Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 18:09, курсовая работа
Банки - центральные звенья в системе рыночных структур. Развитие их деятельности - необходимое условие реального создания рыночного механизма. Процесс экономических преобразований начался с реформирования банковской системы. Эта сфера динамично развивается и сегодня.
3) соблюдения нормативных правовых актов, стандартов саморегулируемых организаций (для профессиональных участников рынка ценных бумаг), учредительных и внутренних документов кредитной организации;
4) исключения вовлечения
кредитной организации и
Правильная организация системы внутреннего контроля в банках является очень актуальной, причем не только в условиях перехода к рынку, но и в условиях развитого рынка, о чем свидетельствует опыт ряда стран.
Основной целью внутреннего контроля является защита интересов инвесторов банков и их клиентов путем контроля за соблюдением сотрудниками банка законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности, урегулирования конфликтов, интересов, обеспечение надлежащего уровня надежности, соответствующего характеру и масштабам проводимых банком операций, и оптимизации рисков банковской деятельности.
Система внутреннего контроля включает следующие элементы:
Контрольная среда - это фундамент для всех остальных компонентов внутреннего контроля, обеспечивающий структуру и дисциплинированность сотрудников. Среда внутреннего контроля включают в себя этику и компетентность сотрудников банка, философию и стиль менеджмента, разделение обязанностей и полномочий, организационную структуру, внимание руководства к развитию сотрудников, постановления совета директоров.
Политика и методы управления - имеется в виду отношение менеджмента к уровню риска, значению финансовой отчетности, выработке оценок для целей бухгалтерии (accounting estimates), обработке информации, функциям бухгалтерии.
Организационная структура - это каркас для всей организации и, основываясь на этом каркасе, планируются направления деятельности для достижения ее целей.
Основные элементы соответствующей высоким требованиям организационной структуры включают в себя: выделение ключевых областей ответственности и полномочий, установления определенных каналов внутренней отчетности.
Разделение обязанностей и полномочий - включает в себя степень, в которой сотрудникам позволено проявлять инициативу, пределы их полномочий и ответственность. Среда внутреннего контроля во многом определяется осознанием сотрудниками ответственности за предпринимаемые действия.
Компетентность отражает знания и умения, необходимые для достижения задач, определяющих работу отдельного лица. Менеджмент принимает решения об уровне компетентности, которому должен соответствовать сотрудник, принимая во внимание затраты на такого уровня специалиста и степень предоставленной свободы действия. Компетентность и свобода действия внесут свой вклад в процесс контроля.
Регламентация включает разработку, принятие и соблюдение внутренних нормативных документов как внешних, так и внутренних.
Отдельные виды контроля - административный, бухгалтерский, финансовый, правовой, управленческий компьютерный.
Контрольная деятельность - процесс взаимодействия и функционирования отдельных элементов системы внутреннего контроля. Включает как специальный контроль, так и выполнение контрольных функций при выполнении своих обязанностей сотрудниками.
Специальный контроль - деятельность подразделения (например, отдел внутреннего аудита) или сотрудников по проверке отдельных операций, результатов, состояния объекта проверки как на постоянной, так и на разовой основе.
Мониторинг - проверка и оценка эффективности внутреннего контроля в процессе его функционирования во времени. Проверка происходит с помощью двух процессов - оперативная проверка менеджерами в ходе операций и отдельная оценка контроля.
Кредитоспособность клиента коммерческого банка – это способность заемщика полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам (основному долгу и процентам).[3, с. 118]
Анализ и оценка кредитоспособности заемщика необходима для того, чтобы решить вопрос о том, стоит ли давать ему кредит и, если да, на каких условиях: сумма, предоставляемая банком, срок, процентная ставка, график выплаты процентов и «тела» кредита, необходимость залога по нему и тому подобное. Делается это, чтобы минимизировать риски, связанные с невыплатой или выплатой не в срок настолько, насколько это возможно.
Оценка финансового положения
заемщика является одним из главных
факторов анализа кредитоспособности.
Разные методы оценки заемщиков могут
одновременно применяться к одному
и тому же человеку. Их количество и
тщательность зависят от желания банка-кредитора
и особенностей заемщика.
