Курсовая Мировые денежные системы, их история и современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования данной темы состоит в выявлении основных особенностей, раскрытии и подробном изучении мировой денежной системы, знакомство с денежными системами разных государств.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...….3
Глава 1. Понятие и элементы мировой денежной системы. Система золотого стандарта (1867— конец 1930-х гг.)…………………………….……………….….….5
1.1. Понятие и основные элементы мировой денежной системы…………………..…5
1.2. Система золотого стандарта (1867— конец 1930-х гг.)…..…………………..…..18
Глава 2. Мировые денежные системы………………………………..………………..25
2.1. Бреттон-вудсская валютная система (1944—1971 гг.)….………………………....25
2.2. Ямайская валютная система………………………………………………………..37
Заключение……………………………………………………………………………….49
Список литературы……………………………………………………………………....51
Глоссарий………………………………………………………………………………...52
Приложение А

Файлы: 1 файл

Курсовая Мировые денежные системы, их история и современность1.doc

— 375.50 Кб (Скачать файл)

В соответствии с решением сессии МВФ 1969 г. участниками системы  СДР могут быть только страны —  члены МВФ, которые проводят операции с СДР через образованный в  структуре МВФ Департамент. В настоящее время все страны — члены МВФ являются его участницами. При этом СДР функционируют только на официальном, межгосударственном уровне, на котором они вводятся в оборот центральными банками и международными организациями. Фонд не может выпускать СДР для самого себя или для других «уполномоченных держателей». Участниками системы СДР могут быть лишь страны — члены Фонда, и только они наделяются лимитами СДР. Частные лица, фирмы и коммерческие банки не могут быть держателями счетов СДР. Они могут использовать эту единицу только как счетную, например, выразить номинал ценной бумаги в СДР или указать контрактную сумму на поставку товара в этой единице. Однако расчеты должны производиться в каких-либо иных валютах.

МВФ наделен полномочиями создавать «безусловную ликвидность» путем выпуска в обращение средств, выраженных в СДР, для стран — участниц Департамента СДР. Эмиссия СДР осуществляется и в том случае, когда Исполнительный совет МВФ приходит к заключению, что на данном этапе имеется долговременный всеобщий недостаток ликвидных резервов и существует потребность в их пополнении. Оценка такой потребности определяет раз-меры выпуска СДР. Эмиссия СДР производится в виде кредитовых записей на специальных счетах в МВФ. СДР распределяются между странами — членами МВФ пропорционально величине их квот в МВФ на момент выпуска-Сумма квоты для каждого государства — участника МВФ устанавливается

в соответствии с объемом  его национального дохода и размером внешнеторгового оборота, т. е. чем богаче страна, тем выше ее квота в Фонде.

С 1 января 1970 г., в течение  первых трех лет действия системы  СДР, было выпущено немногим более 9,3 млрд СДР. В пределах указанной суммы МВФ распределял СДР между странами — участницами соглашения о СДР пропорционально их квотам в капитале Фонда.

Вместе с тем получать, держать и использовать СДР помимо стран — участниц Фонда могут МВФ, а также — по решению Совета управляющих МВФ (принятому большинством не менее 85% голосов) — страны, не являющиеся членами Фонда, международные и региональные банки, региональные валютные и другие фонды, национальные банки, которые получили статус «уполномоченных держателей». В середине 1986 г. количество держателей СДР достигло 16 (в настоящее время — 15), в том числе Банк международных расчетов, Международный банк реконструкции и развития, Международный фонд развития сельского хозяйства, Швейцарский национальный банк и др. В связи с резким ростом ликвидности международной валютной системы за счет накопления долларов из-за хронического дефицита платежного баланса США выпуски СДР не осуществлялись до 1979 г. В последующие три года (1979—1981 гг.) состоялось второе распределение СДР по 4 млрд в год. В результате общая сумма распределенных СДР среди стран-участниц составила за весь период действия системы 21,4 млрд СДР, или 5,5% всех мировых валютных резервов 1981 г., не считая золота. При этом промышленно развитые страны получили более 2/3 общей суммы распределенных СДР, в том числе США — 23%, или столько же, сколько 100 развивающихся стран. В связи с ухудшением экономического и финансового положения освободившихся государств в первой половине 1980-х гг. они неоднократно выступали с требованием о новых выпусках СДР, которые, однако, блокировались США и другими странами, располагающими большинством голосов в МВФ.

