Кредитные отношения и современная банковская система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 10:33, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время изучение банковской системы является одним из актуальных вопросов российской экономики. Очень многие современные бизнесмены посвятили себя теме изучения и анализа функционирования банков в России и создания наилучших условий для успешной их работы. Законодательные органы много внимания уделяют выработке новых концепций работы банков страны. До сих пор банковская система в России имеет очень много противоречий и ее не совершенность, я думаю, привели нашу страну к финансовому кризису.

Содержание работы

Введение
Кредитные отношения и современная банковская система
Расширение денежного предложения и механизм создания денег банками. Денежный мультипликатор
Цели, задачи, направления и инструменты монетарной политики
Заключение
Список использованной литературы
Разбор экономической ситуации

Файлы: 1 файл

макроэкономика.docx

— 41.09 Кб (Скачать файл)

 

Центральный банк лишь контролирует предложение денег в экономике. Создают же деньги коммерческие банки.

 

Расширение денежного предложения и механизм создания денег банками. Денежный мультипликатор.

Процесс создания денег коммерческими банками называется кредитным расширением или кредитной мультипликацией. Он происходит в том случае, если в банковскую сферу попадают деньги и увеличиваются депозиты коммерческого банка, т.е. если наличные деньги превращаются в безналичные.  Если величина депозитов уменьшается (клиент снимает деньги со своего счета), то произойдет противоположный процесс – кредитное сжатие.

При рассмотрении процесса кредитного расширения следует иметь в виду, что:

  • деньги могут создавать только универсальные коммерческие банки. Ни небанковские кредитные учреждения, ни  специализированные банки создавать деньги не могут;
  • универсальные коммерческие банки могут создавать деньги только в условиях системы частичного резервирования. Если банк не выдает кредиты, предложение денег не меняется, поскольку количество наличных денег, поступившее на депозит, равно величине резервов, хранимых в сейфе банка. Поэтому происходит лишь перераспределение средств между деньгами, находящимися вне банковской сферы, и деньгами внутри банковской системы в пределах одной и той же величины денежной массы. Благодаря системе частичного резервирования максимальное увеличение предложения денег происходит при условии, что:
    • коммерческие банки не хранят избыточные резервы и всю сумму средств сверх обязательных резервов выдают в кредит. Это означает, что они  используют свои кредитные возможности полностью и норма резервирования равна норме обязательных резервов;
    • попав в банковскую сферу, деньги не покидают ее и, будучи выданными в кредит клиенту, не оседают у него в виде наличности, а вновь возвращаются в банковскую систему (зачисляются на банковский счет).

Банковский мультипликатор показывает общую сумму депозитов, которую может создать банковская система из каждой денежной единицы, вложенной на счет в коммерческий банк

mult банк. = 1/rr

Еще одно его название – мультипликатор депозитного расширения. Все эти термины означают одно и то же, а именно:  если увеличиваются депозиты коммерческих банков, то денежная масса увеличивается в большей степени.

М = D × mult банк

Мультипликатор действует в обе стороны. Денежная масса увеличивается, если деньги попадают в банковскую систему (увеличивается сумма депозитов), и сокращается, если деньги уходят из банковской системы (их снимают со счетов). А поскольку, как правило, в экономике деньги одновременно и вкладывают в банки, и снимают со счетов, то денежная масса существенно измениться не может. Такое изменение может произойти только в том случае, если центральный банк изменит норму обязательных резервов, что повлияет на кредитные возможности банков и величину банковского мультипликатора. Не случайно изменение нормы обязательных резервов представляет собой один из инструментов монетарной политики (политики по регулированию денежной массы) центрального банка.

С помощью банковского мультипликатора можно подсчитать не только величину денежной массы (М), но и ее изменение (∆М). Поскольку величина денежной массы складывается из наличных и безналичных денег (средств на текущих счетах коммерческих банков), т.е. М = С + D

или     DМ = [D × (1 – rr)] × (1/rr)  = К × (1/rr) = К × mult банк

      

Таким образом, изменение предложения денег зависит от двух факторов:

- величины резервов коммерческих  банков, выданных в кредит

- величины банковского мультипликатора

Воздействуя на один из этих факторов или на оба фактора, центральный банк может изменять величину предложения денег, проводя монетарную (кредитно-денежную) политику.