Есть несколько
важнейших принципов, на основе которых
решается вопрос о том, давать или не давать
кредит конкретному заемщику:
1. Риски обмана со стороны клиента, а также
существенных изменений на рынке капиталов.
Они являются не менее важными факторами
при принятии окончательного решения,
чем оценка кредитоспособности человека,
кредит берущего.
2. Во время проведения оценки обязательно
учитывается разделение доходов и расходов
заемщика и хозяйственной операции (то
есть проекта).
3. Требуется наблюдение за тем, как клиент
распоряжается денежными средствами кредитора,
так называемое «сопровождение кредита».
4. Оценка рисков заемщика также обязательно
требует учета со стороны кредитора. В
нее входит оценка его нынешнего финансового
состояния, а также перспектив. Необходимо,
чтобы заемщиком была предоставлена наиболее
полная и достоверная информация по данному
вопросу.
Все эти
моменты обязательно должны учитываться
при принятии решения о кредите. Если хотя
бы один из них не будет учтен или будет
неверно оценен, результатом может стать
неправильное решение относительно выдачи-невыдачи
кредита или условий по нему.
Рейтинговая
оценка заемщиков также применяется для
уменьшения рисков, связанных с кредитованием
клиентов. Однако банку необходимо в любом
случае быть готовым к их возможному возникновению.
В последнее время наблюдается все большее
совершенствование оценки кредитоспособности
заемщика в соответствующих учреждениях.
Традиционно
процесс оценки состоит из нескольких
этапов. В банк (например, в сбербанк) подает
заявку человек, желающий получить заем.
Специалистом проводится первоначальная
оценка кредитоспособности заемщика Сбербанка
и определяется его рейтинг как должника
(он выражается в баллах и включает в себя
множество количественных показателей.)
Далее банк оценивает свои кредитные возможности
с учетом суммы, запрашиваемой потенциальным
клиентом. После чего проводится заседание
кредитного комитета банка, где и принимается
решение о выдаче средств. В случае, если
данное решение будет положительным, определяются
все условия кредитного договора.
Российские банки применяют различные модели оценки кредитоспособности заемщика, но в последние несколько лет наиболее точной и эффективной считается система, которую разработала Ассоциация российских банков. Она главным образом относится к юридическим лицам, но с ее помощью возможна и оценка физических лиц. Данная методика включает несколько важных критериев, которым должен соответствовать потенциальный платежеспособный заемщик:
1. солидность – показатель, отражающий ответственность руководства организации, своевременность выплаты предыдущих займов;
2. способность – включает данные о производстве и реализации продукции предпринимателем, его конкурентоспособность;
3. доходность – указывает на предпочтительность вложений в определенный проект;
4. реальность – дает информацию о возможности реализации заемщиком своих планов;
5. обоснованность – клиент должен подтвердить сумму кредита, о которой он просит, фактическими данными и расчетами;
6. возвратность – способность погасить заем за счет недвижимости или других материальных ценностей, которые находятся в собственности у должника, в том случае, если проект не принесет ожидаемой прибыли;
7. обеспеченность
займа юридическими правами
Такая рейтинговая оценка кредитоспособности заемщика поможет банку выявить клиентов, которые действительно способны возвратить долг в установленный срок. При этом изучать последние четыре показателя следует, анализируя сгруппированные статьи баланса по таким направлениям: ликвидность, обеспеченность, прибыльность и оборачиваемость активов клиента. В каждой из сформированных групп определяется одна наиболее показательная для этой организации характеристика, а потом по ней собираются и формируются статистические данные.
Однако любой пример оценки кредитоспособности заемщика покажет, что эта система, как и все предыдущие, имеет свои недостатки. В том числе, с ее помощью невозможно проанализировать платежеспособность клиента, с которым банк сотрудничает длительный срок, она не в состоянии учесть факторы риска, которые проявляются только спустя определенное время. Все это свидетельствует о том, что необходимо совершенствование методики оценки кредитоспособности заемщика.
Оценка кредитоспособности заемщика коммерческими банками на практике зачастую ведется за счет анализа финансовых коэффициентов, которые отражают платежеспособность потенциального заемщика. Но при этом достаточно трудно изучать полученную информацию, потому что не существует официально установленных значений, с которыми можно сравнить эти показатели, кроме того, они весьма сильно различаются в зависимости от отрасли, в которой работает клиент.
