Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 08:51, курс лекций
Как только всеобщий эквивалент принял денежную форму, она сразу же начала видоизменяться. В своей эволюции деньги выступают в виде металлических (медных, серебряных и золотых), бумажных, кредитных и нового вида кредитных денег - электронных денег. Им на смену пришли кредитные и дебитные карточки. Последнее изобретение - цифровые деньги, имея ввиду деньги, используемые при расчетах с помощью Интернета.
4. Банковская система не находится в статическом состоянии, напротив, она постоянно в динамике. Необходимо отметить два момента: во-первых, банковская система как целое все время находится в движении, она дополняется новыми компонентами, а также совершенствуется. Во-вторых, внутри банковской системы постоянно возникают новые связи. Взаимодействие образуется как между центральным банком и коммерческими, так и между ними. Банки участвуют на рынке межбанковских кредитов, покупают денежные ресурсы друг у друга, оказывают друг другу и иные услуги, к примеру, участвуют в совместных проектах по финансированию предприятий, образовывают объединения и союзы.
5. Банковская система является системой закрытого типа. В полном смысле ее нельзя назвать закрытой, поскольку она взаимодействует с внешней средой, с другими системами. Тем не менее она закрыта, так как несмотря на обмен информацией между банками и издание центральными банками специальных статистических сборников, информационных справочников, бюллетеней, существует "банковская тайна". В соответствии с законодательством банки не имеют прав давать информацию об остатках денежных средств на счетах, об их движении.
6. Банковская система является самоорганизующейся, поскольку изменение экономической конъюнктуры, политической ситуации неизбежно приводит к автоматическому изменению банковской политики.
7. Банковская система выступает как управляемая система. Центральный банк, проводя независимую денежно-кредитную политику, в различных формах подотчетен парламенту либо исполнительной власти. Коммерческие банки, будучи юридическими лицами, функционируют на базе общего и специального банковского законодательства, их деятельность регулируется экономическими нормативами, устанавливаемыми центральным банком, который осуществляет контроль за деятельностью кредитных институтов.
Все эти признаки присущи белорусской банковской системе, которая в современных условиях, будучи системой переходного периода, является развивающейся системой.
Выделяют одноуровневые и двухуровневые банковские системы. Одноуровневая банковская система характеризуется отсутствием разделения на эмиссионные и не эмиссионные банки. Такой вид банковских систем характерен для ранних этапов развития банковской системы, а также для стран, строивших плановые экономики, в основе которых были учетно-распределительные, а не рыночные отношения.
Двухуровневая система предусматривает деление банков на два уровня:
Такой подход отражает рыночные принципы отношений в банковском секторе национальной экономики. Государство участвует на уровне определения общих ориентиров развития банковской системы, определяет "общие правила игры" для всех участников. Именно поэтому центральный банк не проводит напрямую операций с населением и действующими предпринимателями. Непосредственно обслуживание клиентуры происходит на втором уровне, где сосредоточены коммерческие банки и прочие кредитные институты.
Банковские системы, сложившиеся в мире на современном этапе, можно условно разделить на две большие группы:
Банковская система американского типа (сегментированная банковская система) имеет следующие отличительные признаки:
Банковская система европейского типа (универсальная банковская система) имеет следующие особенности:
На общее состояние банковской системы оказывают воздействие следующие факторы:
Возникновение центральных банков исторически связано с централизацией банковской эмиссии в руках немногих, наиболее надежных коммерческих банков, пользовавшихся всеобщим доверием, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного средства обращения. Такие банки стали называть эмиссионными. Государства, издавая соответствующие законы, активно способствовало этому процессу, т.к. выпускавшиеся для выдачи ссуд многочисленными мелкими банками банкноты лишались способности к обращению в случае банкротства эмитентов. На ранних стадиях развития банковского дела строгого размежевания между коммерческими и эмиссионными банками не было – законодательство не запрещало коммерческим банкам самостоятельно выпускать банкноты. В XVIII - в начале XIX вв. коммерческие банки обычно пользовались эмиссией банкнот для увеличения ресурсов, роста пассивов. С середины XIX в. происходило разграничение функций между коммерческими и эмиссионными банками. Для регулирования банкнотной эмиссии государство стало подвергать ее жесткой регламентации: коммерческим банкам было запрещено осуществлять эмиссию банкнот. В конце XIX-начале XX вв. в большинстве стран эмиссия всех банкнот была сосредоточена в одном банке, который стал называться центральным эмиссионным банком, а на современном этапе – центральным банком.
С точки зрения собственности
на капитал центральные банки
бывают государственными, капитал которых
принадлежит государству (Великобритания,
Германия, Франция, Канада, Россия, Беларусь);
акционерными (США, Италия); смешанны-ми –
акционерные общества, часть капитала которых принадлежит
государству (Япония, Бельгия). Некоторые
центральные банки были сразу образованы
в качестве государственных (в Германии,
России, Беларусь), другие создавались
как акционерные, а затем национализировались
(в Великобритании, Франции).