 

Цели, задачи, направления и инструменты монетарной политики.

Монетарная (кредитно-денежная) политика представляет собой один из видов стабилизационной или антициклической политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики (наряду с фискальной, внешнеторговой, валютной и др.) Целью любой стабилизационной, а, следовательно, и монетарной политики государства является обеспечение:

1) экономического роста,

2) полной занятости ресурсов,

3) стабильности уровня цен, 

4) равновесия платежного баланса.

Для стабилизации экономики государство проводит стимулирующую (экспансионистскую) экономическую политику в период спада и сдерживающую (контрактивную) политику в период бума.

Монетарная политика оказывает влияние на экономическую конъюнктуру, воздействуя на совокупный спрос. Объектом регулирования выступает денежный рынок и, прежде всего, денежная масса.

Монетарную политику определяет и осуществляет Центральный банк. Однако изменение предложения денег в экономике происходит в результате операций не только Центрального банка, но и коммерческих банков, а также решений небанковского сектора (домохозяйств и фирм).

 Тактическими целями (целевыми ориентирами) монетарной   политики Центрального банка могут выступать:

  1. контроль за предложением денег (денежной массы);    
  2. контроль за уровнем ставки процента;
  3. контроль за обменным курсом национальной денежной единицы (национальной валюты).

Изменение предложения денег Центральный банк осуществляет посредством воздействия на резервы коммерческих банков (и поэтому на их кредитные возможности) и на денежный мультипликатор. Фактический объем денежной массы является результатом операций коммерческих банков по приему депозитов и выдаче кредитов. Рост предложения денег соответствует стимулирующей, а сжатие денежной массы – сдерживающей монетарной политике.

К инструментам монетарной политики, дающим возможность Центральному банку контролировать величину денежной массы, относятся:

  1. изменение нормы обязательных резервов;
  2. изменение учетной ставки процента (ставки рефинансирования);
  3. операции на открытом рынке. 
  • Первым инструментом монетарной политики является изменение нормы обязательных резервов (required reserve ratio). Обязательные резервы представляют собой часть депозитов коммерческих банков, которую они не имеют права выдавать в кредит и должны хранить либо в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке. Величина обязательных резервов (R обяз.) определяется в соответствии с нормой обязательных резервов (rr), которая устанавливается Центральным банком и представляет собой процент от общей суммы депозитов коммерческого банка (D). Величина обязательных резервов может быть рассчитана по формуле:

R обяз. = D ×  rr

Для каждого вида депозитов (до востребования, сберегательные, срочные) устанавливается своя норма обязательных резервов, причем, чем выше степень ликвидности депозита, тем выше эта норма. Например, для депозитов до востребования норма обязательных резервов более высокая, чем для срочных.

Если Центральный банк повышает норму обязательных резервов, то предложение денег сокращается по двум причинам:

  • во-первых, уменьшаются кредитные возможности коммерческого банка, т.е. величина резервов, которую банк может выдать в кредит. Как известно, кредитные возможности представляют собой разницу между суммой депозитов и величиной обязательных резервов (К = D – R обяз.). При росте нормы обязательных резервов сумма обязательных резервов, которую коммерческий банк не имеет права использовать на цели кредитования, увеличивается, и поэтому кредитные возможности коммерческих банков уменьшаются. Например, если общая сумма депозитов в коммерческом банке составляет 1000 долл., то при норме обязательных резервов, равной 10% (rr1 = 0,1), его кредитные возможности, т.е. сумма средств, которые он может выдать в кредит,  составят:

  К1 = D – R обяз.  = D – (D × rr1) = 1000 – 1000 × 0.1 = 900

а при норме обязательных резервов, равной 20% (rr2 = 0,2):

  К2 = D – R обяз. = D – (D × rr2) = 1000 – 1000 × 0.2 = 800

  • во-вторых, норма обязательных резервов определяет величину банковского мультипликатора, который равен:

mult банк. = 1/rr

Рост нормы обязательных резервов с 10% до 20% сокращает величину банковского мультипликатора с 10 (1/0.1) до 5 (1/0.2).