Из-за отсутствия каких-либо
официально утвержденных стандартов оценка
кредитоспособности заемщика банка
затрудняется – финансовые показатели
клиента не с чем сравнить, и
невозможно объективно определить, сможет
ли он выплатить долг. Сотрудники частных
банков создают и пользуются системами
оценки, которые помогают анализировать
платежеспособность с учетом интересов
конкретного финансового
В основе качественного анализа лежит информация, которую невозможно выразить количественно. Чтобы изучить платежеспособность заемщика требуются не только те сведения, которые он предоставил, но и данные службы безопасности, информация банковской базы данных. В целом, необходимо оценить все риски: производственные, отраслевые, управленческие, акционерные и прочие.
Прежде чем выдавать заем, банку необходимо собрать и проанализировать множество данных, но это происходит не по универсальной схеме, а в зависимости от кредитной политики самого финансового учреждения, потому что универсальной и единой методики в Росси не существует.
Итак, система внутреннего контроля – это совокупность организационных структур, политик, процедур и действий сотрудников организации, направленных на минимизацию рисков и обеспечение достижения ее целей. Система внутреннего контроля включает в себя контрольную среду, регламентацию (внутреннюю среду), отдельные виды контроля, контрольную деятельность, специальный контроль, мониторинг.
Кредитоспособность – основной показатель возможности заемщиком вернуть долги по финансовым обязательствам. Оценка кредитоспособности заемщика нужна для того, чтобы понять, стоит ли давать ему кредит и на каких условиях. Главными факторами анализа и оценки кредитоспособности являются финансовое положение заемщика, его рейтинговая оценка, анализ показателей состоятельности.
Сбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации и стран СНГ. Учредителем и основным акционером Сбербанка России является Центральный банк Российской Федерации, владеющий 50% уставного капитала плюс одна голосующая акция. Другими акционерами Банка являются международные и российские инвесторы. Обыкновенные и привилегированные акции Банка котируются на российских биржевых площадках с 1996 года. Американские депозитарные расписки (АДР) котируются на Лондонской фондовой бирже, допущены к торгам на Франкфуртской фондовой бирже и на внебиржевом рынке в США.
Основанный в 1841 году, Сбербанк России сегодня – лидер российского банковского сектора по общему объему активов. Банк является основным кредитором российской экономики и занимает крупнейшую долю на рынке вкладов. По состоянию на 1 января 2013 года на долю Сбербанка приходится 28,9% совокупных банковских активов, 45,7% депозитов физических лиц, 33,6% корпоративных кредитов и 32,7% розничных кредитов. Капитал Сбербанка составляет 1,7 трлн. рублей, что соответствует 27,4% совокупного капитала российской банковской системы.
Сбербанк – современный
Сбербанк предоставляет
Сбербанк России обслуживает все группы корпоративных клиентов, причем на долю малых и средних компаний приходится более 20% корпоративного кредитного портфеля Банка, оставшаяся часть – это кредитование крупных и крупнейших корпоративных клиентов. Банк также предоставляет депозиты, расчетные услуги, проектное, торговое и экспортное финансирование, услуги по управлению денежными средствами и прочие основные банковские продукты. Интеграция бизнеса «Тройки Диалог», переименованной в Sberbank Corporate & Investment Banking (Sberbank CIB), позволила Сбербанку предложить клиентам высокопрофессиональное финансовое консультирование и выбор инвестиционных стратегий, в том числе сложноструктурированные инвестиционно-банковские продукты, ECM, DCM, M&A, а также операции на глобальных рынках.
Сбербанк России предоставляет банковские услуги во всех 83 субъектах Российской Федерации, располагая уникальной филиальной сетью, которая состоит из 17 территориальных банков и насчитывает более 18 400 подразделений. Кроме того, Банк оказывает услуги через удаленные каналы обслуживания – одну из крупнейших в мире сетей банкоматов и терминалов самообслуживания (порядка 68 тыс. устройств). Сбербанк также активно развивает свои приложения «Мобильный банк» и «Сбербанк Онл@йн» с внушительной клиентской базой, насчитывающей более 9,4 млн. и 5,4 млн. активных пользователей соответственно.