Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:00, курсовая работа
На сегодняшний день становятся очевидными серьезные структурные изменения кредитной системы развитых стран: снижение роли банков и рост влияния других кредитно-финансовых институтов (страховых компаний, пенсионных фондов, инвестиционных компаний и т.д.). Это, как правило, выражается как в росте общего числа новых кредитно-финансовых институтов, так и в увеличении их удельного веса в совокупных активах всех кредитно-финансовых институтов.
Сегодня структура кредитной системы является довольно сложной и состоит из национальных банков и банков штатов; банков - членов Федеральной Резервной системы и банков, не входящих ФРС; безфилиальных банков и банков с отделениями; зарубежных филиалов и отделений американских банков; банковских холдингов.
Главная особенность кредитной
системы США состоит в ее двойном
подчинении - как федеральному правительству,
так и властям отдельных
Деление банков на национальные, т.е. получившие лицензию от правительства США, и банки штатов, т.е. получившие лицензию властей этих штатов, сложилась исторически. В отличие от западноевропейских стран, где повсеместно образовывались крупные общенациональные филиальные системы больших банков, в США развитие банковского дела шло в каждом штате самостоятельно. Чартеры исторически выдавали банкам органы власти того или иного штата и лишь принятый в 1864 г. Национальный банковский акт наделил федеральное правительство правом санкционировать ведение банковских операций.
Система национальных банков подчиняется федеральным властям. Кроме того, контроль за деятельностью банков осуществляют Федеральная резервная система (ФРС) и Федеральная корпорация по страхованию депозитов (ФКСД). Застрахованными в США являются 98% всех банков.
По закону все национальные банки должны быть членами Федеральной резервной системы. Штатные банки могут вступать в систему по желанию и при условии соблюдения требований, предъявляемых ФРС к банкам - членам. Около 10% банков, зарегистрированных на уровне штатов, являются банками - членами ФРС. На долю банков - членов приходится только 40% общего числа коммерческих банков, однако, их доля в общем объеме активов коммерческих банков значительно выше.
По закону каждый член ФРС должен хранить определенную долю привлеченных вкладов в форме резервов: часть в виде наличных денег, а частично - в виде депозита в федеральном резервном банке своего округа. Доходов эти резервы, как правило, не приносят.
Нормы обязательных резервов для банков - нечленов ФРС в разных штатах различны и до принятия Закона о дерегулировании депозитных учреждений и о контроле над денежным обращением 1980 г. они оставались на уровне более низком, чем установленные для банков - членов ФРС. Кроме того, в ряде штатов банкам - не членам ФРС разрешалось включать депозиты в других коммерческих банках и средства, вложенные в ценные бумаги правительства США, в резервы банка. Во многих штатах банки - не члены не обязаны представлять регулярные отчеты о своей финансовой деятельности, необходимые для исчисления их резервов. В некоторых случаях резервы банков - нечленов хранятся в форме приносящих доходы активов.
Американская кредитная
Главными функциями
Совет Управляющих ФРС выступает
стержнем денежной и банковской системы
США. Семь членов Совета назначаются
Президентом с одобрения
Эффективность мероприятий Совета,
которые должны соответствовать
общественным интересам и способствовать
общему экономическому благосостоянию,
достигается с помощью
В формировании основ кредитной
политики Совету Управляющих помогает
два важных органа. Первый - Комитет
открытого рынка, состоящий из семи
членов Совета и пяти президентов
федеральных резервных банков. Он
определяет политику ФРС в области
закупок и продажи
ФРС как независимая организация не может быть упразднена Президентом или признана нецелесообразной; Конгресс же вправе изменить ее роль и функции только специальным законодательным актом. Федеральная Резервная Система делит Соединенные Штаты на 12 округов, каждый из которых имеет один центральный банк, а в некоторых случаях один или несколько отделений центрального банка (Гавайи и Аляска включены в двенадцатый округ). Двенадцать федеральных резервных банков имеют три главные особенности. Они являются, во-первых, центральными банками, во-вторых, квазиобщественными банками и, в третьих, банками банкиров.
Формирование финансовой и денежно-кредитной политики современного государства основывается на научно-теоретической базе и глубоком исследовании реальной экономики.
В этой связи стоит проанализировать финансовые и денежно-кредитные отношения Казахстана в переходный к рынку период с 1990 Анализ будет неполным, если не учитывать объективные экономические условия и реальные перемены, которые происходили в республике в переходный к рынку период.
Первый период (1990-1991 гг.) характеризуется принятием программы чрезвычайных мер по финансовой стабилизации экономики и курса на внедрение рыночных отношений в республике. Были приняты решения по сдерживанию бесконтрольного роста выплат населению денежных средств, связыванию наличных денег, сокращению ассигнований средств государственного бюджета на производственное строительство, по конверсии оборонных отраслей промышленности.
Начиная с 1990 г. в республике произведенный национальный доход впервые за годы двенадцатой пятилетки сократился по сравнению с 1989 г. на 4,4 процента. Спад производства охватил все сферы экономики, что вызвало тотальный дефицит не только товаров народного потребления, но и средств производства
Второй период (1992 г. и последующие годы). 2 января 1992г. в Республике Казахстан был сделан первый шаг по реальному переходу к рыночной экономике: на большинство товаров народного потребления и средств производства цены были отпущены, ибо держать их дальше было просто невозможно, поскольку ситуация конца 1991 г., особенно в крупных промышленных центрах и городах настолько обострилась, что в печати стали появляться даже статьи об угрозе голода практически во всех странах СНГ, в том числе и в Казахстане.