Таким образом,   изменение нормы обязательных резервов оказывает влияние на денежную массу по двум каналам:

  1. и через изменение кредитных возможностей коммерческих банков
  2. и через изменение величины мультипликатора.

В результате даже незначительные изменения нормы обязательных резервов могут привести к существенным и непредсказуемым изменениям денежной массы. В нашем примере, при норме обязательных резервов, равной 10% (rr1 = 0,1), изменение предложения денег  составит:

∆М1 = К1 ×  mult 1 = 900 ×  10 = 9000

а при норме обязательных резервов, равной 20% (rr2 = 0,2), изменение предложения денег будет равно:

∆М2 = К2 × mult 2 = 800 х 5 = 4000

Кроме того, стабильность нормы обязательных резервов служит основой для спокойного ведения дел коммерческими банками. Поэтому этот инструмент, как правило, не используется в развитых странах для целей текущего контроля над предложением денег. Изменение нормы обязательных резервов происходит лишь в случаях, когда Центральный банк намерен добиться значительного расширения или сжатия денежной массы (последний раз этот инструмент в США использовался в период кризиса 1974-1975 гг.).  К тому же, с начала 80-х годов процедура пересмотра этого показателя в развитых странах стала достаточно громоздкой и технически сложной, поэтому этот инструмент перестал быть средством оперативного и гибкого управления денежной массой.

  • Вторым инструментом монетарной политики выступает регулирование учетной ставки процента (discount rate), которая в России носит название «ставки рефинансирования». Учетная ставка процента – это ставка процента, по которой Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Коммерческие банки прибегают к займам у Центрального банка, если они неожиданно сталкиваются с необходимостью срочного пополнения резервов или для выхода из сложного финансового положения. В последнем случае Центральный банк выступает в качестве кредитора последней инстанции.

 Денежные средства, полученные  в ссуду у Центрального банка (через «дисконтное окно») по учетной  ставке, представляют собой дополнительные  резервы коммерческих банков, основу  для мультипликативного увеличения  денежной массы.

Поэтому, изменяя учетную ставку, Центральный банк может воздействовать на предложение денег. Коммерческие банки рассматривают учетную ставку как издержки, связанные с приобретением резервов. Чем выше учетная ставка, тем меньше займов берут коммерческие банки у Центрального банка, и поэтому тем меньше величина резервов, которые они могут выдать в кредит. А чем меньше кредитные возможности банков, тем меньший объем кредитов они предоставляют, и, следовательно, тем меньше денежная масса. Если же учетная ставка процента снижается, то это побуждает коммерческие банки брать кредиты у Центрального банка для увеличения своих резервов. Их  резервы увеличиваются, кредитные возможности расширяются, начинается процесс мультипликативного увеличения денежной массы, изменение которой может быть подсчитано по формуле:

∆M = ∆К × mult банк. = ∆К × (1/rr)

Таким образом, в отличие от воздействия на предложение денег изменения нормы обязательных резервов, изменение учетной ставки процента влияет только на величину кредитных возможностей коммерческих банков, не изменяя величину банковского мультипликатора.

Изменение учетной ставки также не является самым гибким и оперативным инструментом монетарной политики. Это связано, прежде всего, с тем, что объем кредитов, получаемых коммерческими банками путем займа у Центрального банка, в развитых странах относительно невелик и, например, в США не превышает 2-3% общей величины банковских резервов. Дело в том, что Центральный банк не позволяет коммерческим банкам злоупотреблять возможностью получения у него кредитов. Он предоставляет средства только в том случае, если, по оценкам экспертов, банк действительно нуждается в помощи, а причины его финансовых затруднений являются объективными.

Поэтому изменение учетной ставки скорее рассматривается как информационный сигнал о намечаемом направлении политики Центрального банка. Например, объявление о предполагаемом повышении учетной ставки Центральным банком информирует экономических агентов о его намерении проводить сдерживающую монетарную политику, как правило, для борьбы с инфляцией. Дело в том, что учетная ставка является своеобразным ориентиром для установления межбанковской ставки процента (т.е. ставки процента, по которой коммерческие банки предоставляют кредиты друг другу) и ставки процента, по которой коммерческие банки выдают кредиты небанковскому сектору

 

 


Информация о работе Кредитные отношения и современная банковская система