Кредитная ситема РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Современная кредитная система - совокупность самых разнообразных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию доходов. Основную часть кредитной системы составляет банковская система, предполагающая совокупность банковских учреждений. Задачей кредитной системы является обеспечение устойчивости денег. Достигается это, прежде всего, регулированием кредитных операций и проведением экономически обоснованной денежно-кредитной политики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие кредитной системы 5
2. Особенности кредитно-финансовых отношений 13
3. Роль кредитной системы в экономике страны 19
4. Тенденции развития кредитной системы в Республике Беларусь 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ А 36

Файлы: 1 файл

конечный вариант.docx

— 69.82 Кб (Скачать файл)

Кредитная система стран  Западной Европы по своей структуре  приближается к кредитной системе  США, однако каждая страна имеет свои особенности. Так, в Германии банковский сектор базируется в основном на коммерческих, сберегательных и ипотечных банках. Причем в отличие от других стран  институт ипотечных банков здесь (хотя и действует как анахронизм XIXв.) очень развит и занимает большой  удельный вес в кредитной системе  и на рынке ссудных капиталов. В то же время система инвестиционных банков в Германии.[8,с.86]

Всем этим видам кредита  свойственны специфические формы  отношений и методы кредитования.

Современная кредитная система  является основным элементом рынка  ссудных капиталов. Ссудным капиталом  называется капитал в денежной форме (денежный капитал), предоставляемый  в ссуду его собственниками на условиях возвратности за плату в  виде процента. Движение этого капитала называется кредитом. Другая важная особенность  ссудного капитала - специфическая  форма его отчуждения. Если отчуждение обычных товаров осуществляется в форме купли-продажи, то отчуждение ссудного капитала как особого товара происходит в форме ссуды, посредством  кредитования.

В процессе общественного  воспроизводства не только образуются временно свободные денежные капиталы как источник ссудного капитала, но и возникает временная потребность  функционирующих предпринимателей в дополнительном денежном капитале в форме кредита[11,с.54]. 
Вследствие того, что в ходе кругооборота капитала в процессе общественного воспроизводства происходит смена товарной и денежной форм капитала, возникает необходимость в кредите для обеспечения непрерывности воспроизводства. Функционирующие капиталисты прибегают к кредиту на разных стадиях воспроизводства, на сроки до получения денежной выручки от реализации готовой продукции.

Временная потребность в  дополнительном капитале возникает  у действующих предпринимателей на нужды капитального ремонта, реконструкции  и расширения предприятий, на модернизацию оборудования, внедрение новых технологий. На эти цели требуется кредит на длительные сроки - до накопления необходимых  сумм амортизационного фонда и прибыли.

Важнейшими источниками ссудного капитала служат:

1. денежные средства, которые  предназначены для восстановления  основного капитала и накапливаемые  по мере перенесения его стоимости  по частям на создаваемые товары в виде амортизации;

2. часть оборотного капитала, высвобождаемая в денежной форме  в связи с несовпадением во  времени продажи изготовленных  товаров и покупки сырья, топлива  и материалов, необходимых для  продолжения процесса производства;

3. капитал, временно свободной  в промежутках между поступлением  денежных средств от реализации  товаров и выплатой заработной платы;

4. предназначенная для  капитализации стоимость, накапливаемая  при расширенном воспроизводстве  до определенной величины, зависящей  от масштабов предприятий и их технического уровня;

5. денежные доходы и  сбережения частных лиц, включая  все общественные слои населения.  Так, для приобретения товаров  длительного пользования и жилья  люди откладывают деньги, которые  аккумулируются на счетах в  банках. Важным источником ссудного  капитала являются и денежные  накопления капитала государства. [13, с.32]

Следовательно, кредитная  система представляет собой функциональную подсистему рыночного хозяйства, опосредствующую  процессы формирования капитала в экономической  системе и его движения между  субъектами и секторами экономики.

В законодательных актах  Республики Беларусь до сих пор нет  определения понятия «кредитная система». А создание денежно-кредитной системы Республики Беларусь произошло уже в декабре 1990 года, когда были приняты Законы «О Национальном банке Республики Беларусь» и «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь». Все учреждения банков СССР на территории Беларуси были объявлены ее собственностью. На базе Белорусского Республиканского банка Госбанка СССР создан Национальный банк Республики Беларусь. С этих пор начинается история кредитной системы Республики Беларусь.

Таким образом, разобравшись в понятии «кредитной системы» можно  начать анализировать особенности  кредитно-финансовых отношений в  Республике Беларусь.

 

 

 

2. Особенности кредитно-финансовых отношений

 

Кредитные отношения функционируют  в системе экономических отношений. В основе их лежит движение особого  вида капитала - ссудного капитала.