Сокращение размеров ссудной задолженности было вызвано тем, что за счет повышения цен произошло некоторое улучшение финансового состояния предприятий (также в связи с переходом на хозрасчет и самофинансирование), прекращением выдачи кредитов подрядным организациям под затраты незавершенного производства СМР, изменением методов кредитования, погашением предоставленных ранее ссуд на временное восполнение недостатка собственных оборотных средств и прирост норматива, а также частично просроченных кредитов в промышленности и в сельском хозяйстве.
Значительная часть кредитных ресурсов отвлечена в просроченную задолженность по ссудам банков. Наиболее крупные неплатежи поставщикам и банкам имели совхозы, колхозы, предприятия по производственно-техническому обслуживанию и строи тельные организации Ухудшение состояния финансов и платежной дисциплины в народном хозяйстве республики в этот период в основном .было вызвано бесхозяйственностью в обеспечении сохранности и использовании собственных оборотных средств, отсутствием экономических стимулов к эффективному ведению дел. Каждый четвертый рубль кредитных ресурсов был истрачен не на производительные цели, а на покрытие бюджетного дефицита и государственного долга, т.е. на проедание.
Совершенно неприглядная картина складывалась с использованием централизованных кредитных ресурсов. Из кредитов, выданных в 1991 г. за счет централизованных ресурсов, почти 36% приходилось на государственный долг. Такое крайне нерациональное размещение денежной массы привело к тому, что на 1 января 1992 г. Казахстан по расчетам с государствами бывшего СССР вышел с дефицитом (дебетовым сальдо), что означает заимствование средств в указанной сумме у других суверенных государств.
Следует обратить внимание еще на одно весьма актуальное и совершенно новое явление в деле развития кредитных отношений. Если до 1 июля 1992г., решая вопрос о выдаче централизованных кредитов, республика не придавала этому особого значения, поскольку никакого контроля со стороны Центрального банка России за кредитной эмиссией стран Содружества практически не было, то теперь обстоятельства и экономические условия в корне изменились. С 1 июля 1992г. кредитная эмиссия стран Содружества взята под контроль Центрального банка России и строго учитывается, что способствует сдерживанию безудержной инфляции. Конечно, чисто теоретически Нацбанк Республики Казахстан может по-прежнему выдать кредит коммерческим банкам сколько угодно и создать тем самым видимое благополучие у предприятий. т.е. у них будут свободные средства на расчетных счетах, кредитовое сальдо на корреспондентских счетах коммерческих банков, но использовать эти средства предприятия смогут только при наличии товарно-материальных ценностей в Казахстане, либо при наличии свободных средств на корреспондентских счетах в Центральных банках стран СНГ, либо за счет кредита, полученного от соответствующей страны для пополнения корреспондентского счета республики.
Следовательно, проблемы сохранения, приумножения, эффективного управления государственной собственностью приобретают особую актуальность в связи с переходом к рыночным отношениям. В мире накоплен богатый опыт эффективного управления государственным имуществом, который следует внимательно изучить и с учетом реальной экономики использовать в хозяйственной практике.
Как видно из анализа состояния финансовых и денежно-кредитных отношений, ценовой фактор оказал негативное влияние на всю финансово-кредитную сферу республики.
Однако нельзя не отметить и о главных положительных моментах перехода на свободные цены. К ним в первую очередь следует отнести достижение некоторой сбалансированности между денежной и товарной массой. Известно, что до начала либерализации цен, ни один товар не стоил так дешево как деньги. Это был единственный товар, в котором не было дефицита. Главной задачей предприятий в тех условиях было выбить фонды на материальные ресурсы, а деньги, как правило, были всегда в избытке либо их легко можно было взять в банке.
Таким образом, произошло принципиальное изменение роли денег, финансов и кредита в народном хозяйстве и поведения предприятий по отношению к этим стоимостным категориям. Внимание предприятий переключилось с поиска дефицитных ресурсов к поиску путей сбыта собственной продукции, платежеспособного потребителя. Экономика из традиционно ориентированной на затраты становится ориентированной на спрос. Ресурсоограниченная экономика заменяется спросоограниченной экономикой. Это радикальное изменение всей системы приоритетов в поведении хозяйственных звеньев, которою существенно повышает реальные возможности государства управлять экономикой через деньги, финансы и кредит.
Банковская система Казахстана, пройдя в соответствии с Законом о банках и банковской деятельности в Казахской ССР от 07 декабря 1990 г. стадию реформирования, перешла от чисто государственной модели к смешанной. В республике была сформирована так называемая двухуровневая банковская система, где верхний уровень был представлен Государственным банком Казахской ССР, а нижний - остальными банками, в состав которых вошли как существовавшие на тот момент государственные специализированные банки (Промстройбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк, Внешэкономбанк), так и вновь создаваемые негосударственные банки (акционерные, кооперативные, в форме хозяйственных товариществ и т.д.).