными. По кредитам в рублях, которые составляют основную массу выдачи, разброс процентных ставок чрезвычайно широк — от 11 до 31% годовых. Такой разброс ставок свидетельствует о том, что их величина связана не столько со стоимостью фондирования, сколько с политикой каждого конкретного банка.1

Информация о работе Кредит в рыночной экономике