Кредитные отношения - это  обособленная часть экономических  отношений, связанная с предоставлением  стоимости (средств) в ссуду и  возвратом ее вместе с определенным процентом.

При кредите появляется договор  займа, или ссуды (понятия займа  и ссуды можно использовать как  синонимы). Кредитные отношения объединяют в себе две подсистемы:

· Кредитно-денежные отношения;

· Кредитно-товарные отношения.[10,c.57]

В современных условиях все  ссуды оформляются в виде денежного  кредита, и кредитные отношения  являются частью всех денежных отношений. Главное, что отличает денежную ссуду  от всех других форм денежных отношений, это возвратное движение стоимости. В кредите находят выражение  производственные отношения, когда  хозяйствующие субъекты, государство, организации или отдельные граждане передают друг другу стоимость на условиях возвратности во временное  пользование. Под кредитными отношениями  подразумеваются все денежные отношения, связанные с предоставлением  и возвратом ссуд, организацией денежных расчетов, эмиссией наличных денежных знаков, кредитованием инвестиций, использованием государственного кредита, совершением страховых операций (частично) и т.д. Деньги выступают  как средство платежа всюду, где  присутствует кредит. Даже когда заемщик  получает, например, семенную ссуду, она  оформляется в форме денежного  кредита. Следовательно, кредит особая форма движения денег. Это категория  рыночная. Рынок должен обслуживаться  особым фондом денежных средств (назовем  его ссудным фондом общества), которые  могут предоставляться экономическим  субъектом на условиях возвратности. Формой движения ссудного фонда и является кредит. Кредит обслуживает движение капитала и постоянное движение разутых общественных фондов. Благодаря кредиту в хозяйстве производительно используются средства, высвобождаемые в ходе работы предприятий, в процессе выполнения государственного бюджета, а также сбережения отдельных граждан и ресурсы банков.

Финансово-кредитная система Республики Беларусь включает бюджетную систему, банковскую систему, а также финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан. На территории Республики Беларусь проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика Банковская система Республики Беларусь состоит из Национального банка Республики Беларусь и иных банков. Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег. Банковский кредит в нашей республике предоставляется главным образом коммерческими банками для решения следующих задач [15]:

- увеличение основного и оборотного капитала хозяйствующих субъектов;

- индивидуального и  кооперативного жилищного строительства;

- накопления временных запасов товарно-материальных ценностей, незавершенного производства, готовой продукции и товаров; 

- учета векселей;

- удовлетворения потребительских нужд граждан; 

- выкупа государственного  имущества; 

- для других целей.

Отметим, что использование кредита для выхода из финансовых затруднений, явившихся следствием бесхозяйственности и убытков, не допускается. Но на практике часто кредит используется именно для этих целей. Выдача банковского кредита Нацбанком регламентируется Законом Республики Беларусь «О Национальном Банке Республики Беларусь», принятом 14 декабря 1990 г., Положением Национального Банка РБ от 7 апреля 1995 года № 519 о банковском кредите. Обычно, кроме как в случаях, предусмотренных законом, Нацбанк РБ и его учреждения не осуществляют кредитование хозяйствующих субъектов.

Если при кредитовании крупных целевых программ банк не может предоставить заемщику всю  требующуюся сумму из-за ограничений, связанных с необходимостью поддержания  установленных экономических нормативов, а отказ в кредите не выгоден  ни клиенту, ни самому банку, может быть использован принцип консорциального  кредитования путем концентрации ресурсов нескольких банков на условиях солидарной ответственности. Такие кредиты  обычно предоставляются на долгосрочной основе в сумме не менее 5 млн.долларов в эквиваленте на реализацию инвестиционных программ и проектов. Кредиты юридическим  и физическим лицам предоставляются  в национальной валюте, а если коммерческий банк имеет лицензию на осуществление  валютных операций, то в иностранной  валюте.

Для уменьшения рисков банков и для защиты интересов его кредиторов и вкладчиков при размещении их средств и осуществлении других активных операций банки должны соблюдать установленные им экономические нормативы и создавать резервы в качестве компенсационных мер на случай будущих потерь от невозврата долгов. При непогашении кредита банк имеет право предпринять следующие меры[17,с.204]:

1) предъявить сумму долга  ко взысканию в установленном  порядке со счета гаранта; 

2) реализовать ценные бумаги, принятые в залог; 

3) разрезервировать счет по учету депозитов; 

4)получить удовлетворение по погашению кредита из стоимости заложенного имущества в соответствии с Законом Республики Беларусь «О залоге»;

5)предъявить к оплате требования и счета заемщика к другому лицу, уступленные им в пользу банка. 