23 сентября 1997 г. Совет  управляющих МВФ одобрил предложение  Исполнительного совета о внесении новой, четвертой по счету, поправки в статьи соглашения МВФ, которая позволяет осуществить специальное одноразовое распределение СДР на сумму 21,4 млрд (29,4 млрд долл.). В результате этого общая сумма выпущенных СДР удвоится, составив 42,9 млрд (около 59 млрд долл.). Цель нового распределения СДР состоит в том, чтобы предоставить эти средства всем странам-членам и уравнять отношение сумм выделенных за все время СДР к их квотам (на уровне приблизительно 29,32% относительно действовавших на момент принятия данного решения квот). Это распределение СДР рассматривается как решение вопроса справедливости в отношении более чем '/5 стран — членов МВФ, включая страны бывшего СССР, которые, вступив в Фонд после 1981 г., т. е. после последнего выпуска СДР, вообще их не получали в порядке распределения. Однако до сентября 2002 г. указанная поправка к уставу МВФ все еще не вступила в силу, поскольку она не получила одобрения требуемого числа стран-членов, прежде всего Соединенных Штатов.

Наличие у страны лимита СДР дает ей право приобретать  в его пределах У Другой страны в обмен на СДР конвертируемую валюту, которая затем используется ею для урегулирования дефицита платежного баланса и пополнения валютных резервов. Страны, имеющие лимиты СДР, не могут требовать, Чтобы валюту предоставлял Фонд, за исключением двух случаев — их выхода из системы и ликвидации самой системы. Страна-участница может выйти из Системы СДР путем уведомления об этом МВФ. В этом случае взаимные финансовые претензии страны и Фонда, которые могли возникнуть в результате осуществления операций в СДР, должны быть урегулированы платежами валютой.

Фонд должен обеспечить для каждой страны-участницы возможность получения валюты в обмен на СДР путем назначения стран-кредиторов, предоставляющих валюту. Страны-кредиторы назначаются Фондом из числа стран — участниц соглашения о СДР, имеющих положительные сальдо платежных балансов и крупные валютные резервы. Если назначенная страна не может предоставить валюту, Фонд называет другого кредитора. По соглашению страны-участницы обязаны предоставлять валюту в обмен на СДР в пределах двойной суммы своего лимита в СДР так, чтобы общая сумма СДР на их счете не превышала 300% суммы этого лимита. Однако по договоренности между странами-участницами и Фондом эта сумма может быть превышена18.

Кроме операций с назначенными странами-кредиторами, Фонд разрешил использование СДР по договоренности между странами-участницами, между этими странами и другими держателями СДР при погашении странами обязательств перед МВФ и в некоторых других случаях. За период с первого распределения СДР в 1970 г. и по 30 апреля 2001 г. общий объем операций в СДР составил 433,1 млрд СДР (по курсу на 30.04.2001 г. — 548,2 млрд долл.). При этом на расчеты стран-участниц между собой и с другими «уполномоченными держателями» пришлось только 172,4 млрд СДР (39,8% общей суммы), в том числе на сделки «по взаимной договоренности», в которых СДР наиболее последовательно реализуют себя как средство компенсации дефицита платежных балансов, — 119,6 млрд СДР (151,4 млрд долл.). Эти показатели весьма далеко отстоят от масштабов операций мирового валютного рынка, только суточный оборот которого в апреле 1998 г. в валовом исчислении достигал 2,5 трлн долл. (без повторного счета — 1,5 трлн долл.). В связи с введением СДР Фонд открыл дополнительно к «Общему счету», по которому он проводит все операции, также «Счет специальных прав заимствования» для операций в СДР.