Практически во всех странах существуют законодательные акты, определяющие полномочия центрального банка и регламентирующие его деятельность. Главной задачей центрального банка является сохранение стабильной покупательной способности национальной денежной единицы и обеспечение бесперебойности денежных платежей и расчетов в стране. Так, Немецкий федеральный банк обязан «обеспечивать стабильность национальной валюты»; главная цель Банка Франции – сохранять «стабильность цен». Основными целями деятельности Национального банка Республики Беларусь являются:
Для решения поставленных задач центральный банк выполняет следующие функции.
Функция эмиссионного центра страны - монопольная эмиссия банкнот. За центральным банком как представителем государства законодательно закреплена эмиссионная монополия на выпуск в обращение и изъятие из обращения денежных знаков, т.е. национальных кредитных денег, которые являются общепризнанным средством погашения долговых обязательств в стране. В некоторых странах центральный банк монопольно осуществляет эмиссию монет, но обычно их чеканкой занимается министерство финансов (казначейство). В последнем случае центральный банк покупает монеты у казначейства по номиналу, а разница между номинальной (нарицательной) стоимостью монет и их себестоимостью составляет монетарный доход, который поступает в доходы госбюджета.
Банкноты составляют незначительную часть денежной массы промышленно развитых стран, однако банкнотная эмиссия по-прежнему необходима для платежей в розничной торговле, а также для обеспечения ликвидности кредитной системы. Эмиссионная монополия превратила центральный банк в эмиссионно-кассовый центр банковской системы, поскольку обязательства центрального банка (как в форме банкнот, так и форме депозитов коммерческих банков в центральном банке) служат кассовым резервом любого коммерческого банка.
Банкир правительства. В качестве банкира правительства центральный банк выполняет функции депозитария, т.е. хранит на своих счетах средства государственного бюджета, и фискального агента правительства по кассовому обслуживанию бюджета и государственного долга. Доходы правительства, поступившие от налогов и займов, зачисляются на беспроцентный счет казначейства министерства финансов в центральном банке, все правительственные расходы финансируются с этого счета. Центральный банк кредитует государство, консультирует министерство финансов по вопросам размещения и погашения государственных займов, выбора даты эмиссии и определения доходности государственных ценных бумаг в зависимости от рыночной ситуации. Под управлением государственным долгом понимаются операции центрального банка по размещению и погашению займов, организации выплат доходов по ним, проведению конверсии и консолидации. Центральный банк использует различные методы управления государственным долгом:
Необходимо различать взаимоотношения государства и центрального банка при устойчивом и неустойчивом состоянии государственных финансов. При устойчивом состоянии государственных финансов кредитование центральным банком ограничивается кредитованием краткосрочных потребностей государства для финансирования кассового дефицита государственного бюджета, при котором он вскоре покрывается из обычных доходов государства. Кассовый дефицит отражает временный дефицит на протяжении нескольких месяцев, когда государственные доходы не покрывают текущие государственные доходы. Кредитование такого дефицита не представляет угрозы для денежного обращения, поскольку ссуда, выданная в данном квартале, как правило, погашается в следующем квартале.
В тех случаях, когда
дефицит государственного бюджета
приобретает систематический
Банк банков. В отличие от коммерческих банков, центральный банк не имеет дела непосредственно с предпринимателями и населением. Его клиентурой являются коммерческие банки, которые выступают в роли посредников между экономикой и центральным банком. Центральный банк хранит свободную денежную наличность коммерческих банков, т.е. их кассовые резервы. Исторически эти резервы помещались коммерческими банками в центральном банке в качестве гарантийного фонда для погашения депозитов. В XX вв. в большинстве стран коммерческие банки обязаны хранить часть своих кассовых резервов в центральном банке. Такие резервы называют обязательными банковскими резервами. Центральный банк устанавливает минимальное отношение обязательных резервов к обязательствам коммерческих банков по депозитам (норму обязательных резервов).
Принимая на хранение кассовые резервы коммерческих банков, центральный банк оказывает им кредитную поддержку. Он является для коммерческих банков кредитором последней инстанции, т.е. кредитором на крайний случай.
Являясь «банком банков», центральный банк выполняет функцию главного регулирующего органа платежной системы страны. Он организует межбанковские расчеты, координирует и регулирует организацию расчетных (в том числе клиринговых систем), служит расчетным центром банковской системы.
В большинстве стран центральный банк осуществляет надзор и контроль над банками с целью поддержания стабильности и надежности банковской системы, защиты интересов вкладчиков и кредиторов. В ряде стран (Австралия, Италия, Россия, Беларусь) надзорная и контрольная деятельность осуществляются исключительно центральным банком. В других странах (Германия, США, Швейцария, Франция) надзор осуществляет центральный банк совместно с другими органами (казначейством, банковской комиссией), а в некоторых государствах (Австрия, Дания, Канада, Норвегия) надзор осуществляется не центральным банком, а иными органами.
Орган
регулирования экономики