Выбор банком одной из вышеуказанных мер зависит от формы обеспечения обязательств по возврату кредитов.

Важным инструментом кредитной системы Республики Беларусь является государственный кредит.

Рассмотрим особенности государственного кредита в Республике Беларусь. Государство в лице его органов (Министерства финансов РБ, других республиканских и местных органов) занимает денежные средства у физических и юридических лиц для финансирования государственных расходов, что позволяет покрывать бюджетный дефицит без осуществления денежной эмиссии. И, как показывает опыт стран с рыночной экономикой, использование государственного кредита для покрытия дефицита бюджета является более эффективным и разумным средством по сравнению с монетарными приёмами. Государственный кредит может быть использован в качестве одной из мер стабилизации денежного обращения. В условиях высокой инфляции государство может проводить политику «дорогих» денег: из обращения на заранее оговоренный срок изымается избыточная денежная масса.[4,c.14] По месту получения кредиты подразделяются на внутренние и внешние займы. Для внутреннего государственного кредита Республики Беларусь характерным является кредитование Национальным банком государственного бюджета. Нацбанк может предоставлять правительству республики или местным органам власти кредиты, обеспеченные долговыми обязательствами на предъявителя. Мощным источником средств, для этого служат заёмные средства населения и предприятий, находящиеся во вкладах в системе сберегательных банков.

В то же время, если в годовом  балансе Национального банка  стоимость его активов не соответствует  сумме его обязательств, капитала и резервов, Министерство финансов РБ предоставляет Нацбанку РБ долговые обязательства в виде ценных бумаг  на предъявителя, выпущенных правительством РБ в сумме, которая необходима для  ликвидации дефицита. Эти долговые обязательства погашаются за счет прибыли Нацбанка. Государственный кредит формирует часть государственного внутреннего долга, состоящего большей частью из внешних займов, связанных с развитием международного кредита. В соответствии с Законом «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь» внутренний государственный кредит может выступать в формах государственных займов, кредитов Национального банка на покрытие дефицита и других краткосрочных и долгосрочных обязательств. Минфину Республики Беларусь принадлежит право привлекать заемные средства у юридических и физических лиц от лица совета министров. Обслуживание государственного долга поручено Национальному банку. А контроль за состоянием задолженности государства осуществляется Верховным Советом и Советом Министров в соответствии и законами «О бюджетной системе Республики Беларусь» и «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь», а также другими нормативными актами.

Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября текущего года представляет Президенту Республики Беларусь основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год. Денежно-кредитная политика, являясь неотъемлемой частью общегосударственной социально-экономической политики, имеет многофункциональную природу и должна обеспечивать решение задач, вытекающих из общего контекста социально-экономического развития страны и макроэкономической ситуации, а также связанных с особенностями банковского сектора, который должен обеспечивать сохранность и эффективное размещение активов предприятий и домашних хозяйств, нормальный ход платежного процесса [34,с.167].

Все эти задачи одинаково  важны и взаимосвязаны. Эффективность  денежно-кредитной политики определяется тем, насколько удается обеспечить баланс и учет всех стоящих перед  ней задач, решение которых требует  применения различных, порой «разнонаправленных»  мероприятий. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь направлена на неуклонное углубление финансово-экономической стабильности, последовательное достижение нормальных, согласно международным стандартам, темпов инфляции и девальвации. При этом Национальный Банк Республики Беларусь исходит из того, что оптимальным является такой вариант денежно-кредитной политики, при котором не допускается резких скачков в уровнях процентных ставок, обменном курсе национальной валюты.

И в заключение, хотелось бы отметить некоторые положения, о необходимости четкой, слаженной и правильно организованной кредитной системы. При этом нужно учитывать несколько факторов. Учитывая первую установку, все это означает, что денежно-кредитная политика должна осуществляться в комплексе с финансовой, фискальной и создавать условия для модернизации производства, достижения нормальных, по мировым меркам, ценовых соотношений на предметы конечного спроса, ресурсы и факторы производства. Третья установка - общего характера, которая, тем не менее, непосредственно определяет возможные параметры, направления  денежно-кредитной политики, результаты реализации ее мероприятий и заключается в том, что экономика Беларуси в целом отвечает критериям «малой открытой экономики». Малая открытая экономика тесно связана с внешним миром, но сама не в состоянии оказать ощутимого влияния на конъюнктуру мирового финансового рынка.

 

3. Роль кредитной системы в экономике страны

 

Роль кредитной системы как экономической категории – это результат функционирования кредитных отношений. Она имеет объективную природу и характеризует конкретное проявление функций кредитной системы в сложившихся социально-экономических условиях.

Информация о работе Кредитная ситема РБ