Страна-владелец СДР получает проценты с суммы, превышающей ее лимит СДР. 1 июля 1974 г. Фонд повысил процентную ставку по СДР с 1,5 до 5% и в дальнейшем периодически пересматривал ее с учетом уровня процентных ставок на денежных рынках.

В Уставе МВФ первоначально  было зафиксировано золотое содержание единицы СДР, равное 0,888671 г чистого  золота, что соответствовало золотому содержанию доллара США и соотношению 1 долл. = 1 СДР. «Стоимость» СДР в других валютах изменялась в зависимости от рыночного колебания курсов этих валют по отношению к доллару США. В результате девальвации доллара США в декабре 1971 г. его соотношение с СДР было установлено в 1,08571 долл. за 1 СДР; после второй девальвации доллара в феврале

1973 г. его стоимость понизилась до 1,20635 долл. за 1 СДР. С 1 июля

1974 г. Фонд ввел в  действие новый метод определения  «стоимости» СДР который основывался на стоимости ряда валют, взятых в определенных пропорциях и известных под названием «стандартной корзины» (стандартного набора валют). В корзину были включены валюты 16 стран, доля каждой из которых в мировом экспорте товаров и услуг составила в период 1968— 1972 гг. в среднем более 1%. Удельный вес каждой валюты в корзине примерно соответствовал доле страны в объеме мирового экспорта, но был скорректирован с учетом значения валюты в мировой экономике. На базе этих удельных весов и использования среднего валютного курса за предшествовавшие три месяца было рассчитано 28 июня 1974 г. количество единиц каждой из 16 валют в корзине, образующее так называемый валютный компонент. Например: для марки ФРГ расчет валютного компонента был произведен следующим образом:

0,125 (удельный вес валюты  в корзине)

1,20635 (прежняя «стоимость»  СДР в долларах США)

2,50 (средний курс марки к доллару за последние три месяца)

0,38 (валютный компонент).

Аналогичным образом  были исчислены валютные компоненты других валют. «Стоимость» СДР в  долларах США была определена как  сумма долларовых эквивалентов для каждого валютного компонента; в то же время на дату расчета она была равна «стоимости» 1 единицы прежних СДР, а именно 1,20635 долл. Впоследствии она ежедневно колебалась. С 1 июля 1978 г. состав корзины был несколько скорректирован с целью учета изменений, происшедших на валютных рынках в связи с усилением роли валют нефтедобывающих стран.

С 1 января 1981 г. МВФ упростил формулу расчета «стоимости»  СДР, сократив число валют в корзине  с 16 до 5 важнейших валют — доллара  США, марки ФРГ, французского франка, иены и фунта стерлингов. При очередном пересмотре корзины СДР с 1 января 1986 г. повышен удельный вес иены в этой корзине. При пересмотре в 1991 и 1996 гг. удельный вес валют в основном сохранился. В связи с введением евро «стандартная корзина» еще раз была изменена в 2001 г., что и отражено в табл. 10.7.

Таблица 7. Удельный вес валют в корзине СДР, в % к совокупной стоимости корзины19

Валюты

01.07. 1974

01.07. 1978

01.07. 1981

01.07. 1986

01.07. 1991

01.07. 1996

На период 2001-

2005 гг.

Доллар США

33,0

33,0

42,0

42,0

40

39

45,0

-Марка ФРГ

12,5

12,5

19,0

19,0

21

21

_

Лена

7,5

7,5

13,0

15,0

17

18

15,0

Французский Франк

7,5

7,5

13,0

12,0

11

11

-

-Фунт стерлингов

9,0

7,5

13,0

12,0

11

11

11,0

-Итальянская лира

6,0

5,0

_

_

_

Голландский Гульден

4,5

5,0

-

-

-

-

-

Канадский доллар

6,0

5,0

 

-

-

-

-

Бельгийский франк

3,5

4,0

-

-

-

-

-

Риал Саудовской Аравии

-

3,0

-

-

-

-

-

Шведская крона

2,5

2,0

-

Иранский риал

 

2,0

Австралийский доллар

1,5

1,5

-

-

-

-

-

Датская крона

1,5

_

-

Испанская песета

1.5

1.5

_

_

 

Норвежская крона

1.5

1,5

_

 

Австрийский шиллинг

1,0

1,5

-

-

-

-

-

Ранд ЮАР

1.0

_

_

   

_

Евро

 

-

-

   

-

29,0


 

Поскольку СДР не торгуют  на валютных рынках, постольку она  не имеет рыночной цены, как у  национальных валют. Поэтому для  определения цены СДР используют метод корзины четырех важнейших мировых валют (USD, EUR, GBP JPY). Каждой валюте присваивают свой относительный вес, для определения которого служат следующие показатели: 1) доля страны в мировом экспорте товаров и услуг; 2) использование валюты в качестве резервного средства различными странами. Список и относительный вес валют пересматриваются каждые 5 лет на основе этих показателей20.

С 1 июля 1974 г. МВФ ежедневно  исчисляет и публикует курс СДР  к доллару США на базе стоимости валютных компонентов корзины СДР, выраженных в долларах по рыночному курсу. Публикуется также курс СДР к валютам других стран — членов МВФ, определяемый через рыночный курс данной валюты к доллару США, и курс СДР к доллару.

В качестве счетной единицы  СДР применяется в операциях и статистике МВФ, а также используется рядом международных и региональных организаций, в том числе Всемирным почтовым союзом, Европейской конференцией почтовой и телекоммуникационной администрации. На основе СДР в конце 1986 г. устанавливали курс национальной валюты 11 стран — членов МВФ (из 151).

Функционирование Ямайской валютной системы противоречиво. Ожидания, связанные с введением плавающих валютных курсов, исполнились лишь частично. Одной из причин является разнообразие возможных вариантов действий стран-участниц, доступных им в рамках этой системы. Режимы обменных курсов в своем чистом виде не практикуются в течение длительного периода. Так, например, количество стран, привязавших свои валюты к доллару за период 1982-2001 гг., уменьшилось с 38 до 20, а к СДР - с 11 до 5, а потом до 4. Следует отметить, если в 1982 г. 8 стран осуществляли независимое плавание, то в 1994 г. — 52. Страны, объявившие о свободном плавании своих валют, поддерживали валютный курс с помощью интервенций, т. е. вместо чистого плавания фактически осуществлялось управляемое плавание.

Другой причиной является сохранение долларом США лидирующих позиций в Ямайской валютной системе. Объясняется это рядом обстоятельств: а) со времен Бреттонвудсской валютной системы сохранились значительные запасы долларов у частных лиц и правительств во всем мире; б) альтернативные к доллару, признанные всеми резервные и трансакцисшные валюты будут постоянно в дефиците до тех пор, пока платежные балансы стран, валюты которых могут претендовать на эту роль (евро, Швейцария, Япония), имеют стабильные активные сальдо; в) евродолларовые рынки создают доллары независимо от состояния платежного 6а-ланса США и тем самым способствуют снабжению мировой валютной системы необходимым средством для трансакций.

Для Ямайской валютной системы  характерно сильное колебание валютного курса доллара США, что объясняется противоречивой экономической политикой США в форме экспансионистской фискальной и рестриктивной денежной политики. Это колебание доллара стало причиной многих валютных кризисов. Все эти обстоятельства показывают, что в условиях Ямайской валютной системы, во-первых, начала формироваться группировка стран, ориентированных на доллар (фактически новая долларовая зона), а во-вторых Ямайская валютная система вопреки задуманному оказалась асимметричной валютной группировкой. К тому же цели, поставленные перед ней при создании, должны были быть положены в ее фундамент, т. е. сначала следовало добиться сбалансированности по инфляции, платежным балансам, что и создало бы основу этой системы. Что касается третьей цели — независимой внутренней денежной политики-то вряд ли ее реализация способствует развитию системного качества21.

Информация о работе Курсовая Мировые денежные системы, их история и современность